Методическую разработку для урока математики в 4 классе на тему "Задачи на движение по реке"

математика. 4 класс. задачи на движение по реке.

Просмотр содержимого документа
«Методическую разработку для урока математики в 4 классе на тему "Задачи на движение по реке"»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»





Конструкт урока математики в 4 классе

по теме: «Задачи на движение по реке»





Исполнитель:

Иванова С.А.,

студентка 4 КП группы







Камышлов, 2017


Класс: 4

УМК «Перспектива»

Предмет: математика

Тема урока: Задачи на движение по реке

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме

Цель урока: формирование умения решать задачи на движение по реке.

Задачи урока:

Формировать предметное умение: научить детей решать задачи на движение по течению реки и против течения

Развивать предметные умения:

научить детей сравнивать движение по течению реки и против течения

Формировать УУД

(Регулятивные УУД) принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия при выполнении практического задания при решении задач, осуществлять самоконтроль; давать самооценку.

(Познавательные УУД): моделировать задачи на движение по реке, используя схематический рисунок или таблицу; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; проводить рефлексию содержанию учебного материала.

(Коммуникативные УУД): уметь задавать вопросы, участвовать в диалоге.

(Личностные УУД): понимание значения материала в повседневной жизни, мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания.


Образовательное пространство урока:

- дидактические средства: учебник, тетради

- интерактивная доска

Тип урока: урок введения нового знания.

Формы работы: индивидуально-коллективная, в парах

Оборудование: учебник, раздаточный материал, кораблики, мультимедийная презентация.


Этап урока

Шаг

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты

(метапредметные)

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Психологический настрой


Посмотрите друг на друга, улыбнитесь

- Наши глаза внимательно смотрят и … видят

- Уши внимательно слушают и … слышат

- Голова хорошо … думает

- Начнём наш урок.



Дети хором договаривают слова


Мотивировать свои действия(КУУД)

  1. Актуализация знаний

1.2.Мотивация к учебной деятельности

Арифметический диктант с проверкой по эталону

  1. Пассажирский поезд за 6 часов проехал 480 км. Узнай скорость пассажирского поезда?

  2. Скорость велосипедиста 16 км/ч. За какое время велосипедист проедет 48 км?

  3. Автомобиль ехал 3 ч со скоростью 100 км/ч. Какое расстояние проехал автомобиль?

  4. Мышка бежала со скоростью 2 м/с, 18 с. Какое расстояние пробежала мышка?

  5. Путь между двумя деревнями мальчик проходит за 5 ч со скоростью 4 км/ч. Найди расстояние между деревнями?

Эталон - самопроверка

  1. 480 : 6= 80км/ч

  2. 48 : 16 = 3ч

  3. 100 х 3= 300 км

  4. 2 х 18 = 36 м

  5. 4 х 5 = 20 км

- Оцените себя



Учащиеся выполняют задание.













Проверка по эталону


Оценивают себя

Развивать вычислительные навыки

































Осуществлять самоконтроль (РУУД)



Давать самооценку (РУУД)

  1. Самостоятельное формулирование темы урока, учебной задачи




– Если урок начат с такого вида задания, какая тема урока?

– Чему будем учиться на этом уроке?

- Разве мы не умеем? Не понятно?

- Продолжим?

- Какое сейчас время года?

- Сейчас у нас на улице весна. Появились лужицы и побежали ручьи. Если мы сделаем два бумажных кораблика и пустим один из них в лужу, а второй - в ручей.

- Посмотрите на картинки и сделайте вывод.

- В луже кораблик будет стоять на месте, а в ручейке - поплывет, так как вода в нем "бежит" к более низкому месту и несет его с собой.

- А ещё?

- А если мы возьмём не кораблик, не ручей с лужей, а предположим что-то масштабнее? Например? (Катер лодка, корабль….Река, озеро, море...)

- Как называется вид транспорта который ходит по воде?

- Теперь можно нашу тему уточнить?


- Значит наша задача?







- Как построим работу?



Решении задач на движение
Решать задачи на движение


(Умеем)





Ответы учащихся



Кораблик поплывет по луже только в том случае, если мы его подтолкнем или если подует ветер.


Водный

Решении задач на движение по воде (реке).

Научиться решать задачи с таким видом транспорта? Применить наши знания к решению задач с водным транспортом.

- Сначала поймём, что не знаем, а потом постараемся сами найти решение.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Целеполагание (РУУД)


Уметь задавать вопросы, участвовать в диалоге (КУУД)






















  1. Постановка проблемы и фиксации затруднения в пробном учебном действии


1. Пробное действие


- Решите задачу:

Расстояние между двумя причалами 24 км. Сколько времени потратит моторная лодка на путь от одного причала до другого и обратно, если собственная скорость моторной лодки 10 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч?

ВОПРОС???? - возникла проблема

- Почему возникло затруднение, есть что-то новенькое?

Учащиеся объясняют


- 24:10 =??



Формулирование проблемы (ПУУД)



2.Построение проекта выхода из затруднений.










ФИЗМИНУТКА

- Давайте разбираться. Какие знания вы применяли для решения проблемы?

- Вспомним кораблик, лужу и ручеёк.

- А что произойдёт с плотом или лодкой, только конечно не в луже и ручейке. Возьмём водоём по больше. Озеро и река.

- В озере они будут стоять на месте. Вода в них не движется и называется как?

- Как назовём такое движение? называют движением в стоячей воде.

- А лодка может двигаться в озере? (Собственная скорость транспорта)

- А в реке – лодка будет плыть. Почему?

- Итак, вода в реке движется, а значит имеет свою скорость. И называют ее скоростью течения реки.

- Кто из вас плавал в речке?

- Кто плавал в реке, помнит, что по течению плыть гораздо легче, чем против течения. Почему?

- Потому, что в одну сторону река "помогает" плыть, а в другую - "мешает".

Так вот я уточню тему урока: «Решение задач по реке»

- Вспомним бумажный кораблик в ручье. Он плыл, потому что вода в нем движется. Такое движение называют движением по течению. А в обратную сторону –  движением против течения.

-А транспорт двигается за счёт чего?

- Сравните: движение по течению –  движение против течения.

Задание №1 с.82

движение по течению - транспорт будет быстрее идти потому, что…

движение против течения - транспорт будет медленнее идти потому, что…

- Есть скорость катера и скорость течения реки, значит… Vпо теч. -? Vпр.теч. -?

Делаем вывод - формула:

Vпо теч. Vпр.теч.Vсоб.Vтеч.


Vпо теч. = Vсоб. + Vтеч.

Vпр.теч. = Vсоб.Vтеч.


-Итак, что помогает понять транспорт идёт по течению, или против течения?

- Значит, вы сейчас ответите быстро.

-Делаем вывод. Если решаем задачу на движение по реке, нужно обращать внимание……

- Где мы можем это проверить, подтвердить правильно ли мы думаем?

Чтение правила с.82

- Значит, ещё раз, что нужно учитывать при решении задач на движение по реке?

Vпо теч. = Vсоб. + Vтеч.

Vпр.теч. = Vсоб.Vтеч.

- А если бумажный кораблик плывёт по ручейку, собственной скорости нет, то, что будем учитывать?

- При стоячей воде нужно это делать?


Формулу движения

В луже кораблик стоял на месте, а в ручейке - плыл, так как вода в нем "бежит"

Стоячая вода.


движением в стоячей воде.


при помощи весел или если она оснащена мотором - то есть за счет своей скорости.

Движение реки






















- за счет своей скорости. Собственной скорости
















Время, затраченное на поездку


По течению или против







В учебнике







- Только скорость течения ручейка


- Нет






Моделировать задачи на движение по реке, используя схематический рисунок или таблицу; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи;

Принимать и сохранять учебную задачу. (РУУД)


Планировать действия при выполнении практического задания при решении задач (РУУД)


классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи (ПУУД)




Понимать значение материала в повседневной жизни, мотивировать свои действия (ЛУУД)


















































применять правила делового сотрудничества(КУУД)



  1. Первичное закрепление во внешней речи

Работа на интерактивной доске

Работа в парах с проговариванием.

- Каждую задачу соедини линией с подходящим ответом:

Образец №1

Скорость моторной лодки 24 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки?



24 + 2 =26 км/ч

Скорость моторной лодки 35 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки?


43 – 3 = 40 км/ч

Собственная скорость теплохода 46 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч. С какой скоростью теплоход будет двигаться против течения реки?


32 + 3 = 35 км/ч

Собственная скорость теплохода 43 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. С какой скоростью теплоход будет двигаться против течения реки?


46 – 2 = 44 км/ч

Скорость моторной лодки 32 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. С какой скоростью лодка будет двигаться по течению реки?


35 +2=37 км/ч


- Вернёмся к нашей задаче, что теперь, кто сможет решить задачу? Что для решения будем использовать?













































- Новое знание

Уметь сравнивать движение по течению реки и против течения


Определить план выполнения заданий.

Контроль, коррекция и оценка выполненных действий (РУУД)


Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи (ПУУД)

  1. Включение в систему знаний и повторение








Расстояние между двумя причалами 24 км. Сколько времени потратит моторная лодка на путь от одного причала до другого и обратно, если собственная скорость моторной лодки 10 км/ч, а скорость течения реки 2 км/ч?

- Кто решил задачу? (Объяснение - Проговаривание)

Ответы учащихся

  1. 24: (10+2)=2ч

  2. 24: (10-2)= 3ч

  3. 2+3= 5 часов

Уметь решать задачи на движение по течению реки и против течения

С помощью учителя проводить рефлексию содержанию учебного материала

Осуществлять самоконтроль (РУУД)



2. РЕЗЕРВ

Решение задачи

№ 5 с.82- по вариантам




  1. Рефлексия учебной деятельности


Выводы:  

- Как найтиVпо теч. -?- Как найтиVпр.теч.-?- Оцените свою работу на уроке

Д.з.- № 5 по вариантам с.82

Творческое (по желанию) - нарисовать экологический плакат на тему «Берегите наши реки»

Vпо теч. = Vсоб. + Vтеч.

Vпр.теч. = Vсоб.Vтеч.



Осознанно строить речевое высказывание (ПУУД)

Давать самооценку (РУУД)


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей