Методика работы( "атмосфера взыскательности ") над устранением грамматических, речевых ошибок учащихся.
Использую в процессе учебной деятельности ведущую и самую совершенную технологию в организации педагогического образовательного процесса - технологию развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова, В.В. Репкина . Данные авторы обобщили методику А.С. Выготского. Обучение происходит в зоне ближайшего развития. Помогаю ученику оперативно и ,по возможности, без ошибок овладеть той речью, которая востребована уровнем его интеллектуального развития. Т.е. в процессе беседы по содержанию сочинения я направляю
ученика к осознанию упущенных в его работе содержательных связей, исправление ("соскальзывания на другую грамматическую конструкцию"). Это осуществляется с помощью ступенчатых наводящих вопросов, которые все ближе подводят ученика к конкретному ответу, своевременному исправлению недочетов, преодолению нарушений связной речи в высказывании. Знание этого приема учебной работы раскрывает Н.И. Жинкин: "Учитель поступит неправильно, если отвергнет самый замысел пишущего... но он должен побудить ученика к пои
ску слов, адекватных его замыслу. Взяв текст ученика, учитель может показать, как его по-разному следовало бы понять или почему в некоторых местах его вообще нельзя понять. Надо ввести пишущего в атмосферу той взыскательности, которая обычно называется "муками слова". Таким способом вырабатывается механизм критики собственного текста и ... приобретается собственный оригинальный стиль.
В устной речи обучающиеся зачастую справляются со сложными грамматическими формами и произносят их правильно .Грамматическая же форма в письменной речи получает недооценку высказывания. Т.е в процессе записи ученик забывает грамматическую форму первой части и переключается на другую модель .А.Н.Гвоздев говорил в таком случае
о "соскальзывании на другую грамматическую конструкцию".
Пример словесной модели с допущенной грамматической ошибкой | Пример откорректированной модели |
1.Там мы собираем грибы, шишки, лесную ягоду, да и просто походить послушать пение птиц (Илья.Т) | 1.Там мы собираем грибы, шишки, да и просто ходим послушать пение птиц. |
2. У нас было зерно тогда я взял зерно в руку и стал к ели, тогда белка села мне на руку и Ванька меня сфотографировал и белка убежала от яркой вспышки.(Женя Г.) -нарушение границ предложения | 1.У нас было зерно. Я взял зерно в руку и подошел к ели. Когда белка села мне на руку, Ваня сфотографировал меня. В этот момент белка соскочила и убежала от яркой вспышки. |
3. Посещали церковь, водопады, сплавы по горным рекам и походы по горным вершинам.(Саша Щ.) - ошибки в построении предложения с однородными членами (церковь, водопады, сплавы, походы) | 3.Утром ходили в церковь, потом были на водопадах. После обеда смотрели, как спортсмены сплавлялись по горной реке, а вечером первый раз поднимались на гору. |
4.На обложке нарисован на фоне сказочного леса олененок со своими друзьями: зайчонком и скунсом (Саша.Т. ) | 4.На обложке книги нарисован сказочный лес. На фоне леса оленёнок со своими друзьями: зайчонком и скунсом. |
Методика работы( "атмосфера взыскательности ") над устранением грамматических, речевых ошибок учащихся (Примечание к предложению №3).
Ученик объединил в одном предложении слова с особым лексическим и фонетическим значениями(слишком громоздко).В однородном ряду как правило выстраиваются словоформы, обозначающие однотипные понятия(синонимы и слова близкой семантики). Например:"В деревне жизнь началась днями мирными, очаровательными". Саша Щ. немного осложнил "утяжелил" синтаксическую конструкцию. Здесь же распространил однородный ряд существительных близко стоящими словами-прилагательными "по горным" одной и той же формы. Предлагаю составить несколько предложений и устранить тавтологию.
После переработки данная часть вновь требует корректного исправления. Необходимо выйти на беседу с учащимся и постараться объяснить ,что в предложении"Сначала посещали церковь" слово "посещали" несёт информацию, что в церковь ходили "как на занятия". Можно :"Утром ходили в церковь" (или посетили);
-во фразе "наблюдали сплавы" идет нагрузка на многозначность; лес(дрова) или люди (спортсмены) сплавлялись по реке?;
-предлагаю составить два предложения(пример откорректированной модели, предложение - 3)
На сколько важно и могущественно предложение, которое появляется в результате сложнейшего мысле-рече-языкового процесса, сознательно производимого учеником, и на сколько важно (в этот момент развития ученика) работа учителя - своевременное и систематическое устранение ошибок.
Проникнуться творческим настроением, испытать муки речевого творчества, помогают не совсем привычные в повседневной практике творческие рецепты: различные варианты тем сочинений на свободную тему:
Летний денёк
Летняя прогулка
Летняя поездка
Летние каникулы
Первый школьный день
В нашем доме.
В моей семье
Я хочу написать письмо
Сколько нужно много сделать
Я читаю книгу
Мы выписали журнал
Я пишу свой дневник и хочу с вами поделиться
У меня есть мечта
У меня есть любимый праздник. Он называется...
Я изобретаю... и другие
Р.S. С психологической точки зрения речевая практика учащихся требует от учителя особых усилий, ибо он должен знать учащихся (особенности характера, темперамент, семью, друзей), и понимать их. Эти темы как слова-импульсы. Они активизируют учащихся на выполнение письменной речи. Но необходимо знать, что можно напоминать учащимся о творческих работах, но не требовать их (а предлагать новые и новые темы и сюжеты нужно, пусть у ребят будет выбор); уметь корректно оценивать.
Работы учащихся.
Голос природы
Осень. Дует ветер. пахнет дымом. Жгут листья. Все пытаются убирать листья, но мне они очень нравятся. Я беру листья в охапку и подбрасываю их вверх. Он улетают а мне как будто прибавляются силы. Прохожие удивляются моему настроению. А мне кажется, что я слышу голос природы,что я сама могу с ней разговаривать:
- Листики, листики, будьте всегда живыми!
Морозова Настя - ученица 6-б класса
Вид из окна
Подойдя к окну, задумаешься поневоле. По улице проходят разные люди, знакомые мне лица. Каждый думает о чем-то своем и у каждого свой путь. Легкий ветерок с утра будит любимые цветы в моем саду. Засмотришься на сентябрьскую красоту последних летних цветов и на мгновение заслушаешься, как весело щебечут птицы
Дементьева Оля - ученица 7-а класса
Отзыв о выставке
Выставка детского творчества "Мир фантастики", представленная во Дворце культуры, отразила самые необыкновенные задумки детей и их фантазию.
Большое впечатление произвели на меня рисунки, поделки и композиции из бумаги, пенопласта и проволоки и ниток.
Особенно красив "Сад будущего",работа девочек Михайловской СОШ №. В центре композиции - "Дерево жизни", закреплённое на прямоугольной подставке из пенопласта. Листочки изготовлены из медной проволоки и разноцветных ниток, а сами веточки обклеены белыми воздушными шариками.
Все эти яркие, теплые цвета сада отражают его красоту, говорят только о добром, радостном, светлом мире будущего, где спокойно и надежно человеку и природе.
Благодаря выставке я узнала, что из маленьких кусочков бумаги и различного материала можно своими руками сделать самые разнообразные интересные предметы, которые станут лучшими подарками для друзей и близких.
Грудинина Наташа- ученица 7 класса