Методическое портфолио
Валеева Альфия Рафкатовна,
учитель башкирского языка и литературы муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназии села Месягутово муниципального района Дуванский район
Республики Башкортостан
I.Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года
Валеева Альфия Рафкатовна - педагог, работающий с учётом современных требований, предъявляемых к организации учебного и воспитательного процесса.
За годы работы она проявила себя как добросовестный, целеустремленный педагог. Её отличает высокий уровень знаний своего предмета, владение методикой преподавания, умение подбирать учебный материал в соответствии с замыслом урока и психолого – педагогическими особенностями обучающихся.
Альфия Рафкатовна владеет широким набором методов, приемов и средств обучения, продуктивно использует время урока, обеспечивая высокие результаты образовательного процесса. Знания учащихся подтверждаются на олимпиадах и конкурсах.
Позитивная динамика качества знаний обучающихся по башкирскому языку и литературе за последние три года
Учебный год | 2013/2014 | 2014/2015 | 2015/2016 |
Успеваемость | 100% | 100% | 100% |
Качество | 92% | 96% | 96% |
1.2 Достижения обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах муниципального и республиканского уровня по башкирскому языку и литературе
Учебный год | Класс | ФИ участника | Уровень | Место |
2013/2014 | 5 | Валеев Булат | районный | Диплом победителя |
4 | Гильметдинов Рамзиль | районный | участие |
2014/2015 | 6 | Валеев Булат | Районный | Победитель |
2015/2016 | 7 | Ахмедьянова Адиля | Районный | Участие |
7 | Валеев Булат | Районный | Участие |
2 | Валеева Гузель | Международная олимпиада “Глобус” | 1 место |
7 | Валеев Булат | Международная олимпиада “Глобус” | 6 место |
2016/2017 | 9 | Леонтьева Анастасия | Районный | Призер |
10 | Кузикова Елена | Районный | Призер |
5 | Вильданова Дилара | Международная олимпиада “Кладезь знаний” | 1 место |
5 | Исхаков Искандер | Международная олимпиада “Кладезь знаний” | 1 место |
5 | Валеева Раушания | Международная олимпиада “Кладезь знаний” | 1 место |
5 | Аскарова Аиша | Международная олимпиада “Глобус” | 7 место |
8 | Абдразякова Азалина | Международная олимпиада “Глобус” | 8 место |
Обучающиеся Альфии Рафкатовны систематически участвуют в районных олимпиадах по башкирскому языку и литературе, где занимают призовые места, так же принимают участие в конкурсах на республиканском уровне.
1.3 Увеличение количества и повышение качества творческих работ обучающихся по башкирскому языку и литературе.
Валеева Альфия Рафкатовна большое внимание уделяет работе с одаренными детьми. В своей педагогической практике умело использует сочетание учебной и внеурочной творческой деятельности школьников, основанной на принципах избирательности, практической занимательности, выборочного применения исследовательского, поискового и эвристического методов и различных приемов обучения, что способствует гуманизации учебно- воспитательной работы.
Учебный год | Виды творческих работ | Фамилия имя участника | Уровень | Место |
2013-2014 | Районный этап Республиканского конкурса юных дарований “Весенняя капель-2014” | Валеев Булат | районный | 2 место |
Районный этап республиканского конкурса-фестиваля “Жемчужины Бсашкортостана” | Творческий коллектив | районный | 2 место |
2014-2015 | Праздник – конкурс “Шежере байрамы” | Валеев Булат | районный | победитель |
2015-2016 | Республиканский конкурс творческих работ, посвященный IV Всемирному курултаю башкир среди учащихся 9-11 классов. | Валеев Байрас | Республиканский | участие |
Районный конкурс перевода произведений русской литературы на родные языки | Валеева Гузель | Районный | Участие |
Районный конкурс юных сказителей эпоса «Урал батыр» | Ахмедьянова Адиля | Районный | участие |
2016-2017 | Конкурс сочинений | Валеев Булат | Районный | Участие |
Конкурс сочинений, посвященный Дню Республики | Валеева Гузель | Республиканский | Участие |
Приложение № 4
1.4 Рост мотивации к изучению предмета башкирский язык и литература
Диагностика мотивации обучающихся в учебно - воспитательном процессе показывает, что уровень мотивации на уроках башкирского языка и литературы возрастает, и это способствует повышению качества знаний по предмету.
В процессе отслеживания динамики уровня развития мотивационных методов было выявлено следующее:
На уроках Альфии Рафкатовны нет пассивных учеников, работают все. Каждый урок – живая связь с современностью, окружающей ребят действительностью. Будь то литературный образ, сложное литературоведческое понятие, или языковые явление – все становится близким и понятным, благодаря умению учителя соотносить новый материал с хорошо знакомым учащимся, прочно усвоенным ранее.
Обладая широким кругозором, опытная учительница тщательно готовится к каждому учебному занятию, каждый её урок отличается новизной и творчеством, оптимальным использованием учебного времени, применением самых разнообразных приемов и методов, способствующих познавательной деятельности учащихся. Здесь и комментированное письмо, и грамматический разбор, и работа с карточками, и различные виды диктантов, самостоятельные работы, мини – сочинения.
II. Результаты внеурочной деятельности учителя по пропаганде и популяризации изучения башкирского языка
Валеева Альфия Рафкатовна ведет большую внеклассную работу по предмету – воспитывая у учащихся любовь к родному языку, Родине, уважение к труду и людям труда. В результате ею накоплен богатый опыт воспитательный деятельности: определены наиболее эффективные способы интеграции учебной и внеклассной деятельности учащихся. В воспитательной работе использует технологию коллективной творческой деятельности И.П.Иванова, курс «Нравология» А.З.Рахимова. По системе профессора А.З.Рахимова был научно – практический семинар – тренинг, после чего была издана книга в Уфе 2007 году «Технология нравственного воспитания». Авторами этих разработок являются учителя Дуванского района. У Альфии Рафкатовны вошли в книгу три урока.
2.1 Системность внеурочной работы
Предметные недели, которые проводит ежегодно Альфия Рафкатовна направлены на развитие творческой активности и на воспитание любви к родному языку. Регулярно проводимые внеклассные мероприятия и участие в конкурсах показывают результативность деятельности учителя.
2.2 Достижения обучающихся в конкурсах
Учебный год | Название конкурса | Фамилия имя участника | Уровень | Место |
2013-2014 | Конкурс чтецов, посвященный Году культуры | Ахмедьянова Адиля | Районный | 3 место |
2014-2015 | Конкурс сочинений | Валеева Гузель | Районный | участие |
2015-2016 | Конкурс чтецов, посвященный Году литературы | Валеев Булат | Районный | участие |
2016-2017 | Конкурс переводчиков художественной литературы, посвященный столетию со дня рождения Народного писателя Мустая Карима | Валеев Байрас | Республиканский | участие |
Первый детский курултай | Валеев Булат | Республиканский | Благодарственное письмо |
Альфия Рафкатовна принимает активное участие в проведении декадников, вечеров и предметных недель, литературных турниров, часов занимательной грамматики, национальных праздников по башкирскому языку и литературе.
2.3 Достижения обучающихся в конкурсах научно-исследовательских и творческих работ за последние три года
Темы уроков и внеклассных мероприятий Альфия Рафкатовна тесно связывает историей и трудом населения родного края. За время работы в данной школе она собрала богатейший материал по топонимике и истории родного края, о народных обычаях и творчестве, знаменитых земляках. Эти материалы активно используются учителем для проведения уроков и внеклассных мероприятий. Она сама и ее ученики активно выступают в научно – практических краеведческих конференциях, оформляют исследовательские работы. Неоднократно награждена Почетной грамотой отдела образования за активное приобщение обучающихся к изучению родного края и обычаев своего народа.
Учебный год | Научно-исследовательские и творческие работы на муниципальном и региональном этапе | Фамилия имя участника | Место |
2012/2013 | Районный конкурс исследовательских работ в рамках МАН | Валеев Булат | 1 место |
2013/2014 | Зональная творческая лаборатория научных достижений учащихся северо-восточных районов РБ – 2014, посвященный Году культуры | Валеев Булат | 3 место |
2014/2015 | XIVрайонная краеведческая конференция «Я-Семья-Отечество» | Валеев Булат | 2 место |
Зональная творческая лаборатория научных достижений учащихся северо-востока РБ, посвященный Году литературы | Валеев Булат | 1 место |
2.4.Работа с одаренными детьми
Одно из важных направлений работы учителя – работа с одаренными детьми.
Альфия Рафкатовна ведет систематическую работу с одаренными детьми, ею составлены план работы. Альфия Рафкатовна стремится развивать в своих учениках интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску, привычку опираться на собственные силы, через пропаганду изучения башкирского языка.
Можно выделить следующие формы работы, практикуемые педагогом:
-индивидуальная работа с учеником на уроке;
- занятия с одаренными детьми в кружке «Шатлык»;
- участие на школьных и районных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;
- работа в научной организации учащихся школы;
- привлечение одаренных детей к активному участию в организации и проведении внеклассных мероприятий;
- использование обучающих программ на дисках для работы на компьютере;
III. Использование современных обучающих технологий в процессе обучения предмету и в воспитатательной работе
3.1 Использование современных технологий обучения по предмету
Валеева Альфия Рафкатовна широко использует новые педагогические идеи, прогрессивные формы и методы работы, направленные на формирование успешной конкурентоспособной личности.На уроке активно применяет такие технологии:
по типу управления познавательной деятельности: компьютерные, проектные;
по предмету: поисковые, развивающие, творческие, проблемные.
Особую роль в управлении качеством образования играют современные информационные технологии, основой которых являются компьютерные системы, мультимедийный проектор, аудио и видеотехника. Опыт использования информационных технологий на уроках башкирского языка и литературы показал, что у обучающихся повышается интерес к предмету, познавательная активность, расширяется кругозор.
3.2 Использование электронно - образовательных ресурсов
Валеева А.Р. применяет в своей работе электронные пособия, составленные и утвержденные Министерством образования РБ:
1.Башкирский язык (9-11 классы) - Уфа, МО РБ, 2005.
2.Башкирский язык (7-8 классы) – Уфа, МО РБ,2007.
3. Башкирская литература (5-9 классы) – Уфа, МО РБ,2006.
4. Мультимедийный учебник по культуре Башкортостана в V-IX классах.
Валеева А.Р. сама составляет проекты, презентации, посвященные творчеству и жизни писателей и поэтов. В 2007, 2010 годах обучалась на курсах по теме «Использование новых информационных технологий в преподавании башкирского языка и литературы», в 2012 году прошла курсы по программе «Повышение творческой активности на уроках башкирского языка и литературы в рамках реализации ФГОС: проблемы и решения» и в 2015 году – «Теория и методика преподавания башкирского языка и литературы в условиях введения ФГОС».
В 2010 году в рамках ИРО РБ провела урок с применением компьютера в 1 классе на тему «Хорошие слова» Ф.Рахимгуловой.
В 2011 году на районном конкурсе «Учитель года башкирского языка и литературы-2011» провела урок по родному языку в 3 классе на тему « Ҡан ҡәрҙәш» с использованием ИКТ технологии.
На республиканском Альфия Рафкатовна провела урок по родному языку во 2 классе на тему «Шаймуратов генерал». На конкурсе «Учитель года башкирского языка и литературы-2013» при помощи мультимедийного проектора активизировала визуальность восприятия.
В своих выступлениях на педагогическом совете, на ШМО и РМО педагог также использует презентации, проектные работы. В учебной, воспитательной работе также применяет аудио и видеотехнику. Широко применяет в своей работе материалы Интернета, умеет загружать произвольные файлы: программы, архивы, справочную информацию.
Валеева Альфия Рафкатовна владеет разнообразными формами и методами обучения и воспитания. В арсенале уроки - путешествия, уроки – конференции, игровые уроки, урок – йыйын, разнообразные формы опроса и т.д.
Всеобщая занятость на уроке Альфии Рафкатовны достигается путем
- создания проблемной ситуации и нахождение оптимальных вариантов их решения;
-применения современных технологий обучения.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. При выходе из проблемной ситуации обучающиеся реализовывают принцип связи обучения с жизнью. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы школьников, тем самым формируется активная, самостоятельная и инициативная позиция обучающихся в учении. На уроках литературы дети выполняют мини – проекты: схемы, чертежи, рисунки. Например, на обобщающем уроке на тему «Аҡмулла - яҡтылыҡ йырсыһы» были выполнены проекты продолжительностью 10 минут на подготовку и по 2 минуты на презентацию каждый группы.
Валеева Альфия Рафкатовна считает, что дифференцированный метод обучения является одним из важных при гуманизации преподавания.
Она организовала свою педагогическую деятельность исходя из следующих 3-х принципов выбора форм работы с обучающимися:
3.3 Увеличение количества и повышения качества творческих работ
Широкое применение современных образовательных технологий обучения
помогает развитию самостоятельности, активности обучающихся и превышает статус изучения башкирского языка и литературы.
Альфия Рафкатовна уделяет особое внимание внеклассному чтению обучающихся.
Активно сотрудничает со школьной и районной библиотекой. Регулярно контролирует чтение башкирской художественной литературы. Её ученики оформили тетради по чтению “Толпар”. Педагог ежемесячно выпускает стенд, посвященный юбилярам и проводит литературные вечера. Стихи обучающихся печатаются на страницах газет
IV. Использование кабинета в преподавании башкирского языка и литературы
Валеева Альфия Рафкатовна является заведующей кабинетом башкирского языка и литературы. Кабинет соответствует современным требованиям: укомплектован методическими пособиями, художественной и справочной литературой, периодической печатью, дидактическими материалами. Имеется постоянная документация (государственные символы РБ, Закон о языках, Конституция РБ) и сменные (стенды, выставки). Кабинет оборудован техническими средствами обучения и систематически используется учителем в учебной и внеклассной работе. Альфия Рафкатовна систематически обновляет раздаточный материал для групповой и дидактический материал для индивидуальной работы обучающихся. Оформлены тематические папки: «Беҙ - үҙебеҙ башҡорттар», «Аты барҙың - дәрте бар», «Һөнәрмәндәр һаҡлай халыҡ рухын», «Башҡорт милли кейемдәре», «Башҡортостан мөғжизәләре», «Онотолмаҫ йылдар», «Яугир шағирҙар», « Балы барҙың -таты бар” и другие. Созданы папки «Народное творчество», «Творчество обучающихся», «Сборник творческих работ», «Наши проекты» и т.д.
Учителем ведется подшивка периодической печати и используется на уроках «Минуты поэзии», « Минуты чистописания или грамотного письма».
По итогам смотра – конкурса кабинетов башкирского языка и литературы в 2007, 2013 году кабинет башкирского языка и литературы Месягутовской гимназии отмечен, одним из лучших в районе. Планирование работы кабинета своевременно выполняется. Все необходимые документы оформлены соответствие с положением о кабинетах.
V. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (семинары, конференции, мастер - классы)
5.1 Проведение открытых уроков
Валеева Альфия Рафкатовна - учитель высшей категории с 13-летним стажем работы. Она работает на высоком профессиональном уровне. Достигает хороших результатов по своему предмету и вносит большой вклад в развитие изучения башкирского языка в районе. Своим опытом работы педагог щедро делится с коллегами. Альфия Рафкатовна успешно участвует в работе школьного и районного методического объединения учителей башкирского языка и литературы.
В рамках школьного методического объединения ею проведены 3 урока по преемственности. Проведены литературно - музыкальные композиции, посвященные юбилярам поэтам и писателям: Р.Гарипову, Т.Юсупову, Б.Бикбаю. Организовала встречу с поэтом – земляком Т.Юсуповым. Заучиваются стихи, песни этих поэтов, выпускаются стенгазеты, буклеты, посвященные знаменитым землякам.
Знание современных достижений в педагогике и методике преподаваемых предметов, эффективное использование здоровьесберегающих технологий, дифференцированного обучения позволяет вести преподавание на высоком уровне. Поэтому каждый урок оригинален, богат разнообразными формами и методами обучения.
Своим педагогическим опытом учитель делится с молодыми учителями района. С творческим отчетом «Развитие творческих способностей обучающихся» выступила на ШМО и РМО, на педагогических советах.
5.2 Выступления на конференциях, семинарах, круглых столах
Валеева Альфия Рафкатовна ежегодно участвует в районных и республиканских научно-практических конференциях, семинарах.
В 2010 году на зональной научно-практической конференции на тему «Салават Юлаев навечно в памяти народной», посвященной 210-летию со дня смерти Салавата Юлаева выступила с докладом «Изучение творчества Салавата Юлаева в русских школах». В 2013 году на районном августовском совещании по образованию выступила с докладом на тему «Использование новых инновационных технологий в преподавании башкирского языка».
В 2012 году Альфия Рафкатовна участвовала на зональном семинаре, проводимом совместно с журналом «Башкортостан укытыусыhы» и БИРО на тему «Проблемы преподавания башкирского языка и литературы ». Выступила с докладом на тему «Развитие творческих способностей обучающихся». Активно участвовала также в работе круглого стола, предлагая оптимальные пути решения развития речи обучающихся.
Публикация
Альфия Рафкатовна - творческая личность: сочиняет стихи, исполняет песни, участвует в районных конкурсах. Её стихи и статьи регулярно печатаются на страницах районной газеты «Дуванский вестник» и «Əйлестан», в журнале «Ватандаш». Редакторы дают высокую оценку её творчеству и хорошо отзываются о ней.
VI. Участие в муниципальных, региональных профессиональных конкурсах
Как педагог творческий, Валеева Альфия Рафкатовна постоянно совершенствует свой уровень образования и педагогическое мастерство.
6.1 Участие в муниципальном профессиональном конкурсе
Год | Наименование конкурса | Результат |
2010 | Школьный конкурс «Учитель башкирского языка и литературы - 2010» | 1 место |
2011 | Районный конкурс «Учитель башкирского языка и литературы - 2011» | Победитель |
Участие в региональном профессиональном конкурсе
Год | Наименование конкурса | Результат |
2013 | «Учитель башкирского языка и литературы – 2013 » | Диплом участника и Почетная грамота РБ, победитель в номинации «За лучший инновационный опыт» |
2014 | Конкурс «Лучший учитель и преподаватель башкирского языка» | Диплом победителя конкурса «Лучший учитель и преподаватель башкирского языка» и удостоена денежного поощрения Правительства РБ |
Повышение квалификации
Валеева Альфия Рафкатовна постоянно совершенствует свое мастерство на курсах повышения квалификации:
- с 12 по 17 февраля 2007 года в Башкирском институте образования по специальности «Башкирский язык и литература» по темам: «Основные требования к современным урокам башкирского языка и литературы», «Инновационные технологии на уроках башкирского языка», «Современное башкирское литературоведение», «Анализ художественного произведения в его идейно – тематическом и структурном единстве»;
- с 8 по 15 февраля 2010 года в Республиканском учебно - научном методическом центре по программе «Информационно – коммуникационные технологии в преподавании башкирского языка и литературы»;
- с 12 по 17 марта 2012 года в ГАОУ ДПО ИРО РБ по программе: «Повышение творческой активности на уроках башкирского языка и литературы в рамках реализации ФГОС: проблемы и решения»;
- с 8 по 13 января 2015 года в ГБОУ СПО «Месягутовский педагогический колледж» по программе: «Теория и методика преподавания башкирского языка и литературы в условиях введения ФГОС».
Валеева Альфия Рафкатовна изучает новинки методической литературы, успешно внедряет элементы новых методик и технологий в учебный процесс.
Альфия Рафкатовна целеустремленно занимается самообразованием. Тема самообразования «Развитие речи и творческих способностей обучающихся» разрабатывается с 2009 года.
Самостоятельно изучая научные работы, статьи, она повышает свои знания и применяет их на практике. Журналы «Башкортостан укытыусыhы», «Агидель», «Ватандаш», «Шонкар», «Башкортостан кызы», «Аманат» являются ее настольными книгами.
Валеева Альфия Рафкатовна пользуется авторитетом в коллективе. Коллеги считают её творческим учителем, который располагает к общению и всегда готова поделиться своими знаниями, идеями.
6.4 Наличие наград
- Почетная грамота Министерства образования Республики Башкортостан в Межрегиональном конкурсе «Учитель года башкирского языка и литературы – 2013» в номинации « За лучший инновационный опыт» (2013 г.)
- Почетная грамота Дуванского отдела образования за плодотворный, творческий труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. (2010г.)
- Почетная грамота администрации Дуванского района РБ (2013 г.)
- Почетная грамота Дуванского отдела образования РБ в районном конкурсе «Учитель года башкирского языка и литературы – 2011» (2011 г.)
- Почетная грамота Всемирного курултая башкир за активное участие в работе курултая, за плодотворный труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. (2012 г.)
- Диплом победителя конкурса «Лучший учитель и преподаватель башкирского языка» и удостоена денежного поощрения Правительства РБ (2014 год)
Директор муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения гимназия с. Месягутово муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
__________________/ Паначев В.Н. /