СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методология педагогической науки. Методы и организация педагогического исследования.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос контрольной работы по предмету "Педагогика" УО АНО ВО "МИСАО"

Просмотр содержимого документа
«Методология педагогической науки. Методы и организация педагогического исследования.»

Методология педагогической науки. Методологическая культура педагога.

Методология педагогики представляет собой:

1) систему знаний о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре педагогической теории;

2) систему деятельности по получению знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

Методология разрабатывает программы и методы по ведению исследовательской работы и ее оценке, она представляет собой систему знаний, на основе которых принимаются новые программы. Методология оказывает значительную помощь в педагогической деятельности, помогает учителю в различных видах деятельности (практической, административной, научной области педагогики).

Каждого педагога характеризует определенный уровень методологической культуры, формирование которой во многом зависит от способностей педагога. Способности необходимы педагогу для того, чтобы успешно справляться со своей работой. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности. К специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей. Среди специальных способностей можно выделить способности:

1) видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;

2) самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

3) по-разному излагать, доступным образом объяснять один и тот же учебный материал, с тем чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;

4) строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;

5) за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;

6) правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию и т. д.

Можно выделить ряд способностей, которые помогают правильно воспитывать детей. Это способности:

1) правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, чувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии);

2) быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках;

3) вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;

4) приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;

5) вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;

6) находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;

7) вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.


Методы педагогического исследования.


Методы исследования – это способы решения научно-исследовательских задач. К ним относятся следующие.

* Педагогическое наблюдение.

Изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.

* Исследовательская беседа.

С помощью этого метода исследователь выясняет мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.

* Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся.

Изучая стимулирующую роль оценки знаний учащихся для их успеваемости, нельзя обойтись без анализа классных журналов, ведомостей успеваемости за прошедшие годы обучения.

* Педагогический эксперимент

Сущность эксперимента как метода исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предложений, или гипотез.

В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов:

-констатирующий,

- созидательно-преобразующий и

- контрольный.

Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале исследования и имеет своей задачей выяснение дел в школьной практике по той или иной изучаемой проблеме.

Сущность созидательно-преобразующего эксперимента заключается в разработке теоретических основ и конкретных методических мер по решению исследуемой проблемы. Создается новая психологическая ситуация, с тем чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону.

Дальнейшим этапом исследования этой проблемы является проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой школьной практике. Эта задача решается с помощью контрольного эксперимента, сущность которого заключается в применении апробированной методики в работе других школ и учителей.

Суть естественного эксперимента состоит в анализе тех или иных педагогических явлений, стремлении создавать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и учителей и в этом смысле носили естественный характер.

* Изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание.

При необходимости массового изучения тех или иных вопросов правомерно провести

* анкетирование и предложить школьникам ответить на несколько специально подобранных вопросов. Таким образом, можно сравнительно быстро изучить эту проблему и опросить большое количество учащихся.

* Рейтинг – метод исследования, когда испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности. Близким к нему является метод компетентных оценок.

Методы математической статистики используются для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала.

* Теоретический анализ педагогических идей позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов исследования.



Организация педагогического исследования.

Под исследованием в области педагогики понимаются процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуру механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явлений.

Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследования своим результатом обобщают концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития; педагогических систем на прогностической основе.

Прикладные исследования — это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задача, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Программа исследования, как правило, имеет два раздела: методологический и процедурный. Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный с) темный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.                                     

Обоснование актуальности включает указание на необходимо и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания.

Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения. Социальный заказ требует обоснования конкретной темы. Обычно это анализ степени разработанности вопроса науке.

Если социальный заказ вытекает из анализа педагогической практики, то сама научная проблема находится в другой плоскости. Она выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Решение проблемы обычно и составляет цель исследования. Цель — переформулированная проблема.

Формулирование проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Им могут быть педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект — это то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования — область, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической ли теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы. Последняя представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.

Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенных исследований. Он характеризует новые теоретические практические выводы, закономерности образования, его структуру и механизмы, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе.

Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение.

Критерии новизны, теоретической и практической значимости меняются в зависимости от типа исследования, они зависимости также от времени получения нового знания.               

Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или теоретического), прогностического.                                                 

На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему.

Основным результатом эмпирического анализа за является гипотеза исследования как система ведущих предложений и допущений, правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении как предварительной концепции исследования.

Гипотетический этап направлен на разрешение противоречий между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия дл перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому (или экспериментально-теоретическому).

Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объем исследования и потребностью в системных представлениях о нем.

Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостно; образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.