Пояснительная записка.
Действующая рабочая программа по дисциплине «Статистика» предусматривает 20 часов практических занятий.
Цель проведения практических занятий направлена на экспериментальное утверждение теоретических знаний и формированию учебных и профессиональных практических умений.
Практические занятия выполняются одновременно с изучением теоретического курса.
Тематический план для практических занятий
по дисциплине «Статистика»
№ п/п, темы | Наименование тем по рабочей программе | № л/р | Тема лабораторной работы | Количество часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Сводка и группировка статистических данных | 1 | Метод группировок. | 4 |
2 | Группировка и перегруппировка статистических данных. | 2 |
3 | Ряды распределения. | 2 |
4 | Структурные характеристики вариационного ряда распределения. | 4 |
3 | Способы наглядного изображения статистических данных | 5 | Построение и анализ таблиц и графиков в статистике. | 4 |
4 | Статистические показатели | 6 | Определение среднего уровня изучаемого явления. | 2 |
7 | Анализ динамики изучаемых явлений. | 2 |
Итого: | 20 |
Практическое занятие №1
Тема: Метод группировок.
Цель работы: научиться проводить группировку и делать выводы по ее результатам.
Норма времени: 4 часа.
Оборудование и необходимые материалы: раздаточный материал, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, калькулятор.
Литература: Учебник В. С. Мхитарян, «Статистика». М. «Академия», 2013 г.
Порядок выполнения работы.
Задача № 1. Привести группировку 30 магазинов одного из регионов РФ на 1.01.05, применяя метод группировок. Произвести вывод.
№ | Численность, чел | Товарооборот мин.руб. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 | 11 19 2 43 29 98 25 6 79 10 30 21 16 9 31 54 21 41 29 10 53 22 11 27 70 124 90 101 18 127 | 2351 17469 2626 2100 23100 18684 5265 2227 6799 3484 13594 8973 2245 9063 3572 7401 4266 5121 9998 2973 3415 4778 5029 6110 5961 17218 20454 10700 2950 12092 |
Задача № 2. Привести группировку 30 банков одного из регионов РФ на 1.01.05, применяя метод группировок. Произвести вывод.
Номер банка | Капитал | Рабочие активы | Уставный капитал |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 | 207,7 200,3 190,2 323,0 247,1 177,7 242,5 182,9 315,6 183,2 320,2 207,3 181,0 172,4 234,3 189,5 187,7 166,9 157,7 168,3 224,4 166,5 198,5 240,4 229,3 175,2 156,8 160,1 178,7 171,6 | 2,5 2,4 2,3 3,9 3,0 2,1 2,9 2,1 3,8 2,2 3,9 2,5 2,1 2,1 2,8 2,3 2,2 2,0 1,9 2,0 2,7 2,0 2,4 2,9 2,8 2,1 1,9 1,9 2,1 2,0 | 1,1 1,1 1,1 1,9 1,4 1,0 1,3 1,0 1,7 1,0 1,8 1,1 1,0 0,9 1,3 1,0 1,0 0,9 0,9 0,9 1,2 0,9 1,1 1,3 1,3 1,0 0,9 0,9 1,0 1,0 |
Отчет о проделанной работе.
В отчете необходимо записать номер практического занятия, тему, цель, проведенные расчеты, таблицы, выводы, а также, ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Что такое статистическая сводка?
2. Какие бывают сводки и чем они различаются?
Практическое занятие №2
Тема: Группировка и перегруппировка статистических данных.
Цель работы: научиться проводить перегруппировку и делать выводы по ее результатам.
Норма времени: 2 часа.
Оборудование и необходимые материалы: раздаточный материал, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, калькулятор.
Литература: Учебник В. С. Мхитарян, «Статистика». М. «Академия», 2013 г.
Порядок выполнения работы.
Задача № 1. На основании таблицы произведите перегруппировку данных образовав новые группы со следующими интервалами до 5, 5-10, 10-20, 20-30, выше 30. Произвести вывод.
Группы работающих по уровню дохода, тыс. руб. | Число работающих человек по уровню дохода, тыс. руб. |
До 4 4-10 10-18 18-30 30-40 40 и более | 16 20 44 74 37 9 |
Итого | 200 |
Задача № 2. На основании таблицы произведите перегруппировку данных образовав новые группы со следующими интервалами до 1000, 1000-3000, 3000-5000, 5000-10000, выше 10000. Произвести вывод.
Строительная промышленность | Пищевая промышленность |
Группы предприятий по ст-ти ОПФ | Число предприятий % к итогу | Группы предприятий по ст-ти ОПФ | Число предприятий % к итогу |
До 500 500-1000 1000-1500 1500-2000 2000-2500 2500-3000 3000-4000 4000-5000 5000-10000 10000 и выше | 10 12 16 22 14 10 6 5 3 2 | До 1000 1000-3000 3000-5000 5000-10000 10000 и выше | 4 18 26 32 20 |
Отчет о проделанной работе.
В отчете необходимо записать номер практического занятия, тему, цель, проведенные расчеты, таблицы, выводы, а также, ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Что такое статистическая группировка?
2. Что такое интервал группировки и какие у него основные параметры?
Практическое занятие №3
Тема: Ряды распределения.
Цель работы: научиться проводить распределение данных и графически изображать ряды распределения.
Норма времени: 2 часа.
Оборудование и необходимые материалы: раздаточный материал, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, калькулятор.
Литература: Учебник В. С. Мхитарян, «Статистика». М. «Академия», 2013 г.
Порядок выполнения работы.
Задача № 1. Имеется следующие данные об успеваемости двадцати студентов в зимнюю сессию 5,3,5,5,5,4,5,2,5,3,4,2,5,3,2,5,4,4,5,4.
Постройте:
а) ряд распределения по баллам;
б) ряд распределения по уровню успеваемости, выделив 2 группы: успевающие – 3 и выше, неуспевающие – 2.
Назовите, по какому признаку построены эти ряды распределения.
По полученным данным построить полигон и гистограмму.
Задача № 2. Имеются следующие данные об успеваемости студентов за 1 курс обучения
Постройте:
а) ряд распределения по результатам сдачи сессии, выделив 4 группы с равными интервалами;
б) ряд делящий студентов на продолживших обучение и отчисленных, учитывая, что 5-6 – это баллы при которых происходит отчисление.
По каким признакам вы будите строить вариационные ряды.
По полученным данным построить полигон и гистограмму.
Отчет о проделанной работе.
В отчете необходимо записать номер практического занятия, тему, цель, проведенные расчеты, таблицы, графики, выводы, а также, ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Что такое ряд распределения?
2. Какие бывают ряды распределения?
Практическое занятие №4
Тема: Структурные характеристики вариационного ряда распределения.
Цель работы: научиться анализировать структуру вариационных рядов распределения, знать и уметь использовать аналитические и графические методы анализа структурных единиц.
Норма времени: 4 часа.
Оборудование и необходимые материалы: раздаточный материал, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, калькулятор.
Литература: Учебник В. С. Мхитарян, «Статистика». М. «Академия», 2013 г.
Порядок выполнения работы.
Задача № 1. На основании следующих данных построить ряд распределения: 35, 26, 20, 34, 30, 33, 28, 35, 42, 27, 36, 22, 25, 35, 32, 50, 31, 33, 41, 41. Данные отражают информацию о численности человек на предприятиях отрасли.
Задача № 2. На основании данных интервального ряда распределения фирм по среднесписочной численности человек рассчитать моду и сделать вывод.
Задача № 3. На основании данных вариационного ряда распределения среднесписочной численности менеджеров рассчитать моду и сделать выводы.
Группа | Число фирм | Накопленная частота |
20 – 25 25 – 30 30 – 35 35 – 40 40 – 45 45 - 50 | 2 4 7 4 2 1 | 2 6 13 10 |
Итого | 20 | |
Задача № 4 и № 5. На основании данных интервального ряда распределения фирм по среднесписочной численности работников определить моду и медиану графическим способом.
Численность работников, чел. | Число фирм, ед. |
20-25 25-30 30-35 35-40 40-45 45-50 | 2 4 7 4 2 1 |
Итого | 20 |
Задача № 6. Имеются данные о месячном заработке отдельных рабочих в бригаде, состоящей из 14 человек: 90, 94, 94, 102, 102,102,102, 102, 110,110, 110, 116,116, 120 руб. Представьте эти данные в виде ряда распределения. Определите моду и медиану по несгруппированым и сгруппированным данным.
Задание № 7. Вычислить моду и медиану для следующего вариационного ряда:
Выработка в год в среднем на одного рабочего | Количество организаций с данной величиной выработки |
До 3500 3500-4000 4000-4500 4500-5000 свыше 5000 | 4 28 40 20 8 |
Итого | 100 |
Отчет о проделанной работе.
В отчете необходимо записать номер практического занятия, тему, цель, проведенные расчеты, таблицы, графики, выводы, а также, ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Из чего состоит вариационный ряд распределения?
2. Какие бывают вариационные ряды распределения?
Практическое занятие №5
Тема: Построение и анализ таблиц и графиков в статистике.
Цель работы: научиться наглядно предоставлять статистические данные и анализировать их результаты.
Норма времени: 4 часа.
Оборудование и необходимые материалы: раздаточный материал, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, калькулятор.
Литература: Учебник В. С. Мхитарян, «Статистика». М. «Академия», 2013 г.
Порядок выполнения работы.
Задача № 1. На основании Следующего текста разработайте статистическую таблицу и определите её подлежащие и сказуемое: «Отношение студентов одного из факультетов к понижению стипендии»: 5 человек поддержало, из них 1 курс – 2, 2 курс – 2, 3 курс – 1, 135 человек не поддержало, из них 1 курс – 20, 2 курс – 25, 3 курс – 3, 4 курс – 35, 5 курс – 25, 8 человек безразлично, из них 1 курс – 3, 2 курс – 3, 3 курс – 2.
Задача № 2. При помощи столбиковой диаграммы изобразите данные о числе построенных жилых домов в Туле и Тульской области.
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Всего | 145 | 328 | 245 | 300 | 356 | 800 |
Тула | 100 | 256 | 189 | 125 | 345 | 455 |
Тульская область | 45 | 72 | 59 | 175 | 11 | 345 |
Задача № 3. Построить круговую диаграмму по следующим данным.
Товар | Товарооборот |
Кирпич Песок Цемент Стекло | 28 36 48 15 |
Задача № 4. Построить фигурную диаграмму со следующими данными.
Год | Продано |
2001 2002 2003 2004 | 1997 862 872 995 |
Задача № 5. Построить секторную диаграмму по следующим данным.
Тип инвестиции | Прямые | Портфельные | Прочие |
Доля % | 20 | 2 | 78 |
Отчет о проделанной работе.
В отчете необходимо записать номер практического занятия, тему, цель, проведенные расчеты, таблицы, графики, выводы, а также, ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Что такое статистическая таблица?
2. Что является основой статистической таблицы?
Практическое занятие №6
Тема: Определение среднего уровня изучаемого явления.
Цель работы: научиться определять средний уровень изучаемых явлений.
Норма времени: 2 часа.
Оборудование и необходимые материалы: раздаточный материал, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, калькулятор.
Литература: Учебник В. С. Мхитарян, «Статистика». М. «Академия», 2013 г.
Порядок выполнения работы.
Задача № 1. Имеются данные о выработке 5 рабочих: 20, 16, 22, 28, 14. Вычислить среднее.
Задача № 2. Заработная плата за май 7-рых слесарей была такой 1300, 1700, 1250, 1440, 2200, 2700, 2750. Вычислить средний месячный заработок слесарей.
Задача № 3. Определить средний тарифный разряд рабочих цеха. Укажите, какой средний будет применяться при решении задач.
Разряд | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Число рабочих | 5 | 12 | 25 | 30 | 45 | 36 |
Отчет о проделанной работе.
В отчете необходимо записать номер практического занятия, тему, цель, проведенные расчеты, таблицы, графики, выводы, а также, ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Для чего нужна средняя величина?
2. Какие есть свойства у средней арифметической величины?
Практическое занятие №7
Тема: Анализ динамики изучаемых явлений.
Цель работы: научиться анализировать динамику изучаемых явлений.
Норма времени: 2 часа.
Оборудование и необходимые материалы: раздаточный материал, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, калькулятор.
Литература: Учебник В. С. Мхитарян, «Статистика». М. «Академия», 2013 г.
Порядок выполнения работы.
Задача № 1. Рассчитать по данным о числе квартир в Туле аналитические показатели ряда динамики.
Год | Численность квартир | Абсолютный прирост, тыс. | Темп роста Тр100% | Темп прироста Тпр=Трх100% | Абсолютное значение % прироста |
сравн. с предыдущ. | сравн. с 2000г. | сравн. с предыдущ | сравн. с 2000г. | сравн. с предыдущ | сравн. с 2000г. | |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2000 | 108 | … | - | | | | | |
2001 | 107 | -1 | -1 | | | | | |
2002 | 110 | +3 | +2 | | | | | |
2003 | 111 | +1 | +3 | | | | | |
2004 | 112 | +1 | +4 | | | | | |
Задача № 2. На основании следующей таблицы рассчитайте целые и базисные показатели динамики.
№ | Показатели | 1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Объем продажи | 62,1 | 72,7 | 93,2 | 80,7 |
2 | Абсолютный прирост сокращения | … … | +10,6 +10,6 | +20,5 +31,1 | -12,5 +18,6 |
3 | Темп роста снижения | … … | 117,1 117,1 | 128,2 150,1 | 86,6 130,0 |
4 | Темп прироста сокращения | … … | +17,0 +17,0 | +28,2 +50,1 | -13,4 +30,0 |
Отчет о проделанной работе.
В отчете необходимо записать номер практического занятия, тему, цель, проведенные расчеты, таблицы, графики, выводы, а также, ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
1. Что называют рядом динамики?
2. Что содержит ряд динамики?
1