СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика анализа литературного произведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика литературного произведения . на примере сказок..

Просмотр содержимого документа
«Методика анализа литературного произведения»

Методика организации анализа литературного произведения в начальной школе.   Презентацию выполнила Трегубова Н.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ №43

Методика организации анализа литературного произведения в начальной школе.

Презентацию выполнила

Трегубова Н.А.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №43

Анализ художественного текста – самый сложный метод работы в начальной школе    Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы по детской литературе среди младших школьников. Ничто так не учит вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вычитывать, т.е. видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора и постигать ее, как анализ.  Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ разрушает, с одной стороны, художественную ткань произведения, с другой – первичное восприятие, те эмоции, которые возникли у читателя при ознакомлении с произведением.  Думается, что дело здесь не в самом анализе, а в грамотном его проведении, знании детской литературы и методики работы с нею, в наличии чувства меры и вкуса у педагога.  Чему можно научить младших школьников, анализируя текст?  В первую очередь это вид анализа – «вслед за автором», т.е. тот вид, где соблюдается логика развития действия. Значит, учащихся можно научить следовать логике писателя, чувствовать и понимать ее.

Анализ художественного текста – самый сложный метод работы в начальной школе

Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы по детской литературе среди младших школьников. Ничто так не учит вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вычитывать, т.е. видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора и постигать ее, как анализ.

Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ разрушает, с одной стороны, художественную ткань произведения, с другой – первичное восприятие, те эмоции, которые возникли у читателя при ознакомлении с произведением.

Думается, что дело здесь не в самом анализе, а в грамотном его проведении, знании детской литературы и методики работы с нею, в наличии чувства меры и вкуса у педагога.

Чему можно научить младших школьников, анализируя текст?

В первую очередь это вид анализа – «вслед за автором», т.е. тот вид, где соблюдается логика развития действия. Значит, учащихся можно научить следовать логике писателя, чувствовать и понимать ее.

СХЕМА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Автор и его проблемы, темы. Жанр произведения. Тема данного произведения. Идейная направленность. Главные герои, их роль в идейном содержании, поступки и их мотивы. Второстепенные персонажи, их связь между собой и главным персонажем. Сюжет, его элементы, их роль в раскрытии идеи. Композиция, ее компоненты, роль в раскрытии идеи. Язык писателя. Эстетическая и нравственная ценность произведения с точки зрения воспитания читателем .

СХЕМА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • Автор и его проблемы, темы.
  • Жанр произведения.
  • Тема данного произведения.
  • Идейная направленность.
  • Главные герои, их роль в идейном содержании, поступки и их мотивы.
  • Второстепенные персонажи, их связь между собой и главным персонажем.
  • Сюжет, его элементы, их роль в раскрытии идеи.
  • Композиция, ее компоненты, роль в раскрытии идеи.
  • Язык писателя.
  • Эстетическая и нравственная ценность произведения с точки зрения воспитания читателем .
ПЛАН АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Определи жанровую разновидность произведения. Установи тему произведения. Определи вид текста: описание, повествование, рассуждение. Восстанови сюжет: развязку, кульминацию, рассуждение. Раскрой композиционные особенности текста. Составь описание художественных образов: портрет, поступки, речь, отношение. Проведи анализ авторского стиля (гипербола, контраст, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение) Сформулируй выводы (раскрой идею произведения).

ПЛАН АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • Определи жанровую разновидность произведения.
  • Установи тему произведения.
  • Определи вид текста: описание, повествование, рассуждение.
  • Восстанови сюжет: развязку, кульминацию, рассуждение.
  • Раскрой композиционные особенности текста.
  • Составь описание художественных образов: портрет, поступки, речь, отношение.
  • Проведи анализ авторского стиля (гипербола, контраст, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение)
  • Сформулируй выводы (раскрой идею произведения).
 Анализ художественного текста – важный вид работы с литературным произведением. Его цель – более глубокое постижение смысла читаемого, художественных особенностей текста, творческой индивидуальности автора.  Приучить ученика начальной школы анализировать прочитанное – значит воспитать в нем талантливого читателя, ценителя литературы, интересного человека, восприимчивого к искусству. В процессе работы у ребенка развивается вкус к любой аналитической деятельности, необходимый для современного человека.

Анализ художественного текста – важный вид работы с литературным произведением. Его цель – более глубокое постижение смысла читаемого, художественных особенностей текста, творческой индивидуальности автора.

Приучить ученика начальной школы анализировать прочитанное – значит воспитать в нем талантливого читателя, ценителя литературы, интересного человека, восприимчивого к искусству. В процессе работы у ребенка развивается вкус к любой аналитической деятельности, необходимый для современного человека.

Круг детского чтения  В круг чтения учащихся начальной школы входят произведения разных жанров, представляющие практически все области литературного творчества. Рассмотрим работу со сказками.

Круг детского чтения

В круг чтения учащихся начальной школы входят произведения разных жанров, представляющие практически все области литературного творчества.

Рассмотрим работу со сказками.

Классификация сказок сказки волшебные бытовые О животных

Классификация сказок

сказки

волшебные

бытовые

О животных

 Сказки – занимательные рассказы с вымышленными событиями и приключениями. В волшебных сказках всегда действуют сверхъестественные силы добра и зла. Они совершают необычные превращения: воскрешают из мертвых, обращают человека в птицу или зверя. Действуют в них и необычные герои: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Огненный Змей и др. Герои волшебных сказок сражаются со злом и несправедливостью и всегда побеждают.

Сказки – занимательные рассказы с вымышленными событиями и приключениями. В волшебных сказках всегда действуют сверхъестественные силы добра и зла. Они совершают необычные превращения: воскрешают из мертвых, обращают человека в птицу или зверя. Действуют в них и необычные герои: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Огненный Змей и др. Герои волшебных сказок сражаются со злом

и несправедливостью и всегда

побеждают.

 Анализ литературной и народной сказки (волшебной, бытовой, о животных) максимально приближается к анализу рассказа, поскольку сказка и рассказ являются представителями одного рода литературы – эпического.

Анализ литературной и народной сказки (волшебной, бытовой, о животных) максимально приближается к анализу рассказа, поскольку сказка и рассказ являются представителями одного рода литературы – эпического.

Волшебные сказки имеют свою композиционную  особенность: зачин , трехразовые повторы, концовку. При их анализе организуются наблюдения над жанровыми особенностями сказки (композицией, сказочными выражениями) и выясняется направленность волшебных сил: кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки.

Волшебные сказки имеют свою композиционную особенность: зачин , трехразовые повторы, концовку. При их анализе организуются наблюдения над жанровыми особенностями сказки (композицией, сказочными выражениями) и выясняется направленность волшебных сил: кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки.

Волшебные сказки  Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Она имеет мифологическое происхождение: в ней находят отражение тотемические (некоторые герои рождаются от животных или превращаются в них), анимистические (олицетворяются, например, водная стихия, Солнце, Месяц; наоборот – герои превращаются в камни), магические (волшебное зелье, волшебное слово) представления древнего человека.

Волшебные сказки

Волшебные сказки – особый вымысел. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Она имеет мифологическое происхождение: в ней находят отражение тотемические (некоторые герои рождаются от животных или превращаются в них), анимистические (олицетворяются, например, водная стихия, Солнце, Месяц; наоборот – герои превращаются в камни), магические (волшебное зелье, волшебное слово) представления древнего человека.

Признаки волшебных сказок Особая композиция Сказочные сюжеты Троекратное повторение Положительные и отрицательные герои Сверхъестественные силы, помощники, магические  предметы  Чудесные превращения «Сказочный» язык Добро побеждает зло   

Признаки волшебных сказок

  • Особая композиция
  • Сказочные сюжеты
  • Троекратное повторение
  • Положительные и отрицательные герои
  • Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы 
  • Чудесные превращения
  • «Сказочный» язык
  • Добро побеждает зло   
Композиция сказки

Композиция сказки

Сюжет волшебных сказок Исходное существование запрета Герои нарушают запрет Последствия нарушения  Поиск спасительной магии Герои уходят из дома, чтобы всё исправить Добрые герои  борются со злыми  Спасение  Герою приходят на помощь Герой возвращается домой с наградой

Сюжет волшебных сказок

Исходное существование

запрета

Герои нарушают

запрет

Последствия нарушения

Поиск спасительной магии

Герои уходят из дома, чтобы всё исправить

Добрые герои

борются со злыми

Спасение

Герою приходят на помощь

Герой возвращается домой с наградой

Бытовые сказки  Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической (от слова новелла). Появилась она гораздо позднее волшебной.  Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. В волшебной сказке - два мира, в бытовой - один.  В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный.  Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей.  В волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия. В бытовой - положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.

Бытовые сказки

Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической (от слова новелла). Появилась она гораздо позднее волшебной. Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. В волшебной сказке - два мира, в бытовой - один.

В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный.

Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей.

В волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия. В бытовой - положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.

Сказки о животных   Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. В наше время их рассказывают детям. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк - жаден, а Лиса Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого хочешь.

Сказки о животных

Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. Тут и память о родовых тотемах, и вековой опыт общения первобытных охотников и скотоводов с животными. В древности такие сказки рассказывали перед началом охоты, и это имело магическое значение. В наше время их рассказывают детям. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк - жаден, а Лиса Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого хочешь.

 При изучении сказок рекомендуются следующие приемы работы: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов самими учащимися, выразительное чтение эпизодов или всей сказки, устное рисование одного из персонажей сказки, подбор подписей к иллюстрациям словами текста (своими словами), художественное рассказывание по иллюстрации,  составление своей иллюстрации к сказке, составление плана сказки (картинного, словесного),  пересказ близко к тексту и выборочный (отдельный эпизод), составление характеристики персонажа сказки, чтение в лицах, инсценирование эпизодов, творческий пересказ с введением новых персонажей, необычных предметов в сюжетную канву сказки.

При изучении сказок рекомендуются следующие приемы работы:

  • выборочное чтение,
  • ответы на вопросы и постановка вопросов самими учащимися,
  • выразительное чтение эпизодов или всей сказки,
  • устное рисование одного из персонажей сказки,
  • подбор подписей к иллюстрациям словами текста (своими словами),
  • художественное рассказывание по иллюстрации,
  • составление своей иллюстрации к сказке,
  • составление плана сказки (картинного, словесного),
  • пересказ близко к тексту и выборочный (отдельный эпизод),
  • составление характеристики персонажа сказки,
  • чтение в лицах,
  • инсценирование эпизодов,
  • творческий пересказ с введением новых персонажей, необычных предметов в сюжетную канву сказки.
Сказочные композиционные элементы зачины присказки концовки Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки. Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.

Сказочные композиционные элементы

зачины

присказки

концовки

Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.

Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!