II. III. IV. V. IV. | - Итак, мы продолжаем изучение основ генетики. - Обращает внимание на цитату Менделя, которая служит эпиграфом к уроку, предлагает вспомнить генетические объекты и определить причину их выбора. - А если объект изучения генетики – человек? В чём трудности изучения человека с точки зрения генетики? - Тем неменее, область науки, изучающая человека успешно развивается и её значение велико. - Предлагает определить проблему, а также объяснить невозможность применения гибридологического метода к человеку и необходимость изучения человека с точки зрения генетики. - Итак, у нас есть научная область - генетика, объект – человек. - Предлагает сформулировать тему урока - Что поможет нам решить проблему? - Демонстрирует на экране высказывания учёных, предлагает оценить какое из них наилучшим образом отражает тему урока: «…произрождающее семя происходит из всех частей тела, из здоровых – здоровые, а из больных – болезненное…от лысых рождаются лысые, а от голубоглазых – голубоглазые и от уродливых – наичаще уродливые…» (Демокрит) «Воплощение в жизнь научной истины о законах наследственности поможет избавить человечество от многих скорбей и горя» (И.П.Павлов) «Повторов нет! Неповторимы ни мы, ни ты, ни я, ни он ….» (Д.Самойлов). «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье” (Г.Гейне). - Предлагает вернуться к обсуждению вопроса в конце урока. - Комментарий учителя: - Генетика человека изучает особенности наследования признаков у человека (антропогенетика), наследственные заболевания (мед.генетика), генетическую структуру популяции человека - Каждый человек генетически уникален и неповторим уже с момента зачатия. На планете Земля среди миллиардного населения не существует одинаковых людей. Одной из задач генетики является прогнозирование проявления наследственных комбинаций и определение возможного результата. Эта задача фундаментальная, особенно в отношении человека, так как позволяет решить задачу, определяющую характер наследования у человека как нормальных, так и патологических признаков. Решение поставленной задачи стало возможным лишь после разработки генетических методов исследования человека. Существует пять основных метода изучения наследственности человека. - На экране схема: «Методы генетики» - Представим себе, что мы в импровизированном генетическом центре, где группы – это лаборатории. Мы в современном центре, для работы используем компьютеры, а как известно, прорыв в генетике произошёл после внедрения информационных и компьютерных технологий. Каждая группа используют кейсы с заданиями на флэш-носителях. План -задание: Подбор и изучение теоретической информации кейса Анализ и визуализация данных с помощью электронных таблиц, графиков, гистограмм Решение практических задач на основе родословных, схем Создание кластера - Заслушивает отчёт групп. Проверяет заполнение кластера по каждой группе -Демонстрирует сводный кластер на экране интерактивной доски (см. приложение), указывает на необходимость использования его на последующих уроках. - Предлагает ответить на проблемный вопрос: Возможно ли один из изученных методов назвать основным и единственным в генетике человека? - Предлагает сопоставить термины генетика и геномика - Возвращает учащихся к началу урока и предлагает ещё раз обратиться к высказываниям, определить, изменилось ли мнение учащихся - Обращается с вопросом: Какова причина появления такой особенности как «Габсбургская губа»? - Приводит текст исторического содержания: В отличие от более ранних королевских династий, они продвигались к власти не завоеваниями, а политическими средствами и браками. Девиз династии был: "Разрешить другим вести войны, но мы, счастливая Австрия, должны вступать в брак", в котором говорится об удивительном таланте Габсбургов родниться с другими королевскими домами, создавать семейные альянсы и наследовать территории. А чтобы не отдавать власть, Габсбурги женились между собой. - О причинах запрета близкородственных браков, о лечении и предупреждении наследственных заболеваний, медико-генетическом консультировании, перспективах науки, мы поговорим на следующем уроке. - Объявляет отметки за устные ответы. Домашнее задание: §47, 48 п.1,2 Творческое задание по выбору учащихся *Презентация по теме: «Методы генетики человека» *Эссе на тему: «Проблемы генетики человека» Рефлексия - Могут ли знания, полученные на уроке, помочь нам в жизни? | - Ответы: Горох посевной использовал Мендель, Морган работал с мушкой дрозофилой; объект - разные сорта гороха, это самоопыляющиеся растения, репродуктивные органы прикрыты лепестками, значит, размножаются в чистоте, легко скрещивать, многообразие сортов отличающихся альтернативными признаками, у гороха простое наследование по принципу один ген-один признак; мушка дрозофила – 8 хромосом в диплоидном наборе, короткий цикл развития, большое количество потомков Варианты ответов: длительные сроки полового созревания, большое количество хромосом и групп сцепления, малочисленное потомство, невозможность направленного скрещивания, невозможность создания одинаковых условия для потомков, этические трудности и т.д. Определяют проблему: с одной стороны человек это трудный объект для генетики, с другой стороны необходимо изучать его наследственность и изменчивость. Следовательно, необходимо найти такие методы (инструменты познания), которые будут приемлемы к человеку. Например, найти альтернативу гибридологическому методу. Понять причины наследственных заболеваний, почему рождаются близнецы и т.д. Формулируют тему урока: методы генетики человека и их значение. Предлагают варианты ответов: Знание о методах генетики человека, понимание сущности каждого из методов, в чём трудности применения того или иного метода, знания о современных подходах к изучению генетики человека. Часть учащихся предлагают цитату Павлова, часть – Демокрита Записывают определение, составляют схему. Лаборатория I : «Генеалогический метод» Работа за компьютером: практическая работа «Анализ родословной»; решение задачи «Определение генотипов членов Царской семьи»; отчёт – устно, заполнение кластера – письменно Лаборатория II: «Близнецовый метод» Работа за компьютером – выполнение гистограммы по данным; анализ схемы «Типы близнецов»; отчёт – устно, заполнение кластера – письменно Лаборатория III: «Популяционный метод» Работа за компьютером: практическая работа «Влияние наследственности и окружающей среды на рост человека»; построение графика и таблицы; отчёт – устно, заполнение кластера – письменно Лаборатория IV: «Цитогенетический метод» Работа за компьютером; анализ схем; отчёт – устно, заполнение кластера – письменно Лаборатория V: «Биохимический метод» Работа за компьютером – построение и заполнение таблицы; анализ рисунков; отчёт – устно, заполнение кластера – письменно Демонстрируют выполненные задания на интерактивной доске (решение задачи на сцепленное наследование, построение графиков, гистограмм, заполнение таблиц, анализ схемы). Обсуждают правильность заполнения кластера Ответ учащихся: Для изучения человека необходим комплекс изученных методов, так как каждый из них изучает человека на определённом уровне и вносит свой вклад в изучении закономерностей наследственности и изменчивости человека. Приводят примеры, доказывающие взаимосвязь разных методов Работают с учебником: стр. §25 Дают ответ: Мнение изменилось, считают, что все высказывания отражают тему. Аргументируют свою точку зрения Отвечают: Близкородственные браки Эти знания очень важны, нам будущем членам общества надо заботиться о здоровье своей семьи, своих потомков Заполняют рефлексивную карту |