СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методичка по ТБ на уроках физкультуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое рекомендации по ТБ на уроках физкультуры + инструкции

Просмотр содержимого документа
«Методичка по ТБ на уроках физкультуры»

Областное государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации педагогических работников»

ОО «Педагогическая ассоциация ЕАО РФ»


Методические рекомендации

«Техника безопасности на занятиях по физической культуре»


Методические рекомендации раскрывают вопросы соблюдения техники безопасности на занятиях по физической культуре при организации и проведении урочной и внеурочной деятельности.

Административный, педагогический и медицинский персонал общеобразовательных учреждений, а также лица, которые отвечают за физкультурно-оздоровительную, спортивно-массовую работу в образовательном учреждении могут руководствоваться настоящими методическими рекомендациями по обеспечению техники безопасности на занятиях по физической культуре.

Техника безопасности на уроках физической культуры включает в себя требования к техническому, санитарному, организационному оснащению уроков по физической культуре с целью охраны жизни и здоровья обучающихся.

Рекомендуется учитывать, что учитель физической культуры, проводящий занятия по физическому воспитанию в образовательном учреждении, обеспечивает соблюдение техники безопасности на занятиях по физической культуре, охрану жизни и здоровья обучающихся во время всего образовательного процесса (согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 №761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Учителя физической культуры в своей работе соблюдают нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культуры, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных мероприятий, чтобы не допустить причинение вреда здоровью детей.

Следуя общепринятым нормам и стандартам, учителю физической культуры в своей деятельности в начале учебного года рекомендуется проводить вводный инструктаж по мерам безопасности для обучающихся по предмету «Физическая культура». Приложение №1.

Учителям физической культуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию рекомендуется руководствоваться инструкцией по технике безопасности, государственными актами и документами по охране труда, разработанными Министерством образования РФ и осуществлять контроль за соблюдением обучающимися правил и инструкций по охране труда.

Необходимо учитывать, что учитель физической культуры проходить курсы (не реже 1 раза в 3 года) по охране труда, принимает участие в испытании гимнастических снарядов и спортивного оборудования, вносит предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса по физическому воспитанию.

Учителю физической культуры рекомендуется осуществлять индивидуальный подход в обучении предмету и учитывать подготовленность каждого обучающегося, учитывать медицинскую группу, к которой обучающиеся отнесены по результатам медицинского осмотра согласно заполненного листа здоровья в классном журнале в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.281-10.

Администрация образовательного учреждения обеспечивает наличие необходимого инвентаря и оборудования для прохождения программы по физической культуре. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.05.2012г. № МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений».

Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в закрытых или открытых местах проведения занятий, должны находиться в полной исправности и быть надежно закреплены. Размещение оборудования должно предусматривать безопасную зону вокруг каждого гимнастического снаряда. Рекомендуется регулярно проводить испытания спортивного оборудования с составлением соответствующих актов.

При соблюдении техники безопасности на занятиях спортивный зал должен соответствовать нормам проведения физической культуры на основе требований СанПиН 2.4.2.281-10 (температурный режим, освещение, санитарное состояние спортивного зала, раздевалок, санитарную обработку спортивного инвентаря и оборудования).

После каждого проведенного занятия зал должен проветриваться.

Не выполнять упражнений на спортивных снарядах без преподавателя или его помощника, а также без страховки.

Проводить разминку и увеличивать время, отведенное на нее, при сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности.

Снижать нагрузку или увеличить время отдыха при появлении у обучающихся признаков утомления.

Обеспечивать страховку при выполнении обучающимися сложных технических элементов.

Организовывать обучающихся для уборки спортивного инвентаря и оборудования в места его хранения.

Организованно выводить обучающихся с места проведения занятия.

При жалобе на недомогание или плохое самочувствие немедленно направить обучающегося к медработнику.

Оперативно извещать руководство образовательного учреждения о каждом несчастном случае.

Для младших школьников предусматриваются следующие общие рекомендации по технике безопасности на занятиях по физической культуре:

Входить в зал после разрешения учителя.

Хорошо ознакомить обучающихся с правилами техники безопасности.

Предоставить обучающимся помещение для переодевания (отдельно мальчикам и отдельно девочкам).

Убедится в том, что все обучающиеся переоделись, закрыть раздевалки на ключ.

Следить за соблюдением правил поведения обучающихся в раздевалках.

Обеспечивать безопасное проведение образовательного процесса.

Провести тщательный осмотр места проведения занятия.

Предусмотреть меры безопасности при выполнении физических упражнений.

Проверить исправность спортивного инвентаря, надежность установки и крепления оборудования.

Проветрить помещение.

При недостаточном естественном освещении включить осветительные приборы.

Проверить состояние запасного выхода при проведении занятий в спортзале.

Рекомендуется определенный перечень документов по технике безопасности в образовательном учреждении:

1. Вводный инструкции по технике безопасности о проведении занятий по физической культуре, который проводит учитель физической культуры в начале учебного года и по мере необходимости при его нарушении обучающимися в присутствии педагогического работника или под роспись обучающихся с 14 лет в журнале регистрации инструктажа. (Приложение 1).

2. Инструкции по технике безопасности при проведении занятий по разделам учебной программы, который проводит учитель физической культуры перед каждым разделом программы в присутствии педагогического работника или под роспись обучающихся с 14 лет в журнале регистрации инструктажа. (Приложение 2):

  • легкой атлетикой

  • спортивными играми

  • гимнастикой

  • лыжной подготовки

  • плаванием

  • в тренажерном зале

  • видами единоборств

  • на соревнованиях

  • по организации и проведению туристических мероприятий (если все эти занятия проводятся учителем физической культуры).

3. Журнал регистрации инструктажа по технике безопасности на уроках физической культуры.

4. Акт-разрешение на проведение занятий по физической культуре и спорту (Приложение 3):

  • в спортивном зале

  • в тренажерном зале

  • на спортивном плоскостном сооружении

  • в бассейне

5. Акт приемки спортивного сооружения и инвентаря на готовность к началу нового учебного года.

6. Укомплектованная медицинская аптечка.

7. Журнал регистрации несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками.

8. Журнал о результатах испытаний спортивного инвентаря и оборудования.

9. Сертификат соответствия для спортивного инвентаря и оборудования.

В каждом спортивном зале необходимо иметь инструкции по мерам безопасности при занятиях физической культурой, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения и пересматриваются не реже одного раза в два года. Типовая инструкция должна содержать следующие разделы:

  • общие требования безопасности;

  • требования безопасности перед началом занятий;

  • требования безопасности во время занятий;

  • требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях;

  • требования безопасности по окончании занятий.

Таким образом, учителя физической культуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию руководствуются инструкциями по технике безопасности и осуществляют контроль за соблюдением обучающимися инструкций по охране труда по мерам безопасности на занятиях, обеспечивая охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.



Приложение 1


Вводный инструктаж по мерам безопасности для обучающихся

по предмету «Физическая культура»


I Общие требования безопасности

Обучающийся должен:

  • пройти медицинский осмотр и заниматься в той медицинской группе, к которой он относится по состоянию здоровья;

  • иметь опрятную спортивную форму (трусы, майку, футболку, спортивный костюм, трико, чистую обувь – кеды, кроссовки), соответствующую погодным условиям и теме проведения занятия;

  • выходить из раздевалки по первому требованию учителя;

  • после болезни предоставить учителю справку от врача;

  • присутствовать на уроке в случае освобождения врачом от занятий после болезни;

  • бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и использовать его по назначению;

  • иметь коротко остриженные ногти;

  • знать и выполнять инструкцию по мерам безопасности.

Обучающимся нельзя:

  • резко открывать двери и виснуть на них, выключать свет, трогать плафоны в раздевалке, спортивном зале;

  • вставлять в розетки посторонние предметы;

  • пить холодную воду до и после урока;

  • заниматься на непросохшей площадке, скользком и неровном грунте.

    II. Требования безопасности перед началом занятий
    Обучающийся должен:

  • переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
    снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, часы, браслеты и т.д.);

  • убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;

  • под руководством учителя приготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия;

  • с разрешения учителя выходить на место проведения занятия;

  • по команде учителя встать в строй для общего построения.

III. Требования безопасности во время занятий

Обучающийся должен:

  • внимательно слушать и четко выполнять задания учителя;

  • брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;

  • во время передвижений смотреть вперёд, соблюдать достаточные интервал и дистанцию, избегать столкновений;

  • выполнять упражнения с исправным инвентарём и заниматься на исправном оборудовании.

Учащимся нельзя:

  • покидать место проведения занятия без разрешения учителя;

  • толкаться, ставить подножки в строю и движении;

  • виснуть на кольцах;

  • жевать жевательную резинку;

  • мешать и отвлекаться при объяснении заданий и выполнении упражнений;

  • выполнять упражнения с влажными ладонями;

  • резко изменять направление своего движения.

  1. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях

Обучающийся должен:

  • при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

  • с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

  • при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

  • по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

V. Требования безопасности по окончании занятий

Обучающийся должен:

  • под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

  • организованно покинуть место проведения занятия;

  • переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

  • вымыть с мылом руки.


Инструкция по охране труда для обучающихся по мерам безопасности при занятиях на открытых спортивных площадках


I. Общие требования безопасности

Состояние спортивной площадки должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Нестандартное оборудование должно быть надежно закреплено и находиться в исправном состоянии.

К занятиям допускаются учащиеся:

  • отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

  • прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

  • имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

Учащийся должен:

  • бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

  • быть внимательным при перемещениях по стадиону;

  • знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен ил отстранён от участия в учебном процесс.

  1. Требования безопасности перед началом занятий

Обучающийся должен:

  • переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

  • снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, сережки и т.д.);

  • убрать из карманов спортивной формы колющие и другие посторонние предметы;

  • организованно выйти с учителем через центральный выход здания или запасный выход спортзала на место проведения занятий;

  • под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

  • убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;

  • под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, переносить к месту занятий в специальных приспособлениях;

  • по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т.д.;

  • по команде учителя встать в строй для общего построения.

III. Требования безопасности во время проведения занятий

  • Занятия проводятся на ровном не скользком грунте под руководством учителя физкультуры.

  • Учитель обязан:

  • следить за выполнением учащимися инструкций, правил поведения на уроке физкультуры и принимать решение об отстранении учащихся от участия в учебном процессе за грубое или систематическое их нарушение.

Учащийся должен:

  • внимательно слушать объяснения упражнений и правильно их выполнять;

  • брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;

  • выполнять упражнения только на исправном оборудовании;

  • при выполнении упражнений потоком соблюдать достаточные интервал и дистанцию;

  • быть внимательным при перемещениях по спортивной площадке: не мешать другим, не ставить подножек, избегать столкновений;

  • не покидать территорию спортивной площадки без разрешения.

IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях
Обучающийся должен:

  • при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

  • с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

  • при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

  • по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

V. Требования безопасности по окончании занятий

Обучающийся должен:

  • под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

  • организованно покинуть место проведения занятия;

  • переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

  • вымыть с мылом руки.


Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _______________________

Учитель физической культуры ______________________

СОГЛАСОВАНО

Инспектор по охране труда _______________________

«___» ____________________ 20___года

Приложение 2

Инструкция для учащихся по мерам безопасности

при занятиях легкой атлетикой


I. Общие требования безопасности

Занятия по лёгкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале.

К занятиям допускаются обучающиеся:

  • отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

  • прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

  • имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

Обучающийся должен:

  • бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

  • не оставлять без присмотра спортинвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на уроке;

  • быть внимательным при перемещениях по стадиону;

  • знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс.

  1. Требования безопасности перед началом занятий

Обучающийся должен:

  • переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

  • снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, сережки и т.д.);

  • убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;

  • организованно выйти с учителем через центральный выход здания или запасный выход спортзала на место проведения занятий;

  • под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

  • убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;

  • под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, переносить к месту занятий в специальных приспособлениях;

  • не переносить к месту занятий лопаты и грабли остриём и зубьями вверх;

  • по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т.д.;

  • по команде учителя встать в строй для общего построения.

III. Требования безопасности во время проведения занятий

БЕГ

Обучающийся должен:

  • при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке;

  • во время бега смотреть на свою дорожку;

  • после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение;

  • возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками;

  • в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;

  • при беге по пересечённой местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем;

  • выполнять разминочный бег по крайней дорожке.

ПРЫЖКИ
Прыжковая яма должна быть заполнена песком на глубину 20-40 см. Перед прыжками необходимо тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме, убрать из неё грабли, лопаты и другие посторонние предметы. Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление учащегося на ноги.

Обучающийся должен:

  • грабли класть зубьями вниз;

  • не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте;

  • выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;

  • выполнять прыжки поочерёдно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся;

  • после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернуться на своё место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.

МЕТАНИЕ
Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.

Обучающийся должен:

  • перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет;

  • осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;

  • при групповом метании стоять с левой стороны от метающего;

  • в сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;

  • находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;

  • после броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;

  • при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли;

  • не передавать снаряд друг другу броском;

  • не метать снаряд в необорудованных для этого местах.

  1. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях


Обучающийся должен:

  • при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

  • с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

  • при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

  • по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

V. Требования безопасности по окончании занятий.

Обучающийся должен:

  • под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

  • организованно покинуть место проведения занятия;

  • переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

  • вымыть с мылом руки.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _______________________

Учитель физической культуры ______________________

СОГЛАСОВАНО

Инспектор по охране труда _______________________

«___» ____________________ 20___года


Инструкция для учащихся по мерам безопасности

при занятиях спортивной гимнастикой


  1. Общие требования безопасности

К занятиям допускаются обучающиеся:

  • отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

  • прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

  • имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Обучающийся должен:

  • иметь коротко остриженные ногти;

  • заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;

  • бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

  • знать и выполнять настоящую инструкцию.

Гимнастические снаряды должны быть надёжно закреплены, а их металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности:

  • маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений;

  • канат не должен иметь порывов и узлов;

  • бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин, шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям;

  • жерди должны быть сухими и гладкими, без трещин;

  • перекладина должна быть гладкой, без ржавчины и наслоения магнезии;

  • поверхность гимнастического коня должна быть ровной, сухой, без порывов.

Не выполняйте упражнения при наличии свежих мозолей на руках.
Выполняя упражнения потоком, соблюдайте достаточные интервал и дистанцию.
Не выполняйте сложные элементы без страховки, если нет уверенности в их выполнении.
Обучающийся должен знать и выполнять инструкцию при занятиях спортивной гимнастикой.
За несоблюдение мер безопасности обучающийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процессе.

II. Требования безопасности перед началом занятий

Обучающийся должен:

  • переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

  • снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, сережки и т.д.);

  • убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;

  • под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

  • по команде учителя встать в строй для общего построения.

Будьте внимательны при передвижении и установке гимнастических снарядов.
Не переносите и не перевозите тяжёлые гимнастические снаряды без специальных тележек и устройств.

При переноске матов держитесь за специальные ручки сбоку по два человека с каждой стороны. При укладке следите, чтобы их поверхность была ровной и не сбивалась в комок, не было зазоров, а также наложения края мата на другой.
Вся площадь вокруг бревна застилается матами в один слой, а в месте приземления — в два слоя. На опорном прыжке в месте приземления уложите маты в два слоя, длиной не менее пяти метров.

Изменяя высоту брусьев вдвоём, ослабив винты, поднимите одновременно оба конца, держась за жердь, а не за металлическую опору. Ширина между жердями не должна превышать ширины плеч. Высоту перекладины устанавливайте в лежачем положении. Хорошая прочность растяжек и креплений должна обеспечить устойчивость снаряда. Не стойте под перекладиной во время её установки. Устанавливая прыжковые снаряды, выдвигайте ножки поочерёдно с каждой стороны, предварительно наклонив снаряд.

III. Требования безопасности во время проведения занятий

Обучающийся должен:

  • каждый раз перед выполнением упражнения проверять крепление стопорных винтов;

  • вытирать руки насухо;

  • выполнять сложные элементы и упражнения со страховкой;

  • при выполнении прыжков и соскоков приземляться мягко, на носки, пружинисто приседая;

  • при появлении во время занятия боли в руках, покраснения кожи, водяных пузырей на ладонях прекратить занятие и сообщить об этом учителю;

  • переходить от снаряда к снаряду организованно, по общей команде, способом, указанным учителем.

Не стойте близко к снаряду при выполнении упражнения другим учащимся, не отвлекайте и не мешайте ему. Залезайте и спускайтесь с каната способом, указанным учителем. Не раскачивайте канат, на котором учащийся выполняет упражнение. Не используйте его не по назначению.

Прежде чем выполнять упражнение на бревне, разучите его и добейтесь уверенного исполнения на полу или гимнастической скамейке.

Выполняя упражнение на перекладине, необходимо помнить, что неточность в исполнении упражнения или недостаточно хороший хват приводит к срыву и падению.
Перед выполнением опорного прыжка установите гимнастический мостик от снаряда на расстоянии в зависимости от ваших возможностей, способностей и подготовленности. Не начинайте выполнять упражнение, если есть помехи при разбеге или в месте приземления.

При выполнении опорного прыжка другим учащимся не перебегайте место для разбега. Осуществляйте страховку, стоя за снарядом. Выполняйте вольные и акробатические упражнения на матах или ковре. Перед выполнением упражнения убедитесь, что на ковре или матах нет посторонних предметов или учащихся, которые могут помешать выполнить задание. Во время выполнения упражнений не выбегайте на ковёр, не мешайте другим.

  1. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях

Обучающийся должен:

  • при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

  • с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

  • при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

  • по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

V. Требования безопасности по окончании занятий

Обучающийся должен:

  • под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

  • организованно покинуть место проведения занятия;

  • переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

  • вымыть с мылом руки.


Инструкция по лыжной подготовке для школьников


Лыжи должны быть подобраны по росту и содержаться в исправном состоянии. Неисправными считаются лыжи, имеющие трещины, сколы, поломанные носки или пятки лыж, деформацию скользящей плоскости (пропеллер).

Крепление должно быть установлено по центру лыж и прочно закреплено на ней. Оно должно быть отрегулировано так, чтобы можно было без посторонней помощи крепить к лыже ботинок или валенок. Лучше использовать жёсткие крепления (они более надёжны) или резиновые стандартного образца (не самодельные).

Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечники, кольца и ремни для кистей рук, длина которых должна регулироваться.

Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру (тесная или очень свободная обувь могут привести к потёртостям либо к травме голеностопного сустава). Обувь надо систематически смазывать гуталином. Это предохранит от влаги и сделает кожу более мягкой. Нельзя зашнуровывать ботинки слишком туго и обвязывать шнурки вокруг ноги, из-за этого ухудшается кровообращение, и ноги скорее замерзают. После занятий надо обязательно просушить ботинки. Ни в коем случае нельзя делать это на батарее или печке. В этом случае обувь может покоробиться и стать жёсткой. Надевать ботинки следует на два носка (х/б и шерстяной). Носки должны быть сухими.

Одежда должна защищать от холода и ветра, быть лёгкой, удобной и не сковывать движения. Свитер должен перекрывать брюки даже при сильном наклоне туловища вперёд. Следует надеть бельё из натуральных тканей. На руках должны быть варежки. Запрещается заниматься без головного убора. На голове должна быть спортивная шапочка, закрывающая уши. При сильном морозе – две, если они тонкие. В том случае, если шапочка не прикрывает уши, надо дополнительно использовать специальные наушники.

Получив лыжный инвентарь, надо проверить его исправность и развязать лыжи до выхода на улицу. Выйдя на улицу, не следует сразу вставать на лыжи, надо дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.
Опоздав на урок, нужно доложить учителю о своём приходе, чтобы он знал точное количество занимающихся. Нельзя уходить с занятий без разрешения учителя.
В течение всего года необходимо регулярно выполнять упражнения на развитие выносливости. Низкий уровень выносливости является одной из главных причин травматизма, так как утомлённый человек менее внимателен и координирован. Лучшей профилактикой травматизма является правильная техника выполнения упражнений. Поэтому надо внимательно слушать объяснения учителя и стараться правильно и точно выполнять подводящие и подготовительные упражнения. Следует строго выполнять правила поведения на лыжне. При движении на лыжне надо соблюдать дистанцию до впереди идущего лыжника 3-4 м, а при спусках этот интервал должен быть не менее 30 м. Во время спуска нельзя выставлять вперёд лыжные палки. Если возникла необходимость быстро остановиться, надо присесть и упасть на бок, обязательно держа палки сзади. После спуска не следует останавливаться у подножия склона: сзади за вами следуют другие лыжники. Нельзя пересекать лыжню, по которой движутся спускающиеся со склона лыжники. Нельзя прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи.

Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет – это можно делать только рукой.

Во время занятий не исключены случаи обморожения ушей, носа и щёк. Если они побелели или потеряли чувствительность, надо растереть кожу вокруг обмороженного места до порозовения, а затем и сам отмороженный участок. Делать это следует сухой рукой, а не снегом, т.к. при растирании снегом можно повредить кожу и занести в организм инфекцию.

Если во время соревнований (занятий) участник по каким-либо причинам вынужден сойти с дистанции, он должен обязательно предупредить об этом судью (учителя). Это можно сделать лично, а также через контролёра или товарища. О поломке и порче лыжного снаряжения также следует сообщать учителю. Если невозможно произвести починку на дистанции, то, получив разрешение учителя, надо выходить к школе (лыжной базе, ближайшему населённому пункту). Нельзя снимать «лишнюю» одежду во время бега на дистанции и после его окончания (это может привести к простуде). Лучше её снять до начала бега, а после завершения надеть вновь.

По окончании занятий перед входом в помещение надо очистить лыжи от снега, а, зайдя в помещение, связать их. Сразу после занятий по лыжной подготовке нельзя пить холодную воду и охлаждённые напитки (можно простудить горло).


Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _______________________

Учитель физической культуры ______________________

СОГЛАСОВАНО

Инспектор по охране труда _______________________

«___» ____________________ 20___года



Инструкция для учащихся по мерам безопасности при занятиях

игровыми видами спорта


I. Общие требования безопасности

Для занятий игровыми видами спорта спортплощадка и оборудование должны соответствовать мерам безопасности.

К занятиям допускаются обучающиеся:

  • отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

  • прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

  • имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Учащийся должен:

  • иметь коротко остриженные ногти;

  • заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;

  • бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

  • знать и соблюдать простейшие правила игры;

  • знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс.

  1. Требования безопасности перед началом занятий

Обучающийся должен:

  • переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

  • снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);

  • убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;

  • под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

  • под наблюдением учителя положить мячи на стеллажи или в любое другое место, чтобы они не раскатывались по залу и их легко можно было взять для выполнения упражнений;

  • убрать в безопасное место инвентарь и оборудование, которые не будут использоваться на уроке;

  • по команде учителя встать в строй для общего построения.

III. Требования безопасности во время занятий

При выполнении упражнений в движении обучающийся должен:

  • избегать столкновений с другими учащимися, «перемещаясь спиной» смотреть через плечо;

  • исключать резкое изменение своего движения, если этого не требуют условия игры;

  • соблюдать интервал и дистанцию;

  • быть внимательным при перемещении по залу во время выполнения упражнений другими учащимися;

  • по окончании выполнения упражнений потоком вернуться на своё место для повторного выполнения задания с правой или левой стороны зала.

  • IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях

  • Обучающийся должен:

  • при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

  • с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

  • при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

  • по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

  • V. Требования безопасности по окончании занятий

  • Обучающийся должен:

  • под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

  • организованно покинуть место проведения занятия;

  • переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

  • вымыть с мылом руки.

Баскетбол

Ведение мяча

Обучающийся должен:

  • выполнять ведение мяча с поднятой головой;

  • при изменении направления убедиться, что на пути нет других учащихся, с которыми может произойти столкновение;

  • после выполнения упражнения взять мяч в руки и крепко его держать.
    Передача
    Обучающийся должен:

  • ловить мяч открытыми ладонями, образующими воронку;

  • прежде чем выполнить передачу, убедиться, что партнёр готов к приёму мяча;

  • следить за полётом мяча;

  • соизмерять силу передачи в зависимости от расстояния партнёра;

  • помнить, что нельзя бить мяч ногой, бросать друг в друга.

Бросок
Обучающийся должен:

  • выполнять бросок по кольцу способом, указанным учителем;

  • при подборе мяча под щитом контролировать отскок мячей других учащихся.
    Не рекомендуется:

  • толкать учащегося, бросающего мяч в прыжке;

  • при броске в движении хвататься за сетки, виснуть на кольцах;

  • бить рукой по щиту;

  • при попадании в корзину двух и более мячей выбивать их другим мячом;

  • бросать мячи в заградительные решётки.

Во время игры обучающийся должен:

  • следить за перемещением игроков и мяча на площадке, избегать столкновений;

  • по свистку прекращать игровые действия.

Нельзя:

  • толкать друг друга, ставить подножки, бить по рукам;

  • хватать игроков соперника, задерживать их продвижение;

  • широко расставлять ноги и выставлять локти;

  • во время броска дразнить соперника, размахивать руками перед его глазами;

  • ученику, который находится на скамейке запасных, выбегать на площадку.

Волейбол

Передача

Обучающийся должен:

  • после подбрасывания мяча над собой отбивать мяч в сторону партнёра кончиками пальцев, образующими «сердечко»;

  • при приёме следить за полётом мяча, принимать его над головой встречным движением рук на кончики пальцев, а сильно летящий мяч – двумя руками снизу на предплечья;

  • не отбивать мяч ладонями;

  • во время передач через сетку не трогать её руками, не толкать друг друга на сетку.

Подача, нападающий удар

Обучающийся должен:

  • убедиться, что партнёр готов к приёму мяча;

  • соизмерять силу удара в зависимости от расстояния до партнёра;

  • выполнять удар по мячу напряжённой ладонью;

  • не принимать сильно летящий мяч двумя руками сверху.

Во время игры обучающийся должен:

  • знать простейшие правила игры и соблюдать их;

  • следить за перемещением игроков на своей половине площадки;

  • производить замены игроков на площадке, когда игра остановлена и учитель дал разрешение;

  • выполнять подачу и прекращать игровые действия по свистку учителя или судьи;

  • передавать мяч другой команде передачей под сеткой. При подаче нельзя наступать на линию, а при приёме мяча – задерживать его в руках, выполнять передачу захватом.

Во время игры нельзя:

  • дразнить соперника;

  • заходить на его сторону;

  • касаться сетки руками и виснуть на ней.

По окончании партии переходите на другую сторону площадки по часовой стрелке, по возможности обходя волейбольные стойки, а, проходя под сеткой, не отвлекайтесь, смотрите вперёд, наклонив туловище и голову.



Инструкция для обучающихся по мерам безопасности при занятиях подвижными играми

  1. Общие требования безопасности

Занятия в спортзале проводятся только с исправным спортивным инвентарём и оборудованием. Спортивный зал должен быть оборудован средствами пожаротушения (огнетушителем) и иметь аптечку, укомплектованную необходимыми медикаментами и перевязочным материалом для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.

К занятиям допускаются обучающиеся:

  • отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

  • прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

  • имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Обучающийся должен:

  • иметь коротко остриженные ногти;

  • заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;

  • бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

  • внимательно слушать объяснение правил игры и запоминать их;

  • соблюдать правила игры и не нарушать их;

  • начинать игру по сигналу учителя;

  • знать и выполнять настоящую инструкцию.

Водящие должны слегка касаться рукой убегающих, не хватать и не толкать их в спину, не ставить подножек. Пойманные – осаленные игроки, которые обязаны выйти из игры согласно правилам, должны осторожно, не мешая другим, покинуть игровую площадку и сесть на скамейку. За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс.


II. Требования безопасности перед началом занятий

Обучающийся должен:

  • переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

  • снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);

  • убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;

  • под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

  • убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;

  • по команде учителя встать в строй для общего построения.


III. Требования безопасности во время проведения занятий

Игры с догонялками

Убегающие должны:

  • смотреть в направлении своего движения;

  • исключать резких стопорящих остановок;

  • во избежание столкновения с другими играющими замедлить скорость своего бега и остановиться;

  • помнить, что нельзя толкать в спину впереди бегущих, забегать на скамейки.

Пойманные у стены игроки, но оставшиеся в игре, согласно правилам, должны отойти от неё на один - два метра.

Игры с перебежками

Обучающийся должен:

  • пропустить вперёд бегущих быстрее вас;

  • не изменять резко направление своего движения;

  • не выбегать за пределы игровой площадки;

  • заблаговременно замедлять бег при пересечении линии «дома»;

  • не останавливать себя, упираясь руками или ногой в стену.

Игры с мячом

Обучающийся должен:

  • не бросать мяч в голову играющим;

  • соизмерять силу броска мячом в игроков в зависимости от расстояния до них;

  • следить за перемещением игроков и мяча на площадке, не мешать овладеть мячом игроку, который находится ближе к нему;

  • не вырывать мяч у игрока, первым овладевшим им;

  • не падать и не ложиться на полы, когда хочет увернуться от мяча;

  • ловить мяч захватом двумя руками снизу.

Эстафеты
Обучающийся должен:

  • не начинать эстафету без сигнала учителя;

  • выполнять эстафету по своей дорожке. Если ваш инвентарь оказался на полосе другой команды, осторожно заберите его, вернитесь на свою дорожку и продолжайте выполнять задание;

  • не выбегать преждевременно из строя, пока стоящий перед вами игрок не закончил выполнять задание и не передал вам эстафету касанием руки;

  • после передачи эстафеты встать в конец своей команды, во время эстафеты не выходить из своего строя, не садиться и не ложиться на полы.


IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях


Обучающийся должен:

  • при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить

  • в известность учителя физкультуры;

  • с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

  • при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

  • по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.


V. Требования безопасности по окончании занятий

Обучающийся должен:

  • под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

  • организованно покинуть место проведения занятия;

  • переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

  • вымыть с мылом руки.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _______________________

Учитель физической культуры ______________________

СОГЛАСОВАНО

Инспектор по охране труда _______________________

«___» ____________________ 20___года

Приложение 3


АКТ-РАЗРЕШЕНИЕ

НА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ

Наименование образовательного учреждения

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель ОУ___________________

личная подпись__________________

(Печать)

«_____»______________20____г.

Комиссия, назначенная приказом директора_ _______________________________от «___»______20___г. №___ в составе: председателя ________________, заместителя директора по ___________________________________________________________________________,

Члены комиссии: _________________________, учитель физкультуры,

_________________________, специалист по охране труда,

_________________________, медицинский работник,

_________________________, представитель профсоюза

установили, что:

  1. Аптечка __________________________ (имеется, не имеется), укомплектована __________________________ в соответствии с Правилами безопасности по физической культуре.

  2. Целостность пола ____ соответствует нормативным требованиям.

  3. Выступающие из стен предметы (батареи, крючки, штыри и т.п.) ____________________.

  4. Педагогический стаж учителя физической культуры ____ лет, курсовую подготовку по охране труда прошел «____»__________________20_____г.

  5. Инструкции по охране труда _______________________ (имеются, не имеются).

  6. Инструкции по разделам программы для обучающихся при занятиях физической культурой ________________________ (имеются, не имеются).

На основании осмотра спортивного зала образовательного учреждения комиссия приняла РЕШЕНИЕ:

Считать, что место занятий, соответствует нормам по охране труда, правилам техники безопасности и санитарии, а также возрастным особенностям занимающихся и готовы к проведению учебных занятий в 20________ /20_________ учебном году.


Председатель комиссии:

Члены комиссии:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!