Методика организации комплекса работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении.
Одаренными детьми можно назвать тех, которые демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах. Такие ученики испытывают радость от умственного труда, имеют более высокие по сравнению со сверстниками интеллектуальные способности. Для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной сферы, глубина и нетрадиционность мышления.
Основными целями работы с одаренными детьми являются:
-выявление одаренных детей;
-создание условий, способствующих их оптимальному развитию;
-работа в роли тьютора-наставника одаренного ребенка
Для реализации вышеуказанных целей необходимо со стороны учителя:
- наличие предметных , психолого-педагогических, методических знаний, умений и навыков, являющихся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности
-наличие профессиональной позиции педагога, позволяющей успешно активизировать и развивать детскую одаренность, предоставлять учащимся свободу учится
- обладание профессиональными качествами: высоким уровнем развития познавательной мотивации, высокой самооценкой, стремлением к личностному росту и т.д
Со стороны одаренного ребенка- способность к анализу материала, сравнению, обобщению, обладанию хорошей памятью, стремление совершенствовать свои знания и умения в изучении выбранной предметной области.
Этапы работы с одаренными детьми:
Выявление одаренных детей
Выстраивание системы работы с одаренным ребенком, включающий как урочную так и внеурочную деятельность. Основой формирования системы работы с одаренными детьми в ОУ является «погружение в предмет», а основными функциями – обучающая развивающая и воспитывающая.
Механизмы реализации программы «Одаренные дети»
Организация образовательного процесса с учетом требований к формированию проектного, самостоятельного, исследовательского мышления учащихся
Система мониторинга личностного роста одаренных.
Формирование активной жизненной позиции одаренного ребенка
Реализация элективных курсов.
Организация работы с одаренными детьми.
В основе работы с одаренными детьми лежит принцип добровольности. Она может быть организована как для проявляющих определенные признаки одаренности, так и для всех желающих.
На одном из первых занятий надо рассказать учащимся о том, чем они будут заниматься, что нового и интересного они узнают, в чем польза занятий, как они будут проходить, выявить желающих заниматься. Необходимо указать и основные требования, которым должны подчиняться занимающиеся дополнительно ученики.
Традиционными видами работ с одаренными детьми являются предметные недели, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. Это могут быть викторины, конкурсы, презентации, издательская деятельность, тематические концерты, круглые столы, театральные постановки и т.д. Так же с одаренными детьми рекомендуется проводить систематические, индивидуально-групповые занятия на протяжении всего учебного года; участие во всероссийских конкурсах, олимпиадах, соревнованиях (очных,заочных,дистанционных), включение в проектную деятельность, поощрение одаренных учащихся.
Функции учителя:
1. Осуществление программы в системе внеклассной работы.
2. Использование новых педагогических технологий.
3. Организация исследовательской работы учащихся.
4. Диагностика.
5. Обобщение результатов работы.
Формы работы с одаренными учащимися
- Олимпиады;
- Элективные курсы;
- Творческие выставки;
- Групповые занятия с сильными учащимися;
- Исследовательские работы;
- Предметный кружок;
- Творческие мастерские;
- Конкурсы различного уровня;
- Факультативы;
- Индивидуальное консультирование учащихся
Работа с родителями
Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.
Задачи работы с родителями включают:
Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности;
Расширение возможностей в понимании своего ребенка, развитие рефлексии своих взаимоотношений с сыном или дочерью;
Личностный рост родителей, развитие их самосознания, самоконтроля;
Укрепление сотрудничества родителей с учителем.
Формы работы с родителями
- Творческие и проблемные родительские собрания;
- Групповые и индивидуальные консультации;
- Творческие отчеты;
- Привлечение родителей к проведению уроков и мероприятий;
- Выполнение рекомендаций литературы.
консультирование учащихся
Ожидаемые результаты
1. Формирование системы работы с одаренными учащимися;
2. Творческая самореализация выпускника школы (участие в конкурсах различных уровнях);
3. Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы;
4. Повышение квалификации учителя;
5. Повышение компетентности учащихся в области предмета;
6. Развитие умений применения полученных знаний в других областях и в нестандартных ситуациях.
Урочную и внеурочную деятельность организую как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся.
Примерная технология опыта работы с одаренными детьми
Стратегия педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных школьников.
Цель | Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности. |
Принципы | -Принцип развивающего обучения - Принцип опережающего обучения. - Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся. - Возрастание роли внеурочной деятельности. |
Задачи | Содержание деятельности | Мероприятия по реализации |
Название мероприятия | Дата проведения |
- Выявление одаренных детей в области изучения математики; - Развитие самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности; - Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях; - Создание условий для самореализации интеллектуальных способностей детей | -Привлечение детей к участию во внеурочной деятельности - Привлечение одаренных детей к участию в олимпиадах разного уровня | - анкетирование -индивидуальное консультирование учащихся -посещение дополнительных занятий по предмету -участие в предметных неделях - участие в дистанционных олимпиадах различного уровня: школьных, муниципальных, региональных , всероссийских | сентябрь октябрь в течение года сезонно: осень, зима, весна |
- Создание пространства для образовательного, профессионального, социального и культурного самоопределения учащихся за счет развития тьюторского сопровождения учащихся на всех ступенях обучении - привлечение одаренных детей к участию в городских конференциях, Всероссийских олимпиадах | - Индивидуальная работа с учащимися - Проведение школьной научно-исследовательской конференции. - участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах от Инфоурок | в течение года февраль в течение года |
Планируемые результаты. | Увеличение числа участников конкурсов, олимпиад регионального, всероссийского уровней. Повышение качества представляемых работ на конкурсы, конференции. Увеличение числа участников в школьной и городской конференциях научно-исследовательских и творческих работ |
Материально-техническое обеспечение
- пополнение библиотечного фонда школы справочной, научно-популярной литературой, энциклопедиями и т.д
- обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, клубов, секций; привлечение спонсорского финансирования для материального поощрения одаренных детей.
Литература
1. Васильева Т. А. «Работа с детьми с математическими способностями в условиях сельской школы», Якутия, 2005 г.
2. Ведерникова Н. И. «Система работы школы с одаренными детьми», Волжск, 2006 г.
3. Савелова Н. Н. «Управление развитием образовательного учреждения»,Ж. «Завуч», № 5, 2005 г.