МЕТОДИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ ДЛЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Под тестом понимают систему заданий конкретного содержания, возрастающей трудности, специфической формы, которая способствует качественному, эффективному измерению и анализу уровня подготовленности учащихся. Классификация педагогических тестов:

Особая роль в данной классификации принадлежит тестированию на выходе обучения, а именно нормативно-ориентированным тестам достижений.
Целью применения нормативно-ориентированного тестирования является установление соотношения испытуемых по уровню знаний, умений, навыков и определение на этой основе места, или рейтинга, каждого участника тестирования. Нормативно-ориентированный тест как система включает: 1)тестовые задания; 2)правила применения; 3)методику подсчёта баллов; 4)рекомендации по интерпретации результатов тестирования. Критериально-ориентированные тесты создаются только для сопоставления учебных достижений с объёмом знаний, умений и навыков, планируемым к усвоению, а не для сравнения уровня обученности испытуемых. Именно данное отличие обусловливает специфику конструирования, использования тестов и особенно интерпретации их результатов. 1. Конструирование тестов начинается с постановки цели тестирования и её конкретизации. Республиканский институт контроля знаний в ежегодно проверяет сбалансированность и пропорциональность содержания учебного курса, а именно: 1) конкретное содержание учебной дисциплины (учебные элементы), а затем 2) подготовка тестовых заданий и построение тестов. 2. Основанием для отбора являются образовательные стандарты и программы вступительных испытаний для поступающих в высшие учебные заведения. При этом применяются два возможных способа: - экспертный (когда компетентные преподаватели и методисты, опираясь на опыт и определённую методику, решают поставленную задачу) и - экспериментальный (исследуется реальная деятельность студентов-первокурсников и выпускников средних общеобразовательных учебных заведений) В основу методики выделения учебных элементов в учебном предмете положено его логическое структурирование. В ходе этой работы выявляются: 1) количество учебных элементов 2) уровень усвоения знаний по тем из них, которые предназначены для проверки.
Спецификация теста по математике на централизованном тестировании

Наибольший объём заданий имеет раздел «Уравнения и неравенства», так как этой теме уделяется особое внимание на уроках математики на старшей ступени обучения. Поскольку в силу объективных причин на решение геометрических задач тратится много времени, в тесте они представлены в меньшем процентном соотношении и увеличивать его, на наш взгляд, было бы нецелесообразным. 3.В тестах, разрабатываемых Республиканским институтом контроля знаний, применяются тестовые задания двух типов – закрытые и открытые. Задания закрытого типа, которые предполагают выбор одного правильного варианта ответа среди предложенных, а открытого типа – краткий самостоятельный ответ. Для повышения качества тестовых заданий большое внимание уделяется постоянной актуализации и совершенствованию предъявляемых к ним требований, которые предусматривают, что тестовое задание должно: - быть составлено кратко и лексически грамотно; - иметь повествовательную форму и содержать одну законченную мысль; единый стиль представления ответов; 4–5 вариантов ответов; - оценивать уровень владения учебным материалом, а не выяснять мнение тестируемого по поводу изученного; - полностью соответствовать стандарту образования, программе вступительных испытаний; - правильность ответов (эталонов) не должна быть спорной, то есть они однозначно трактуются во всех учебниках для средних общеобразовательных школ, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь. 4.Определение уровней сложности тестовых заданий осуществляется специалистами РИКЗ на основании учёта следующих факторов:
статистических данных о выполнении тестов прошлых лет;
существующих в методике обучения представлений о сложности того или иного учебного элемента программы;
количества учебных элементов, проверяемых заданий;
сложности и объёма умений и навыков, необходимых для выполнения задания.
5.При создании тестов одним из важных факторов, обусловливающих качество всего инструментария и получаемых в процессе тестирования результатов, является время. Подчеркнём, что наиболее благоприятна для проведения тестирования первая половина дня, с 9 до 12 ч. Существуют два способа снижения порога утомляемости: задания должны быть максимально разнообразными, во-первых, по форме, во-вторых, по видам деятельности и невербальной поддержки. Временные нормативы выполнения теста устанавливаются экспериментально.
Таким образом, по результатам анализа пробного, репетиционного и централизованного тестирования постоянно корректируются структура тестов и время, отводимое на их выполнение. В ходе апробирования тестовых заданий c учётом перераспределения уровней сложности заданий и их количества по математике получены результаты, представленные в таблице 3.
Результаты выполнения части А теста по математике

Опытным путём определено оптимальное время, в течение которого хорошо подготовленные абитуриенты в состоянии справиться с тестом. Для этой категории учащихся на выполнение части А18 заданий необходимо в среднем 50–60 мин, части В12 – 120–130 мин. За указанный промежуток времени около 5% участников успевают не только выполнить задания, но и тщательно проверить свои ответы. 6.При разработке технологии конструирования тестов обязательно учитывается зарубежный практический опыт, в частности Российской Федерации. Сравнительные характеристики конструирования тестов в Республике Беларусь и Российской Федерации
Предмет | Время (в минутах) | Количество заданий |
Республика Беларусь ТЕСТИРОВАНИЕ | Российская Федерация ЕГЭ | Республика Беларусь | Российская Федерация |
Математика | 180 | 240 | 30 18/12 | 19 8/4/7 |
Что такое профильный уровень ЕГЭ по математике. Начиная с 2015 года было решено разделить единое испытание по самому сложному предмету в школьной программе — математике. Для выпускников, желающих просто получить аттестат и отправиться в учебное заведение технической направленности, предлагается сдать математику базового уровня. Этот экзамен не позволяет подавать документы в ВУЗы, где одним из вступительных испытаний является математика, даже если он сдан на отлично. Базовая математика оценивается по пятибальной шкале. Профильный уровень — это расширенный вариант проверки знаний, по сути это и есть ЕГЭ по математике, каким его сдавали в предыдущие годы. Результаты профильного экзамена учитываются при поступлении в ВУЗы, в которых углубленно изучают математические науки, поэтому оценка выставляется по стобальной шкале.
В экзамен профильного уровня, который пройдет 6 июня 2017 года, включены 19 задач, условно разбитых на две части. Первый блок — это 8 заданий (с 1 по 8) на поверхностное знание программы средней школы, предполагающих короткий ответ. Способ решения указывать не нужно, а правильность ответов проверяет автоматизированная компьютерная программа. Второй блок — это 11 заданий (с 9 по 19) повышенного уровня сложности. При этом первые четыре пункта в этом блоке требуют короткого ответа, а вот на задания с 13 по 19 придется дать развернутый ответ. Здесь важен ход мыслей испытуемого, намеченный путь решения и правильность выкладок. Второй блок проверяется экспертной комиссией, а начисление баллов возможно даже при неверном конечном ответе.
В Беларуси усовершенствуют структуру ЦТ.
Об этом сообщил на пресс-конференции министр образования Михаил Журавков
«Тесты мы, естественно, будем совершенствовать. После того как хорошо будет внедрено профильное обучение, в ЦТ появится дополнительная часть С для профильных классов», — сказал Михаил Журавков. Эту третью часть теста абитуриенту будет необходимо выполнить при поступлении на специальности, где изучаемый на повышенном уровне предмет будет профильным.
По словам министра, сегодня тесты рассчитаны на всех абитуриентов — и тех, кто очень хорошо знает предмет, и тех, кто слабее. В тестах есть как стандартные задания, так и повышенной сложности в рамках школьной программы. Если в ЦТ не будет сложных заданий, все будут сдавать тестирование на 100 баллов, что приведет к большому количеству вопросов.
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что предлагаемые подходы к разработке тестов для централизованного тестирования научно обоснованы и апробированы. Их использование решает главную задачу – объективное оценивание уровня подготовки абитуриентов и их ранжирования.
2