СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по выполнению практических занятий

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические работы по статистике для коммерции

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по выполнению практических занятий»

Пояснительная записка.


Действующая рабочая программа по дисциплине «Статистика» предусматривает 20 часов практических занятий.

Цель проведения практических занятий направлена на экспериментальное утверждение теоретических знаний и формированию учебных и профессиональных практических умений.

Практические занятия выполняются одновременно с изучением теоретического курса.



Тематический план для практических занятий

по дисциплине «Статистика»


№ п/п, темы

Наименование тем по рабочей программе

№ л/р

Тема лабораторной работы

Количество часов

1

2

3

4

5

2

Сводка и группировка статистических данных

1

Метод группировок.

4

2

Группировка и перегруппировка статистических данных.

2

3

Ряды распределения.

2

4

Структурные характеристики вариационного ряда распределения.

4

3

Способы наглядного изображения статистических данных

5

Построение и анализ таблиц и графиков в статистике.

4

4

Статистические показатели

6

Определение среднего уровня изучаемого явления.

2

7

Анализ динамики изучаемых явлений.

2

Итого:

20

Практическое занятие №1


Тема: Метод группировок.


Цель работы: научиться проводить группировку и делать выводы по ее результатам.

Норма времени: 4 часа.

Оборудование и необходимые материалы: раздаточный материал, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, калькулятор.

Литература: Учебник В. С. Мхитарян, «Статистика». М. «Академия», 2013 г.


Порядок выполнения работы.

Задача № 1. Привести группировку 30 магазинов одного из регионов РФ на 1.01.05, применяя метод группировок. Произвести вывод.


Численность, чел

Товарооборот мин.руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

11

19

2

43

29

98

25

6

79

10

30

21

16

9

31

54

21

41

29

10

53

22

11

27

70

124

90

101

18

127

2351

17469

2626

2100

23100

18684

5265

2227

6799

3484

13594

8973

2245

9063

3572

7401

4266

5121

9998

2973

3415

4778

5029

6110

5961

17218

20454

10700

2950

12092




Задача № 2. Привести группировку 30 банков одного из регионов РФ на 1.01.05, применяя метод группировок. Произвести вывод.


Номер банка

Капитал

Рабочие активы

Уставный капитал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

207,7

200,3

190,2

323,0

247,1

177,7

242,5

182,9

315,6

183,2

320,2

207,3

181,0

172,4

234,3

189,5

187,7

166,9

157,7

168,3

224,4

166,5

198,5

240,4

229,3

175,2

156,8

160,1

178,7

171,6

2,5

2,4

2,3

3,9

3,0

2,1

2,9

2,1

3,8

2,2

3,9

2,5

2,1

2,1

2,8

2,3

2,2

2,0

1,9

2,0

2,7

2,0

2,4

2,9

2,8

2,1

1,9

1,9

2,1

2,0

1,1

1,1

1,1

1,9

1,4

1,0

1,3

1,0

1,7

1,0

1,8

1,1

1,0

0,9

1,3

1,0

1,0

0,9

0,9

0,9

1,2

0,9

1,1

1,3

1,3

1,0

0,9

0,9

1,0

1,0


Отчет о проделанной работе.

В отчете необходимо записать номер практического занятия, тему, цель, проведенные расчеты, таблицы, выводы, а также, ответить на контрольные вопросы.


Контрольные вопросы:

1. Что такое статистическая сводка?

2. Какие бывают сводки и чем они различаются?




Практическое занятие №2


Тема: Группировка и перегруппировка статистических данных.


Цель работы: научиться проводить перегруппировку и делать выводы по ее результатам.

Норма времени: 2 часа.

Оборудование и необходимые материалы: раздаточный материал, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, калькулятор.

Литература: Учебник В. С. Мхитарян, «Статистика». М. «Академия», 2013 г.


Порядок выполнения работы.

Задача № 1. На основании таблицы произведите перегруппировку данных образовав новые группы со следующими интервалами до 5, 5-10, 10-20, 20-30, выше 30. Произвести вывод.


Группы работающих по уровню дохода, тыс. руб.

Число работающих человек по уровню дохода, тыс. руб.

До 4

4-10

10-18

18-30

30-40

40 и более


16

20

44

74

37

9


Итого

200


Задача № 2. На основании таблицы произведите перегруппировку данных образовав новые группы со следующими интервалами до 1000, 1000-3000, 3000-5000, 5000-10000, выше 10000. Произвести вывод.


Строительная промышленность

Пищевая промышленность

Группы предприятий по ст-ти ОПФ

Число предприятий % к итогу

Группы предприятий по ст-ти ОПФ

Число предприятий % к итогу

До 500

500-1000

1000-1500

1500-2000

2000-2500

2500-3000

3000-4000

4000-5000

5000-10000

10000 и выше

10

12

16

22

14

10

6

5

3

2

До 1000

1000-3000

3000-5000

5000-10000

10000 и выше

4

18

26

32

20






Отчет о проделанной работе.

В отчете необходимо записать номер практического занятия, тему, цель, проведенные расчеты, таблицы, выводы, а также, ответить на контрольные вопросы.


Контрольные вопросы:

1. Что такое статистическая группировка?

2. Что такое интервал группировки и какие у него основные параметры?



Практическое занятие №3


Тема: Ряды распределения.


Цель работы: научиться проводить распределение данных и графически изображать ряды распределения.

Норма времени: 2 часа.

Оборудование и необходимые материалы: раздаточный материал, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, калькулятор.

Литература: Учебник В. С. Мхитарян, «Статистика». М. «Академия», 2013 г.


Порядок выполнения работы.

Задача № 1. Имеется следующие данные об успеваемости двадцати студентов в зимнюю сессию 5,3,5,5,5,4,5,2,5,3,4,2,5,3,2,5,4,4,5,4.

Постройте:

а) ряд распределения по баллам;

б) ряд распределения по уровню успеваемости, выделив 2 группы: успевающие – 3 и выше, неуспевающие – 2.

Назовите, по какому признаку построены эти ряды распределения.

По полученным данным построить полигон и гистограмму.


Задача № 2. Имеются следующие данные об успеваемости студентов за 1 курс обучения



Постройте:

а) ряд распределения по результатам сдачи сессии, выделив 4 группы с равными интервалами;

б) ряд делящий студентов на продолживших обучение и отчисленных, учитывая, что 5-6 – это баллы при которых происходит отчисление.

По каким признакам вы будите строить вариационные ряды.

По полученным данным построить полигон и гистограмму.


Отчет о проделанной работе.

В отчете необходимо записать номер практического занятия, тему, цель, проведенные расчеты, таблицы, графики, выводы, а также, ответить на контрольные вопросы.


Контрольные вопросы:

1. Что такое ряд распределения?

2. Какие бывают ряды распределения?

Практическое занятие №4


Тема: Структурные характеристики вариационного ряда распределения.


Цель работы: научиться анализировать структуру вариационных рядов распределения, знать и уметь использовать аналитические и графические методы анализа структурных единиц.

Норма времени: 4 часа.

Оборудование и необходимые материалы: раздаточный материал, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, калькулятор.

Литература: Учебник В. С. Мхитарян, «Статистика». М. «Академия», 2013 г.


Порядок выполнения работы.

Задача № 1. На основании следующих данных построить ряд распределения: 35, 26, 20, 34, 30, 33, 28, 35, 42, 27, 36, 22, 25, 35, 32, 50, 31, 33, 41, 41. Данные отражают информацию о численности человек на предприятиях отрасли.


Задача № 2. На основании данных интервального ряда распределения фирм по среднесписочной численности человек рассчитать моду и сделать вывод.


Задача № 3. На основании данных вариационного ряда распределения среднесписочной численности менеджеров рассчитать моду и сделать выводы.


Группа

Число фирм

Накопленная частота

20 – 25

25 – 30

30 – 35

35 – 40

40 – 45

45 - 50

2

4

7

4

2

1

2

6

13 10

Итого

20


Задача № 4 и № 5. На основании данных интервального ряда распределения фирм по среднесписочной численности работников определить моду и медиану графическим способом.


Численность работников, чел.

Число фирм, ед.

20-25

25-30

30-35

35-40

40-45

45-50

2

4

7

4

2

1

Итого

20


Задача № 6. Имеются данные о месячном заработке отдельных рабочих в бригаде, состоящей из 14 человек: 90, 94, 94, 102, 102,102,102, 102, 110,110, 110, 116,116, 120 руб. Представьте эти данные в виде ряда распределения. Определите моду и медиану по несгруппированым и сгруппированным данным.


Задание № 7. Вычислить моду и медиану для следующего вариационного ряда:


Выработка в год в среднем на одного рабочего

Количество организаций с данной величиной выработки

До 3500

3500-4000

4000-4500

4500-5000

свыше 5000

4

28

40

20

8

Итого

100


Отчет о проделанной работе.

В отчете необходимо записать номер практического занятия, тему, цель, проведенные расчеты, таблицы, графики, выводы, а также, ответить на контрольные вопросы.


Контрольные вопросы:

1. Из чего состоит вариационный ряд распределения?

2. Какие бывают вариационные ряды распределения?



Практическое занятие №5


Тема: Построение и анализ таблиц и графиков в статистике.


Цель работы: научиться наглядно предоставлять статистические данные и анализировать их результаты.

Норма времени: 4 часа.

Оборудование и необходимые материалы: раздаточный материал, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, калькулятор.

Литература: Учебник В. С. Мхитарян, «Статистика». М. «Академия», 2013 г.


Порядок выполнения работы.

Задача № 1. На основании Следующего текста разработайте статистическую таблицу и определите её подлежащие и сказуемое: «Отношение студентов одного из факультетов к понижению стипендии»: 5 человек поддержало, из них 1 курс – 2, 2 курс – 2, 3 курс – 1, 135 человек не поддержало, из них 1 курс – 20, 2 курс – 25, 3 курс – 3, 4 курс – 35, 5 курс – 25, 8 человек безразлично, из них 1 курс – 3, 2 курс – 3, 3 курс – 2.


Задача № 2. При помощи столбиковой диаграммы изобразите данные о числе построенных жилых домов в Туле и Тульской области.



2000

2001

2002

2003

2004

2005

Всего

145

328

245

300

356

800

Тула

100

256

189

125

345

455

Тульская область

45

72

59

175

11

345


Задача № 3. Построить круговую диаграмму по следующим данным.


Товар

Товарооборот

Кирпич

Песок

Цемент

Стекло

28

36

48

15


Задача № 4. Построить фигурную диаграмму со следующими данными.


Год

Продано

2001

2002

2003

2004

1997

862

872

995




Задача № 5. Построить секторную диаграмму по следующим данным.


Тип инвестиции

Прямые

Портфельные

Прочие

Доля %

20

2

78


Отчет о проделанной работе.

В отчете необходимо записать номер практического занятия, тему, цель, проведенные расчеты, таблицы, графики, выводы, а также, ответить на контрольные вопросы.


Контрольные вопросы:

1. Что такое статистическая таблица?

2. Что является основой статистической таблицы?



Практическое занятие №6


Тема: Определение среднего уровня изучаемого явления.


Цель работы: научиться определять средний уровень изучаемых явлений.

Норма времени: 2 часа.

Оборудование и необходимые материалы: раздаточный материал, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, калькулятор.

Литература: Учебник В. С. Мхитарян, «Статистика». М. «Академия», 2013 г.


Порядок выполнения работы.

Задача № 1. Имеются данные о выработке 5 рабочих: 20, 16, 22, 28, 14. Вычислить среднее.


Задача № 2. Заработная плата за май 7-рых слесарей была такой 1300, 1700, 1250, 1440, 2200, 2700, 2750. Вычислить средний месячный заработок слесарей.


Задача № 3. Определить средний тарифный разряд рабочих цеха. Укажите, какой средний будет применяться при решении задач.


Разряд

1

2

3

4

5

6

Число рабочих

5

12

25

30

45

36


Отчет о проделанной работе.

В отчете необходимо записать номер практического занятия, тему, цель, проведенные расчеты, таблицы, графики, выводы, а также, ответить на контрольные вопросы.


Контрольные вопросы:

1. Для чего нужна средняя величина?

2. Какие есть свойства у средней арифметической величины?



Практическое занятие №7


Тема: Анализ динамики изучаемых явлений.


Цель работы: научиться анализировать динамику изучаемых явлений.

Норма времени: 2 часа.

Оборудование и необходимые материалы: раздаточный материал, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, калькулятор.

Литература: Учебник В. С. Мхитарян, «Статистика». М. «Академия», 2013 г.


Порядок выполнения работы.

Задача № 1. Рассчитать по данным о числе квартир в Туле аналитические показатели ряда динамики.


Год

Численность квартир

Абсолютный прирост, тыс.

Темп роста

Тр100%

Темп прироста

Тпррх100%

Абсолютное значение % прироста

сравн. с предыдущ.

сравн. с 2000г.

сравн. с предыдущ

сравн. с 2000г.


сравн. с предыдущ

сравн. с 2000г.



А

1

2

3

4

5

6

7

8

2000

108

-






2001

107

-1

-1






2002

110

+3

+2






2003

111

+1

+3






2004

112

+1

+4







Задача № 2. На основании следующей таблицы рассчитайте целые и базисные показатели динамики.


Показатели

1

2

3

4

1

Объем продажи

62,1

72,7

93,2

80,7

2

Абсолютный прирост

сокращения

+10,6

+10,6

+20,5

+31,1

-12,5

+18,6

3

Темп роста

снижения

117,1

117,1

128,2

150,1

86,6

130,0

4

Темп прироста

сокращения

+17,0

+17,0

+28,2

+50,1

-13,4

+30,0


Отчет о проделанной работе.

В отчете необходимо записать номер практического занятия, тему, цель, проведенные расчеты, таблицы, графики, выводы, а также, ответить на контрольные вопросы.


Контрольные вопросы:

1. Что называют рядом динамики?

2. Что содержит ряд динамики?

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!