Самостоятельное формулирование темы урока, учебной задачи | | – Если урок начат с такого вида задания, какая тема урока? – Чему будем учиться на этом уроке? - Разве мы не умеем? Не понятно? - Продолжим? - Какое сейчас время года? - Сейчас у нас на улице весна. Появились лужицы и побежали ручьи. Если мы сделаем два бумажных кораблика и пустим один из них в лужу, а второй - в ручей. - Посмотрите на картинки и сделайте вывод. - В луже кораблик будет стоять на месте, а в ручейке - поплывет, так как вода в нем "бежит" к более низкому месту и несет его с собой. - А ещё? - А если мы возьмём не кораблик, не ручей с лужей, а предположим что-то масштабнее? Например? (Катер лодка, корабль….Река, озеро, море...) - Как называется вид транспорта который ходит по воде? - Теперь можно нашу тему уточнить? - Значит наша задача? - Как построим работу? | Решении задач на движение Решать задачи на движение (Умеем) Ответы учащихся Кораблик поплывет по луже только в том случае, если мы его подтолкнем или если подует ветер. Водный Решении задач на движение по воде (реке). Научиться решать задачи с таким видом транспорта? Применить наши знания к решению задач с водным транспортом. - Сначала поймём, что не знаем, а потом постараемся сами найти решение. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Целеполагание (РУУД) Уметь задавать вопросы, участвовать в диалоге (КУУД) |
| 2.Построение проекта выхода из затруднений. | ФИЗМИНУТКА - Давайте разбираться. Какие знания вы применяли для решения проблемы? - Вспомним кораблик, лужу и ручеёк. - А что произойдёт с плотом или лодкой, только конечно не в луже и ручейке. Возьмём водоём по больше. Озеро и река. - В озере они будут стоять на месте. Вода в них не движется и называется как? - Как назовём такое движение? называют движением в стоячей воде. - А лодка может двигаться в озере? (Собственная скорость транспорта) - А в реке – лодка будет плыть. Почему? - Итак, вода в реке движется, а значит имеет свою скорость. И называют ее скоростью течения реки. - Кто из вас плавал в речке? - Кто плавал в реке, помнит, что по течению плыть гораздо легче, чем против течения. Почему? - Потому, что в одну сторону река "помогает" плыть, а в другую - "мешает". Так вот я уточню тему урока: «Решение задач по реке» - Вспомним бумажный кораблик в ручье. Он плыл, потому что вода в нем движется. Такое движение называют движением по течению. А в обратную сторону – движением против течения. -А транспорт двигается за счёт чего? - Сравните: движение по течению – движение против течения. Задание №1 с.82 движение по течению - транспорт будет быстрее идти потому, что… движение против течения - транспорт будет медленнее идти потому, что… - Есть скорость катера и скорость течения реки, значит… Vпо теч. -? Vпр.теч. -? Делаем вывод - формула: Vпо теч. Vпр.теч.Vсоб.Vтеч. Vпо теч. = Vсоб. + Vтеч. Vпр.теч. = Vсоб. – Vтеч. -Итак, что помогает понять транспорт идёт по течению, или против течения? - Значит, вы сейчас ответите быстро. -Делаем вывод. Если решаем задачу на движение по реке, нужно обращать внимание…… - Где мы можем это проверить, подтвердить правильно ли мы думаем? Чтение правила с.82 - Значит, ещё раз, что нужно учитывать при решении задач на движение по реке? Vпо теч. = Vсоб. + Vтеч. Vпр.теч. = Vсоб. – Vтеч. - А если бумажный кораблик плывёт по ручейку, собственной скорости нет, то, что будем учитывать? - При стоячей воде нужно это делать? | Формулу движения В луже кораблик стоял на месте, а в ручейке - плыл, так как вода в нем "бежит" Стоячая вода. движением в стоячей воде. при помощи весел или если она оснащена мотором - то есть за счет своей скорости. Движение реки - за счет своей скорости. Собственной скорости Время, затраченное на поездку По течению или против В учебнике - Только скорость течения ручейка - Нет | Моделировать задачи на движение по реке, используя схематический рисунок или таблицу; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; | Принимать и сохранять учебную задачу. (РУУД) Планировать действия при выполнении практического задания при решении задач (РУУД) классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи (ПУУД) Понимать значение материала в повседневной жизни, мотивировать свои действия (ЛУУД) применять правила делового сотрудничества(КУУД) |
Первичное закрепление во внешней речи | Работа на интерактивной доске | Работа в парах с проговариванием. - Каждую задачу соедини линией с подходящим ответом: Образец №1 Скорость моторной лодки 24 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки? | 24 + 2 =26 км/ч | Скорость моторной лодки 35 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки? | 43 – 3 = 40 км/ч | Собственная скорость теплохода 46 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью теплоход будет двигаться против течения реки? | 32 + 3 = 35 км/ч | Собственная скорость теплохода 43 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. С какой скоростью теплоход будет двигаться против течения реки? | 46 – 2 = 44 км/ч | Скорость моторной лодки 32 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки? | 35 +2=37 км/ч | - Вернёмся к нашей задаче, что теперь, кто сможет решить задачу? Что для решения будем использовать? | - Новое знание | Уметь сравнивать движение по течению реки и против течения | Определить план выполнения заданий. Контроль, коррекция и оценка выполненных действий (РУУД) Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи (ПУУД) |
Включение в систему знаний и повторение | | Расстояние между двумя причалами 24 км. Сколько времени потратит моторная лодка на путь от одного причала до другого и обратно, если собственная скорость моторной лодки 10 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч? - Кто решил задачу? (Объяснение - Проговаривание) | Ответы учащихся 24: (10+2)=2ч 24: (10-2)= 3ч 2+3= 5 часов | Уметь решать задачи на движение по течению реки и против течения | С помощью учителя проводить рефлексию содержанию учебного материала Осуществлять самоконтроль (РУУД) |