СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методы генетики человека и их значение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воропаева Ольга Леонидовна,                                                                                                   учитель биологии высшей квалификационной категории                                                               МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д.Воробьёва» г. Курска

       

УРОК БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ «МЕТОДЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ», 11 КЛАСС

«Достоверность и полезность всякого эксперимента                                                                 определяются пригодностью данного материала                                                                              для тех целей, в которых он используется»

  Г.Мендель       

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия через преобразование текстовой информации в образовательные информационные продукты.

Образовательная цель: расширение понятийной базы о методах генетики за счёт включения в неё новых элементов.

Задачи:

Образовательные: показать невозможность применения к изучению наследственности человека гибридологического метода, дать понятие о методах генетики человека (генеалогического, близнецового, цитогенетического, популяционного, биохимического), раскрыть сущность этих методов, их значение в изучении наследственности и изменчивости человека.

Развивающие: раскрыть универсальный характер законов наследственности, развить умение работать с дополнительной литературой, развитие монологической речи, умений сравнивать, анализировать, делать выводы, решать задачи. Формировать ключевые компетентности: определение проблемы, сбор, анализ и преобразование информации, визуализация данных с помощью гистограмм, графиков, электронных таблиц, умений работать в группе.

Воспитательные: познакомить учащихся с возможностью изучения человека как объекта генетики, с необходимостью лечения и предупреждения наследственных заболеваний, содействовать пониманию значения генетики для медицины, а так же пониманию значения их для каждого человека, формировать основы здорового образа жизни.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, делать выводы), логические (устанавливать причинно-следственные связи), постановка и решение проблемы; информационные (работа в текстовом редакторе, создание электронных таблиц, графиков, гистограмм)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Планируемые результаты обучения:

Знать:

  • что человек является трудным объектом для генетики;
  • что к методам генетики человека относятся: генеалогический, близнецовый, популяционный, цитогенетический, биохимический;
  • что невозможно применить к человеку гибридологический метод;
  • что необходимо использовать комплекс методов при изучении наследственности и изменчивости человека;
  • что в генетике человека выделяют разделы: медицинскую генетику, антропогенетику и генетику популяции;
  •  в чём сущность и значение каждого из изучаемых методов;
  • что методы генетики взаимосвязаны между собой и позволяют изучать человека на разных уровнях (молекулярном, клеточном, организменном, популяционно-видовом).
  • работать с разными источниками информации и создавать кейсы по темам;
  • анализировать родословную, выявлять тип наследования (аутосомно-рецессивной, аутосомно-доминантный, сцепленный с полом), составлять схему скрещивания;
  • объяснять причины синдрома Дауна, синдрома Клайнфельтера, синдрома Шерешевского-Тернера; серповидно-клеточной анемии, фенилкетонурии, гемофилии;
  • объяснять конкордантность и дискордантность у моно-и-дизиготных близнецов;

î объяснять наследование сложных признаков (вес, рост человека);

î работать в текстовом редакторе, визуализировать информацию с помощью таблиц, графиков, схем, гистограмм;

î применять теоретические знания на практике;

î уметь работать в команде (группе)

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы: проблемный, частично - поисковый,

Форма организации учебной деятельности: работа в группах, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, ноутбуки, кейсы с заданиями на флеш-носителях, бутылка газированной воды.

УМК: Н.Д.Андреева «Общая Биология 10-11», М.: Мнемозина 2012 г.

Этапы урока:

 I. Организационно-мотивационный.

II.  Проблемная ситуация и актуализация знаний.

III. Изучение нового материала. Работа в группах.

IV. Подведение итогов. Промежуточная рефлексия.

V. Домашнее задание.

VI. Рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«"Методы генетики человека и их значение"»

Воропаева Ольга Леонидовна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д.Воробьёва» г. Курска

УРОК БИОЛОГИИ ПО ТЕМЕ «МЕТОДЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ», 11 КЛАСС

«Достоверность и полезность всякого эксперимента определяются пригодностью данного материала для тех целей, в которых он используется»

Г.Мендель

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия через преобразование текстовой информации в образовательные информационные продукты.

Образовательная цель: расширение понятийной базы о методах генетики за счёт включения в неё новых элементов.

Задачи:

Образовательные: показать невозможность применения к изучению наследственности человека гибридологического метода, дать понятие о методах генетики человека (генеалогического, близнецового, цитогенетического, популяционного, биохимического), раскрыть сущность этих методов, их значение в изучении наследственности и изменчивости человека.

Развивающие: раскрыть универсальный характер законов наследственности, развить умение работать с дополнительной литературой, развитие монологической речи, умений сравнивать, анализировать, делать выводы, решать задачи. Формировать ключевые компетентности: определение проблемы, сбор, анализ и преобразование информации, визуализация данных с помощью гистограмм, графиков, электронных таблиц, умений работать в группе.

Воспитательные: познакомить учащихся с возможностью изучения человека как объекта генетики, с необходимостью лечения и предупреждения наследственных заболеваний, содействовать пониманию значения генетики для медицины, а так же пониманию значения их для каждого человека, формировать основы здорового образа жизни.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, делать выводы), логические (устанавливать причинно-следственные связи), постановка и решение проблемы; информационные (работа в текстовом редакторе, создание электронных таблиц, графиков, гистограмм)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Планируемые результаты обучения:

Знать:

 что человек является трудным объектом для генетики;

 что к методам генетики человека относятся: генеалогический, близнецовый, популяционный, цитогенетический, биохимический;

 что невозможно применить к человеку гибридологический метод;

 что необходимо использовать комплекс методов при изучении наследственности и изменчивости человека;

 что в генетике человека выделяют разделы: медицинскую генетику, антропогенетику и генетику популяции;

 в чём сущность и значение каждого из изучаемых методов;

 что методы генетики взаимосвязаны между собой и позволяют изучать человека на разных уровнях (молекулярном, клеточном, организменном, популяционно-видовом).

Уметь:

работать с разными источниками информации и создавать кейсы по темам;

 анализировать родословную, выявлять тип наследования (аутосомно-рецессивной, аутосомно-доминантный, сцепленный с полом), составлять схему скрещивания;

 объяснять причины синдрома Дауна, синдрома Клайнфельтера, синдрома Шерешевского-Тернера; серповидно-клеточной анемии, фенилкетонурии, гемофилии;

 объяснять конкордантность и дискордантность у моно-и-дизиготных близнецов;

объяснять наследование сложных признаков (вес, рост человека);

работать в текстовом редакторе, визуализировать информацию с помощью таблиц, графиков, схем, гистограмм;

применять теоретические знания на практике;

уметь работать в команде (группе)


Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы: проблемный, частично - поисковый,

Форма организации учебной деятельности: работа в группах, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, ноутбуки, кейсы с заданиями на флеш-носителях, бутылка газированной воды.

УМК: Н.Д.Андреева «Общая Биология 10-11», М.: Мнемозина 2012 г.

Этапы урока:

I. Организационно-мотивационный.

II. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

III. Изучение нового материала. Работа в группах.

IV. Подведение итогов. Промежуточная рефлексия.

V. Домашнее задание.

VI. Рефлексия.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

- Предлагает совершить небольшой экскурс в средневековую Европу, где правила династия Габсбургов, которые оставили след в истории не столько своим правлением, сколько своими отличительными внешними особенностями.

- Демонстрирует на экране портреты членов семьи Габсбургов. Симптомы Габсбургской челюсти (доминирующего прогнатизма): толстая нижняя губа, плоские скулы, повернутые нижние веки, высокая переносица, неправильный прикус.

- Предлагает продолжить фразу: Историки считают, что их владычество в Европе прекратил Наполеон, Пруссия, а также …

- Дают варианты ответов:

Наследственность, генетика












II.









































































III.























































































IV.






















V.





IV.


- Итак, мы продолжаем изучение основ генетики.

- Обращает внимание на цитату Менделя, которая служит эпиграфом к уроку, предлагает вспомнить генетические объекты и определить причину их выбора.














- А если объект изучения генетики – человек?

В чём трудности изучения человека с точки зрения генетики?









- Тем неменее, область науки, изучающая человека успешно развивается и её значение велико.

- Предлагает определить проблему, а также объяснить невозможность применения гибридологического метода к человеку и необходимость изучения человека с точки зрения генетики.





- Итак, у нас есть научная область - генетика, объект – человек.





- Предлагает сформулировать тему урока



- Что поможет нам решить проблему?








- Демонстрирует на экране высказывания учёных, предлагает оценить какое из них наилучшим образом отражает тему урока:

«произрождающее семя происходит из всех частей тела, из здоровых – здоровые, а из больных – болезненное…от лысых рождаются лысые, а от голубоглазых – голубоглазые и от уродливых – наичаще уродливые…» (Демокрит)

«Воплощение в жизнь научной истины о законах наследственности поможет избавить человечество от многих скорбей и горя» (И.П.Павлов)

«Повторов нет! Неповторимы ни мы, ни ты, ни я, ни он ….» (Д.Самойлов).

«Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье” (Г.Гейне).


- Предлагает вернуться к обсуждению вопроса в конце урока.


- Комментарий учителя:

- Генетика человека изучает особенности наследования признаков у человека (антропогенетика), наследственные заболевания (мед.генетика), генетическую структуру популяции человека

- Каждый человек генетически уникален и неповторим уже с момента зачатия. На планете Земля среди миллиардного населения не существует одинаковых людей. Одной из задач генетики является прогнозирование проявления наследственных комбинаций и определение возможного результата. Эта задача фундаментальная, особенно в отношении человека, так как позволяет решить задачу, определяющую характер наследования у человека как нормальных, так и патологических признаков. Решение поставленной задачи стало возможным лишь после разработки генетических методов исследования человека. Существует пять основных метода изучения наследственности человека.

- На экране схема: «Методы генетики»


- Представим себе, что мы в импровизированном генетическом центре, где группы – это лаборатории.

Мы в современном центре, для работы используем компьютеры, а как известно, прорыв в генетике произошёл после внедрения информационных и компьютерных технологий.


Каждая группа используют кейсы с заданиями на флэш-носителях. План -задание:


  1. Подбор и изучение теоретической информации кейса

  2. Анализ и визуализация данных с помощью электронных таблиц, графиков, гистограмм

  3. Решение практических задач на основе родословных, схем

  4. Создание кластера

























- Заслушивает отчёт групп. Проверяет заполнение кластера по каждой группе








-Демонстрирует сводный кластер на экране интерактивной доски (см. приложение), указывает на необходимость использования его на последующих уроках.

- Предлагает ответить на проблемный вопрос:

Возможно ли один из изученных методов назвать основным и единственным в генетике человека?









- Предлагает сопоставить термины генетика и геномика


- Возвращает учащихся к началу урока и предлагает ещё раз обратиться к высказываниям, определить, изменилось ли мнение учащихся


- Обращается с вопросом: Какова причина появления такой особенности как «Габсбургская губа»?

- Приводит текст исторического содержания: В отличие от более ранних королевских династий, они продвигались к власти не завоеваниями, а политическими средствами и браками. Девиз династии был: "Разрешить другим вести войны, но мы, счастливая Австрия, должны вступать в брак", в котором говорится об удивительном таланте Габсбургов родниться с другими королевскими домами, создавать семейные альянсы и наследовать территории. А чтобы не отдавать власть, Габсбурги женились между собой.

- О причинах запрета близкородственных браков, о лечении и предупреждении наследственных заболеваний, медико-генетическом консультировании, перспективах науки, мы поговорим на следующем уроке.

- Объявляет отметки за устные ответы.

Домашнее задание:

§47, 48 п.1,2

Творческое задание по выбору учащихся

*Презентация по теме: «Методы генетики человека»

*Эссе на тему: «Проблемы генетики человека»

Рефлексия

- Могут ли знания, полученные на уроке, помочь нам в жизни?


- Ответы:

Горох посевной использовал Мендель, Морган работал с мушкой дрозофилой;

объект - разные сорта гороха, это самоопыляющиеся растения, репродуктивные органы прикрыты лепестками, значит, размножаются в чистоте, легко скрещивать, многообразие сортов отличающихся альтернативными признаками, у гороха простое наследование по принципу один ген-один признак;

мушка дрозофила – 8 хромосом в диплоидном наборе, короткий цикл развития, большое количество потомков

Варианты ответов:

длительные сроки полового созревания, большое количество хромосом и групп сцепления, малочисленное потомство, невозможность направленного скрещивания, невозможность создания одинаковых условия для потомков, этические трудности и т.д.


Определяют проблему:

с одной стороны человек это трудный объект для генетики, с другой стороны необходимо изучать его наследственность и изменчивость. Следовательно, необходимо найти такие методы (инструменты познания), которые будут приемлемы к человеку. Например, найти альтернативу гибридологическому методу. Понять причины наследственных заболеваний, почему рождаются близнецы и т.д.

Формулируют тему урока:

методы генетики человека и их значение.

Предлагают варианты ответов:

Знание о методах генетики человека, понимание сущности каждого из методов, в чём трудности применения того или иного метода, знания о современных подходах к изучению генетики человека.


Часть учащихся предлагают цитату Павлова, часть – Демокрита
















Записывают определение, составляют схему.
























Лаборатория I :

«Генеалогический метод»

Работа за компьютером: практическая работа «Анализ родословной»; решение задачи «Определение генотипов членов Царской семьи»; отчёт – устно, заполнение кластера – письменно

Лаборатория II:

«Близнецовый метод»

Работа за компьютером – выполнение гистограммы по данным; анализ схемы «Типы близнецов»; отчёт – устно, заполнение кластера – письменно

Лаборатория III:

«Популяционный метод»

Работа за компьютером: практическая работа «Влияние наследственности и окружающей среды на рост человека»; построение графика и таблицы; отчёт – устно, заполнение кластера – письменно

Лаборатория IV:

«Цитогенетический метод»

Работа за компьютером; анализ схем; отчёт – устно, заполнение кластера – письменно

Лаборатория V:

«Биохимический метод»

Работа за компьютером – построение и заполнение таблицы; анализ рисунков; отчёт – устно, заполнение кластера – письменно


Демонстрируют выполненные задания на интерактивной доске (решение задачи на сцепленное наследование, построение графиков, гистограмм, заполнение таблиц, анализ схемы).

Обсуждают правильность заполнения кластера


Ответ учащихся:

Для изучения человека необходим комплекс изученных методов, так как каждый из них изучает человека на определённом уровне и вносит свой вклад в изучении закономерностей наследственности и изменчивости человека.

Приводят примеры, доказывающие взаимосвязь разных методов



Работают с учебником: стр. §25



Дают ответ:

Мнение изменилось, считают, что все высказывания отражают тему.

Аргументируют свою точку зрения

Отвечают:

Близкородственные браки
















Эти знания очень важны, нам будущем членам общества надо заботиться о здоровье своей семьи, своих потомков

Заполняют рефлексивную карту




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!