Просмотр содержимого документа
«Методика вычислительных задач по физике»
МЕТОДИКА. ОБМЕН ОПЫТОМ
Методика решения вычислительных задач по физике алгебраическим способом.
Глазырина Евгения Викторовна, учитель физики
Под вычислительными понимают задачи. В которых результат решения получают с помощью вычислений и математических операций.
Рассмотрим пример решения физической задачи алгебраическим способом, используя формулу. Это наиболее простой случай применения алгебраического способа – решение задачи по готовой формуле.
Задача. Определите сопротивление медного провода длиной 1 км и сечением 10 мм2.
Анализируя условие задачи, выясняем, что провод медный (из таблицы находят значение удельного сопротивления меди – 0,017Ом*мм2/м, его длина – 1000м, а площадь поперечного сечения - 10мм2.
Необходимо написать формулу для определения сопротивления медного провода:
R=p*l/S/
Подставляя числовые данные, получаем:
R=0,017Ом*мм2/м*1000м/10м2=1,7Ом
Эта задача может быть просто решена с помощью цепочки логических вопросов, которые помогают вникнуть в сущность рассматриваемого вопроса.Рассуждаем:
Какое сопротивление имеет медный провод длиной 1м при сечении 1мм2?
( Из таблицы находим удельное сопротивление меди-0,017 Ом*мм2/м. Значит, ответ на вопрос – 0,017 Ом.)
Каково сопротивление медного провода длиной 1000м при сечении 10 мм2?
( В 1000 раз больше, т.е. 17 Ом)
Каково сопротивление медного провода длиной 1000м при сечении 10 мм2? (При увеличении площади поперечного сечения провода в 10 раз сопротивление уменьшается в 10 раз, т. е. R=17 Ом/10=1,7 Ом)
Это решение кратко можно записать так:
1м – 1мм2 – 0,017 Ом,
1000м – 1мм2 – 0,017Ом*1000=17Ом
1000м – 10мм2 – 17/10Ом=1.7Ом.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это самостоятельная поисковая деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности и ориентирующая каждого ученика на достижение индивидуально-личностных успехов. Однако ее эффективность возможна лишь при выполнении определенных условий:
1.Ученик должен хотеть проводить исследование. Важна система мотивации.
2.Ученик должен суметь это сделать. Для этого у него должны быть до выполнения работы уже сформированы определенные компетентности.
3.Он должен получить удовлетворение от своей работы. Должна быть разработана система оценки.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.