Муниципальное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение дополнительного образования «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕЛЕКЕССКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Методические рекомендации
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММы»
Автор: Никитина Татьяна Валерьевна,
зам.директора по УВР
МОУ ДОД Дом детского творчества
МО «Мелекесский район»
НОВОСЕЛКИ-2017
Общие сведения
Методические рекомендации не являются нормативным актом, составлены на основе федеральных методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее по тексту – ДООП, программа), рекомендуются к использованию при разработке и оценке качества ДООП.
Данные методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования – разработчикам дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, экспертам, определяющим их качество.
Методические рекомендации разработаны в соответствии:
с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ №273);
с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Приказ №1008);
с учётом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. № 1726-р.
Основные характеристики ДООП:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, согласно ФЗ №273 - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Дополнительная общеразвивающая программа строиться на принципах: конкретности, точности, логичности, реальности; имеет официально-деловой стиль изложения с элементами научного (предполагается использование современной педагогической терминологии) и оптимальный объём, не перегруженный излишней информацией.
Проектирование и реализация ДООП строиться на следующих основаниях:
- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
- соответствие ОП и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям;
- вариативность, гибкость и мобильность ОП;
- разноуровневость (ступенчатость) ОП;
- модульность содержания ОП;
- ориентация на межпредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивных характер ОП;
- открытый и сетевой характер реализации.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
предназначены для детей и взрослых, направлены на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, физическом, духовно-нравственном или профессиональном самосовершенствовании и не сопровождаются повышением уровня образования, самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
ДООП может реализовываться с использованием сетевой формы, дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и т.д.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Содержание ДООП и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утверждённой образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является локальным нормативным документом, поэтому проходит проверку и утверждение в определённом порядке:
- внутренняя экспертиза (составляется внутренняя рецензия) - обсуждение программы на методическом совете, даётся анализ качества программы, соответствие Уставу, действующим нормативно-правовым документам, требованиям к содержанию;
- внешняя экспертиза (составляется внешняя рецензия) проводится специалистами в данной области деятельности;
- обсуждение программы на педагогическом совете, решение об утверждение обязательно вносится в протокол педсовета;
- утверждение программы осуществляется приказом директора на основании решения педагогического совета, после чего она может считаться нормативно-правовым документом.
III. Структура ДООП:
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает:
1.Титульный лист
Комплекс основных характеристик
Комплекс организационно-педагогических условий
Список литературы.
Рассмотрим подробнее каждый пункт.
Титульный лист (первая страница программы) содержит следующую информацию:
- название образовательной организации (по Уставу);
- кем и когда утверждена;
- название программы;
- возраст учащихся;
- срок реализации (годы и часы);
- кем и когда принята программа;
- ФИО разработчика программы, должность;
- год разработки и место (см. приложение №1)
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовате-льной общеразвивающей программы включает:
1.1.Пояснительную записку, где указывается направленность деятельности, актуальность, её отличительные особенности, кому адресована, объем и срок освоения, особенности организации образовательного процесса, режим занятий:
направленность программ: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (см. приложение №6);
актуальность программы – это современность содержания, соответствие социальному заказу, запросам учащихся и их родителей, её необходимость, полезность и востребованность;
отличительные особенности – это то, что отличает данную программу от уже существующих (характерные свойства, отличительные черты, основ-ные идеи, которые придают программе своеобразие);
адресат - даётся личностная характеристика учащихся, обучающихся по программе (возрастные особенности детей, уровень их развития, круг интересов);
объем программы – указывается общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы;
срок освоения программы характеризуется продолжительностью программы, указывается количество месяцев, лет;
формы обучения – очная, очно-заочная, дистанционная (допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения);
формы занятий, выездные и др., включая проектную деятельность и электронное обучение. Это лекции, практические занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, др;
особенности организации образовательного процесса (групповые, индивидуальные, подгрупповые и т.д.) и виды занятий по программе, которые определяются её содержанием. Это могут быть лекции, практические занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, деловые и ролевые игры, мастерские, тренинги, выездные тематические занятия, творческие отчёты, концерты, выставки, соревнования и др.;
режим занятий (расписание) – это периодичность и продолжительность
занятий, количество часов и занятий в неделю. Описывается режим занятий в каникулярный период, который может меняться и переноситься на более удобное для учащихся время.
Режим занятий необходимо планировать с учетом требований СанПиН 2.3.3.3172-14 от 04.07.2014 №4 (см. приложение №5), согласно которому:
- занятия в организации дополнительного образования начинаются не ранее 8.00 часов и заканчиваются не позднее 20.00 часов;
- для обучающихся в возрасте 16-17 лет допускается окончание занятий в 21.00.
1.2.Цель и задачи программы.
Цель – это планируемый конечный результат обучения и ставится в соответствии с содержанием программы. Она должна быть ясна, конкретна, реальна и перспективна.
Задачи - это конкретные результаты реализации программы: образовательные (обучение знаниям), развивающие (развитие творческих способностей, внимания, мышления, воображения и т.п.), воспитательные (формирование личностных качеств у учащихся, взаимоотношений), которые направлены на достижение цели и ставятся на каждый год обучения (научить, привить, развить, сформировать, воспитать).
1.3.Содержание программы раскрывается через учебный и учебно-тематический планы.
Учебный план – это разбивка содержания программы по разделам и темам на теоретические и практические часы (преобразованный бывший учебно-тематический план). Составляется на каждый год обучения и оформляется в табличной форме.
Содержание учебно-тематического плана - это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью учебного плана. Материал следует излагать по каждому разделу (отдельно теория и практика) назывными предложениями. В содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты (см. приложение №2).
1.4.Планируемые результаты – это совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, приобретаемых учащимися при освоении программы. В этой части необходимо сформулировать: что должен знать и уметь учащийся в результате освоения программы, развитые в процессе обучения компетенции и личностные качества, межпредметные, предметные и личностные результаты.
Межпредметные результаты – это усвоенные учащимся способы деятельности, применяемые им как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций (обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений).
Личностные результаты – это готовность и способность учащегося к саморазвитию и самоопределению (ценностные ориентации, ЗУНы, рефлексия деятельности, волевые усилия).
Предметные результаты – это теоретические знания по программе и практические умения, предусмотренные программой.
Формулируются с учетом цели и содержания программы по годам обучения.
2.Комплекс организационно-педагогических условий содержит:
2.1.Календарный учебный график (см. приложение №3) является обязательным приложением программы, составляется отдельно для групп первого, второго и последующих годов обучения (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).
В данный раздел входит следующая информация:
о начале и окончании учебных периодов: количество учебных недель, продолжительность каникул, сроки контроля, и т.п.
2.2.Условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий реализации программы: материально-технических, методических, информационных.
Материально-техническое обеспечение программы: наличие помещений, площадок для занятий, перечень материалов, приборов и инструментов для работы, оборудования, игрового и спортивного инвентаря; информационное (технические средства обучения, интернет ресурсы) и кадровое (педагоги, задействованные в реализации программы) обеспечение.
2.3. Формы аттестации (контроля)
Разрабатываются для определения результативности усвоения программы, указываются согласно учебному плану (например: творческий отчёт, защита проекта, открытое занятие, публичное выступление, выставка творческих работ, зачёт, соревнование и т.п.).
2.4.Оценочные материалы.
Педагог должен прописать используемые диагностические методики (авторские или уже разработанные), по которым оценивает уровень достижения учащимися предполагаемых результатов программы.
2.5.Методические материалы - это методические продукты, обеспечивающие реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: пособия, оборудование, приборы, дидактический материал; краткое описание используемых методик и технологий (см. приложение №4).
Педагог определяет используемые методы обучения (например: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и др.).
2.6.Рабочие программы (модули) разрабатываются для модульной, комплексной, интегрированной программ. Порядок создания рабочей программы и её структура должны быть закреплены локальным актом ОО.
3.Список литературы
Указывается:
- литература, наглядный материал (альбомы, карты, атласы, таблицы) и электронные образовательные ресурсы для педагогов;
- литература, наглядный материал и электронные образовательные ресурсы для учащихся;
- литература и электронные образовательные ресурсы для родителей.
Список литературы указывается в соответствии с государственными требованиями к оформлению библиографических ссылок.
IV. Заключительные положения
Лица, осваивающие ДООП, называются «учащимися» (ФЗ №273, ст.33, п.2).
Дополнительные общеобразовательные программы ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы [3].
Приложение №1
Образец оформления титульного листа
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»
Утверждаю
Директор МОУ ДО
Дом детского творчества
МО «Мелекесский район»
«___» _____________ 2017 г.
____________ Л.В.Лисов
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волшебная глина»
художественной направленности
Срок реализации: 2 года
Возраст учащихся: 7 – 11 лет
Принята на заседании педагогического совета МОУ ДО Дом детского творчества МО «Мелекесский район» от «____» ________2017 г. Протокол №____ | Программа разработана Ивановой Еленой Ивановной, педагогом дополнительного образования |
Новоселки – 2017
Рецензенты:
1.____________________________________________________
______________________________________________________
________________________________________________
___________________________________________________
Срок обучения: 2года
1 год – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа х 36 недель) 7-10 лет;
2 год – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа х 36 недель) 8-11 лет.
Программа рассмотрена на заседании методического совета МОУ ДО Дом детского творчества МО «Мелекесский район»
Протокол № ____ от «_____» ______________2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовате-льной общеразвивающей программы:
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цель и задачи программы
1.3.Содержание программы
1.4.Планируемые результаты
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
2.2.Условия реализации программы
2.3.Формы аттестации (контроля)
2.4.Оценочные материалы.
2.5.Методические материалы
3.Список литературы
Приложение №2
Образец составления учебного плана
Учебно-ТЕМАТИЧЕСКИЙ план 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ занятий | Название раздела, темы | Количество учебных часов | Формы контроля |
всего | теория | практика |
1-3 | Введение в программу | 6 | 2 | 4 |
1 | Входная диагностика. Вводный инструктаж | 2 | 1 | 1 | тестирование |
2 | Основные виды деко-ративно-прикладного творчества | 2 | 1 | 1 | опрос |
3 | Знакомство с основ-ными направлениями декоративно-прикла-дного творчества. | 2 | 2 | - | опрос |
4-10 | Сувениры из природного материала | 14 | 4 | 10 | |
4 | Сбор природного материала. | 2 | - | 2 | наблюдение |
5 | История сувениров. Изготовление рамки из ракушек. | 2 | 1 | 1 | мини-выставка творческих работ |
… | … | … | … | … | … |
72 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | конкурс |
Итого | 144 | 50 | 94 | |
Образец оформления содержания учебного плана
Раздел 1. Введение в программу – 6 часов
Тема «Входная диагностика. Вводный инструктаж»
Теория: презентация программы, основные понятия курса: работа с природным материалом, с бумагой, тестопластика. Правила поведения на занятиях ручным трудом, правила ПДД.
Инструктаж по ТБ при работе с колющими и режущими инструментами (проволокой, клеем, ножницами).
Практика: Игры на знакомство: «Поздоровайся локотками», «Назови соседа». Игры на знание ПДД «Светофор», «Найди ошибку».
Тема «Основные виды декоративно-прикладного творчества»
Теория: Правила организации рабочего места. Виды декоративно-прикладного творчества. Демонстрация творческих работ в изучаемых техниках.
Практика: решение кроссворда.
и т.д.
Приложение №3
Образец составления календарного учебного графика
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
групп первого года обучения с 15.09.2017г. по 31.05.18г.
2-й вариант
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Группа | Дата |
т | пр | к |
1 | Входная диагностика. Вводный инструктаж | 2 | - | - | 1 | 15.09.17 |
2 | 17.09.17 |
.. | … |
2 | Основные виды декоративно-прикладного творчества | 2 | - | - | 1 | 18.09.17 |
2 | 19.09.17 |
3 | Знакомство с основными направлениями декоративно-прикладного творчества. | 1 | 1 | - | 1 | 22.09.17 |
2 | 24.09.17 |
… | … | … | … | … | … | … |
72 | Подведение итогов | - | - | 2 | 1 | 27.05.18 |
2 | 29.05.18 |
Приложение №3
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2016-2017 учебный год
2-й вариант
Период обучения: с 15 сентября по 31 мая |
Год обучения | сентябрь | … | май | Всего учебных недель | Всего часов по программе |
Неделя обучения | 15.09-19.09 | 21.09-26.09 | 29.09-03.10 | | | | | | 03.05-08.05 | 10.05-15.05 | 17.05-22.05 | 24.05-29.05 |
1 | 2 | 3 | 4-32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 36 | 576 |
1-й год обучения | контроль | - | - | 1 | | | | | | | | | | | |
практика | 2 | 1 | 2 | | | | | | | | | | | |
теория | 2 | 3 | 1 | | | | | | | | | | | |
2-й год обучения | контроль | 1 | - | - | | | | | | | | | | | |
практика | 3 | 4 | 3 | | | | | | | | | | | |
теория | 2 | 2 | 3 | | | | | | | | | | | |
3-й год обучения | … | | | | | | | | | | | | | | |
Промежуточная и итоговая аттестация | | | | | | | | | | | | | | |
Каникулярный период | с 01.06 по 31.08. |
Приложение №4
Методические материалы
№ п/п | Раздел или тема программы (по учебному плану) | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) | Дидактический материал | Формы подведения итогов | Техническое оснащение занятия |
1 | Введение в программу и т.д. | Занятие-знакомство. Беседа. Групповая практическая работа. Выездное занятие. | Словесный: беседа, инструктаж, объяс-нение. Наглядный: демон-страция иллюстра-ций,, образцов работ. Объяснительно-иллюстративный: Показ выставочных работ с объяснении-ем Практический: игра, работа под наблю-дением педагога | Презентация прог-раммы, инструкция по ОТ и ТБ, иллю-страции работ в изучаемых по про-грамме техниках, карточки с задания-ми | Опрос, тестирование | Компьютер |
Приложение №5
Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования
(СанПиН 2.4.4.3172-14 "(Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей")
№ п/п | Направленность объединения | Число занятий в неделю | Число и продолжительность занятий в день |
1 | Техническая | 2 - 3 | 2 по 45 минут |
1.1. | Объединения с использованием компьютерной техники | 1 – 3 | 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет; 2 по 45 мин. для остальных обучающихся |
2. | Художественная | 2 – 3 | 2 – 3 занятия по 45 минут |
2.1. | Объединения изобра-зительного и декоратив-но-прикладного искус-ства | 2 - 3 | 2 – 4 занятия по 45 минут |
2.2 | Музыкальные и вокальные объединения | 2 – 3 | 2 – 3 по 45 минут (групповые занятия); 45 минут (индивидуальные занятия) |
2.3. | Хоровые объединения | 2 - 4 | 2 – 3 занятия по 45 минут |
2.4. | Хореографические объединения | 2 - 4 | 2 по 30 минут для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся. |
3. | Туристско-краеведческая | 2–4; 1-2 похода или занятия на местности в месяц | 2 – 4 занятия по 45 минут; занятия на местности или поход - до 8 часов |
4. | Естественнонаучная | 1 - 3 | 2 – 3 занятия по 45 минут; занятия на местности - до 8 часов |
5. Физкультурно-спортивная |
5.1. | Спортивно-оздоровите-льные группы (кроме командных игровых и технических видов спорта) | 2 - 3 | 1 до 45 минут для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 минут – для остальных обучающихся |
5.2. | Спортивно-оздоровите-льные группы в команд-но-игровых видах спорта | 2 - 3 | 2 занятия по 45 минут |
5.3. | Спортивно-оздоровите-льные группы в техни-ческих видах спорта | 2 - 3 | 2 занятия по 45 минут |
6 | Социально-педагогическая | 1 - 2 | 1 – 3 занятия по 45 минут |
6.1 | Предшкольное развитие | 2 - 3 | 1 – 4 занятия по 30 минут |
6.2. | Дети с оппозиционно вызывающим расстрой-ством (ОВЗ) | 2 – 4 | 1 – 2 занятия по 45 минут |
Приложение № 6
Направленности ДООП
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» п.9:
Техническая
Естественнонаучная
Физкультурно-спортивная
Художественная
Музыкальное направление (вокал, инструмент)
Хореографическое (народный, академический, эстрадный танцы)
Театральное (драматический, музыкальный, кукольный)
Изобразительное творчество (изо, скульптура, архитектура)
Декоративно-прикладное творчество
Другое
Туристско-краеведческая
Туризм (пеший, водный, велосипедный и др.)
Краеведение
Спортивное ориентирование на местности
Социально-педагогическая
Гражданско-патриотическое направление
Гуманитарное (юристы, экономисты, языкознание, педагогика, психология, социология и др.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ст.2, п.9, п. 14; ст.12, п.5; ст.33, п.2; ст.75, п.2, п.4).
2.Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой учёный. — 2015. — №15. — С. 567-572.
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41.
5.Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. № 1726-раздел IV.
6. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, Москва, 2015г.