Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения. 15.3
Государственная итоговая аттестация по русскому языку - это итог изучения предмета в течение всех девяти лет учебы в основной образовательной школе. При подготовке к ГИА в 9 классе в первую очередь нужно изучить КИМы ФИПИ ГИА по русскому языку .
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию – одно из наиболее сложных заданий, которое проверяет коммуникативную компетенцию. Выпускники с опорой на курс лингвистики должны раскрыть смысл высказывания, доказать его; должны оперировать лингвистическими понятиями, а также конкретизировать свои суждения с помощью аргументов из исходного текста. На высокий балл при написании этого сочинения могут претендовать только учащиеся, которые имеют хорошие знания по основным разделам языкознания - лексике и грамматике.
Теперь же, если выпускник осознает, что не может написать сочинение на лингвистическую тему, он может выбирать из заданий 15.2 и 15.3.Это, как правило, сочинения на морально-этическую тему по анализу прочитанного текста. Для успешного написания одного из этих сочинений учащиеся должны понимать основную мысль прочитанного текста; уметь создавать собственное письменное высказывание на основе прочитанного по заданным параметрам; устанавливать авторскую позицию в тексте; выражать свое отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме; логически последовательно излагать свою точку зрения. Для того чтобы определиться с выбором темы написания сочинения, выпускник должен внимательно прочитать оба задания и проанализировать их: как сформулирован вопрос к заданию, какое слово ключевое? Надо сравнить вопросы, продумать ответы и определить, какой ответ получается более полным, развёрнутым и аргументированным. И только после всего этого можно начинать работу над выбранным заданием.
К 9 классу учащиеся уже умеют писать сочинения-рассуждения, надо только ещё раз напомнить структуру (алгоритм) написания:
Вступление - тезис.
Основная часть - доказательства (аргументы).
Заключение – вывод.
Начиная работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения из задания 15.3, мы внимательно прочитали само задание, определили наши задачи: сформулировать и прокомментировать значение данного слова, затем написать сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса данное нами определение. Опять повторили алгоритм написания сочинения-рассуждения. Обратили внимание, что задание 15.3 отличается от заданий 15.1 и 15.2: учащиеся должны привести один аргумент из жизненного опыта. После этого мы приступили к работе над каждым элементом нашего алгоритма.
При написании вступления надо дать определение какого-либо нравственного понятия. Для этого учащиеся должны ответить на вопрос: как я это понимаю? Определение надо постараться дать одним предложением, а затем его прокомментировать. Эта задача оказалась для учащихся довольно сложной: кажется, что все понимают, а сформулировать и записать определение не получается. Чтобы помочь решить эту проблему, мы стали выполнять словарную работу: учащиеся выписывали лексическое значение понятий «дружба», «верность», «храбрость», «честность», «самооценка» и др. из толковых словарей С.И.Ожегова, В.И.Даля, Д.И.Ушакова и др. Затем мы читали и анализировали выписанные определения. Следующим этапом нашей словарной работы был подбор синонимов к данному слову, например: «дружба» - дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство, побратимство... Затем подбираем эпитеты, которые можно употреблять с данными понятиями. Например: «дружба» бывает какая? Ответы: настоящая, крепкая, безграничная, близкая, бескорыстная, искренняя, многолетняя, давняя и т.д.. После проделанной работы учащиеся формулировали свое определение понятия и записывали его. Эта работа принесла результаты: через некоторое время ребята гораздо быстрее и легче могли давать определения и записывать их.
Затем мы приступали к написанию основной части. Аргумент из текста учащиеся находили путем анализа текста. С этим заданием им было справиться несложно, потому что мы регулярно на уроках анализировали тексты, выделяли основную мысль. А вот с аргументами из жизненного опыта было гораздо сложнее: опыта у ребят ещё слишком мало. Поэтому мы обратились к художественной литературе и к историческим примерам. К выполнению этого задания мы готовились и на уроках литературы. Изучая произведения, анализируя их, учащиеся получали задания, которые могли помочь им в выполнении задания 15.3. Так, изучая роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», характеризуя образ Татьяны, они получают домашнее задание: объяснить значение слова «одиночество»; письменно ответить на вопрос «Почему Татьяна чувствовала себя одинокой?». Ответ должен состоять из 5-7 предложений. Обязательно надо акцентировать внимание учащихся на том, что выполнение этого задания поможет им в подготовке к ОГЭ при написании сочинения-рассуждения из задания 15.3. Похожие задания я стала выполнять и с учащимися 6-8 классов на уроках литературы, объяснив, что это им поможет в будущем при сдаче ОГЭ. Сочинения-миниатюры мы и раньше писали, но теперь мы стали выделять «ключевое» слово (понятие), значение которого надо объяснить, а потом уже отвечать на поставленный вопрос. Важно, чтобы учащиеся знали, где и когда они могут использовать эту работу, надо их нацеливать на конечный результат учебы: получение хороших знаний для успешной сдачи ГИА, чтобы каждый в дальнейшем мог поступить в учебное заведение и приобрести выбранную профессию.
И в заключении мы опять возвращаемся к определению, чтобы обобщить вышесказанное.
Успешная сдача ОГЭ, по моему мнению, зависит не только от теоретической и практической подготовки учащихся, но и психологического и морального настроя. Учащимся должны быть уверенны, что они все успешно сдадут экзамен при регулярной подготовке, они не должны испытывать страха перед ГИА.