СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Современные подходы к разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации составлены на основе федеральных методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, рекомендуются к использованию при их разработке и оценке качества.

Данные методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования – разработчикам дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, экспертам, определяющим их качество.  

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Современные подходы к разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»»

Муниципальное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение дополнительного образования «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕЛЕКЕССКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»















Методические рекомендации


«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММы»









Автор: Никитина Татьяна Валерьевна,

зам.директора по УВР

МОУ ДОД Дом детского творчества

МО «Мелекесский район»













НОВОСЕЛКИ-2017


  1. Общие сведения


Методические рекомендации не являются нормативным актом, составлены на основе федеральных методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее по тексту – ДООП, программа), рекомендуются к использованию при разработке и оценке качества ДООП.

Данные методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования – разработчикам дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, экспертам, определяющим их качество.

Методические рекомендации разработаны в соответствии:

  • с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ №273);

  • с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Приказ №1008);

  • с учётом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. № 1726-р.


Основные характеристики ДООП:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, согласно ФЗ №273 - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Дополнительная общеразвивающая программа строиться на принципах: конкретности, точности, логичности, реальности; имеет официально-деловой стиль изложения с элементами научного (предполагается использование современной педагогической терминологии) и оптимальный объём, не перегруженный излишней информацией.

Проектирование и реализация ДООП строиться на следующих основаниях:

- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

- соответствие ОП и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям;

- вариативность, гибкость и мобильность ОП;

- разноуровневость (ступенчатость) ОП;

- модульность содержания ОП;

- ориентация на межпредметные и личностные результаты образования;

- творческий и продуктивных характер ОП;

- открытый и сетевой характер реализации.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы

предназначены для детей и взрослых, направлены на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, физическом, духовно-нравственном или профессиональном самосовершенствовании и не сопровождаются повышением уровня образования, самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

ДООП может реализовываться с использованием сетевой формы, дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и т.д.


  1. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


Содержание ДООП и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утверждённой образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является локальным нормативным документом, поэтому проходит проверку и утверждение в определённом порядке:

- внутренняя экспертиза (составляется внутренняя рецензия) - обсуждение программы на методическом совете, даётся анализ качества программы, соответствие Уставу, действующим нормативно-правовым документам, требованиям к содержанию;

- внешняя экспертиза (составляется внешняя рецензия) проводится специалистами в данной области деятельности;

- обсуждение программы на педагогическом совете, решение об утверждение обязательно вносится в протокол педсовета;

- утверждение программы осуществляется приказом директора на основании решения педагогического совета, после чего она может считаться нормативно-правовым документом.


III. Структура ДООП:

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает:

1.Титульный лист

Комплекс основных характеристик

Комплекс организационно-педагогических условий

Список литературы.

Рассмотрим подробнее каждый пункт.

  1. Титульный лист (первая страница программы) содержит следующую информацию:

- название образовательной организации (по Уставу);

- кем и когда утверждена;

- название программы;

- возраст учащихся;

- срок реализации (годы и часы);

- кем и когда принята программа;

- ФИО разработчика программы, должность;

- год разработки и место (см. приложение №1)


1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовате-льной общеразвивающей программы включает:


1.1.Пояснительную записку, где указывается направленность деятельности, актуальность, её отличительные особенности, кому адресована, объем и срок освоения, особенности организации образовательного процесса, режим занятий:

  • направленность программ: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (см. приложение №6);

  • актуальность программы – это современность содержания, соответствие социальному заказу, запросам учащихся и их родителей, её необходимость, полезность и востребованность;

  • отличительные особенности – это то, что отличает данную программу от уже существующих (характерные свойства, отличительные черты, основ-ные идеи, которые придают программе своеобразие);

  • адресат - даётся личностная характеристика учащихся, обучающихся по программе (возрастные особенности детей, уровень их развития, круг интересов);

  • объем программы – указывается общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы;

  • срок освоения программы характеризуется продолжительностью программы, указывается количество месяцев, лет;

  • формы обучения – очная, очно-заочная, дистанционная (допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения);

  • формы занятий, выездные и др., включая проектную деятельность и электронное обучение. Это лекции, практические занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, др;

  • особенности организации образовательного процесса (групповые, индивидуальные, подгрупповые и т.д.) и виды занятий по программе, которые определяются её содержанием. Это могут быть лекции, практические занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, деловые и ролевые игры, мастерские, тренинги, выездные тематические занятия, творческие отчёты, концерты, выставки, соревнования и др.;

  • режим занятий (расписание) – это периодичность и продолжительность

занятий, количество часов и занятий в неделю. Описывается режим занятий в каникулярный период, который может меняться и переноситься на более удобное для учащихся время.

Режим занятий необходимо планировать с учетом требований СанПиН 2.3.3.3172-14 от 04.07.2014 №4 (см. приложение №5), согласно которому:

- занятия в организации дополнительного образования начинаются не ранее 8.00 часов и заканчиваются не позднее 20.00 часов;

- для обучающихся в возрасте 16-17 лет допускается окончание занятий в 21.00.


1.2.Цель и задачи программы.

Цель – это планируемый конечный результат обучения и ставится в соответствии с содержанием программы. Она должна быть ясна, конкретна, реальна и перспективна.

Задачи - это конкретные результаты реализации программы: образовательные (обучение знаниям), развивающие (развитие творческих способностей, внимания, мышления, воображения и т.п.), воспитательные (формирование личностных качеств у учащихся, взаимоотношений), которые направлены на достижение цели и ставятся на каждый год обучения (научить, привить, развить, сформировать, воспитать).


1.3.Содержание программы раскрывается через учебный и учебно-тематический планы.

Учебный план – это разбивка содержания программы по разделам и темам на теоретические и практические часы (преобразованный бывший учебно-тематический план). Составляется на каждый год обучения и оформляется в табличной форме.

Содержание учебно-тематического плана - это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью учебного плана. Материал следует излагать по каждому разделу (отдельно теория и практика) назывными предложениями. В содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты (см. приложение №2).


1.4.Планируемые результаты – это совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, приобретаемых учащимися при освоении программы. В этой части необходимо сформулировать: что должен знать и уметь учащийся в результате освоения программы, развитые в процессе обучения компетенции и личностные качества, межпредметные, предметные и личностные результаты.

Межпредметные результаты – это усвоенные учащимся способы деятельности, применяемые им как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций (обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений).

Личностные результаты – это готовность и способность учащегося к саморазвитию и самоопределению (ценностные ориентации, ЗУНы, рефлексия деятельности, волевые усилия).

Предметные результаты – это теоретические знания по программе и практические умения, предусмотренные программой.

Формулируются с учетом цели и содержания программы по годам обучения.


2.Комплекс организационно-педагогических условий содержит:


2.1.Календарный учебный график (см. приложение №3) является обязательным приложением программы, составляется отдельно для групп первого, второго и последующих годов обучения (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).

В данный раздел входит следующая информация:

  • о начале и окончании учебных периодов: количество учебных недель, продолжительность каникул, сроки контроля, и т.п.

2.2.Условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий реализации программы: материально-технических, методических, информационных.

Материально-техническое обеспечение программы: наличие помещений, площадок для занятий, перечень материалов, приборов и инструментов для работы, оборудования, игрового и спортивного инвентаря; информационное (технические средства обучения, интернет ресурсы) и кадровое (педагоги, задействованные в реализации программы) обеспечение.


2.3. Формы аттестации (контроля)

Разрабатываются для определения результативности усвоения программы, указываются согласно учебному плану (например: творческий отчёт, защита проекта, открытое занятие, публичное выступление, выставка творческих работ, зачёт, соревнование и т.п.).


2.4.Оценочные материалы.

Педагог должен прописать используемые диагностические методики (авторские или уже разработанные), по которым оценивает уровень достижения учащимися предполагаемых результатов программы.


2.5.Методические материалы - это методические продукты, обеспечивающие реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: пособия, оборудование, приборы, дидактический материал; краткое описание используемых методик и технологий (см. приложение №4).

Педагог определяет используемые методы обучения (например: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и др.).


2.6.Рабочие программы (модули) разрабатываются для модульной, комплексной, интегрированной программ. Порядок создания рабочей программы и её структура должны быть закреплены локальным актом ОО.


3.Список литературы

Указывается:

- литература, наглядный материал (альбомы, карты, атласы, таблицы) и электронные образовательные ресурсы для педагогов;

- литература, наглядный материал и электронные образовательные ресурсы для учащихся;

- литература и электронные образовательные ресурсы для родителей.

Список литературы указывается в соответствии с государственными требованиями к оформлению библиографических ссылок.

IV. Заключительные положения

Лица, осваивающие ДООП, называются «учащимися» (ФЗ №273, ст.33, п.2).

Дополнительные общеобразовательные программы ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы [3].

Приложение №1

Образец оформления титульного листа


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»





Утверждаю

Директор МОУ ДО

Дом детского творчества

МО «Мелекесский район»

«___» _____________ 2017 г.

____________ Л.В.Лисов




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волшебная глина»

художественной направленности




Срок реализации: 2 года

Возраст учащихся: 7 – 11 лет



Принята на заседании

педагогического совета

МОУ ДО Дом детского творчества

МО «Мелекесский район»

от «____» ________2017 г.

Протокол №____

Программа разработана

Ивановой Еленой Ивановной, педагогом дополнительного образования








Новоселки – 2017


Рецензенты:

1.____________________________________________________

______________________________________________________

  1. ________________________________________________

___________________________________________________








Срок обучения: 2года

1 год – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа х 36 недель) 7-10 лет;

2 год – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа х 36 недель) 8-11 лет.


















Программа рассмотрена на заседании методического совета МОУ ДО Дом детского творчества МО «Мелекесский район»

Протокол № ____ от «_____» ______________2017г.








СОДЕРЖАНИЕ


1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовате-льной общеразвивающей программы:


1.1.Пояснительная записка

1.2.Цель и задачи программы

1.3.Содержание программы

1.4.Планируемые результаты


2.Комплекс организационно-педагогических условий


2.1.Календарный учебный график

2.2.Условия реализации программы

2.3.Формы аттестации (контроля)

2.4.Оценочные материалы.

2.5.Методические материалы


3.Список литературы


Приложение №2


Образец составления учебного плана


Учебно-ТЕМАТИЧЕСКИЙ план 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ


занятий

Название раздела, темы

Количество учебных часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1-3

  1. Введение в программу

6

2

4

1

Входная диагностика. Вводный инструктаж

2

1

1

тестирование

2

Основные виды деко-ративно-прикладного творчества

2

1

1

опрос

3

Знакомство с основ-ными направлениями декоративно-прикла-дного творчества.

2

2

-

опрос

4-10

  1. Сувениры из природного материала

14

4

10


4

Сбор природного материала.

2

-

2

наблюдение

5

История сувениров. Изготовление рамки из ракушек.

2

1

1

мини-выставка

творческих работ

72

Итоговое занятие

2

-

2

конкурс

Итого

144

50

94












Образец оформления содержания учебного плана


Раздел 1. Введение в программу – 6 часов


Тема «Входная диагностика. Вводный инструктаж»

Теория: презентация программы, основные понятия курса: работа с природным материалом, с бумагой, тестопластика. Правила поведения на занятиях ручным трудом, правила ПДД.

Инструктаж по ТБ при работе с колющими и режущими инструментами (проволокой, клеем, ножницами).

Практика: Игры на знакомство: «Поздоровайся локотками», «Назови соседа». Игры на знание ПДД «Светофор», «Найди ошибку».


Тема «Основные виды декоративно-прикладного творчества»

Теория: Правила организации рабочего места. Виды декоративно-прикладного творчества. Демонстрация творческих работ в изучаемых техниках.

Практика: решение кроссворда.

и т.д.


Приложение №3


Образец составления календарного учебного графика



КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

групп первого года обучения с 15.09.2017г. по 31.05.18г.


2-й вариант

п/п

Тема

Кол-во

часов

Группа

Дата

т

пр

к

1

Входная диагностика. Вводный инструктаж

2

-

-

1

15.09.17

2

17.09.17

..

2

Основные виды декоративно-прикладного творчества

2

-

-

1

18.09.17

2

19.09.17

3

Знакомство с основными направлениями декоративно-прикладного творчества.

1

1

-

1

22.09.17

2

24.09.17

72

Подведение итогов

-

-

2

1

27.05.18

2

29.05.18



Приложение №3


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

на 2016-2017 учебный год

2-й вариант

Период обучения: с 15 сентября по 31 мая

Год обучения

сентябрь

май

Всего учебных недель

Всего часов по программе






Неделя обучения

15.09-19.09

21.09-26.09

29.09-03.10







03.05-08.05

10.05-15.05

17.05-22.05

24.05-29.05

1

2

3

4-32

33

34

35

36

36

576

1-й год обучения

контроль

-

-

1












практика

2

1

2












теория

2

3

1












2-й год обучения

контроль

1

-

-












практика

3

4

3












теория

2

2

3












3-й год обучения















Промежуточная и итоговая аттестация















Каникулярный период

с 01.06 по 31.08.







Приложение №4


Методические материалы

п/п

Раздел или тема

программы (по учебному плану)

Формы

занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия)

Дидактический

материал

Формы подведения итогов

Техническое

оснащение занятия

1

Введение в программу














и т.д.

Занятие-знакомство.

Беседа.

Групповая практическая работа.

Выездное занятие.

Словесный: беседа, инструктаж, объяс-нение.

Наглядный: демон-страция иллюстра-ций,, образцов работ.

Объяснительно-иллюстративный:

Показ выставочных работ с объяснении-ем

Практический: игра, работа под наблю-дением педагога


Презентация прог-раммы, инструкция по ОТ и ТБ, иллю-страции работ в изучаемых по про-грамме техниках, карточки с задания-ми









Опрос, тестирование















Компьютер



















Приложение №5


Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования

(СанПиН 2.4.4.3172-14 "(Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей")


п/п

Направленность объединения

Число

занятий в неделю

Число и продолжительность занятий в день

1

Техническая

2 - 3

2 по 45 минут

1.1.

Объединения с использованием компьютерной техники

1 – 3

2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет;

2 по 45 мин. для остальных обучающихся

2.

Художественная

2 – 3

2 – 3 занятия по 45 минут

2.1.

Объединения изобра-зительного и декоратив-но-прикладного искус-ства

2 - 3

2 – 4 занятия по 45 минут

2.2

Музыкальные и вокальные объединения

2 – 3

2 – 3 по 45 минут (групповые занятия);

45 минут (индивидуальные занятия)

2.3.

Хоровые объединения

2 - 4

2 – 3 занятия по 45 минут

2.4.

Хореографические объединения

2 - 4

2 по 30 минут для детей в возрасте до 8 лет;

2 по 45 мин. - для остальных обучающихся.

3.

Туристско-краеведческая

2–4; 1-2 похода или занятия на местности в месяц

2 – 4 занятия по 45 минут;

занятия на местности или поход - до 8 часов

4.

Естественнонаучная

1 - 3

2 – 3 занятия по 45 минут;

занятия на местности - до 8 часов

5. Физкультурно-спортивная

5.1.

Спортивно-оздоровите-льные группы (кроме командных игровых и технических видов спорта)

2 - 3

1 до 45 минут для детей в возрасте до 8 лет;

2 по 45 минут – для остальных обучающихся

5.2.

Спортивно-оздоровите-льные группы в команд-но-игровых видах спорта

2 - 3

2 занятия по 45 минут

5.3.

Спортивно-оздоровите-льные группы в техни-ческих видах спорта

2 - 3

2 занятия по 45 минут

6

Социально-педагогическая

1 - 2

1 – 3 занятия по 45 минут

6.1

Предшкольное развитие

2 - 3

1 – 4 занятия по 30 минут

6.2.

Дети с оппозиционно вызывающим расстрой-ством (ОВЗ)

2 – 4

1 – 2 занятия по 45 минут


Приложение № 6

Направленности ДООП

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» п.9:

Техническая

  • Спортивно-техническая деятельность

  • Научно – техническая

  • Другое

Естественнонаучная

  • Экологическая деятельность

  • Биологическая

  • Физическая

  • Химическая

  • Математическая

  • Другое

Физкультурно-спортивная

  • Физкультурно-оздоровительная деятельность

  • Циклические виды спорта

  • Сложнокоординационные виды спорта

  • Прикладные виды спорта

  • Скоростно-силовой спорт

  • Единоборства

  • Спортивные игры

  • Многоборье

  • Адаптивный спорт

  • Другое

Художественная

  • Музыкальное направление (вокал, инструмент)

  • Хореографическое (народный, академический, эстрадный танцы)

  • Театральное (драматический, музыкальный, кукольный)

  • Изобразительное творчество (изо, скульптура, архитектура)

  • Декоративно-прикладное творчество

  • Другое

Туристско-краеведческая

  • Туризм (пеший, водный, велосипедный и др.)

  • Краеведение

  • Спортивное ориентирование на местности

Социально-педагогическая

  • Гражданско-патриотическое направление

  • Гуманитарное (юристы, экономисты, языкознание, педагогика, психология, социология и др.)


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ст.2, п.9, п. 14; ст.12, п.5; ст.33, п.2; ст.75, п.2, п.4).

2.Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой учёный. — 2015. — №15. — С. 567-572.

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41.

5.Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. № 1726-раздел IV.

6. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, Москва, 2015г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!