1слайд
Из опыта работы:
«Роль подвижных игр
в нравственном воспитании
старших дошкольников на занятиях физической культуры»
Е.А. Саприкова инструктор по физической культуре МКДОУ №3 Детский сад «Солнышко»
2слайд
«Без игры нет, и не может быть
полноценного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский
Физическое воспитание есть целенаправленная, чётко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает ребёнка в единстве с его интеллектом, чувствами. Волей и нравственностью.
3слайд
Дисциплина - это также категория нравственная.
Воспитание таких нравственных качеств, как честность, благородство, скромность, коллективизм, стремление делать добро, активно противостоять злу, подлости, помогать слабым и обездоленным, уважение общественных интересов и взаимное уважение - всё это напрямую входит в физическую культуру личности и должно планироваться в виде конкретных воспитательных целей на занятиях физическими упражнениями.
4слайд
А.С. Макаренко подчёркивал, что «игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом».
5слайд
Правильно подобранные подвижные игры способствуют формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между ними определённых взаимоотношений В игре позиция каждого ребёнка активна. Он играет, пока этого сам хочет и пока ему интересно, активно ищет товарищей для игры, вступает с ними в определённые отношения.
Игра способствует тесному общению детей, установление контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии. Коллективные игры на уроках физической культуры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений между ними.
6 слайд
В таких играх как: « 1,2,3 – беги!», «Краски», «Где мы были, мы не скажем!», « Садовник» требуется образовать общий круг, соблюдать очередность, ориентироваться на общий оклик, голос игроков. Ребенок сам должен выбрать себе партнера, получая возможность выразить симпатию одному из сверстников.
Детям необходимо согласовать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливыми к своим товарищам. Они включают в себя формирование волевых качеств и овладение своим поведением.
7слайд
Многие игры включают в себя элементы состязаний. Кто самый меткий, самый ловкий, самый быстрый. В игре кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает.
Такие ситуации позволяют формировать справедливое отношение и к проигравшим, и к собственным успехам, основанное на доброжелательности, желании помочь товарищу, научить его тому, что он ещё не умеет делать.
8слайд
Содержание таких подвижных игр как: «Чай,чай –выручай!»,«Разведчики» требует, чтобы играющие выручали товарищей по команде. При этом они сами рискуют попасть в трудное положение.
Таким образом, здесь решается нравственная задача - забывая о своих личных интересах, участник игры оказывает помощь товарищу. Являясь членом команды, играющий должен понимать о коллективных интересах, о солидарности членов команды. В процессе игры создаются ситуации, в которых можно и нужно формировать правильное отношение к выигрышу и проигрышу, умение честно играть, с уважением, доброжелательно относиться к своим противникам в игре.
9слайд
Подвижные игры способствуют воспитанию ловкости, смелости, настойчивости.
Существенная их роль в нравственном воспитании состоит в том, что в процессе игры дети учатся общаться друг с другом, ищут себе партнёров,
договариваются с ними об условиях игры,
требуется точное выполнение правил.
Например, в известной народной игре
«Садовник» дети последовательно обращаются друг к другу: «Все цветы мне надоели, кроме ... ».
Это игровое взаимодействие не носит характера личностного общения, но в нем все- же ребенок имеет
возможность признаться в своей симпатии, выбрать желаемого партнера, установить контакт с предпочитаемым сверстником.
10слайд
Важно, чтобы дошкольники старшего возраста не только
принимали активное участие в играх, но и умели самостоятельно их организовывать.
Такие игры как «Лиса и гуси», «Догонялки», « Муравьи» направлены на воспитание нравственно волевых качеств личности.
В этих играх ребенок должен строго
соблюдать правила и подчинять свои действия определенному сигналу (не убежать
раньше времени), общаться жестами. Благодаря наглядности цели и средства ее достижения, ребенок
может сам оценивать правильность поведения, как других участников игры, так и своего.
11 и 12 слайд
Игры на внимательность и сообразительность, на быстроту реакции учат детей действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.
Заманчивые игры несут в себе доброе радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.
13слайд
Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела ребёнка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально - нравственным, эстетическим воспитанием.
Правильное физическое воспитание, участие в спортивно- массовых мероприятиях способствует формированию товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли.
14 слайд
Таким образом, можно сделать вывод, что нравственное воспитание детей в игре – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования
личности и интеллекта ребенка.
15слайд
Спасибо за внимание.
Просмотр содержимого документа
«Методическое объединение. Роль подвижных игр в нравственном воспитании дошкольников на занятиях физической культуры.»
1слайд
Из опыта работы:
«Роль подвижных игр
в нравственном воспитании
старших дошкольников на занятиях физической культуры»
Е.А. Саприкова инструктор по физической культуре МКДОУ №3 Детский сад «Солнышко»
2слайд
«Без игры нет, и не может быть
полноценного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский
Физическое воспитание есть целенаправленная, чётко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает ребёнка в единстве с его интеллектом, чувствами. Волей и нравственностью.
3слайд
Дисциплина - это также категория нравственная.
Воспитание таких нравственных качеств, как честность, благородство, скромность, коллективизм, стремление делать добро, активно противостоять злу, подлости, помогать слабым и обездоленным, уважение общественных интересов и взаимное уважение - всё это напрямую входит в физическую культуру личности и должно планироваться в виде конкретных воспитательных целей на занятиях физическими упражнениями.
4слайд
А.С. Макаренко подчёркивал, что «игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом».
5слайд
Правильно подобранные подвижные игры способствуют формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между ними определённых взаимоотношений В игре позиция каждого ребёнка активна. Он играет, пока этого сам хочет и пока ему интересно, активно ищет товарищей для игры, вступает с ними в определённые отношения.
Игра способствует тесному общению детей, установление контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии. Коллективные игры на уроках физической культуры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений между ними.
6 слайд
В таких играх как: « 1,2,3 – беги!», «Краски», «Где мы были, мы не скажем!», « Садовник» требуется образовать общий круг, соблюдать очередность, ориентироваться на общий оклик, голос игроков. Ребенок сам должен выбрать себе партнера, получая возможность выразить симпатию одному из сверстников.
Детям необходимо согласовать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливыми к своим товарищам. Они включают в себя формирование волевых качеств и овладение своим поведением.
7слайд
Многие игры включают в себя элементы состязаний. Кто самый меткий, самый ловкий, самый быстрый. В игре кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает.
Такие ситуации позволяют формировать справедливое отношение и к проигравшим, и к собственным успехам, основанное на доброжелательности, желании помочь товарищу, научить его тому, что он ещё не умеет делать.
8слайд
Содержание таких подвижных игр как: «Чай,чай –выручай!»,«Разведчики» требует, чтобы играющие выручали товарищей по команде. При этом они сами рискуют попасть в трудное положение.
Таким образом, здесь решается нравственная задача - забывая о своих личных интересах, участник игры оказывает помощь товарищу. Являясь членом команды, играющий должен понимать о коллективных интересах, о солидарности членов команды. В процессе игры создаются ситуации, в которых можно и нужно формировать правильное отношение к выигрышу и проигрышу, умение честно играть, с уважением, доброжелательно относиться к своим противникам в игре.
9слайд
Подвижные игры способствуют воспитанию ловкости, смелости, настойчивости.
Существенная их роль в нравственном воспитании состоит в том, что в процессе игры дети учатся общаться друг с другом, ищут себе партнёров,
договариваются с ними об условиях игры,
требуется точное выполнение правил.
Например, в известной народной игре
«Садовник» дети последовательно обращаются друг к другу: «Все цветы мне надоели, кроме ... ».
Это игровое взаимодействие не носит характера личностного общения, но в нем все- же ребенок имеет
возможность признаться в своей симпатии, выбрать желаемого партнера, установить контакт с предпочитаемым сверстником.
10слайд
Важно, чтобы дошкольники старшего возраста не только
принимали активное участие в играх, но и умели самостоятельно их организовывать.
Такие игры как «Лиса и гуси», «Догонялки», « Муравьи» направлены на воспитание нравственно волевых качеств личности.
В этих играх ребенок должен строго
соблюдать правила и подчинять свои действия определенному сигналу (не убежать
раньше времени), общаться жестами. Благодаря наглядности цели и средства ее достижения, ребенок
может сам оценивать правильность поведения, как других участников игры, так и своего.
11 и 12 слайд
Игры на внимательность и сообразительность, на быстроту реакции учат детей действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.
Заманчивые игры несут в себе доброе радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.
13слайд
Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела ребёнка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально - нравственным, эстетическим воспитанием.
Правильное физическое воспитание, участие в спортивно- массовых мероприятиях способствует формированию товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли.
14 слайд
Таким образом, можно сделать вывод, что нравственное воспитание детей в игре – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования
личности и интеллекта ребенка.
15слайд
Спасибо за внимание.