СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Развитие УУД на этапе усвоения ключевых понятий "

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю приемы технологии критического мышления, их описание для развития УУД на этапе усвоения ключевых понятий. Также представленна подсказка по УУД.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Развитие УУД на этапе усвоения ключевых понятий "»

Методические рекомендации

Усвоение ключевых понятий

На уроках на этапе усвоения новых знаний можно использовать методы критического мышления.

Приемы технологии критического мышления, которые могут быть использованы в начальной школе и среднем звене.


Прием

Описание

УУД

1

Толстые и тонкие вопросы.


Данный прием может применяться для самостоятельной учебной и домашней работы. “Тонкими” вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения. “Толстые” вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

Систематическое применение данного приема учит учеников грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы могут задаваться устно или оформляться в таблицу.

Коммуникативные УУД

2

Синквейн.


Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.

Познавательные УУД


3

Кластер

В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся

Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Помогает установить максимальное количество признаков изучаемого понятия.

Познавательные УУД


4

Прием “Верите ли вы?”.


Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении на уроке и придает ему определенную интригу. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат. Также используются для проверки слова “Да”, “Нет” с последующей самопроверкой.

Коммуникативные УУД


5

Кроссворды


Познавательные УУД


6

Прием “Письмо по кругу”.

Сочинение или текст на определенную тему по одному предложению.

Коммуникативные УУД

7

Прием “Закончи предложение”

Позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

8

Прием “Взаимоопрос”.


Он направлен на то, что ученику легче ответить своему однокласснику, чем учителю, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Работа идет в парах. Преподаватель фиксирует правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика.

Коммуникативные УУД

9

Прием “Сбор ассоциаций”



Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определенное время написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники писали приходящие на ум ассоциации.

Познавательные УУД

10

Прием “Знаете ли вы, что”.



Позволяет настроить ученика на работу, заинтересовать изучаемой темой. Данный прием предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока.

Познавательные УУД

11

Прием “Диаграммы сравнения”


Цель: развитие умения сравнивать и обобщать

Учитель группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД


12

Рефлексивные вопросы.


Этот прием заключается в наборе вопросов. Набор рефлексивных вопросов:

Что показалось вам сегодня трудным?

Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?

Что в изученном сегодня для вас самое главное?

Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? Назови.

Были ли моменты недовольства собой? Когда?

Личностные УУД

Коммуникативные УУД









Коммуникативные УУД формируются, когда:

‐ ученик учится отвечать на вопросы;

‐ ученик учится задавать вопросы;

‐ ученик учится вести диалог;

‐ ученик учится пересказывать сюжет;

‐ учащихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».


Личностные УУД формируются, когда:

‐ учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;

‐ учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».

Регулятивные УУД формируются, когда:

‐ учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи, оценивать.

Познавательные УУД формируются, когда:

‐ учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».