СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Сочинение по литературе. Просто?!"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Написание сочинения – труд тяжелый, чаще всего, сопровождающийся тревожными сомнениями: с чего начать работу? о чем вообще писать? как завершить текст? Но однозначных ответов на эти вопросы нет. Существуют лишь различные методики создания сочинения, и каждый вправе сам выбрать, какой путь ему больше всего подходит. Данный материал подготовлен для учителей предметников и учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Сочинение по литературе. Просто?!"»

Колпакова Е.С.

МБОУ «Староникольская ООШ»

Методические рекомендации

«Пишем сочинения по литературному произведению»


Написание сочинения – труд тяжелый, чаще всего, сопровождающийся тревожными сомнениями: с чего начать работу? о чем вообще писать? как завершить текст? Но однозначных ответов на эти вопросы нет. Существуют лишь различные методики создания сочинения, и каждый вправе сам выбрать, какой путь ему больше всего подходит.

С 2014—2015 учебного года в школах проводится сочинение. Его называют итоговым, выпускным, зимним, декабрьским, сочинением по литературе, итоговым сочинением по литературе. Важно то, что это выпускное сочинение. Экзамен обязателен для всех выпускников: окончить школу без него нельзя. Для многих это одновременно и вступительная работа: она может быть представлена в вуз, который сам организует проверку и выставит дополнительные баллы от 0 до 10. Поэтому, итоговое зимнее сочинение может в ситуации конкурса стать решающим.

ФИПИ разработал «Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими программы высшего образования». Проект опубликован. Но делается оговорка: вузы имеют право разработать собственные критерии.

В школе за экзамен баллы выставляться не будут, достаточно получить за работу зачёт. Ведь это будет пропуском к остальным экзаменам. Кто не справится с сочинением, к другим экзаменам не допускается.

Рекомендуемый объём сочинения — 350 слов (считаются все слова, даже маленькие: предлоги, союзы, частицы и проч.). За работы объёмом менее 250 слов ставится незачёт.

Сочинение должно выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы (ФИПИ).

В вашем сочинении обязательна должна быть «опора на произведения русской и(или) мировой литературы». Требуется не просто ссылка на тот или иной художественный текст, но и «обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т. д.», то есть тема раскрывается с опорой на литературный материал. Это главное требование.

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).




К1.

Соответствие теме



Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

2



Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

1



Сочинение не соответствует теме,

и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

0


К2

Аргументация. Привлечение литературного материала



Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания;


допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имён персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

2



Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;


и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;


и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.

1



сочинение написано без привлечения литературного материала,


или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,


и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

0


К3

Композиция



Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

2



Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,


и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,


и/или мысль повторяется и не развивается.

1



Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

0


К4

Качество речи



Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов

2



Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

1



Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами

0


К5

Оригинальность сочинения



Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

1



Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.

0


К6

Речевые нормы



Допущено не более 2 речевых ошибок.

2


Допущены 3-4 речевые ошибки

1


Допущены 5 и более речевых ошибок.

0

К7

Орфографические нормы



Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

3


Допущены 2-3 орфографические ошибки.

2


Допущены 4-5 орфографических ошибок.

1


Допущено более 5 орфографических ошибок.

0

К8

Пунктуационные нормы



Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

3


Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.

2


Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.

1


Допущено более 5 пунктуационных ошибок.

0

К9

Грамматические нормы



Допущено не более 2 грамматических ошибок.

2


Допущены 3-4 грамматические ошибки.

1


Допущено 5 и более грамматических ошибок.

0

К10

Фактическая точность в фоновом материале



Фактические ошибки отсутствуют.

1


Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).

0


МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ


20




Несмотря на то, что существуют различные пути написания сочинения, и работа над каждым жанром требует своего подхода, все же выделяются некоторые универсальные этапы и правила создания текста, знание которых существенно облегчает творческий процесс.

Этапы:

1. Формулировка / выбор темы;

2. Формулирование главной мысли/проблемы, которую будете доказывать/раскрывать в работе;

3. Обоснование актуальности главной мысли/проблемы;

4. Подбор аргументов, подтверждающих, иллюстрирующих главную мысль/проблему;

5. Определение собственной позиции;

6. Написание черновика по схеме («Трехчастная структура текста»).

Особенности сочинения различных жанров


Сочинение - характеристика

Требует глубокого раздумья системой образов и над отдельным героем. Чаще всего это размышление о нравственных идеалах, поступках, действиях, взаимоотношениях с окружающими людьми. Необходимо проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выделить индивидуальное, неповторимое в личности героя.

Сконцентрировать внимание ученика на времени, в котором жил герой, на его образе жизни, чувствах, переживаниях помогут лирические отступления автора.

В этом жанре можно выделить сравнительную характеристику и характеристику лирического героя (для поэтического произведения).

Для последнего характерны высокое эстетическое чувство, эмоциональность в изложении. Ученику нужно «погрузиться» в содержание поэтического произведения и осмыслить его язык через изобразительно-выразительные средства, ритмику стиха.

В сравнительной характеристике нужно избегать механического изложения основных черт героев, надо углубить их общие и противоположные черты, показать суть каждого через взгляды, образ жизни.

Сочинение – литературный портрет

Предполагает свободное раскрытие «портрета» человека. Эмоциональность изложения материала в этом жанре усиливается. Ученик не должен стремиться к строгой последовательности в раскрытии портрета, он должен дать свое видение, понимание, значение этого человека для себя, для своей жизни. К литературному портрету примыкает портретная зарисовка.

Она требует жесткого отбора материала: одной картины , одного-двух фактов, немногих, но очень выразительных деталей, раскрывающих облик героя, писателя или поэта.

Сочинение - этюд

Лирический монолог пишущего о том значительном, что составляет суть картины, события или раздумья.

В словаре читаем: «Этюд — это небольшое произведение критического и другого характера, посвященное какому-либо отдельному вопросу»

Сочинение - эссе

Можно предложить до изучения творчества писателя: «Моя первая встреча с...» Оно должно включать в себя авторское первоначальное впечатление от прочитанного, общее понимание жизни писателя, его произведения. Оно не требует глубины раскрытия темы (лучше, если автор сочинения сам сформулирует тему), но повествование должно быть стройным, раскрывающим основной вопрос.

Сочинение - рецензия

Разновидность критической статьи, наиболее глубокое высказывание о произведении искусства (литература, спектакль, кино).

В работе нужно дать анализ, суждение, отзыв об этом произведении.

Повествование должно сочетать в себе обоснованные, логичные суждения с привлечением ярких эпизодов, картин, размышлений героев.

Вступление в рецензии может начинаться ярким эпизодом из текста (яркой текстовой заставкой).

Ученик должен сообщить немного об авторе, истории создания произведения, раскрыть тему и основные проблемы - все это должно привести к выводу о художественном своеобразии данного произведения.

Сочинение обозрение

Возможен менее глубокий анализ. Уместны обращения к различным произведениям одного или нескольких писателей или поэтов, краткий комментарий к ним.

Сочинение - литературно-критическая статья.

Ученик на основе глубокого анализа одного или двух-трех произведений выдвигает одну или несколько проблем, затронутых автором. Цель ее — обстоятельно рассмотреть, исследовать главные проблемы творчества писателя с общечеловеческих позиций, то есть в центре внимания всегда будет нравственно-эстетическая ценность произведения.

В сочинении-статье должны иметь место выводы и обобщения, сделанные в результате глубокого анализа текста, а потому именно в статье могут быть использованы самые различные приемы: литературные зарисовки, портретные описания, речевые характеристики, диалоги, пейзаж.

Сочинение- очерк

(сочинение-рассказ)

Обращение к читателю с размышлением о своих переживаниях, чувствах, вызванных прочитанным произведением. Предполагает глубокое знание фактического материала, требует искусства раскрытия темы в динамике (будь то рассказ о герое или событии, явлении). Очерк должен подвести читателя к выводу об общественной значимости того, о чем рассказывается в нем.

Очерк ярко выявляет личность автора.


Существуют такие разновидности очерка:

путевой очерк (если проблема связана с картинами быта, природы или дорожными событиями);

проблемный очерк (если автор рассуждает о важных и острых идейно-политических, экономических, эстетических или нравственных вопросах);

портретный очерк (в центре его человек, его дело; очерк решает общественно значимую проблему, связанную с характером или поступками героя, с другой стороны, выражает авторское отношение к самому герою очерка).

Сочинение -дневник


Один из жанров, который помогает учителю увидеть внутренний мир ученика. Перед тем как обратиться к этому сочинению, нужно рекомендовать ребятам прочитать дневники великих людей.

В основе должны быть положены личные наблюдения от увиденного, размышления от прочитанного, суждения о творчестве писателя. Повествование должно идти от первого лица. Большое место в сочинении-дневнике отводится творческой фантазии и воображению. В композиции дневника преобладают отрывочные записи, датированные определенным числом, месяцем, годом, вставные эпизоды, встречи с людьми (героями книг), размышления о событиях, фактах. От автора сочинения требуется соблюдение композиционных особенностей дневника, а также искренность при изложении материала.

Путевые заметки включают в себя элементы описания местности, рассуждения об увиденном, лирические отступления, портретные зарисовки, впечатления и даже диалоги с теми, кого «встретили по пути».

Сочинение - письмо

Обращение к одному или группе лиц.

Может включать рекомендации о прочитанном (письмо к другу), выражать просьбу или советы в разрешении каких-то проблем, раздумьем о судьбе какого-то героя.

Дает возможность понять нравственно-эстетические взгляды ученика, увидеть его художественный вкус. Обязательным условием сочинения - письма является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.

Сочинение-интервью (диалог)

Воспитывает искусство общения, творчески обогащает личность ученика, учит его сдержанности в отборе языковых средств и умению аналитически мыслить. Автор сочинения должен четко знать, о чем он будет писать (какие вопросы будет задавать и что на них отвечать), уметь пользоваться диалогической речью, глубоко знать ту проблему, которую он освещает.

Этот жанр развивает искусство монологической речи, предполагает свободное владение учеником темой разговора, глубокое погружение в творческую лабораторию писателя — автор сочинения отвечает за всех, дающих интервью,

Сочинение-исповедь (монолог)

Один из самых редких жанров. Он опирается на глубокое знание текста, на неоднократное погружение в него. Пишущий сочинение на литературную тему в этом жанре ведет повествование от первого лица вслед за автором (идентичность с героем), поэтому сочинение логически выстраивает всю жизнь героя в художественной манере, близкой авторской. Рассказывая о своей жизни, герой размышляет о многом, и в этих размышлениях должны занять место все проблемы произведения. Если ученик пишет сочинение на свободную тему, то исповедь — это крик его души, откровенный, искренний, глубокий


Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как работать над темой того или иного вида.


Виды тем по литературе:


Проблемные темы

Основным содержанием становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин "проблема".

Если формулировка такой темы начинается со слова "проблема", то работу над темой надо начинать с объяснения этого понятия. Нужно не отвечать на вопросы, а задавать их (обязательно в соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем).

Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.

Сопоставительные темы

Предполагают сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом "и". Например:

«Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева «Отцы и дети».

В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке.

Предполагается строгая последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.

Обзорные темы

Отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например:

«Образ Петербурга в русской лирике серебряного века».

Это предполагает не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект "сверху", разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.

Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя

Предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки работы с ними: уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность художественного произведения и показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема. Например:

Мастерство Л.Толстого в изображении истории.

Сочинения по цитате



Важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, скрытый в цитате, и назвать те аспекты, на которых надо подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.



Композиция сочинения


Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.

Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой.

Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

Все части сочинения должны быть логически взаимосвязаны, каждая предыдущая часть плавно переходит в следующую.


Вступление

Вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно ответить в рамках темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Можно привести термины, которые понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о понимании этих терминов. Не надо бояться вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.

Готовит читателя к восприятию всего сочинения, поэтому должно быть тщательно обдумано. Задача пишущего – подвести к теме таким образом, чтобы логично перейти к изложению основного материала сочинения.


Основные, наиболее распространённые виды вступления:

  • история создания произведения;

  • историческая справка (в том случае, когда в теме сочинения названо произведение – историко-литературный памятник);

  • биография автора или исторический период, если эти сведения разъяснение ведущих понятий, входящих в состав темы, если они имеют важное значение для последующего анализа текста («тема судьбы…», «образ героя…»);

  • комментированная цитата – изречение великих людей.

  • ответ на заданный по теме вопрос;

  • представлено мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению ученика («как вы понимаете смысл названия…»);


Реже используется в качестве вступления:

  • общая характеристика произведения (её трудно увязать с основной частью; уместнее прибегать к такой характеристике в заключении).

  • лирическое введение к теме (связывает произведение с личным жизненным, эмоциональным опытом или с современностью).


Типичная ошибка: вступление составляется «для красоты» и притягивается к основной части по принципу механического соединения или пишется уже после создания основной части сочинения.

Основная часть.


Анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. Это проверка того, насколько верно понята тема. Это развернутый и доказательный ответ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. По объему эта часть самая большая.


Следует избегать:

  • пересказа литературного произведения;

  • изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме


Важнейший момент – составление плана основной части. В ней ясно, чётко, конкретно, логично, последовательно и аргументировано должна быть раскрыта тема.


По структуре основная часть состоит из ряда подпунктов, каждый из которых представляет важный аспект темы. Подпункты располагаются в основной части продуманно, строго последовательно. Они взаимосвязаны, то есть не могут произвольно меняться местами. Каждый подпункт выражает законченную аргументированную мысль. Все вместе они доказывают и иллюстрируют идею сочинения.


При написании основной части необходимо помнить:


  • сочинение украшают и делают более содержательным сравнения и сопоставления (автора с автором, произведения одного автора между собой, произведения разных авторов, героев);

  • тот, кто проверяет ваше сочинение, может иначе смотреть на вещи, поэтому включайте в свои рассуждения элементы «внутренней» полемики или полемики с воображаемым собеседником;

  • избегайте лишних проявлений эмоциональности в форме многочисленных лирических отступлений, прямых обращений к читателю, неумеренного пафоса;

  • НО и не «пересушите» сочинение лишённым всяких эмоций, изложением материала: вы пишете сочинение, а не научный трактат;

  • старайтесь избегать смешения стилей;


Заключение.


Подведение итогов ваших рассуждений по проблемным вопросам, которые были сформулированы во вступлении.

Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова "проблема", "композиция". "образ", "пейзаж" и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.


Заключительная часть должна быть:

  • короткой, но емкой;

  • связана с предыдущим изложением;

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме.


Можно выделить два основных вида заключения:


Заключение-вывод (важная мысль, вытекающая из всего, ранее сказанного).

Заключение-следствие (это литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом анализируемым произведением в литературном процессе, в творчестве автора, его влиянии на общественную ситуацию, на художественную деятельность современников).





Чтобы сочинение было написано успешно, необходимо следующее:

  • соответствие выбранной теме;

  • знание текста художественных произведений;

  • демонстрация знаний всех произведений школьной программы по выбранной теме;

  • знание литературоведческой терминологии. Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете;

  • знание литературно-критических работ, посвященных данным произведениям и их авторам;

  • знание биографии автора и особенностей его творческой манеры;

  • знакомство с художественными направлениями, методами стилевыми течениями;

  • умение логично рассуждать, последовательно излагать тезисы и предметно их доказывать;

  • наличие собственной точки зрения на произведение литературы и творчество его автора;

  • владение языковой и стилистической грамотностью.


Типичные ошибки при написании сочинений:


  • неполное или неправильное раскрытие темы (поверхностное раскрытие темы, её неоправданное расширение, сужение, одностороннее раскрытие, непонимание темы, обращение к фактам, не имеющим отношения к теме);

  • ложная идея сочинения, неверная оценка авторской позиции, идеи (смысла) художественного произведения, отсутствие сформулированной идеи;

  • нарушение логики и последовательности в изложении материала;

  • слабая аргументация своих рассуждений;

  • подмена анализа пересказом художественного или критического текста;

  • несоразмерность композиции, отсутствие отдельных частей сочинения;

  • слабое владение фактическим материалом, искажение цитатного материала;

  • недостаточное и неуместное цитирование;

  • отсутствие выводов и обобщений;

  • орфографические, стилистические, пунктуационные ошибки, бедность словарного запаса, речевые ошибки и недочеты





ЖЕЛАЮ УДАЧИ!







Источники:

onlinesoch.narod.ru/soch.html