СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое объединение: Метод проектов как один из способов повышения коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов как один из способов повышения коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в школе

Просмотр содержимого документа
«Методическое объединение: Метод проектов как один из способов повышения коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в школе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

_____________________________________________________________________________














Метод проектов как один из способов повышения коммуникативной компетенции

при обучении иностранному языку в школе





Учитель английского языка

Шараева Анастасия Владимировна









г. Гусев

2015 год



Я работаю в МОУ СОШ № 5 с 2008 года. В школе сформирован высоко-квалифицированный педагогический персонал. Педагогические кадры молодеют, школа пополняется молодыми педагогами. Многие учителя имеют высшую категорию. Педагогический стаж колеблется от 2 до 40 лет. Много опытных учителей, которые готовы поделиться своим опытом. В школе созданы все условия, способствующие профессиональному росту педагогов.

Я работаю с разными возрастными группами. Во всех группах уровень языковой подготовки учащихся разный. Качество обучения составляет от 35% до 80%. Большая часть учащихся заинтересована в изучении английского языка, есть и такие, которые планируют связать свою будущую профессию с иностранным языком.

Но, к сожалению, очень часто мы сталкиваемся с тем, что ученики, не видя необходимости в изучении иностранного языка, не представляя себе возможные сферы его применения, спрашивают: «А зачем мне иностранный язык?». Оказавшись вне класса, школы, ребёнок сталкивается с трудностями практического владения языком и реально осознаёт, что он не может воспользоваться полученными знаниями в обыденной жизни. Снижается уровень мотивации, а как следствие этого, интерес к иностранному языку падает.

Позитивная мотивация-это ключ к успешному изучению иностранных языков.

Также одной из важных проблем, с которой я столкнулась в своей работе, это слабое развитие навыков устной речи у учащихся. Это связано, прежде всего, с разрывом между теорией и практикой и пассивным характером учебной деятельности.

Поиск эффективных педагогических технологий, которые компенсировали бы названные недостатки и способствовали бы формированию у учащихся навыков самостоятельного получения знаний, приводит к популярному сегодня методу проектов. Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы методического объединения – метод проектов как один из способов повышения коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в школе.

Итак, что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в школе?

Проектная методика - это технология, целью которой является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Преимущество и ценность метода проектов среди множества разнообразных технологий обеспечивается его интегративным характером, включающим в себя обучение в сотрудничестве, ролевые игры, телекоммуникационные и информационные технологии, мультимедийные дискуссии. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями и компьютером.

Опыт работы в школе показал, что для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, необходимо предлагать им проблему интересную и значимую.

Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и может быть включены в различные формы работы над изучаемым материалом на этапе речевой практики.

В чем суть проекта, влияет ли его применение на модель обучения, с какой регулярностью и в какой форме проектные задания включаются в учебник и какова техника их выполнения?

Я использую метод проектов в разноуровневых классах на протяжении нескольких лет. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития учащихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты, записывать на аудионосители свои монологи, диалоги и т.д.. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

С помощью проектной методики я достигаю на уроке сразу нескольких целей – расширяется словарный запас детей, закрепляется изученный лексико-грамматический материал, на уроке создаѐтся атмосфера праздника и кроме того есть возможность украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей, использовать их «продукт» как дидактический материал при изучении темы.

Это удачная по простоте методическая находка - ключ к построению проектных заданий, где языковой элемент представлен скупо - до продвинутого уровня, где он играет ведущую роль.

Мой опыт использования метода проектов показал, что даже при опоре на минимальный языковой материал, проектная работа, обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного обучения иностранному языку.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, читать, искать информацию в справочниках, общаться с другими людьми, искать фотографии и картинки и даже самостоятельно делать аудиозаписи.

Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое –например «ABC» (Английская азбука), «My friend» (Мой друг), «My Pet» (Мой питомец) - 2 класс, «Menu» (Составляем меню для кафе), «Postcards-Merry Christmas/Happy Birthday» (Поздравительные открытки с Рождеством и Днем рождения) - 3 класс, «We’ll visit fairy land next holidays» (Предстоящие каникулы в волшебной стране), «Modern fashion magazine for Stars» (Журнал моды для звезд) – 4 класс. Кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бумагу, цветные карандаши, ножницы, особенно, когда мы делаем какие-либо практические проекты из серии «Мы мастерим». Незаметно для себя, начинаем говорить по-английски, склеивая, вырезая необходимые атрибуты. Но часть проектов выполняется дома, здесь огромную помощь и поддержку оказывают родители учеников.

В 5-6 классах работаем над такими проектами как: «Welcome to our school website» (Добро пожаловать на наш школьный сайт) , «Welcome to our town» (Добро пожаловать в наш город), «Let’s cook a special dish for Christmas» (Давайте приготовим праздничное блюдо на Рождество) и другие.

На старшем этапе обучения учащиеся более осознанно, более творчески подходят к созданию проекта. С учѐтом их интересов и проблем, которые их волнуют, были подготовлены такие проекты, как: "Foreign languages in my life" (Иностранные языки в моей жизни), "Traveller’s club" (Клуб путешественников) "The rules of behaviour in school" (Правила поведения в школе), "The future of the city/village" (Будущее города/села). Проекты не обязательно должны быть большими и занимать много времени по их подготовке – это могут быть мини-проекты, которые широко представлены на старшей ступени.

Проектная методика предполагает активное участие в научно-исследовательской работе. Научно-исследовательская деятельность по иностранному языку способствует расширению лексического запаса, закреплению грамматического материала, совершенствованию навыков и умений по основным видам речевой деятельности, способствует всестороннему развитию личности.

Научно-исследовательские работы моих учеников по английскому языку: «Сравнительно-сопоставительный анализ англоязычных и русскоязычных рекламных текстов на материале журнальной рекламы», «Школьная жизнь без стресса: мечта или реальность?», «Связь Лори ли с произведениями русских писателей (литература, английский и немецкий языки), «Школьное образование в Великобритании, России и США» получили заслуженное одобрение и соответственно дипломы победителей и лауреатов на школьных и районных научно – практических конференциях «Поиск и творчество», а также были опубликованы в сборниках межрегиональной научно-практической конференции «Научный потенциал молодежи - Будущее России».

Опыт работы над технологией методики проекта в течение нескольких лет позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: "Как данная технология влияет на обучение иностранному языку".

Естественно, меня, как учителя иностранного языка, интересует тот факт, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся. Были проведены тесты, контрольные срезы при проведении проектов в отдельных группах учащихся. При контроле навыков чтения (просмотровое, полное понимание, извлечение информации) в 11 классе, при внедрении 4-х проектов в течение года уровень подготовки учащихся по данному виду повысился на 15% (до 85% вместо 70% в начале года).

Проверялось умение извлечь информацию, понять и выделить главную мысль, обобщить данные. По результатам контрольных срезов, тестов можно сделать вывод, что учащиеся стали более грамотно пользоваться грамматическими структурами и явлениями. Считаю, что значительно расширился словарный запас, его употребление в речи.

По результатам контроля устной речи были получены следующие характеристики: - увеличился темп речи учащихся; - пополнился лексический запас учащихся; - высказывания стали более логичными; -реализуются коммуникативные задачи; - допускаются некоторые лексические и грамматические ошибки, не препятствующие пониманию; - увеличилось время говорения.

Таким образом, анализ результатов обучения позволил выделить следующую практическую ценность использования метода проекта:

- учащиеся улучшили навыки устной речи (монологической и диалогической),

- учащиеся продолжили развивать все аспекты иноязычной коммуникативной компетенции.

На протяжении нескольких лет я проводила уроки по методике без использования проектов в одном классе параллели и по методу проектов в другом классе этой же параллели (5А, 5Б классы). Результаты очевидны: успеваемость 5А класса (где активно применялась технология проектов) резко увеличилась к концу года. В 6 классе я стала применять метод проектов в обоих классах. Таким образом, к 7 классу успеваемость двух классов выравнилась по показателям.

Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, что и способствовало повышению качественной успеваемости и среднего балла учащихся по английскому языку:

2009 – 2010 учебный год (1 четверть) – 75 %, средний балл составил 3.9 (5А)

2009 – 2010 учебный год (1 четверть) – 68 %, средний балл составил 3.8 (5Б)

2009 – 2010 учебный год (годовая) – 82 %, средний балл составил 4.1 (5А)

2009 – 2010 учебный год (годовая) – 70 %, средний балл составил 3.85 (5Б)

2010 – 2011 учебный год (годовая) – 83 %, средний балл - 4.2 (6А класс).

2010 – 2011 учебный год (годовая) – 81 %, средний балл – 4.13 (6Б класс).

Учитель в проектной деятельности из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитарного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

В работе над проектом учитель: - помогает ученикам в поиске нужных источников информации; - сам является источником; - координирует весь процесс; - поощряет учеников; - поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Кардинально меняется и роль учеников: они выступают активными участниками процесса обучения. Здесь важно вовремя разбудить мысль и ненавязчиво заставить учеников работать и думать, а не просто заучивать тексты и воспроизводить их. Очень важная роль отводится при этом оппонентам. Они провоцируют выступающих отстаивать свое мнение и вновь использовать язык в качестве общения, а не цели.

В ходе выполнения проектных заданий учащийся погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения: - общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;

- специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;

- собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

Совместная работа над подготовкой проекта – это прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его важному жизненному навыку: умению работать в команде. Лучше, когда участвуют все. И мне, конечно, приятно, когда, встречаясь, мои ученики говорят: ―А помните, как мы … и вспоминают веселые, подчас курьезные случаи, которыми всегда изобилует процесс подготовки любого проекта. И совершенно неважно, какую роль они тогда играли – главную или второстепенную, вспоминают они об этом с удовольствием, и в моей душе рождается очень теплое чувство.

Преимущества метода проектов над традиционными методами обучения иностранному языку заключается в том, что в традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а самообучение происходит за счет эксплуатации памяти. Но метод проектов: - развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности; - он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, прогнозирования; - он творческий по самой своей сути, так как предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка. Таким образом, ученики имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики, истории, экологии, литературы, музыки - понимают необходимость междисциплинарных связей. Учителя и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Наши учителя-предметники (учителя истории, биологии, физики, химии и др.) проводят консультации, оказывают информационную помощь при подготовке проектов по иностранному языку. Это взаимодействие всегда продуктивно и дает хорошие результаты. Замечу, что при организации работы над проектом у учащихся повышается уровень знаний не только по английскому языку, но и по биологии, истории, физике и др. предметам. У некоторых проявляется интерес в более глубоком изучении того или иного предмета.

Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность английского языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.

В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оцениваю усвоение учащимися определенного учебного материала. При оценке готового проекта я обращаю внимание не только на правильное использование языка. Одной из полюбившихся учащимся форм отчета над проектом является презентация проекта на родительском собрании класса. Часто родители видят своих детей с другой стороны, открывая в них способности к творчеству.

Считаю, что важным стимулом для развития личности учащегося является степень их оригинальности и творчества. Например, мои ученики - участники музыкального фестиваля песни на иностранном языке «Поющий мир» порадовали меня своими успехами в марте прошлого года на муниципальном этапе, а в ноябре ученик 9 класса стал лауреатом Областного фестиваля иностранной песни «Му music world».

Также в ноябре 2014 года мы участвовали в областном интеллектуальном конкурсе «Парад планет» в рамках фестиваля «Наука и образование». Учащиеся 9-10 классов в группе выполняли проект по решению научно-исследовательских задач в таком формате. Это был их первых опыт по созданию проекта научно-исследовательского цикла по теме «Космос». Их оригинальные идеи, творческий подход, хорошее владение языком и умение работать к команде показали, что проект можно выполнять не только по темам гуманитарного цикла, но и естественно-математического.

В прошлом году, подводя некоторые итоги работы по методу проектов, я предложила ученикам 11 класса принять участие в опросе. Цель опроса - выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении. Полученные результаты я сравнила с результатами 2009 года учеников 6а и 6б классов. Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере и представлены статистически.

1. Какими источниками информации Вы обычно пользовались при подготовке проекта? а) книги; б) периодическая печать; в) Интернет; г) учитель; д) другие (укажите какие).

Результаты 6 класса 2009 год


 Результаты 11 класса 2014 год


2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов?

а) Да; б) Нет.


Нет

10%

Да

90%

Результаты 6 класса 2009 год



Нет

17%

Да

83%

Результаты 11 класса 2014 год





3. Подготовка проектов оторвала у вас время от более важных и интересных дел? а) Да; б) Нет

Нет

84%

Да

16%

Результаты 6 класса 2009 год


Да

27%

Нет

73%

Результаты 11 класса 2014 год











4. Будет ли интересна работа над проектами следующим за вами школьникам? а) Да; б) Нет.



Да

94%

Нет

6%

Результаты 6 класса 2009 год



Нет

2%

Да

98%

Результаты 11 класса 2014 год




Применение проектной методики на занятиях английского языка показало, что учащиеся достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,

Использование новых технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал. Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранного языка, но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, расширению языковых знаний. Проектная методика значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.

Метод проектов ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!