СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы анализа литературного произведения в школе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе особое внимание уделяется избирательности школьного анализа произведений, прямо связанного с поиском наиболее целесообразных форм и эффективных методов обучения.

Просмотр содержимого документа
«Методы анализа литературного произведения в школе»

Методы анализа литературного произведения в школе

Художественная литература требует эмоционального эстетического воспитания, вне которого не может быть и речи о её воспитательном воздействии на человека. В практике же преподавания , да и в методической литературе, нередко приходится встречаться с таким анализом, когда живая ткань художественного произведения иссушается бесчисленным количеством вопросов, убивающих всякое непосредственное впечатление.

Можно от учителей услышать такое: «Пусть школьники читают литературные произведения и восхищаются прекрасным в них, всякий анализ вреден», «Не надо характеристик, планов, изучения образов, достаточно силы непосредственного восприятия».

Сами слова: разбор, анализ, изучение – стали звучать как синонимы слов: формализм, штамп, схематизм. Воспитание художественным словом стало противопоставляться изучению художественного слова.

Да, самое страшное для учителей литературы – уподобиться пушкинскому Сальери, который, «звуки умертвив, музыку разъял, как труп», «поверил алгеброй гармонию».

Одна из трудностей, встающих перед учителем, ведущим уроки литературы, в старших классах, - острая нехватка времени. Школьная программа (особенно 10-й класс) перегружена произведениями, значительными по объёму, несущими сложнейшее социальное, эстетическое, философское содержание.

Естественно, что в школьном изучении уделить равное внимание всем компонентам произведения не только невозможно, но и нецелесообразно. Излишне подробный анализ разрушает целостное восприятие произведения искусства, противореча тем самым читательской психологии.

Изобретательность школьного анализа прямо связана с поиском целесообразных форм работы (в зависимости от идейно-художественного своеобразия анализируемого произведения) и с максимальной активизацией учебной деятельности школьников, связано в свою очередь с поисками наиболее эффективных методов обучения. Так, при изучении лирики первая задача учителя – добиться определённого переживания, настроения у учащихся. Поэтому установка на эмоциональную наполненность диктует метод творческого чтения. Поэтому тему «Творчество А.С. Пушкина лучше всего начать с лекции учителя «Многогранность личности и творчества А.С. Пушкина», сопровождаемой чтением стихов и просмотров слайдов. В ней учитель расскажет о многих циклах лирических произведений великого поэта, покажет, как по-разному в разных стихотворениях интерпретируется подчас одна и та же лирическая тема (тема любви - в стихотворениях «Кокетке» и «Ночь», тема дружбы – в стихотворениях «Дружба» и «19 октября…», тема будущего России – «К Чаадаеву», тема поэта и общества – «Эхо», «Памятник»).

Программный материал лирики можно включить в общий в общий план уроков, посвящённых биографии и творческому пути поэта: детство и юность – лицейская лирика, петербургский период – ранние вольнолюбивые стихи, любовная лирика, стихи о дружбе, о природе; второй петербургский период – поздняя вольнолюбивая лирика. В отдельную заключительную тему выделяются стихи о поэте и поэзии. Итог – сочинение учащихся по лирике А.С. Пушкина.

Во время лекции о том или ином периоде творчества поэта читаем многие стихи. Давая лишь необходимый комментарий, но не разбирая их, используем звукозаписи романсов на слова поэта. Ученики очень любят эти уроки, любят слушать музыку поэтических строк, просят почитать ещё. Думается, не надо на этом этапе добиваться полного понимания всех компонентов текста – важно подготовить это понимание, создать эмоциональную атмосферу, которая открывает возможности вести детей навстречу искусству.

Огромное значение имеет живой пример. Учитель, который без книги рассказывает сказку, загадывает загадки, наизусть прочитывает басни, передаёт «весёлое лукавство ума», присущее Крылову, может быть уверен, что его ученики полюбят литературу, будут много учить наизусть и приобретут вкус к выразительному чтению.

Путь от первых живых впечатлений к углублённому восприятию произведения связан с развитием умения анализировать произведение. Достижению этой цели во многом способствует эвристический метод, который учит мыслить самостоятельно. Внешнее выражение этот метод находит в беседе, в основе которой лежит строго продуманная система вопросов, причём ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу.

Вот такие вопросы можно поставить, например. К стихотворению А.С. Пушкина «К Чаадаеву» для самостоятельного разбора на дом:

  1. Когда написано стихотворение?

  2. Какой нравственный идеал получил воплощение в стихотворении?

  3. Почему оно обращено именно к П.Я. Чаадаеву?

  4. Какими вы себе представляете А.С. Пушкина и П.Я Чаадаева в эту пору их жизни?

  5. Какие строки послания кажутся вам значительными и почему?

  6. Какой образ рисуется в вашем воображении, когда вы читаете последнее четверостишие?

  7. Как выражается настроение произведения в его лексике, синтаксисе, ритме?

Наиболее сложные стихотворения не давались для самостоятельного анализа на дом, рассматривались в классе – в этом случае опорные вопросы были канвой эвристической беседы. Так, урок по теме «Поэт и толпа» был построен следующим образом:

  1. Вступительное слово учителя (о существовании в послепушкинскую эпоху разных представлений о роли поэта в жизни общества, о влиянии Пушкина на поэтов этого времени).

  2. Выступления учеников по материалам домашнего задания (самостоятельный анализ по опорным вопросам к стихотворению «Пророк»).

  3. Чтение учителем стихотворения «Поэт и толпа» и постановка перед учащимися следующих вопросов:

  1. Какие строки этого стихотворения могли бы написать на своём знамени поэты, далёкие от решения социальных вопросов?

  2. Соответствует ли содержание этих строк творческой практике самого А.С. Пушкина, его поэтическому гражданскому облику?

  3. Соответствует ли характеристика, данная поэтом в стихотворении «Поэт и толпа», истинному отношению Пушкина к народу?

  4. Подтвердите свою точку зрения фактами из биографии и творчества художника.

  5. Был ли в то время народ читателем и поэтическим собеседником А.С. Пушкина?

  6. К кому же относится пушкинская характеристика?

  7. Как понимать позицию А.С. Пушкина в этом стихотворении?

Завершив беседу по этим вопросам, учитель говорит, что окончательно уяснить взгляды А.С. Пушкина на роль поэта в обществе нам поможет его итоговое стихотворение «Памятник», написанное незадолго до смерти.

Стихотворение учитель читает в классе, предлагая проанализировать его:

  1. Кто в этом стихотворении понимается под словом «народ»?

  2. Почему Пушкин обращается к людям будущего, какими он их видит?

  3. Как осмысливает и оценивает он свою поэтическую деятельность?

В результате анализа на уроке составляется план ответа на вопрос «Образ поэта в лирике А.С. Пушкина».

Эвристический метод непосредственно связан с системой проблемных заданий, требующих от учеников работы не только над текстом художественного произведения, но и над такими материалами, как критические статьи, биографические очерки, энциклопедии.

Так, строя урок о Базарове, учитель заранее предлагает классу вопросы проблемного характера:

  1. Почему мы говорим о демократичности облика Базарова?

  2. Как называл Аркадий своего друга? Почему мы считаем, что нигилизм – это революционность?

  3. Что такое материализм? Почему мы решили, что Базаров – материалист? Чем вызвано обвинение Базарова в вульгарном материализме?

  4. Как мы объясним его частные взгляды: отношение к природе, труду, дружбе, любви? Почему некоторые его взгляды чужды нам?

  5. Какие черты Базарова прежде всего замечает читатель? Можно ли связать эти качества с мировоззрением героя? Как вообще связаны между собой взгляды человека и проявления его характера?

  6. Каким путём, какими приёмами стремился Тургенев доказать преждевременность появления Базаровых? Как складывались отношения Базарова с простыми людьми – с народом?

  7. Можно ли сказать, что Базаров – «антипод «отцов»? Что отличает его от них? Почему эта разница сознательно подчёркивается автором?

Как видим, подготовка к такой беседе включает не только чтение текста, но и большую работу с дополнительной литературой.

Используя эвристический метод, можно проводить уроки-диспуты.

При изучении драмы «Гроза» я проводила их на такие темы:

  1. Компромисс или бескомпромиссность? (В чём различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары? Как можно сформулировать их точки зрения?)

  2. Сила или слабость характера, победа или поражение?

Следующую ступень в развитии самостоятельного мышления и овладении элементами литературоведческого анализа обеспечивает исследовательский метод, цель которого - подготовить учащихся к самостоятельному изучению литературных произведений, умению оценивать их идейные и художественные достоинства.

Этот метод находит выражение в таких заданиях, которые предусматривают сопоставление двух или нескольких произведений на сходные темы, по сходным проблемам, в заданиях на сопоставление двух или трёх героев разных произведений.

Так, после обзора творчества В.А. Жуковского учитель знакомит ребят с поэзией Байрона, прочитав лекцию о творческом пути и личности поэта; после комментированного чтения ряда стихотворений учащимся были предложены два произведения, относящиеся к разным периодам творчества Байрона:

1. «Встревожен мёртвых сон – могу ли спать?

Тираны давят мир – я ль уступлю?

Созрела жатва – мне ли медлить жать?

На ложе – колкий тёрн – я не дремлю.

В моих ушах, что день, поёт труба,

Ей вторит сердце».

(Из дневника в Кефалонии. Перевод А. Блока).

2. «Всё было только сном,

Нет света в будущем моём.

Где счастье? Где очарованье?

Дрожу под ветром злой зимы,

Рассвет мой скрыт под светом тьмы.

Ушла любовь, надежд сиянье.

О, если б и воспоминанья!»

(«Воспоминание». Перевод Вс. Рождественского).

Было дано задание сопоставить эти два стихотворения, высказать и доказать своё мнение о том, в какой период творчества Байрона каждое из них написано.

В дальнейшем ребята самостоятельно анализируют любое понравившееся стихотворение поэта, не разобранное в классе или в учебнике.

Какой же материал доступен в 9 классе для применения исследовательских приёмов? Тот, с которым учащиеся неоднократно, в течение ряда лет, работали на уроках литературы. Доступен самостоятельный анализ некоторых образов-персонажей, конечно, не таких, как образ Печорина или Онегина, - они слишком сложны и многогранны. Исследовательские приёмы могут применяться при анализе сатирических образов помещиков в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя. Но и в этом случае самостоятельный анализ должен быть подготовлен приёмами репродуктивного (воссоздающего) и эвристического характера, а также и комментированным чтением. В данном случае важно особенно последнее, так как почти все ученики после первого самостоятельного чтения «Мёртвых душ» сделали заключение: книга скучная.

Зазвучит для них гоголевский смех только тогда, когда они услышат самые яркие эпизоды в чтении учителя и заранее подготовленных учеников. Поэтому ряд уроков посвящается комментированному чтению, беседам о прочитанном.

Вот как был подготовлен самостоятельный анализ образов Ноздрёва, Коробочки, Плюшкина.

Вначале был урок комментированного чтения второй главы (Манилов). На уроке отвечали на вопросы: Какова главная черта Манилова? Что имеют в виду, когда говорят о «маниловщине»? Каково, по-вашему, будущее Манилова?

На дом было дано задание написать небольшую сценку, изображавшую Манилова на закате жизни. Это задание способствовало закреплению образного восприятия и выявлению того, насколько хорошо ребята поняли характер героя. Результаты были положительные: в большинстве сочинений рассказывалось о разорении Манилова, о том, какими непригодными к жизни выросли дети - Фемистоклюс и Алкид, что всего этого не замечает поседевший и постаревший Манилов, которого по-прежнему одолевают новые несбыточные мечты.

К одному из следующих уроков ученики должны были перечитать V главу и ответить на вопросы: Что общего в построении II и IV глав?

Сопоставьте:

а) описание дома и имения Манилова и Собакевича;

б) портретную характеристику этих двух помещиков;

в) их отзывы о городских чиновниках;

г) речь;

д) обед;

е) разговор о покупке мёртвых душ.

Каков тон авторского повествования об этих двух помещиках?

Только после подготовительной работы можно предложить задание исследовательского характера: раскрыть приёмы типизации в «Мёртвых душах» вначале на материале главы о Коробочке, потом о Ноздрёве, наконец – о Плюшкине.

Исследовательский метод более применим в старших классах. Учащимся очень часто даётся задание подготовить сообщения, например, об авторском отношении к Григорию Мелехову; «Своеобразие и роль пейзажей в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» (на примере одного из фрагментов третьей книги); «Тихий Дон в оценке критики»; «Герои Шолохова на экране».

Однако в несложных формах этот метод применим и в средних классах: самостоятельное иллюстрирование произведений и рецензирование иллюстраций учеников.

В целях наиболее широкого литературного образования и развития школьников нужно стремиться к тому, чтобы их исследовательская работа проводилась на возможно более высоком для данного возраста уровне. Отсюда необходимость репродуктивного (воссоздающего) метода. Его обычные формы: слово учителя, лекция-беседа, чтение научной или критической статьи, учебник. Они и должны обеспечить высокий уровень мыслительной работы.

Наиболее сложные разделы курса, вопросы теории литературы, связанные с изучением статей Добролюбова, Писарева и др. критиков требуют большой мыслительной работы под непосредственным руководством учителя.

К репродуктивному методу прибегают и тогда, когда надо познакомить с большим материалом, который недоступен школьникам по своему объёму или потребует большой затраты времени. Например, формирование Достоевского как мыслителя и художника. И в этом случае следует хорошо организовать познавательную деятельность учащихся: запись плана или конспекта лекции учителя, использование предварительного подготовительного материала(сообщений по отдельным, частным вопросам).

План к лекции по вышеназванной теме6

  1. Впечатления детства и юности.

  2. Встреча с Некрасовым и Белинским.

  3. «Бедные люди». Гуманистические традиции русской литературы и их развитие в первом романе Достоевского.

  4. В кружке Петрашевского. Арест и казнь петрашевцев.

  5. Узник «мёртвого дома». Духовный кризис.

  6. Сложный и противоречивый характер дальнейшей творческой деятельности Достоевского.

  7. Замысел и история создания романа «Преступление и наказание».

И при изучении темы «Разрешение крови по совести» (по роману «Преступление и наказание») учитель опять может применить репродуктивно-творческий метод – проведёт лекцию с элементами беседы на тему «Раскольников и его теория»: как показывает Достоевский зарождение и развитие теории Раскольникова? Социальные корни этой теории, её связи с идейной борьбой 60-х годов XIX века. Индивидуалистический бунт против бесчеловечного буржуазного общества. Противоречия между гуманизмом и «наполеонизмом» Раскольникова. Античеловеческая сущность его эксперимента.

Лекция «Севастопольские рассказы» - новый этап творческого пути Л.Н. Толстого» сопровождается комментированным чтением отдельных эпизодов и сообщениями учащихся.

Лекция «Духовные искания Толстого в 60-е годы. Путь исканий князя Андрея» сопровождается беседой, сообщениями учащихся, выразительным чтением отдельных эпизодов.

В проблемном изложении материала учитель не только сообщает материал, но и попутно объясняет, как надо изучать этот материал, как следует анализировать художественное произведение: в целом, или эпизоды, или образы героев, или язык и стиль.

В живом педагогическом процессе все методы теснейшим образом связываются, переплетаются не только в пределах программной темы (например, при изучении романа Достоевского «Преступление и наказание», романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»), но нередко и на одном уроке.

Так, при изучении темы «Путь исканий Пьера Безухова» применяю на уроке все методы обучения, выстраивая урок таким образом:

  1. Сообщения учащихся, сопровождаемые чтением отдельных эпизодов (исследовательский метод переплетается с методом творческого чтения).

  2. Беседа. Сложность отношения автора к его герою. Критерии оценки человека в романе (эвристический метод).

  3. Заключительное слово учителя. Обрисовка характеров и личных судеб героев романа в единстве с широким изображением исторических явлений (репродуктивный метод)

Каждая новая тема должна не только раскрывать ученикам нового писателя или новое произведение, оказывать на них эстетическое и нравственное влияние, но и развивать их ум и чувство, их мысль, умения и навыки в области литературы. Система методов должна быть построена так, чтобы учащиеся с каждым новым шагом в раскрытии темы поднимались на высшую ступень в понимании материала и в общем развитии.

Н.И. Кудряшов так сформулировал задачи дальнейшего развития методов обучения и их взаимосвязи: «Высокая идейность, сознательность, прочность, системность знаний, умение пользоваться ими, применять их в различных познавательных ситуациях, развитие соответствующих умений и навыков».

Претворение этих задач – долг каждого учителя литературы.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!