СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы здоровьесбережения в музыкальном развитии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель внедрения здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы здоровьесбережения в музыкальном развитии»

Методы и приемы здоровьесбережения в музыкальном развитии  музыкальный руководитель:  Ташкинова Е.Н.

Методы и приемы здоровьесбережения в музыкальном развитии музыкальный руководитель: Ташкинова Е.Н.

Здоровьесбережение в музыкальном развитии  Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.  На основании этого, я и строю свою работу с детьми, используя современные здоровьесберегающие технологии. Поэтому,  с дошкольниками необходимо проводить эту работу в игровой форме. То есть привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. 

Здоровьесбережение в музыкальном развитии

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность.

От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

На основании этого, я и строю свою работу с детьми, используя современные здоровьесберегающие технологии. Поэтому,  с дошкольниками необходимо проводить эту работу в игровой форме. То есть привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. 

Цель внедрения здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий : Валеологические песенки-распевки; Дыхательная гимнастика; Игровой массаж; Пальчиковые игры; Логоритмика; Музыкотерапия.

Цель внедрения здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии

следующих здоровьесберегающих технологий :

  • Валеологические песенки-распевки;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Игровой массаж;
  • Пальчиковые игры;
  • Логоритмика;
  • Музыкотерапия.
Валеологические  песенки-распевки Валеология - это наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни. Главная задача-научить человека формировать и беречь своё здоровье. Музыкально - валеологическое воспитание - это организованный педагогический процесс, целью которого является: - укрепление психического и физического здоровья, - развитие музыкальных и творческих способностей, - формирование потребности в здоровом образе жизни.  Что представляет собой валеологические песенки распевки? Это доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок .

Валеологические песенки-распевки

  • Валеология - это наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни.
  • Главная задача-научить человека формировать и беречь своё здоровье.
  • Музыкально - валеологическое воспитание - это организованный педагогический процесс, целью которого является:
  • - укрепление психического и физического здоровья,
  • - развитие музыкальных и творческих способностей,
  • - формирование потребности в здоровом образе жизни.

Что представляет собой валеологические песенки распевки?

  • Это доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок .
Валеологические  песенки-распевки С них я начинаю музыкальное занятие. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например: Доброе утро! Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)  Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)  Будет веселее. (хлопают в ладоши)  Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)  Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх,

Валеологические песенки-распевки

С них я начинаю музыкальное занятие. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Например:

  • Доброе утро!
  • Доброе утро! (поворачиваются друг к другу) Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны) Будет веселее. (хлопают в ладоши) Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту) Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики") Как в саду цветочки! Разотрем ладошки (движения по тексту) Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем Смелее, смелее! Ушки мы теперь потрем (потирают ушки) И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны) Улыбнемся снова, Будьте все здоровы!

Пальчиковая гимнастика

Эта гимнастика нацелена на совершенствование моторной и зрительно-двигательной координации,т.е. на развитие синхронных движений глаз и ведущей руки. Пальчиковые игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление, развивают мелкую моторику.

На своих занятиях я применяю пальчиковые игры в качестве физминуток во время слушания или пения . Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Например:

«Сколько птиц к кормушке нашей (сжимаем и разжимаем кулачки)

Прилетело? Мы расскажем:

Две синицы, воробей. (загибаем пальчики по очереди)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках

Всем хватило зернышек! (разжимаем ладошки)

Логоритмика   Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Логоритмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.  Логоритмические упр-я направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря.   Логоритмические упражнения на музыкальных занятиях я провожу в основном во время музыкально-ритмических  движений и игр- драматизаций.  В дальнейшем я их использую в праздниках и развлечениях. Например, «Снеговик» -Раз рука, два рука -Лепим мы снеговика. -три, четыре; три, четыре -нарисуем рот пошире. -пять – найдем морковь для носа -угольки найдем для глаз. -шесть-наденем шляпку косо -пусть смеется он у нас. -семь и восемь, семь и восемь -мы плясать его попросим!

Логоритмика

  Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Логоритмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. 

Логоритмические упр-я направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря.

  Логоритмические упражнения на музыкальных занятиях я провожу в основном во время музыкально-ритмических  движений и игр- драматизаций.  В дальнейшем я их использую в праздниках и развлечениях.

Например,

«Снеговик»

-Раз рука, два рука

-Лепим мы снеговика.

-три, четыре; три, четыре

-нарисуем рот пошире.

-пять – найдем морковь для носа

-угольки найдем для глаз.

-шесть-наденем шляпку косо

-пусть смеется он у нас.

-семь и восемь, семь и восемь

-мы плясать его попросим!

Логоритмика  Особое место в работе над речью детей я отвожу  музыкальным играм, пению и движению под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.  Регулярное включение в музыкальное занятие элементов  логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Логоритмика

Особое место в работе над речью детей я отвожу  музыкальным играм, пению и движению под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Регулярное включение в музыкальное занятие элементов  логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Дыхательная гимнастика    Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  Выполнение дыхательной  гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Дыхательную гимнастику применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед  и во время пения. Например, «Подуй на перышко» (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

Дыхательная гимнастика

  Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Выполнение дыхательной  гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

Дыхательную гимнастику применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед  и во время пения.

Например,

«Подуй на перышко»

(упражнение направленно на достижение

дыхательной релаксации за счет

физиологического

рефлекса,

в результате которого при вдохе носом

происходит расслабление гладкой мускулатуры

бронхов).

"Собачка"

(закаливание зева)

Язык высунуть изо рта. Делать быстрые

дыхательные движения, добиваясь охлаждения

зева.(как это делает собачка)

Игровой массаж На музыкальных занятиях также использую игровой массаж. Игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата.   Комплексы массажа и самомассажа провожу под музыку; она звучит либо фоном, либо текст пропевается. Например:  

Игровой массаж

На музыкальных занятиях также использую игровой массаж.

Игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата.  Комплексы массажа и самомассажа провожу под музыку; она звучит либо фоном, либо текст пропевается.

Например:

  "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли" 

"Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"  "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"  "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись«

"Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"  "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"  "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"   

Музыкотерапия  Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.  ВЛИЯНИЕ ЗВУЧАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКУ ЗАБОЛЕВАНИЙ.  А также слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Например, колыбельные:  Н.Римский-Корсаков

Музыкотерапия

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения

различных соматических и психосоматических заболеваний.

ВЛИЯНИЕ ЗВУЧАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

НА ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКУ ЗАБОЛЕВАНИЙ.

А также слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Например, колыбельные:

Н.Римский-Корсаков "Море"

Г.Свиридов "Романс"

К.Сен-Санс "Лебедь"

Детские песни:

"Антошка" В.Шаинский

"Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин

"Будьте добры" А.Санин

Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня -

детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного

сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве

фона для занятий, свободной деятельности.

Здоровьесбережение  Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.  Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Здоровьесбережение

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!