Методика
подготовки и проведения фестиваля «Песни Победы»
как итогового мероприятия месячника Победы,
посвященного Дню Победы
в Великой Отечественной войне
Автор: Петренко Нина Александровна,
учитель русского языка, литературы высшей категории
ГБОУ Школа № 2117 г.о. Щербинка в г.Москве
г.Климовск
2015г.
I.Введение
1.Актуальность
Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социальной ситуацией и тенденциями развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни России. События последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Развитие государства, благополучие нации зависит, прежде всего, от активной жизненной позиции его граждан, готовности к труду, стремлению и способности к преобразованиям. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, осмысления героического прошлого Отечества, умения анализировать уроки прошлого и с учетом этого выстраивать будущее своего государства. В свете рассматриваемой проблемы для нас одним из важных моментом воспитательного процесса является формирование нравственности и гражданско-патриотической культуры школьников.
2.Обоснование выбора формы фестиваля
В прошлом учебном году я перешла на работу в ГБОУ Школа № 2117 в должности учителя. До этого я работала заместителем директора МБОУ СОШ № 3 г.Климовска по УВР, курировала воспитательную работу в школе, и на протяжении 10 лет моей работы в этой должности я убедилась, что лучшее воспитательное воздействие на учащихся оказывают те мероприятия, которые они подготовили самостоятельно. Но для того, чтобы такое стало возможным, необходимо провести огромную подготовительную работу. Все, что готовится, должно быть подчинено одной конкретной цели. А самое главное – учащиеся должны видеть конкретные результаты своей работы.
Фестивали патриотической песни в Климовской школе проводились традиционно каждый год. В этой школе учится 460 человек в две смены, и условия школьного спортивного зала позволяют проводить фестиваль в 2 приема: для учащихся 1 смены и для учащихся 2 смены. Каждый год тема для фестиваля выбирается на совместном заседании школьного ученического самоуправления и представителей администрации школы.
Фестиваль «Песни Победы» - это итоговое мероприятие, завершающее месячник Победы. Интерес к фестивалю и в школе, и в городе был так высок, что впервые в позапрошлом учебном году мы провели дополнительный – межшкольный – фестиваль, на который пришли со своими программами учащиеся разных школ города и учреждений дополнительного образования.
Почему мы выбрали форму фестиваля? Проведение фестиваля – целенаправленная деятельность школьного коллектива по патриотическому воспитанию и развитию гражданских качеств личности. Кроме того, его форма позволяет учащимся самых разных способностей реализовать себя.
3.Цель мероприятия
Создание в школе творческой атмосферы, способствующей формированию гражданско-патриотических чувств учащихся, сохранению памяти о прошлом, посредством приобщения к военно-патриотической песне и культурно-художественному наследию своего Отечества.
4.Задачи мероприятия
раскрыть творческие способности учащихся через средства художественной культуры;
формировать и развивать интерес к историческим и культурным событиям родной страны;
формировать эстетический вкус через воспроизведение собственного творчества и восприятия творчества других;
формировать систему нравственных ценностей;
сохранять и приумножать культурно-историческое наследие России;
воспитывать чувство патриотизма, уважения и бережного отношения к русской культуре;
развивать навыки создания проектов, в том числе в форме видеофильмов и презентаций с использованием современных ИКТ технологий.
5.Ожидаемые результаты деятельности обучающихся
Сохранение памяти о подвиге народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, пропаганда российских фильмов о Великой Отечественной войне
Повышение интереса школьников к военной истории Отечества в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов
Объективная информация о Великой Отечественной войне, героизме советского народа, повышение интереса к военной истории Отечества и событиям Великой Отечественной войны 1941–1945 годов
Восстановление средствами искусства традиций единства народов в борьбе против фашизма, агрессии и призыв к сплочению в борьбе за мир
Увековечение памяти подвигов героических защитников Отечества
Сохранение памяти о родственниках - фронтовиках и ветеранах тыла
Воспитание школьников в духе славных боевых традиций старших поколений и воспитание чувства гордости за боевое прошлое Отечества.
II.Методика подготовки и проведения
фестиваля «Песни Победы»
Подготовка фестиваля проходит в несколько этапов:
1.Подготовительный
2.Конкурсный
3.Предметный
4.Классно-коллективный
5.Итоговый (непосредственно сам фестиваль): составление сценария, оформление сцены и проведение фестиваля
6.Оценивание результатов.
1.Подготовительный этап
В начале учебного года школьное ученическое самоуправление собирается на расширенное заседание с приглашением представителей администрации школы в лице педагога-организатора и зам.директора, курирующего воспитательную работу. На заседании выбирается тема фестиваля и составляется план мероприятий по подготовке к нему, распределяются задания для классов и учителей-предметников. План мероприятий обсуждается и корректируется на производственном совещании педагогов школы, на нем же распределяются ответственные за каждый этап плана педагоги. Задача педагогов: оказывать консультационную и организационную помощь в работе классов.
2.Конкурсный этап
Конкурсный этап роходит в течение учебного года. Учащиеся школы принимают участие в школьных и муниципальных конкурсах и акциях, приуроченных к Дню Победы, в результате отбирается обширный материал для составления сценария фестиваля, выставок, оформления школы к празднику и для выступления на фестивале.
3.Предметный этап
Проходит во втором полугодии учебного года в рамках предметных недель, работы школьного научного общества, проектной деятельности учащихся. По графику предметных недель ученики школы под руководством учителей-предметников выпускают газеты, готовят проекты, выступают на открытых уроках и внеклассных мероприятиях, а также на занятиях внеурочной деятельностью. На итоговом мероприятии, проводимом в рамках предметных недель, – защите проектов – учащиеся выступают друг перед другом с результатами своей исследовательской и проектной деятельности, а лучшие проекты отбираются для фестиваля.
4.Классно-коллективный этап
Этот этап проходит в течение года. Учащиеся под руководством классных руководителей участвуют во внеклассных мероприятиях, классных часах, экскурсиях, конкурсах, проводят шефскую работу с младшими школьниками, ветеранами и пожилыми людьми, а также готовятся к фестивалю, на котором, помимо отобранных лучших конкурсных работ, должны звучать военно-патриотические песни в исполнении учеников школы. Какую песню исполнять на фестивале – выбирают ученики каждого класса самостоятельно, помощь в выборе песни, форме исполнения и репетициях оказывают классные руководители и учитель музыки.
5.Итоговый этап
Итоговый этап проходит в течение 2 недель накануне и в день проведения фестиваля. Основная нагрузка на финишном этапе ложится на штаб фестиваля, в который входят: школьное ученическое самоуправление, педагог-организатор, учитель музыки и зам.директора, курирующий воспитательную работу.
За 2 недели до даты фестиваля представители классных самоуправлений подают в штаб заявки на фестиваль с указанием номеров и длительности их исполнения. Информацию у учащихся начальных классов собирают представители школьного ученического самоуправления. Затем с помощью зам.директора составляются сценарии фестивалей для 1 смены и 2 смены индивидуально в соответствии с поданными заявками и отобранными проектами-победителями. Кроме этого, назначаются ответственные за оформление школы и зала, за подготовку мест для зрителей, за установку и работу аппаратуры.
В день фестиваля по приказу директора изменяется расписание звонков, и к назначенному времени ученики собираются в спортивном зале, рассаживаются в соответствии с распределенными местами.
По окончании фестиваля все участники получают дипломы.
6.Оценивание результатов
Оценивание результатов проведенной работы осуществляется по нескольким направлениям:
Мониторинг эффективности: анкетирование учащихся и педагогов по следующим критериям: что понравилось, что запомнилось, оценивание степени своего участия в мероприятии
Беседа с учащимися на классных часах
Написание (по желанию) сочинения-отзыва с целью отбора лучших работ для размещения на сайте школы
Опрос родителей на родительском собрании с целью выяснить, чем учащиеся захотели дома поделиться по итогам мероприятий.
III.Заключение.
Работа над фестивалем занимает много времени, но результаты каждый год позволяют считать ее эффективной. По результатам анкетирования видно, что в позапрошлом учебном году 92% учащихся оценили мероприятия по подготовке к фестивалю «Песни Победы» и сам фестиваль положительно, 87% учащихся удовлетворены своим вкладом в фестиваль, а 68% учащихся поделились впечатлениями с родителями. В течение всего года в школу приглашались различные гости: ветераны войны и труженики тыла, работники библиотеки и родственники погибших на фронте выпускников школы. Эти встречи также имели очень важное значение для патриотического воспитания учащихся.
Насколько успешна практика проведения фестиваля, говорит тот факт, что в позапрошлом учебном году в школьном фестивале «Песни Победы» захотели принять участие учащиеся школ города и воспитанники учреждений дополнительного образования. В связи с этим на заседании городского ученического самоуправления было принято решение провести еще один – межшкольный фестиваль, который прошел на базе Климовской третьей школы с большим успехом.
Список литературы и источников
«Современные образовательные технологии». Селевко Г.К. Москва.Народное образование,1998г. - «Педагогический словарь»
Коджаспирова Г.М.Москва, 2005г. - «Метод учебного проекта в образовательном учреждении».
ПохомоваН.Ю.Москва, 2003г. - «Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности». Народное образование, 2000г., №7
http://gigabaza.ru/doc/96615.html
http://методкабинет.рф/attachments/Гаврилова%20Е.Э.%20-%20«Фестиваль%20военной%20песни».doc