СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы формирования метапредметных результатов на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на заседании кафедры кстественных наук по вопросу "Методы и приемы формирования метапредметных результатов на уроках физики"

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы формирования метапредметных результатов на уроках физики»

СВЕРДЛОВСКИЙ ЛИЦЕЙ №1 Кафедра естественных наук Методы и приемы формирования метапредметных результатов на уроках физики Асеев И.Г. учитель физики специалист высшей категории, учитель методист

СВЕРДЛОВСКИЙ ЛИЦЕЙ №1

Кафедра естественных наук

Методы и приемы формирования метапредметных результатов на уроках физики

Асеев И.Г.

учитель физики

специалист высшей категории,

учитель методист

Метапредметность выступает  как условие целостности познания. «Без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества».  (М. М. Рубинштейн) «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению» (В.Г. Белинский)

Метапредметность выступает

как условие целостности познания.

«Без веры во внутреннюю гармонию нашего

мира не могло быть никакой науки.

Эта вера есть и всегда останется основным

мотивом всякого научного творчества».

(М. М. Рубинштейн)

«Надо учить не содержанию науки,

а деятельности по ее усвоению»

(В.Г. Белинский)

  Метапредметными результатами обучения физике в школе являются: • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  Метапредметными результатами

обучения физике в школе являются:

• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации; • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

Метапредметные методы – особый вид когнитивных методов обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию эвристического образования. (А.В. Хуторской): ·      Метод смыслового видения; ·      Метод вживания; ·      Метод образного видения; ·      Метод графических ассоциаций; ·      Метод фонетических ассоциаций, комбинированный;

Метапредметные методы – особый вид

когнитивных методов обучения, которые

представляют собой метаспособы,

соответствующие метасодержанию

эвристического образования. (А.В. Хуторской):

·      Метод смыслового видения;

·      Метод вживания;

·      Метод образного видения;

·      Метод графических ассоциаций;

·      Метод фонетических ассоциаций,

комбинированный;

·      Метод символического видения; ·      Метод гипотез (рабочих, реальных); ·      Метод наблюдений; ·      Метод сравнений; ·      Метод эвристических бесед; ·      Метод ошибок;

·      Метод символического видения;

·      Метод гипотез (рабочих, реальных);

·      Метод наблюдений;

·      Метод сравнений;

·      Метод эвристических бесед;

·      Метод ошибок;

Личностные результаты  –  сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.  Метапредметные результаты  – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.  Предметные результаты  –  выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметные результаты – выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.   ЗАДАНИЕ :  Соберите электрическую цепь из источника тока, реостата, лампочки, амперметра, ключа, соединив их последовательно. Подсоедините вольтметр параллельно лампочке. Замкнув электрическую цепь, произведите необходимые измерения и расчеты. Запишите: а) силу тока; б) напряжение на лампочке; в) мощность тока в лампе; г) работу совершенную электрическим током в лампе за 10 с.; д) количество теплоты, выделенное в лампе за 10 с.; е) начертите схему собранной электрической цепи.

Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.

 

ЗАДАНИЕ : Соберите электрическую цепь из источника тока, реостата, лампочки, амперметра, ключа, соединив их последовательно. Подсоедините вольтметр параллельно лампочке. Замкнув электрическую цепь, произведите необходимые измерения и расчеты. Запишите: а) силу тока; б) напряжение на лампочке; в) мощность тока в лампе; г) работу совершенную электрическим током в лампе за 10 с.; д) количество теплоты, выделенное в лампе за 10 с.; е) начертите схему собранной электрической цепи.

Цель . Формирование умение проводить наблюдения и описывать их, задавать вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие закономерности в протекании явлений и сознательно использовать их в повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий.

Цель . Формирование умение проводить наблюдения и описывать их, задавать вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие закономерности в протекании явлений и сознательно использовать их в повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий.

При изучении школьного предмета «Физика» перед школьником можно выделить три основные задачи: - освоить физические понятия и термины, - научиться работать с формулами, уметь по понятиям, терминам и формуле прогнозировать физические  свойства, явления, процессы, то есть прогнозировать, какой будет результат  в определенных условиях.

При изучении школьного предмета «Физика» перед школьником можно выделить три основные задачи:

- освоить физические понятия и термины,

- научиться работать с формулами,

  • уметь по понятиям, терминам и формуле прогнозировать физические  свойства, явления,
  • процессы, то есть прогнозировать, какой будет результат  в определенных условиях.
  В соответствии со стандартами предметное обучение должно строиться таким образом, чтобы обеспечить интеллектуальное развитие, адекватное возрастным и личностным особенностям учащихся. Если мы действительно на своих уроках развиваем, то прочные предметные знания будут естественным и неизбежным следствием такой работы.  Т.о. усвоение предметного содержания, являющееся целью традиционного обучения, в метапредметном подходе становится средством и следствием достижения более важной цели – интеллектуального, а также личностного и коммуникативного развития.  Метапредметные результаты – тот прирост в развитии, который получают ученики в ходе изучения предметов помимо заученных предметных знаний .

В соответствии со стандартами предметное обучение должно строиться таким образом, чтобы обеспечить интеллектуальное развитие, адекватное возрастным и личностным особенностям учащихся. Если мы действительно на своих уроках развиваем, то прочные предметные знания будут естественным и неизбежным следствием такой работы. Т.о. усвоение предметного содержания, являющееся целью традиционного обучения, в метапредметном подходе становится средством и следствием достижения более важной цели – интеллектуального, а также личностного и коммуникативного развития.

Метапредметные результаты – тот прирост в развитии, который получают ученики в ходе изучения предметов помимо заученных предметных знаний .

Основные этапы  исследовательской задачи Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы). Эта задача предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Основные этапы исследовательской задачи

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы). Эта задача предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Основные этапы исследования: •  ориентировка (выделение и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования); •  проблемматизация (выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования); •  определение методов (подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования); •  планирование (формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для проведения исследования); •  сбор материалов или проведение эксперимента (сбор эмпирического материала; постановка и проведение эксперимента; первичная систематизация полученных данных); •  анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных); •  рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).

Основные этапы исследования:

•  ориентировка (выделение и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования);

•  проблемматизация (выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования);

•  определение методов (подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования);

•  планирование (формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для проведения исследования);

•  сбор материалов или проведение эксперимента (сбор эмпирического материала; постановка и проведение эксперимента; первичная систематизация полученных данных);

•  анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных);

•  рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).

Организацию исследовательской деятельности школьников на уроках физики нужно осуществлять через:  уроки изучения нового материала; уроки решения задач; лабораторные и практические работы, которые преобразованы в уроки-исследования; домашние экспериментальные задания; участие в конкурсах исследовательских проектов; систему диагностики уровня сформированности исследовательских умений и навыков.

Организацию исследовательской деятельности школьников на уроках физики нужно осуществлять через:

  • уроки изучения нового материала;
  • уроки решения задач;
  • лабораторные и практические работы, которые преобразованы в уроки-исследования;
  • домашние экспериментальные задания;
  • участие в конкурсах исследовательских проектов;
  • систему диагностики уровня сформированности исследовательских умений и навыков.

Общая структура деятельности  по решению задач Анализ условия. Ученик должен не только запомнить условие, но и осознать его, выделить главные элементы. Поиск. Ученик должен вспомнить физические законы, определения и составить план решения, правильно подобрав методы решения. Решение.  Ученик должен преобразовать записанные формулы, осуществить намеченный план решения. Проверка результата  -  прикидка достоверности решения. Исследование решения . Ученик должен изменить немного задачу, поразмышлять, проанализировать, как еще можно было бы её решить.

Общая структура деятельности по решению задач

  • Анализ условия. Ученик должен не только запомнить условие, но и осознать его, выделить главные элементы.
  • Поиск. Ученик должен вспомнить физические законы, определения и составить план решения, правильно подобрав методы решения.
  • Решение.  Ученик должен преобразовать записанные формулы, осуществить намеченный план решения.
  • Проверка результата  -  прикидка достоверности решения.
  • Исследование решения . Ученик должен изменить немного задачу, поразмышлять, проанализировать, как еще можно было бы её решить.
Систематическая и целенаправленная работа по формированию исследовательских умений учащихся дает возможность уже на начальном этапе изучения физики приобщить их к научному поиску, научить излагать свои мысли на бумаге, вести публичную дискуссию, отстаивать собственные выводы. А, значит, сделать обучение более эффективным и отвечающим современным требованиям.

Систематическая и целенаправленная работа по формированию исследовательских умений учащихся дает возможность уже на начальном этапе изучения физики приобщить их к научному поиску, научить излагать свои мысли на бумаге, вести публичную дискуссию, отстаивать собственные выводы. А, значит, сделать обучение более эффективным и отвечающим современным требованиям.