Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Печорское речное училище - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА
по учебной дисциплине
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на тему: Написание рефератов на выбранную тему.
для специальностей:
26.02.03 "Судовождение"
26.02.05 "Эксплуатация судовых энергетических установок"
26.02.06 "Эксплуатация судового электрооборудования и
средств автоматики"
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
г.Печора
2017г.
РАССМОТРЕНО
на заседании предметной (цикловой) комиссии военно-спортивных дисциплин
Протокол №1 от 06 сентября 2016 года
Председатель__________И.И.Митяев
СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА
по учебной дисциплине
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на тему: Написание рефератов на выбранную тему
по всему курсу учебной дисциплины.
(Проектная деятельность)
Тема: «Написание рефераты на тему учебного курса по данному предмету»
Цель:
активизировать индивидуальную деятельность, направленную на закрепление лекционного материала;
расширение и систематизацию пройденного материала по темам дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности;
формирование общих компетенций.
Выполнение проекта по выполнению рефератов из перечня тем учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» по 1-3 разделам обеспечивает достижение следующих результатов:
развитие личностных, в том числе духовных качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
готовность к служению Отечеству, его защите;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
• метапредметных:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
развитие умения применять полученные теоретические знания на практике;
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
• предметных:
сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
2. Краткие теоретические, справочно-информационные и т.п. материалы по теме занятия.
2.1. Перечень тем для написания рефератов:
Самостоятельная внеаудиторная работа по 1 разделу Основ безопасности жизнедеятельности
Продолжительность 10 часа
Перечень тем:
Эволюция среды обитания, переход к техносфере.
Взаимодействие человека и среды обитания.
Стратегия устойчивого развития как условие выживания человечества.
Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современном обществе.
Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья.
Факторы, способствующие укреплению здоровья.
Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы.
Роль физической культуры в сохранении здоровья.
Пути сохранения репродуктивного здоровья общества.
Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
Табакокурение и его влияние на здоровье.
Наркотики и их пагубное воздействие на организм.
Компьютерные игры и их влияние на организм человека.
Самостоятельная внеаудиторная работа по 2 разделу Основ безопасности жизнедеятельности
Продолжительность 8 часа
Перечень тем:
Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.
Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.
Терроризм как основная социальная опасность современности.
Космические опасности: мифы и реальность.
Современные средства поражения и их поражающие факторы.
Оповещение и информирование населения об опасности.
Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения.
Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Самостоятельная внеаудиторная работа по 3 разделу Основ безопасности жизнедеятельности:
Продолжительность 6 часа
Перечень тем:
подготовка 2-х рефератов на темы:
Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
Символы воинской чести.
Патриотизм и верность воинскому долгу.
Дни воинской славы России.
Города-герои Российской Федерации.
Города воинской славы Российской Федерации.
Практические задачи, задания, упражнения для самостоятельной работы студента.
Выполнить реферат на одну из выбранных тем.
Порядок выполнения работы.
Подбор и изучение литературы…………………………………..
Составление плана реферата ……………………..………………
Написание каждого раздела темы………………..……………….
Редактирование……………………………………………………..
Самостоятельное оформление…………………………………….
Составление схем……………………………………………….….
Представление работы руководителю проекта (преподавателю)
Доработка реферата в целях устранения отмеченных недочетов
Окончательное оформление……………………………………….
5. Вид контроля.
Защита реферата.
6.Правила оформления работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Рефераты в учебном заведении являются одним из видов научно-исследовательской работы и методом воспитания творческого восприятия. Разработка рефератов преследует цель углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания студентов, а также привить навыки самостоятельной обработки, обобщения и систематизированного изложения материала.
Реферат (от латинского слова rеfеrо - сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме доклада содержания научного труда, литературы по теме.
Изложение материала происходит в основном своими словами (т.е. основные мысли автора текста пересказываются автором реферата, причем некоторые положения могут приводиться в виде цитат, тех или иных цифровых данных, схем, таблиц и т.п.)
Виды рефератов
Рефераты могут быть общими, специализированными и сводными.
В общем реферате содержание реферируемого произведения излагается более или менее всесторонне.
В специализированном реферате отражаются лишь те вопросы, которые представляют интерес для определенной категории специалистов.
В сводном реферате объединены рефераты, выполняемые на основе изучения нескольких книг, брошюр и журнальных статей или других источников научно-технической информации. Сводный реферат часто называют реферативным обзором.
Тематика рефератов определяется преподавателем, рассматривается и утверждается ПЦК, иногда тема может быть предложена и студентом, но и она должна утверждаться.
Требования к реферату
Реферат должен удовлетворять следующим требованиям:
- правильно отражать основное содержание реферируемого произведения или научной темы;
- изложение основных вопросов должно быть сжатым (в виде краткого пересказа);
- изложение должно вестись в порядке развертывания основных действий, вопросов, фактов;
- все предложения в тексте должны быть тщательно обдуманы;
- содержать критические замечания и собственные выводы.
Этапы работы над рефератом
Первый этап - уяснение содержания темы и целевых установок. На основе этого нужно наметить главные вопросы, подлежащие рассмотрению, и их краткое содержание.
Второй этап - составление календарного плана работы над рефератом. План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, календарный план заставляет работать в определенном ритме.
Календарный план работы над рефератом предусматривает: сроки подбора и изучения литературы, составление плана реферата, написание каждого раздела темы, редактирование, самостоятельное оформление, составление схем, представление работы руководителю, доработку реферата в целях устранения отмеченных недочетов и окончательное оформление.
Третий этап - просмотр литературы. Он необходим для накапливания знаний, осмысливания темы в интересах правильного составления плана реферата.
Часто студенты, не владея рациональными приемами, много времени затрачивают на просмотр литературы. Рекомендуется следующий порядок: прочитать титульный лист и оглавление, затем внимательно ознакомиться с предисловием, введением, заключением. В оглавлении отметить те параграфы и разделы, которые представляют наибольший интерес для раскрытия темы. В предисловии студент найдет для себя ответы на такие вопросы: цель написания, основные направления работы, подходы к ним, границы исследования, общий характер труда. Знакомясь с заключением, важно отметить, к каким выводам пришел автор по основным вопросам. Это нужно для того, чтобы при просмотре глав и разделов быстро найти место, где автор строит свои доказательства, обосновывает главные вопросы темы.
Четвертый этап — включает подбор соответствующей литературы. В этом деле целесообразно пользоваться каталогами библиотеки.
Пятый этап - составление плана реферата. План нужен для того, чтобы работа шла целеустремленно, а не на ощупь, чтобы заранее было известно, что именно и в каком порядке писать. Кроме наименования темы он обычно включает перечень и последовательность основных вопросов (разделов, их краткое содержание).
Шестой этап - изучение литературы и работа с ней. Рекомендуется начинать изучение с источников последних лет, прежде всего тех, которые в наибольшей степени освещают вопросы реферата. Такой порядок позволит студенту быстро усвоить тему, оценить значение других источников и взять из них необходимый материал.
Сплошное чтение предполагает углубленное изучение литературы, что, как известно, является творческим процессом. Поэтому, работая над книгой, необходимо не только запоминать прочитанное, но и активно осмысливать, логически перерабатывать всю информацию.
При чтении рекомендуется придерживаться такой последовательности: после прочтения законченной мысли сопоставить ранее известное с новыми данными. Затем выразить свое критическое отношение к изученному вопросу. Это помогает отобрать наиболее ценный материал, глубоко понять и логически переработать прочитанное.
Полезно также мысленно делить прочитанное на части, отмечая основные, важные моменты. Вместе с тем, надо связывать прочитанную главу с предыдущей, а главы объединять в разделы, т.е. осуществлять переход от частей к целому. Проведя, таким образом, анализ и синтез прочитанного, студент сможет глубоко понять содержание книги. Для облегчения дальнейшей работы с книгой в процессе первичного чтения полезно делать отметки карандашом на полях, подчеркивать комментарии. Каждый обучаемый может использовать свои условные знаки. Например, главную мысль выделить одной чертой, факты - волнистой и т.п. Разумеется, подобные отметки возможны лишь на собственной книге. При работе с источниками из библиотечного фонда надо пользоваться закладками, на которых указать, в каких абзацах по счету сверху выражена главная мысль.
Седьмой этап - запись прочитанного.
Существует несколько способов записи: аннотация, план, выписка цитат, тезисы, конспект. Наиболее полно изученную литературу отражает конспект.
Различают три типа конспектов: систематический, свободный и тематический или сводный конспект.
Систематическим называется такой конспект, в котором фактический материал излагается в последовательности книги.
В свободном конспекте запись делается в наиболее удобном для студента порядке.
Тематический конспект тот, в котором обобщено содержание нескольких источников по одной теме.
Примерная структура реферата
Титульный лист.
Оглавление - излагается название составляющих (глав, вопросов) реферата, указываются страницы.
Введение - формулируется суть исследуемой проблемы ее актуальность, обосновывается выбор темы. Указывается цель и задачи. Показывается научный интерес и практическое значение. Объем введения составляет 2-3 страницы.
Основная часть - доказательно раскрывается проблема или одна из ее сторон; могут быть представлены таблицы, графики, схемы. Основная часть должна включать в себя также собственное мнение студента.
Заключение - подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, указывается что интересно, что спорно, предлагаются рекомендации.
Объем заключения 2-3 страницы.
Список литературы - источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по фамилии автора или по названию сборников), необходимо указать место издания, название издательства, год.
Требования к оформлению реферата
Реферат оформляется на листах обычного формата А4.
Объем реферата колеблется от 10 - 15 листов, включая титульный лист, план и перечень использованной литературы. Все приложения к реферату не входят в его объем.
На титульном листе указывается:
- наименование учебного заведения;
- тема реферата;
- фамилия, имя, отчество автора;
- курс, группа, специальность;
- фамилия, инициалы научного руководителя;
- город и год написания реферата.
К реферату должен быть приложен перечень использованной литературы с указанием автора, названия книги (журнала), издательства и года издания. На последнем листе указывается дата и делается подпись автора.
Рецензия преподавателя на реферат
На все рефераты преподаватель-руководитель должен дать соответствующую рецензию, которая рассматривается как важный показатель успеваемости и принимается во внимание при аттестации студентов.
Критерии оценки реферата.
При оценке реферата учитывается:
- письменная грамотность;
- актуальность темы исследования, ее научность, логическая последовательность изложения;
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала, грамотность раскрытия темы,
- правильность и полнота использования источников;
- соответствие оформления реферата стандартам;
- практическое применение (использование).
Выступление по реферату.
На основе написанного реферата студент может сделать устное выступление перед группой, либо другой аудиторией.
Рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы (в отдельных случаях).
6. Учебная и специальная литература.
Перечень
рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для сред. проф. образования. — М., 2014.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.
Дополнительные источники:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред. от 07.12.2011; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.
Интернет-ресурсы:
Учебный электронный курс «Основ безопасности жизнедеятельности» в СДО «ФАРВАТЕР».
http://mityaevi.ucoz.ru/index/osnovy_bezopasnosti_zhiznedejatelnosti/0-5 (Персональный сайт преподавателя-организатора ОБЖ Митяева И.И. «ОБЖ в ПРУ»).
Приложение №1
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Печорское речное училище - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова»
ПРОЕКТ
по междисциплинарному курсу______________
____________________________________
Тема: «__________________________________»
Подготовил: курсант № _______ уч. группы
______________________________________
Проверил: преподаватель-организатор ОБЖ ______________________________________
г.Печора
2016г.
Календарный план
работы над рефератом
Подбор и изучение литературы…………………………………..
Составление плана реферата ……………………..………………
Написание каждого раздела темы………………..……………….
Редактирование……………………………………………………..
Самостоятельное оформление…………………………………….
Составление схем……………………………………………….….
Представление работы руководителю…………….………………
Доработка реферата в целях устранения отмеченных недочетов
Окончательное оформление……………………………………….
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Печорское речное училище - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О.Макарова»
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине
_________________________________________
Тема: «___________________________________»
Подготовил: курсант № _______ уч. группы
______________________________________
Проверил: преподаватель-организатор ОБЖ ______________________________________
г.Печора
2016г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………..стр.…
Основная часть……………………………………………………..
1………………………………………………………………………
2……………………………………………………………………..
3…………………………………………………………………….
4.Заключение………………………………………………………
Экспертное заключение
проверяющего
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Печорское речное училище-филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова»