СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации, так как использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. В связи с этим в статье осуществлена попытка описания технологий применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку учащихся на примере грамматической категории вида русского глагола.

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения русскому языку.»

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ.

Л.И. Лиева

(ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет

имени Х.М. Бербекова»)

Сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации, так как использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. В связи с этим в статье осуществлена попытка описания технологий применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку учащихся на примере грамматической категории вида русского глагола.

В основу использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским,  Н.Ф. Талызиной и др.[1] Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность использования ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося  (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат и другие).[2]

В последние годы методическая литература обогатилась новыми исследованиями по преподаванию видов русского глагола в нерусской школе. Однако из-за недостаточной изученности самих видов многие предлагаемые методические приемы их изучения остаются пока малоэффективными.

Мы считаем, что современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития языковой и информационной компетенций учащегося. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать ИКТ в систему обучения, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых умений и навыков, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности. ИКТ принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в преподавании филологических дисциплин, так как способствуют активизации мышления учащихся, позволяют работать наиболее продуктивно и усиливают взаимосвязь учащегося и преподавателя.

Данный метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания учащегося, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Для  ученика важно то, что сразу после выполнения задания (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно -деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение сектора самостоятельной учебной работы. Действие по распознаванию грамматической категории вида русского глагола может быть доведено до автоматизма только в процессе выполнения специальных упражнений. Например: Упражнение 1. Определите время глаголов: (работа с интерактивной доской).

читал- читаю- буду читать

решать- решаю- буду решать

пел- пою- буду петь

прочитал - прочитаю

Усвоить закономерности видового словообразования глаголов поможет учащимся соответствующая тренировка с использованием ИКТ на уроке:

Упражнение 2. Объяснить, как образованы глаголы совершенного и несовершенного вида.

Играть, проиграть, проигрывать; петь, запеть, запевать; делать, переделать.

Дается образец рассуждения. Расставляя глаголы по ступенькам.


залечивать

залечить

лечить

Учитель говорит: «Глагол лечить не имеет приставки. Это- глагол несовершенного вида. Он стоит на первой ступеньке. От глагола лечить с помощью приставки образовался глагол совершенного вида залечить. Он занимает вторую ступеньку. На третьей ступеньке стоит глагол залечивать. Он образован от приставочного глагола совершенного вида с помощью суффикса –ва. Суффикс –ва указывает на несовершенный вид глагола».

Подражая образцу, ученики должны объяснить закономерности видового образования еще нескольких глаголов. Использование этого приема дисциплинирует мысль учащихся и учит их последовательно рассуждать; повышает самостоятельность учащихся-кабардинцев в выполнении работы и активизирует их речь, благодаря ИКТ экономит время.

Упражнение 3. Объяснить, как образованы глаголы совершенного и несовершенного вида. Расставить их по ступенькам.

Рассмотреть, смотреть, рассматривать; выиграть, выигрывать, играть; перечитать, читать, перечитывать.

Это упражнение сложнее предыдущего: «тройки» глаголов даны не в последовательности видового образования, а вперемешку внутри каждой. Нужно установить, в какой последовательности видов образованы глаголы друг от друга и, логически рассуждая, расставить их по ступенькам.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной и средней школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.[3]. При изучении видов русского глагола, как и при изучении любых тем, мы придерживались принципа от простого к сложному, мы предлагаем начинать обучение с элементарных правил: различения несовершенного и совершенного видов как семантически, так и формально, образования видовых пар и форм настоящего, будущего и прошедшего времени и в этом нам помогает использование информационно-коммуникационные технологии. Применяя данный способ, мы предлагаем учащимся выполнить следующую игру: «Ищем братьев». Собирали «братья» в лесу ягоды, и потеряли друг друга. Собрались на поляночке некоторые из них, зовут, аукают, но никто не отзывается.

- Ребята, помогите этим глаголам найти своих «братьев»!

(На интерактивной доске «аукающие» глаголы списывать, придумывать, проиграть, выигрывать, раздавать, заучивать, заклеивать. )

Образец: писать- списать- списывать.

На этапе овладения грамматической формой работа над значением проводится в пределе, намеченном на первом этапе. После усвоения закономерностей видового словообразования даются предложения, в которых раскрываются значение глаголов совершенного и несовершенного вида.

При помощи ударения (при переносе ударения с корня на суффикс) образуются глаголы несовершенного вида. Поставьте вопросы к глаголам:

Совершенный вид. Несовершенный вид.

один раз(что сделать?) наре′зать (сыр) много раз(что делать?)нареза′ть

один раз(что сделал?) наре′зал много раз(что делал?)нареза′л

один раз(что сделаю?) наре′жу много раз(что буду делать?)нареза′ть

один раз(что сделай?)наре′жь много раз(что делай?)нареза′й

Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации учащихся, поскольку создаются условия:

•      максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;

•      широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;

•      раскрытия творческого потенциала обучающихся.

Таким образом, использование ИКТ в преподавании русского языка значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность учащихся в глубоком изучении грамматической категории вида русского глагола .

Лиетаратура.

  1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения.  / Ю.К.Бабанский – М.: Педагогика. – 1997. –103 с.

  2. Виштынецкий, Е.И., Кривошеев, А.О. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения/ Е.И. Выштынецкий, А.О. Кривошеев// Информационные технологии. – 1998. - № 2. – С. 32-37

  3. Сидорова, В. В.  Современные образовательные технологии и их роль в обучении. / В.В.Сидорова. Интернет-ресурс http://www.muh.ru/.Docs/071016_conf/071025_sidorova.htm?user=57738563605cfbccef62b1d4106ae860

  4. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. М.: Изд-во МПСИ, – 2008. – 352 с.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!