СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методы и формы проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения физики»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание ученых-методистов и учителей школы. Проверка знаний и умений учащихся является одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом. Она всегда находится в зоне пристального внимания учителя, свидетельствует о результатах обучения. Для школьника проверка его знаний и умений является нередко источником глубоких переживаний — он ощущает удовлетворение своей работой, испытывает гордость, получив высокую оценку, или, наоборот, теряет веру в свои силы, а иногда интерес к учению.

Просмотр содержимого документа
««Методы и формы проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения физики»»



Тема: «Методы и формы проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения физики»




Колотаева Елена Николаевна Должность:__учитель___________________________ Местоработы:_МКОУ гимназия №2 г. Минеральные Воды ____





















25 июня 2016 г.


г. Минеральные Воды, Ставропольский край

Российская Федерация







СОДЕРЖАНИЕ


Стр

Введение

3

Глава 1.

1.1. Основные функции проверки знаний в процессе изучения физики.

6

1.2. Функции контроля знаний и умений

8

1.3. Определение уровней знаний при их проверке

9

Глава 2. Методы и формы контроля знаний учащихся

2.1. Традиционные методы контроля знаний.

13

2.2 Современные методы контроля знаний.

15

2.3. Формы контроля знаний учащихся в процессе изучения физики.

18

2.4. Место контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения физике.

21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

23

ЛИТЕРАТУРА

24




















ВВЕДЕНИЕ



Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание ученых-методистов и учителей школы. Проверка знаний и умений учащихся является одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом. Она всегда находится в зоне пристального внимания учителя, свидетельствует о результатах обучения. Для школьника проверка его знаний и умений является нередко источником глубоких переживаний — он ощущает удовлетворение своей работой, испытывает гордость, получив высокую оценку, или, наоборот, теряет веру в свои силы, а иногда интерес к учению.

Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки, как контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

Сущность контролирующей функции проверки и учета состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой и соответствующих данному этапу обучения.

Сущность обучающей функции проверки и учета заключается в совершенствовании проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации, в развитии речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся по результатам их учебного труда, информации учителя о достижении цели обучения отдельными учащимися и классом в целом.

Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности у школьников за свой учебный труд, трудолюбия, дисциплины труда; в формировании черт — честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи.

Проверка знаний, умений и навыков всегда одновременно является и средством повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. В процессе обучения физике она часто сочетается с решением различного рода задач, выполнением лабораторных работ и опытов, т.е. содействует формированию у учащихся определенных умений и навыков, развитию их памяти, мышления и речи, приводит в систему их знания. Правильной организацию проверки знаний, умений и навыков можно считать тогда, когда специфические функции контроля в ней сочетаются с другими важными задачами обучения. Она требует от учителя, кроме знаний и мастерства, специальной подготовительной работы – планирования всех этапов проверки, заблаговременной подготовки средств контроля: вопросов, дидактических карточек, тестов, задач для контрольных работ разных типов в достаточном количестве экземпляров и вариантов, средств программированного контроля знаний и др.

Основные требования к проверке успеваемости учащихся – регулярность и объективность оценки. Главные формы проверки:

устные (индивидуальный, фронтальный опрос, зачёт);

письменные (кратковременные и итоговые контрольные работы, физические диктанты);

практические, в том числе и с использованием компьютера (фронтальные лабораторные работы, домашние лабораторные работы, виртуальные лабораторные работы, виртуальные эксперименты, тесты);

просмотр домашних работ.

Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения оценки, возросли возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.

Целью настоящей дипломной работы является изучение различных методов и форм проверки знаний в процессе изучении физики, их недостатки и преимущества.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть историю системы оценивания;

изучить сущность понятия;

функции и виды оценки;

исследовать традиционные и современные методы оценки ЗУН;

проанализировать формы итоговой аттестации учащихся.

Объект исследования - методы и формы проверки знаний и умений учащихся.

Предмет исследования - проверка знаний и умений учащихся.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема, цель и задачи, объект, предмет и методы исследования.

В первой главе «Психолого – педагогические основы проверки знаний в процессе изучения физики» рассматривается основные функции проверки и контроля знаний, а также определение уровня знаний.

Во второй главе «Методы и формы контроля знаний учащихся» рассматривается традиционные, современные методы контроля знаний, а также формы контроля знаний в процессе изучения физики.

В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем работы составляет 24 страницы.

Список использованных источников включает 16 наименований, а также 4 источника интернет - ресурса.



Глава 1.

1.1. Основные функции проверки знаний в процессе изучения физики.

В обучении контроль и учет знаний умений и навыков играет существенную роль. Основной функцией контроля знаний в учебном процессе является руководство и управление учебной деятельностью учащихся. Контроль знаний способствует развитию творческих сил и способностей учащихся и осуществляется в полном соответствии с принципами обучения.

В результате контроля устанавливается:

- глубина, полнота усвоенных знаний;

- готовность класса к усвоению новых знаний;

- уровень самостоятельной работы учащихся;

- трудности, ошибки учащихся в понимании тех или иных вопросов.

Контроль знаний является завершающим этапом в обучении и составной частью обучения. Сущность контроля знаний заключается в определении качества усвоения учащимися учебного материала и повышение их ответственности в учебной работе.

Контроль знаний служит цели совершенствования учебного процесса. В случае обнаружения неудовлетворительных знаний у учащихся, учитель должен пересмотреть, внести изменения в организацию и методику учебной работы.

Когда же выявлены неудовлетворительные знания лишь у отдельных учащихся, учитель вносит изменения в индивидуальную работу с учащимися.

Контроль знаний проводится на основе научно обоснованных и опытным путем проверенных принципов, к которым относятся объективность и всесторонность.

Индивидуальный, дифференцированный и воспитывающий характер проверки и оценки знаний. Существует целый ряд методов контроля, т.е. способов, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя.

Основными из них являются:

1. Планомерное, систематическое наблюдение учителя за учебной работой учащихся на уроках и вне уроков.

2. Методы устного контроля к которым относятся: опрос учащихся, контрольное чтение карт, чертежей, графиков, технической или технологической документации.

3. Методы письменного контроля - диктанты и изложения, письменные ответы на вопросы, решение различных задач и упражнений.

В сравнении с устным письменный контроль характеризуется высокой экономичностью во времени, проявлением учащимися большей самостоятельности, возможностью одновременного выявления общей подготовленности класса и каждого ученика в отдельности. Однако, письменный контроль отмечен наличием определенных трудностей в организации и проведении, а также необходимостью затраты значительного времени учителем на проверку выполненных работ.

К этим же методам относится и тестовая проверка знаний, умений и навыков учащихся.

4. Методы практического контроля. Такими методами являются: решение различных экспериментальных задач, выполнение лабораторных работ, проведение несложных опытов, наблюдений, отдельных операций в школьных учебных мастерских и другие. В эту же группу входят методы графического контроля: умение выполнения чертежей, графиков, схем, диаграмм.

5. Экзамены. Это отдельный вид контроля знаний. Проводится в целях итоговой проверки учебной работы учеников, служат средством государственного контроля за работой учителей и школ.

Все вышеперечисленные методы контроля знаний органически сочетаются с другими сторонами процесса воспитания и обучения.

Основными видами контроля знаний являются: текущий, периодический и итоговый контроль.

Текущий контроль проводится учителем на каждом уроке, в ходе повседневной работы, путем фронтального и индивидуального опроса, эвристической беседы, проверки выполнения домашних заданий. Этот вид контроля способствует повышению интереса к учению, систематической самостоятельной работе учащихся, воспитанию чувства ответственности за порученное дело.

Периодический контроль служит для проверки учебной деятельности учащихся по усвоению сравнительно большого объема материала. Обычно проводится после изучения логически законченной части, раздела программы или в конце учебного периода.

Итоговый контроль осуществляется в конце каждого учебного года.

Правильное проведение всех видов контроля помогают получить соответствующие результаты.

В настоящий момент осуществляются задачи Министерства Образования РБ: давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение.

Совершенствование учебного процесса предусматривает и совершенствование контроля знаний, умений и навыков учащихся.



1.2. Функции контроля знаний и умений

Выделяются следующие дидактические функции контроля знаний и умений: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

• Сущность контролирующей функции проверки состоит в выявлении уровня знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой и соответствующих данному этапу обучения.

• Сущность обучающей функции проверки и учета ЗУНов заключается в том, что ожидание контроля, а затем результаты контроля ЗУНов толкают учащихся на совершенствование проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизацию. Во время контроля — зачёта, экзамена, контрольной работы — мозг работает с максимальной эффективностью, и учащийся начинает глубже понимать материал, особенно после устной беседы с учителем или преподавателем, в которой преподаватель выясняет, насколько глубоко учащийся уяснил материал. Задания тестов составляются так (тоже должны носить обучающий характер), чтобы после их выполнения учащийся полностью разобрался в учебном материале.

• Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся по результатам их оцененного учебного труда на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях; осуществлении обратной связи с учащимися — информации учителя о достижении цели обучения отдельными учащимися и классом в целом.

• Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности у школьников за свой учебный труд, трудолюбия, дисциплины труда; в формировании черт личности — честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи.

1.3. Определение уровней знаний при их проверке

Количество уровней должно быть невелико, раскрытие и их конкретизация должны быть посильными для каждого учителя физики без специального обучения. В соответствии с требованиями программы по физике предлагается выделять следующие уровни ЗУНов при проверке достижения целей обучения в VII—XI классах (табл. 1.) (Оноприенко, 1988).





Таблица 1.

Уровни освоения знаний учащихся

Уровень и

его характеристика

Содержание знаний и деятельности

учащихся на уровне

Характер заданий и

средств обучения

I уровень, низший

Опора на память:

предполагает прямое запоминание отдельных знаний и умений, требуемых программой

1. Умение описывать устно или письменно физическое явление (например, явление теплопередачи, опыты, иллюстрирующие это явление).

2. Знание отдельных фактов истории физики.

3. Знание названий приборов и области их применения (например, амперметр — прибор для измерения силы тока).

4. Знание буквенных обозначений физических величин (ФВ).

5. Знание условных обозначений приборов, умение их изображать и узнавать на схемах и чертежах

Вид заданий репродуктивный,

предполагает воспроизведение

учащимися отдельных знаний и умений.

Тестовый контроль ЗУНов

II уровень, средний

Воспроизведение учеб-

ной информации; узнавание и перенос на новую ситуацию по аналогии

1. Знание теории, лежащей в основе изучаемого явления.

2. Знание и понимание формулировок физических

законов (ФЗ), их математической записи.

3. Знание и понимание определений ФВ.

4. Знание единиц ФВ, их определений.

5. Понимание принципа действия приборов, умение определять цену деления, пределы измерений, снимать показания

Репродуктивно рефлекторные задания, выполнение которых воз-

можно не только

на основе памяти

и на основе осмысливания

III уровень, высокий

Определяет конечную

цель обучения

1. Умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений.

2. Понимание взаимозависимости различных признаков, характеризующих группу однородных явлений (например, зависимость энергии электронов, вылетающих из металла под действием света, от длины волны света).

3. Умение изображать графически взаимосвязь

между ФВ, определять характер этой связи.

4. Умение сопровождать ответ экспериментом,

подбирать необходимые для этого приборы.

5. Умение производить расчет, пользуясь известными формулами.

6. Представление об историческом развитии отдельных разделов физики (например, о развитии

представлений о волновой и квантовой природе

света).

7. Сформированность «технических приемов»

умственной деятельности: умение читать книгу,

находить нужные сведения, составлять план ответа.

Эвристические

задания



Более простая и менее подробная система критериев степени усвоения знаний учащимися предлагается в учебнике по методике обучения физике «Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы, 2000». Эти уровни отражают также стадии освоения знания (табл. 2.).

Таблица 2.

Уровни усвоения и стадии освоения знаний

Уровни усвоения знания

Значение

I низкий

II средний

III выше среднего

IV высокий

Запоминание знания

Понимание знания

Применение знания в знакомой ситуации

Применение знания в новой ситуации













Глава 2. Методы и формы контроля знаний учащихся

2.1. Традиционные методы контроля знаний.


При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или урывками и т.д. Все это обуславливает необходимостью применения совокупности методов в проверки знаний.

1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков. [3].

2. Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний.

Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой. При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также «поурочный балл». Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала. Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков. [3].

3. Письменная проверка. Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.[3].

4. Поурочный балл. Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала

Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.[3].

5. Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.

6. Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий. [3].



2.2 Современные методы контроля знаний.


1. Программированный контроль. В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом (от фр. alternative - одна из двух возможностей), или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ. Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера, что позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит положительная сторона метода программированного контроля.

Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то, что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения изучаемого материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет. Впрочем, свои плюсы и минусы имеет каждый из рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто. Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля над качеством успеваемости обучающихся. [12].

2. Рейтинговая система проверка знаний.

К прогрессивным методам проверки знаний относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.

Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся. Она связанна с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества учащихся.

Поскольку рейтинг - это шкала достижений, то должен быть стандарт измерения. Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует предмету обучения.

Рейтинговая система - это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины.[12].

3. Тестирование. По большому счету оценить знания человека количественно можно с таким же успехом, как и измерить его характер линейкой. Но современная школа не может обойтись без оценок. Поскольку беспристрастное отношение к человеку невозможно, то оценка его знаний неизбежно содержит "эмоциональную составляющую", величина которой сильно зависит как от опыта учителя, так и от актерского мастерства отвечающего. Вообще наибольшая объективность присуща оценкам, полученным методом письменного тестирования. Если подходить к проблеме оценки знаний как способу сравнения, то двум разным ученикам следует предлагать одинаковые тесты (вопросы) и ограничивать время размышления. Тесты должны быть предварительно проверены на довольно большой группе ребят. Обязательна при этом и статистическая обработка ответов. До этого момента их даже считают не тестами, а тестовыми заданиями, то есть вопросами, которые обладают недостаточно надежной "проверяющей способностью". Чем больше тестов, тем надежнее оценка знаний. В серьезных случаях при оценке знаний взрослых используют набор из 100 - 200 вопросов, ограничивая время размышления над каждым. Это серьезнейшая проверка, требующая хорошей подготовленности. Облегченный вариант этой проверки уже давно используют в школах в виде экзаменационных или зачетных тестов. Если составители тестов хорошо знают реальную программу, а еще лучше - содержание базового учебника (что бывает нечасто), то оценка получается достаточно объективной.

Кроме зачетных или экзаменационных тестов существуют еще поурочные (рабочие) тесты для текущей оценки знаний учащихся на каждом уроке. По своей сути эти два вида тестов соотносятся, как географические карты крупного и мелкого масштаба, соответственно. Именно поурочные тесты требуют к себе особого внимания, так, при необходимости они могут заменить экзаменационные. А вот обратная замена невозможна в силу постепенности прохождения материала. Составлять поурочные тесты нетрудно, но долго, и стоит сказать об их главных особенностях.

1. Тесты должны быть "закрытыми", то есть иметь варианты ответов.

2. Краткость. Вопрос должен занимать одну строку. Вопрос должен быть абсолютно ясным.

3. Варианты ответов. Оптимальное их число - 4 - 6, редко - 8. Каждый вариант - не более одной строки.


2.3. Формы контроля знаний учащихся в процессе изучения физики.


Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт физического образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках физики: "Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта физического образования…. Система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего).

Система измерителей может быть представлена в форме традиционных письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.

К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания, на основе которых делается вывод о достижении учащимся требований государственного стандарта. В практике проверки достижений учащимися обязательного уровня подготовки по физике используется следующий критерий: если ученик правильно выполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта.

Система измерителей должна быть инвариантна по отношению к различным типам школ, учебным планам, программе и учебникам.

Система образцов заданий должна быть открытой, что позволяет учителям, ученикам и их родителям, а также любому заинтересованному лицу составить более детальное представление об обязательных требованиях стандарта, обеспечить учащимся более комфортную обстановку при проведении контроля, сняв свойственные в такой ситуации тревожность и нервозность.

Особенностью требований к уровню подготовки учащихся в стандарте физического образования является наличие в них экспериментальных умений. Проверка сформированности таких умений должна осуществляться с помощью экспериментальных заданий, которые могут составлять часть общей проверочной работы.

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, которые я представлю в своей работе:

-физический диктант

-тестовое задание

-краткая самостоятельная работа

-письменная контрольная работа

-контрольная лабораторная работа

-устный зачет по изученной теме.

Ниже я постараюсь ответить на вопрос, какая именно деятельность скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний и умений учащихся, а также дам собственную оценку целесообразности использования данных форм на различных этапах обучения.

4. Итоговая государственная аттестация в 9 и 11 – ых классах (ОГЭ и ЕГЭ). Цель аттестации — итоговый контроль содержательной научной и организационной методической и педагогической подготовки студентов к работе в качестве учителя физики в полной средней школе различной уровневой и профильной ориентации. Задачей аттестации является выявление степени овладения студентами профессиональной компетентностью по следующим направлениям:

• знания научных основ содержания курса физики;

• знания методики обучения физике в классах разного профиля;

• знания педагогической организации изучения учащимися поведения реальных физических систем и их моделирования;

• знания нормативной базы постановки обучения физике в профильной

школе;

• навыки профессиональной деятельности:

1) конструировать содержание уроков физики в классах разного профиля;

2) осуществлять учебно–воспитательный процесс по физике;

3) проводить педагогические исследования по проблемам обучения физике;

4) осуществлять рефлексию своей деятельности и обучать рефлексии школьников;

5) использовать типовое оборудование кабинета физики для организации учебной и внеклассной работы по физике;

6) организовывать познавательную деятельность учащихся при обучении физике как учебной модели науки;

• профессиональные умения организовывать изучение материла учащимися с применением физических знаний различного уровня общности, таких как конкретные законы физических теорий, фундаментальные физические законы, методологические принципы физики;

• профессиональные умения обучать учащихся с применением методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики;

• умения компетентно обучать учащихся разработке физических (фундаментальных, базисных и частных), математических и компьютерных моделей изучаемых объектов;

• умения компетентного использования в обучении учащихся методологических функций физической теории: объяснительной, предсказательной, регулятивной.


2.4. Место контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения физике.


Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения, определяется ее целями.

Как было установлено, основная цель проверки как для учащихся, так и для учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая. Естественно предположить, что контроль нужен на разных этапах обучения и на разном уровне: тематический, четвертной учет, экзамены и т.д.

Контроль, проводящийся после изучения небольших "подтем" или циклов обучения, составляющий какой либо раздел, принято называть текущим. Контроль, проводящийся после завершения крупных тем и разделов физики, принято называть итоговым. Итоговый контроль также включает в себя переводные и выпускные экзамены.

Учителю необходимо установить, какая форма контроля подходит для текущего контроля, а какая форма для итогового. Это можно сделать, учитывая время, которое занимает та или иная форма, а также количество материала, которое она позволяет проверить. Так, например, физический диктант и кратковременная самостоятельная работа с полным правом могут быть отнесены к текущему контролю знаний и умений учащихся: они кратковременны и не могут охватить весь изученный материал. Тестовые задания, составленные по-разному, с разным количеством вопросов, могут быть как формой текущего, так и итогового контроля, однако чаще задания с выбором ответов используются при текущей проверке. Устный зачет по теме и письменная контрольная работа – формы итогового контроля, так как охватывают большое количество материала и занимают много времени. Контрольная лабораторная работа может использоваться на итоговом контроле, однако, учитывая то, что она может проверить ограниченный круг умений учащихся, ее целесообразно комбинировать, как было сказано ранее, с другими формами проверки. На основании всего сказанного можно составить такую наглядную таблицу:

Таблица 3.

Виды контроля

Формы контроля

1.Текущий контроль

1)Физический диктант

2)Тестовые задания

3)Кратковременная самостоятельная работа

2.Итоговый контроль

1) Письменная контрольная работа

2) Контрольная лабораторная работа

3) Тестовые задания

4) Устный зачет по теме









ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проверка знаний умений и навыков учащихся – сложный этап процесса обучения. Сложности вызывает у учителя и у учащихся. Для учителя он сложен в теоретическом, методическом и организационном отношении, а для школьников – в психологическом плане.

В одной разработке невозможно рассмотреть все вопросы, связанные с такой сложной и многогранной проблемой, как проверка знаний, умений и навыков школьников по физике. Были перечислены и разобраны лишь основные, наиболее существенные, на мой взгляд, виды проверки.

Поскольку каждый из вышеперечисленных способов проверки знаний учащихся имеет свои достоинства и недостатки и позволяет эффективно проверить лишь определенный круг знаний и умений, нельзя отдавать предпочтение какому-либо одному из них; целесообразно лишь оптимальное их сочетание.

Хочется еще раз подчеркнуть, что в определении системы проверки и учета знаний, умений и навыков учащихся каждый учитель должен исходить из дидактических и методических требований к этой части процесса обучения, широко используя самые разнообразные ее формы и методы.

При особом психологическом подходе к организации контроля у учащихся появляется интерес к проверке их знаний, а сочетание разнообразных форм и методов контроля приводит к активизации умственной деятельности учащихся.

Применение разнообразных форм и методов обеспечивает интерес учащихся к процессу проверки их знаний и умений, способствует их целенаправленной деятельности, что в конечном итоге приводит к совершенствованию процесса обучения и воспитания.





ЛИТЕРАТУРА

  1. Бугаев А.И. «Методика преподавания физики в средней школе»,- М., «Просвещение», 1981 г.

  2. Гурина Р.В. «Лекции по методики преподавания физики».- Ульяновск, 2013

  3. Демидова М.Ю., Нурминский И.И. «ЕГЭ 2008. Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов». – М.: Эксмо, 2008г. (к изданию прилагается диск с интерактивным тренинг-курсом).

  4. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика. Тесты. 7-9 классы: учебно- методическое пособие. - М.: Дрофа, 1997.

  5. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. «Задания для итогового контроля учащихся по физике в 7-11 классах средней школы»,- М., «Просвещение», 1994 г.

  6. Мокрова И.И. Физика 10 класс. Поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева и др. В 3 ч. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004г.

  7. Молибог А.Г. «Программированное обучение»,- М., «Высшая школа», 1984г.

  8. Оноприенко О.В. «Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе»,-М., «Просвещение», 1988 г.

  9. Орлов В.А. «Тесты по физике для 9-11 классов»,-М., «Школа-Пресс», 1994 г.

  10. Пеннер Д.И., Корж Э.Д. «Программированные задания по физике для 8 класса»,- М., «Просвещение», 1979 г.

  11. Пеннер Д.И., Корж Э.Д. «Программированные задания по физике для 9 класса»,- М., «Просвещение», 1983 г.

  12. Пеннер Д.И., Худайбердиев А. «Программированные задания по физике для 6-7 классов»,- М., «Просвещение», 1985 г.

  13. Пурышева Н.С. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся в учебном процессе. - В кн.: Методика преподавания школьного курса физики, М., МГПИ им.В.И. Ленина, 1979г.

  14. Разумовский В.Г., Кривошапова Р.Ф., Родина Н.А. «Контроль знаний учащихся по физике». - М.: Просвещение, 1982г.

  15. Журналы «Физика в школе», 1997-2008 гг.

  16. «Физика», приложение к газете «Первое сентября», 1997-2008 гг.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. https://www.kazedu.kz/referat/45136

  2. http://festival.1september.ru/

  3. http://student39.ru/lector/control/

  4. http://www.koipkro.kostroma.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!