СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы исследования слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы исследования слуха у детей в ДОО. 

Просмотр содержимого документа
«Методы исследования слуха»

Счастливенко Юниана Евгеньевна 323 группа «Методы исследования слуха у детей»

Счастливенко Юниана Евгеньевна

323 группа

«Методы исследования слуха у детей»

Формирование функции органа слуха Закладка слухового органа происходит на 7 неделе эмбрионального развития и к концу 20-й недели уже полностью сформирован. Становление его функционирования происходит постепенно. Только что родившийся ребенок слышит лишь очень громкие звуки, затем, начиная с возраста трех месяцев, он становится способен воспринимать более слабые звуковые раздражители, особо реагируя на голоса родителей. С возраста шести месяцев, если малыш хорошо слышит, то он поворачивает голову к источнику звука и ищет его. Также в этом возрасте ребенок начинает интересоваться музыкой. Когда малышу исполняется девять месяцев, он становится способен различать голоса своих близких, узнавать бытовые звуки и шумы и реагировать на них, начинает прислушиваться, когда к нему обращаются.

Формирование функции органа слуха

Закладка слухового органа происходит на 7 неделе эмбрионального развития и к концу 20-й недели уже полностью сформирован. Становление его функционирования происходит постепенно. Только что родившийся ребенок слышит лишь очень громкие звуки, затем, начиная с возраста трех месяцев, он становится способен воспринимать более слабые звуковые раздражители, особо реагируя на голоса родителей. С возраста шести месяцев, если малыш хорошо слышит, то он поворачивает голову к источнику звука и ищет его. Также в этом возрасте ребенок начинает интересоваться музыкой. Когда малышу исполняется девять месяцев, он становится способен различать голоса своих близких, узнавать бытовые звуки и шумы и реагировать на них, начинает прислушиваться, когда к нему обращаются.

На следующем этапе развития функции слуха формируется возможность различия языковых высказываний, ребенком приобретается способность различать их последовательность. Одновременно происходит становление речи, малыш становится способен повторять названия вещей, выполняет данные ему поручения, понимает направленные на него просьбы, начинает отвечать на вопросы. У ребенка появляется желание слушать сказки и понимать их суть, он приобретает способность показывать предметы в книжке с картинками, слыша их название, и начинает понимать речь, когда она направлена не на него.

На следующем этапе развития функции слуха формируется возможность различия языковых высказываний, ребенком приобретается способность различать их последовательность. Одновременно происходит становление речи, малыш становится способен повторять названия вещей, выполняет данные ему поручения, понимает направленные на него просьбы, начинает отвечать на вопросы. У ребенка появляется желание слушать сказки и понимать их суть, он приобретает способность показывать предметы в книжке с картинками, слыша их название, и начинает понимать речь, когда она направлена не на него.

Безусловнорефлекторные методы исследования слуха. У детей до года состояние слуха проверяют с помощью оценки безусловных рефлексов, возникающих без предварительной выработки. К информативным ориентировочным реакциям ребенка на звуки относятся следующие: ауропальпебральный рефлекс Бехтерева (мигание и активность век);  ауропупилярный рефлекс Шурыгина (расширение зрачка); глазодвигательный рефлекс; сосательный рефлекс; реакция вздрагивания, испуга; реакция замирания; реакция пробуждения; поворот головы в сторону источника звука или от него; гримаса лица; широкое раскрытие глаз; возникновение двигательных движений конечностей;

Безусловнорефлекторные методы исследования слуха.

У детей до года состояние слуха проверяют с помощью оценки безусловных рефлексов, возникающих без предварительной выработки. К информативным ориентировочным реакциям ребенка на звуки относятся следующие:

  • ауропальпебральный рефлекс Бехтерева (мигание и активность век);

ауропупилярный рефлекс Шурыгина (расширение зрачка);

  • глазодвигательный рефлекс;
  • сосательный рефлекс;
  • реакция вздрагивания, испуга;
  • реакция замирания;
  • реакция пробуждения;
  • поворот головы в сторону источника звука или от него;
  • гримаса лица;
  • широкое раскрытие глаз;
  • возникновение двигательных движений конечностей;
Безусловнорефлекторные методики, благодаря своей легкой доступности, могут быть широко использованы для системы скринингого выявления детей раннего возраста с нарушенным слухом, но они имеют ряд недостатков. К отрицательным моментам безусловнорефлекторной методики относятся: значительный индивидуальный разброс поведенческих реакций; непостоянство, быстрое угасание безусловного рефлекса при повторном предъявлении звукового сигнала; необходимость в предъявлении неадекватно высокого порога для возникновения рефлекторного ответа (70-90 дб), в связи с чем сложнее выявить потерю слуха до 50-60 дб, что, в свою очередь, приводит к росту ложноположительных результатов.

Безусловнорефлекторные методики, благодаря своей легкой доступности, могут быть широко использованы для системы скринингого выявления детей раннего возраста с нарушенным слухом, но они имеют ряд недостатков.

  • К отрицательным моментам безусловнорефлекторной методики относятся:
  • значительный индивидуальный разброс поведенческих реакций;
  • непостоянство, быстрое угасание безусловного рефлекса при повторном предъявлении звукового сигнала;
  • необходимость в предъявлении неадекватно высокого порога для возникновения рефлекторного ответа (70-90 дб), в связи с чем сложнее выявить потерю слуха до 50-60 дб, что, в свою очередь, приводит к росту ложноположительных результатов.
Условнорефлекторные методы исследования слуха. Второе направление детской аудиометрии основано на выработке условных рефлексов. При этом в качестве базовых используются биологически наиболее значимые безусловные рефлексы - оборонительный, пищевой и оперантный на игровом или речевом подкреплении. Оперантные условные рефлексы предполагают выполнение какого-либо действия со стороны обследуемого - нажатие на кнопку, движения руки, головы.

Условнорефлекторные методы исследования слуха.

Второе направление детской аудиометрии основано на выработке условных рефлексов. При этом в качестве базовых используются биологически наиболее значимые безусловные рефлексы - оборонительный, пищевой и оперантный на игровом или речевом подкреплении. Оперантные условные рефлексы предполагают выполнение какого-либо действия со стороны обследуемого - нажатие на кнопку, движения руки, головы.

К методикам, основанным на условнорефлекторных связях, также относятся: условнорефлекторная зрачковая реакция; условнорефлекторная мигательгая реакция; условнорефлекторная сосудистая реакция; условнорефлекторная кохлеокардиальная реакция (данная реакция с подкреплением развивается как вегетативный компонент на ряд раздражителей; кожно-гальваническая реакция – использование электрического тока, обусловливающего изменение кожных потециалов и другие . Отрицательными моментами условнорефлекторных методик являются: невозможность точного определения порогов слышимости; быстрое исчезновение условных рефлексов при проведении повторных исследований; зависимость результатов исследования от психоэмоционального состояния ребенка, затруднения оценки слуха у детей с психическими отклонениями

К методикам, основанным на условнорефлекторных связях, также относятся:

  • условнорефлекторная зрачковая реакция;
  • условнорефлекторная мигательгая реакция;
  • условнорефлекторная сосудистая реакция;
  • условнорефлекторная кохлеокардиальная реакция (данная реакция с подкреплением развивается как вегетативный компонент на ряд раздражителей;
  • кожно-гальваническая реакция – использование электрического тока, обусловливающего изменение кожных потециалов и другие .

Отрицательными моментами условнорефлекторных методик являются:

  • невозможность точного определения порогов слышимости;
  • быстрое исчезновение условных рефлексов при проведении повторных исследований;
  • зависимость результатов исследования от психоэмоционального состояния ребенка, затруднения оценки слуха у детей с психическими отклонениями
Объективные методы иследования слуха. К объективным методам исследования относятся методики, основанные на регистрации электрических сигналов, возникших в различных отделах слуховой системы в ответ на действие звуковых стимулов. Объективные методы исследования функционального состояния слуховой системы являются прогрессивными, перспективными и чрезвычайно актуальными для современной аудиологии. Из объективных методов в настоящее время используются следующие: импедансометрия, регистрация слуховых вызванных потенциалов, в том числе, электрокохлеография, отоакустическая эмиссия.

Объективные методы иследования слуха.

К объективным методам исследования относятся методики, основанные на регистрации электрических сигналов, возникших в различных отделах слуховой системы в ответ на действие звуковых стимулов.

Объективные методы исследования функционального состояния слуховой системы являются прогрессивными, перспективными и чрезвычайно актуальными для современной аудиологии. Из объективных методов в настоящее время используются следующие: импедансометрия, регистрация слуховых вызванных потенциалов, в том числе, электрокохлеография, отоакустическая эмиссия.

Акустическая импедансометрия

Слуховые вызванные потенциалы

Акустическая рефлексометрия – регистрация сокращения стременной мышцы в ответ на звуковую стимуляцию. Минимальный уровень звука, необходимый для вызывания сокращения стременной мышцы, рассматривается как порог акустического рефлекса. Акустический рефлекс – это реакция противодействия нервной системы сильному звуку, предназначенный для защиты преддверно-улиткового органа от звуковых перегрузок.

Объективность метода регистрации СВП основана на следующем. В ответ на звуковое воздействие в различных отделах слухового анализатора возникает электрическая активность, которая охватывает постепенно все отделы анализатора от периферии до центров: улитка, слуховой нерв, ядра ствола, корковые отделы.

Амплитудные характеристики акустического рефлекса стременной мыщцы нашли широкое практическое применение. По мнению многих авторов, этот метод может быть использован с целью ранней и дифференциальной диагностики тугоухости.

Запись КСВП состоит из 5 основных волн, возникающих в ответ на звуковое раздражение в первые 10 мс. Принято считать, что отдельные волны КСВП генерируются разными уровнями слуховой системы: слуховым нервом, улиткой, кохлеарными ядрами, верхнеоливарным комплексом, ядрами латеральной петли и нижними буграми четверохолмия. Наиболее устойчивой из всего комплекса волн является V волна.

Электрокохлеография Отоакустическая эмиссия Данные электрокохлеографии позволяют судить о состоянии периферической части слухового анализатора. Отоакустическая эмиссия – это звуковые колебания, генерируемые наружными волосковыми клетками органа Корти. Явление ОАЭ широко используется в исследованиях механизмов первичного слухового восприятия, а также в клинической практике как средство оценки функционирования сенсорного аппарата органа слуха. В последнее время электрокохлеография применяется в основном для диагностики гидропса лабиринта и как базисная методика интраоперационного мониторинга. Для диагностических целей предпочтителен неинвазивный вариант исследования - экстратимпанальная ЭкоГ. Оптимальным сроком проведения этого теста является 3-4-й день после рождения.

Электрокохлеография

Отоакустическая эмиссия

Данные электрокохлеографии позволяют судить о состоянии периферической части слухового анализатора.

Отоакустическая эмиссия – это звуковые колебания, генерируемые наружными волосковыми клетками органа Корти. Явление ОАЭ широко используется в исследованиях механизмов первичного слухового восприятия, а также в клинической практике как средство оценки функционирования сенсорного аппарата органа слуха.

В последнее время электрокохлеография применяется в основном для диагностики гидропса лабиринта и как базисная методика интраоперационного мониторинга. Для диагностических целей предпочтителен неинвазивный вариант исследования - экстратимпанальная ЭкоГ.

Оптимальным сроком проведения этого теста является 3-4-й день после рождения.

Аудиометрия Исследование выявляет минимальный уровень звука, который слышит человек, по средствам измерения порогов слуха на тоны разных частот. Пороги слуха измеряют в децибелах – чем хуже человек слышит, тем больше пороги слуха в децибелах он имеет. В результате проведения тональной аудиометрии получают аудиограмму - график, характеризующий состояние слуха человека.  Существует также речевая аудиометрия, при которой предъявляют слова и оценивают их разборчивость в разных условиях (в тишине, в шуме и при других искажениях).

Аудиометрия

Исследование выявляет минимальный уровень звука, который слышит человек, по средствам измерения порогов слуха на тоны разных частот. Пороги слуха измеряют в децибелах – чем хуже человек слышит, тем больше пороги слуха в децибелах он имеет.

В результате проведения тональной аудиометрии получают аудиограмму - график, характеризующий состояние слуха человека. 

Существует также речевая аудиометрия, при которой предъявляют слова и оценивают их разборчивость в разных условиях (в тишине, в шуме и при других искажениях).

Список литературы: http://msluh.ru/diagnostika_slukha/metody-issledovaniya-slukha/ http://pediatriya.info/?p=3906 https://yandex.ru/images/search?text=%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fnorthcote.vic.lions.org.au%2Ffiles%2Fnorthcote.vic%2FChild%2520Hearing%2520Test.jpg&pos=12&rpt=simage

Список литературы:

  • http://msluh.ru/diagnostika_slukha/metody-issledovaniya-slukha/
  • http://pediatriya.info/?p=3906
  • https://yandex.ru/images/search?text=%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%B0&img_url=http%3A%2F%2Fnorthcote.vic.lions.org.au%2Ffiles%2Fnorthcote.vic%2FChild%2520Hearing%2520Test.jpg&pos=12&rpt=simage


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!