СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы( "атмосфера взыскательности ") над устранением грамматических, речевых ошибок учащихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Обучение происходит в зоне ближайшего развития. Помогаю ученику оперативно и, по возможности, без ошибок овладеть той речью, которая востребована уровнем его интеллектуального  развития. Т.е.  в процессе  беседы по содержанию сочинения я направляю  ученика к осознанию упущенных в его работе содержательных связей, исправление("соскальзывания  на другую грамматическую конструкцию")

Просмотр содержимого документа
«Методика работы( "атмосфера взыскательности ") над устранением грамматических, речевых ошибок учащихся»

Методика работы( "атмосфера взыскательности ") над устранением грамматических, речевых ошибок учащихся.

Использую в процессе учебной деятельности ведущую и самую совершенную технологию в организации педагогического образовательного процесса - технологию развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова, В.В. Репкина . Данные авторы обобщили методику А.С. Выготского. Обучение происходит в зоне ближайшего развития. Помогаю ученику оперативно и ,по возможности, без ошибок овладеть той речью, которая востребована уровнем его интеллектуального развития. Т.е. в процессе беседы по содержанию сочинения я направляю

ученика к осознанию упущенных в его работе содержательных связей, исправление ("соскальзывания на другую грамматическую конструкцию"). Это осуществляется с помощью ступенчатых наводящих вопросов, которые все ближе подводят ученика к конкретному ответу, своевременному исправлению недочетов, преодолению нарушений связной речи в высказывании. Знание этого приема учебной работы раскрывает Н.И. Жинкин: "Учитель поступит неправильно, если отвергнет самый замысел пишущего... но он должен побудить ученика к пои

ску слов, адекватных его замыслу. Взяв текст ученика, учитель может показать, как его по-разному следовало бы понять или почему в некоторых местах его вообще нельзя понять. Надо ввести пишущего в атмосферу той взыскательности, которая обычно называется "муками слова". Таким способом вырабатывается механизм критики собственного текста и ... приобретается собственный оригинальный стиль.

В устной речи обучающиеся зачастую справляются со сложными грамматическими формами и произносят их правильно .Грамматическая же форма в письменной речи получает недооценку высказывания. Т.е в процессе записи ученик забывает грамматическую форму первой части и переключается на другую модель .А.Н.Гвоздев говорил в таком случае

о "соскальзывании на другую грамматическую конструкцию".


Пример словесной модели с допущенной грамматической ошибкой

Пример откорректированной модели

1.Там мы собираем грибы, шишки, лесную ягоду, да и просто походить послушать пение птиц (Илья.Т)

1.Там мы собираем грибы, шишки, да и просто ходим послушать пение птиц.

2. У нас было зерно тогда я взял зерно в руку и стал к ели, тогда белка села мне на руку и Ванька меня сфотографировал и белка убежала от яркой вспышки.(Женя Г.) -нарушение границ предложения

1.У нас было зерно. Я взял зерно в руку и подошел к ели. Когда белка села мне на руку, Ваня сфотографировал меня. В этот момент белка соскочила и убежала от яркой вспышки.

3. Посещали церковь, водопады, сплавы по горным рекам и походы

по горным вершинам.(Саша Щ.) -

ошибки в построении предложения с однородными членами (церковь, водопады, сплавы, походы)

3.Утром ходили в церковь, потом

были на водопадах. После обеда

смотрели, как спортсмены сплавлялись по горной реке, а вечером первый раз поднимались на гору.

4.На обложке нарисован на фоне сказочного леса олененок со своими друзьями: зайчонком и скунсом (Саша.Т. )

4.На обложке книги нарисован сказочный лес. На фоне леса оленёнок со своими друзьями: зайчонком и скунсом.

Методика работы( "атмосфера взыскательности ") над устранением грамматических, речевых ошибок учащихся (Примечание к предложению №3).

Ученик объединил в одном предложении слова с особым лексическим и фонетическим значениями(слишком громоздко).В однородном ряду как правило выстраиваются словоформы, обозначающие однотипные понятия(синонимы и слова близкой семантики). Например:"В деревне жизнь началась днями мирными, очаровательными". Саша Щ. немного осложнил "утяжелил" синтаксическую конструкцию. Здесь же распространил однородный ряд существительных близко стоящими словами-прилагательными "по горным" одной и той же формы. Предлагаю составить несколько предложений и устранить тавтологию.

После переработки данная часть вновь требует корректного исправления. Необходимо выйти на беседу с учащимся и постараться объяснить ,что в предложении"Сначала посещали церковь" слово "посещали" несёт информацию, что в церковь ходили "как на занятия". Можно :"Утром ходили в церковь" (или посетили);

-во фразе "наблюдали сплавы" идет нагрузка на многозначность; лес(дрова) или люди (спортсмены) сплавлялись по реке?;

-предлагаю составить два предложения(пример откорректированной модели, предложение - 3)

На сколько важно и могущественно предложение, которое появляется в результате сложнейшего мысле-рече-языкового процесса, сознательно производимого учеником, и на сколько важно (в этот момент развития ученика) работа учителя - своевременное и систематическое устранение ошибок.

Проникнуться творческим настроением, испытать муки речевого творчества, помогают не совсем привычные в повседневной практике творческие рецепты: различные варианты тем сочинений на свободную тему:

Летний денёк

Летняя прогулка

Летняя поездка

Летние каникулы

Первый школьный день

В нашем доме.

В моей семье

Я хочу написать письмо

Сколько нужно много сделать

Я читаю книгу

Мы выписали журнал

Я пишу свой дневник и хочу с вами поделиться

У меня есть мечта

У меня есть любимый праздник. Он называется...

Я изобретаю... и другие

Р.S. С психологической точки зрения речевая практика учащихся требует от учителя особых усилий, ибо он должен знать учащихся (особенности характера, темперамент, семью, друзей), и понимать их. Эти темы как слова-импульсы. Они активизируют учащихся на выполнение письменной речи. Но необходимо знать, что можно напоминать учащимся о творческих работах, но не требовать их (а предлагать новые и новые темы и сюжеты нужно, пусть у ребят будет выбор); уметь корректно оценивать.

Работы учащихся.

Голос природы

Осень. Дует ветер. пахнет дымом. Жгут листья. Все пытаются убирать листья, но мне они очень нравятся. Я беру листья в охапку и подбрасываю их вверх. Он улетают а мне как будто прибавляются силы. Прохожие удивляются моему настроению. А мне кажется, что я слышу голос природы,что я сама могу с ней разговаривать:

- Листики, листики, будьте всегда живыми!

Морозова Настя - ученица 6-б класса


Вид из окна

Подойдя к окну, задумаешься поневоле. По улице проходят разные люди, знакомые мне лица. Каждый думает о чем-то своем и у каждого свой путь. Легкий ветерок с утра будит любимые цветы в моем саду. Засмотришься на сентябрьскую красоту последних летних цветов и на мгновение заслушаешься, как весело щебечут птицы

Дементьева Оля - ученица 7-а класса


Отзыв о выставке

Выставка детского творчества "Мир фантастики", представленная во Дворце культуры, отразила самые необыкновенные задумки детей и их фантазию.

Большое впечатление произвели на меня рисунки, поделки и композиции из бумаги, пенопласта и проволоки и ниток.

Особенно красив "Сад будущего",работа девочек Михайловской СОШ №. В центре композиции - "Дерево жизни", закреплённое на прямоугольной подставке из пенопласта. Листочки изготовлены из медной проволоки и разноцветных ниток, а сами веточки обклеены белыми воздушными шариками.

Все эти яркие, теплые цвета сада отражают его красоту, говорят только о добром, радостном, светлом мире будущего, где спокойно и надежно человеку и природе.

Благодаря выставке я узнала, что из маленьких кусочков бумаги и различного материала можно своими руками сделать самые разнообразные интересные предметы, которые станут лучшими подарками для друзей и близких.

Грудинина Наташа- ученица 7 класса


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!