СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы работы учителя

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенные методы и приемы родидись в процессе многолетней работы, и опробированы на практике. Мне представляется, что методичная и настойчивая работа учителя по формированию навыков саостоятельной работы ученика непременно дает желаемые результаты.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы работы учителя»

Приемы и методы работы учителя

Ты — рудник, коль на поиск рубина идешь,
Ты — любим, коль надеждой свиданья живешь.
Вникни в суть этих слов — и нехитрых, и мудрых:
Все, что ищешь, в себе непременно найдешь!

О. Хайям



Мой педагогический опыт – это довольно объемистый «портфель». И дело не только в том, что я давно работаю в школе. Всегда рассматривала свою педагогическую деятельность как «поле» для бесконечного творчества и совершенствования. Мои ранние педагогические находки нашли свое место в современной методике преподавания и прекрасно там себя «проявляют». По моему мнению, педагогическая находка не может быть малоэффективной, если только она не будет включена учителем в его новую систему преподавания. Например, карточки с изображением животных и растений, с описанием их строения и жизнедеятельности. Эта информация востребована в материалах ГИА по биологии. Сегодня можно воспользоваться и электронными пособиями. Но на слайде сложно представить индивидуализированное задание, здесь оно будет одно для всех. А с карточками можно предложить «случайный выбор», смоделировав экзаменационную ситуацию (выбор билета), тем более, что карточки уже есть. Карточки позволяют изучать материал малыми порциями и последовательно. Сегодня я их использую в программе изучения группы животных, тем более, что там есть информация, например, о внешнем строении животного.

Эффективность воспитания я вижу, прежде всего, в личностном росте ребенка. Познание - это всего лишь одно из направлений деятельности, в котором учитель (вот счастье) на определенном этапе воспитания ребенка, имеет высокий авторитет. Современный учитель должен создавать условия для личностного роста каждого ребенка на каждом уроке. Прежде всего, это ситуация выбора. И неважно, касается ли она выбора задания или выбора исправления и не исправления допущенных недочетов. Таким образом, ребенок учится брать ответственность на себя. Учитель должен показывать последствия выбора на примерах жизненного опыта разных людей. Причем, довольно точно следует выстраивать логическую цепочку из аргументов и фактов, поскольку практика показывает, что бездоказательность неубедительна для детей и влечет за собой очень быстрое забывание.

На пути познания мира, безусловно, происходит преображение нравственного внутреннего мира ребенка. Маленький человек постигает мудрость мира во всей его полноте и целостности. Вот она непростая задача для учителя: как из пазлов – школьных предметов показать – сложить всю полноту и сложность окружающего мира.

Я – учитель биологии и химии, всего лишь владелец такого набора пазлов, и мне обязательно нужна помощь всех моих коллег.

Методика изучения новой темы

  1. Связана ли тема с предыдущей информацией?

  2. В чем заключается эта связь?

  3. Как организовать изучение и усвоение нового?

  4. Как поддерживать каналы памяти изученного материала?

  5. Где и как будет востребована новая информация?

  6. Что в ней интересного и полезного лично для меня?

Я отдаю себе отчет, что в разном возрасте рейтинг этих вопросов выглядит по – разному. В том и заключается мое педагогическое мастерство, чтобы одни вопросы просто «задать» и получить ответ, а к другим «подвести» и доказать их важность. Я работаю в основной школе. Приемы и формы работы ввожу постепенно в процессе изучения программного материала по биологии и химии. Таким образом, ко времени построения алгоритма или программы по новой теме, дети уже знают, научены и имеют в своем «багаже» достаточно информации для самостоятельной творческой работы по теме.

Составление программы по новой теме

Как правило, это работа делается на первом уроке по изучению новой темы. Программа может быть составлена совместно, можно часть работы дать самостоятельно. Немаловажно, что в процессе составления программы дети предлагают свои способы изучения и оформления материала. Учитель при этом не критикует и не отвергает предложение, а предлагает остальным сделать свой выбор. Мини – проверочные работы (в том числе, и по карточкам) показывают, чей выбор был оптимален.

Пример программы из курса 7 класса. Биология животных

  1. Характеристика группы: рисуночный конспект (стр. учебника)

  2. Внешнее строение животных группы: рисунок с подписями и комментариями (стр. учебника)

  3. Внутреннее строение животного группы: таблица (конструируется самостоятельно, корректируется – совместно)

  4. Образ жизни и процессы жизнедеятельности: схемы для рассказа (стр. учебника)

  5. Значение животных в природе и для человека: схемы, электронные презентации или слайд – шоу.

Пояснения:

1,2. Выполняется в тетради или на формате А4 (творческое, необязательное для всех задание)

Составление программы возможно, если материал имеет содержательные повторы, как в предложенном примере.

Составление алгоритма для изучения темы параграфа или отдельной статьи

Эта работа проводится по мере необходимости и с целью упорядочения усвоения материала, т.к. учебный материал курса не содержит нужных повторов. Параграф разбит на отдельные части. Здесь, в частности, хорошо работает прием чтения заголовка по словам. При этом выявляется известная информация, неизвестная информация и их взаимосвязь.

Учебные игры

В начале своей педагогической деятельности я применяла детские игры с известными правилами: третий – лишний, крестики – нолики. Затем я пробовала составлять тематические игры по известным телепередачам: «Что? Где? Когда?», «Брейн – ринг», «Угадай мелодию». Сегодня я составляю ролевые игры. Например, урок проводится в виде научно – исследовательской конференции, где каждый ученик – это ученый, компетентный в своем вопросе и теме. По ней «коллеги» имеют право задавать любые вопросы, а «ученый» должен суметь выйти из любой создавшейся ситуации. Все называют друг друга по имени – отчеству. Взрослый человек не может, как ребенок сказать, что он не приготовил выступление. Занятие проходит тем интереснее, если все участники выдерживают свои роли.

Пояснение:

Такая работа возможна в конце темы.

Урок по одному сценарию

Я использую детские сказки. Но не сами сюжеты, а сказочные ситуации. Дети хорошо это знают и с удовольствием включаются в игру. Даже невысокие отметки не так «больно» получать на таком уроке. Например, Король и Звездочет (урок природоведения или географии по теме «Небесные тела»). Урок – путешествие (квест): по сказочному лесу (урок биологии в 7 классе по окончании изучения всего материала о растениях); внеклассное мероприятие – «Тайны зимнего леса» (для учащихся 5 и 6 классов).

Методика составления таблиц и схем

Таблица – это уникальная форма конспектирования материала. Она очень компактна и доступна. Алгоритм научения детей составлению таблиц:

  1. Учитель сам выбирает подходящий материал и моделирует будущую таблицу

  2. Учитель останавливает внимание детей (в программе) на определенном материале и предлагает самостоятельно сконструировать будущую таблицу

  3. Дети самостоятельно «видят» подходящий материал для построения таблицы: моделируют, конструируют и заполняют ее

  4. Постепенно от таблицы к таблице учитель учит составлять вывод, предлагая две методики:

  • Количество предложений в выводе соответствует числу колонок таблицы

  • Для составления предложения надо прочитать – просмотреть колонку по вертикали

Второй способ построения вывода:

Как правило, значение и содержание колонок таблицы возрастает от первой слева к последней справа. Строим одно предложение вывода, «читая» справа налево, учитывая содержание колонок и строк.

Вырабатываемый у учащихся подход в изучении любого материала

Учитель организует работу так, что ребенок не только сам способен задавать себе такие вопросы, но и находить пути и способы решения возникающих в процессе познания проблем.

  • Я этого не знаю

  • Хочу ли я узнать?

  • Зачем мне это надо знать?

  • Я буду искать пути и средства к узнаванию

Подчеркнуты ключевые слова в деятельности ребенка.

Учебное исследование

Отличие результатов и процедуры научного исследования и учебного исследования заключается в том, что открытие учёного не подготовлено специальным содержанием, в ходе исследования результат предположителен, но не известен. Открытие совершается в реальной жизни. Открытия изменяют представления о учёного мире. Временные рамки открытия не определены. Педагог подбирает такое учебное содержание, которое провоцирует открытие учащегося. Учитель знает заранее или предполагает результат исследования ученика. Открытие происходит для учащегося, а не для науки. Исследование правдоподобно, но в какой-то мере – это игра. Открытие ограничено во времени рамками учебного процесса.

В качестве заключения


«Творчество в самом себе несет удовлетворение»

С. Моэм






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!