СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы изучения биографии писателя в старших классах. Статья.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ»

методы изучения биографии писателя в старших классах

В методической литературе и практике преподавания существует несколько путей изучения биографии писателя в старших классах. В большинстве случаев вначале излагается биография с последующим текстуальным анализом произведения. Но вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу в большей степени характерно для основной средней школы. Там такое построение оправдано и необходимо, так как страницы биографии создают установку на чтение и анализ, тематически и проблемно выделяют мотивы произведения, которые предстоит изучить. В старших классах такой подход имеет свои положительные стороны с точки зрения экономии времени и четкости организации материала.

Однако знакомство с личностью писателя практически завершается уже на первых уроках, что обуславливает естественную потерю познавательных и воспитательных возможностей. Биография заменяется набором фактов и списком дат или же биографизмом, сводящим жизнь к быту.

В основе другого пути — рассказ о жизни, литературной деятельности писателя, прерывающийся анализом произведения (обучающиеся знакомятся только с теми страницами биографии, которые связаны с созданием изучаемых произведений). При этом нарушается целостность восприятия жизненного пути художника: биографический материал дается по частям, чередуясь с характеристикой произведений, но зато соблюдается принцип историзма.

В данном случае биография является в некотором роде фоном, на котором рассматривается произведение.

Методистами предлагается и такой путь: вначале изучается творчество писателя под руководством учителя, биография же рекомендуется обучающмися для самостоятельного чтения, а на заключительном занятии учитель обобщает вопросы. Но при таком подходе не всегда удается раскрыть проблему творческой эволюции писателя.

Упомянутые подходы к освещению биографии не в полной мере реализуют основные задачи ее изучения, важнейшей из которых является то, что биография писателя должна являться психологической и эстетической подготовкой к изучению художественного текста. Данная задача решается лишь при изучении жизненного и творческого пути писателя в их динамическом единстве. Такой подход позволяет показать двустороннюю связь художественного произведения с личностью творца, определить, где и как выражается авторская индивидуальность. Так изучение биографии и анализ произведения, взаимно дополняя друг друга, способствуют пониманию существа историко-литературного процесса.

Важнейшими аспектами изучения биографии, позволяющими осуществить взаимосвязь биографии и творчества писателя, являются среда, окружение, эпоха. Они определяют жизненный опыт и знания, своеобразие художественного мастерства писателя, социальную обусловленность произведений и др.

Согласно исследованиям методистов Н.И. Горобец и И.А. Новиковой, школьными программами по литературе для старших классов предусмотрены «три основных вида жанровой организации биографических материалов:

  • краткие биографические сведения о жизни и творчестве писателя,

  • жизненный и творческий путь,

  • очерк жизни и творчества» [2, 84].

Краткие биографические сведения даются о тех писателях, творчество которых представлено в программе одним произведением или фрагментами из него (например, Мольер, Байрон — 9 класс, Шекспир, Гете — 10, Фадеев, Алексей Толстой — 11). В этом случае характеризуются условия и то окружение, которые оказали благотворное влияние на формирование мировоззрения и эстетических взглядов писателя, основные его произведения, время их написания и творческая судьба.

Более подробно следует остановиться на периоде жизни художника, связанном с созданием произведения, изучаемого текстуально. На этом этапе целесообразнее перейти к анализу художественного текста. Завершается тема общей характеристикой жизни и творчества писателя, их оценкой.

Таким образом, краткое знакомство с основными сведениями о жизни и творчестве мастера слова представляет собой форму завершенного рассказа. Изучаемое произведение воспринимается обучающимися как факт из жизни великого человека.

Самый распространенный вид изучения биографии в школе — очерк жизни и творчества писателя. Этот вид биографии может характеризоваться как «целостный, законченный, с четко обозначенными границами рассказ, в котором живо и образно обобщаются основные факты жизни писателя, выделяются социально-индивидуальные черты его личности» [4, 15].

Структура биографического очерка подчиняется задаче воспроизведения многогранности черт личности писателя, особенностей его мировоззрения, что приближает обучающихся к пониманию текстуально изучаемого произведения.

Знакомство с несколькими произведениями, входящими в состав монографической темы, позволяет обратить внимание школьников на эволюцию личности писателя, познакомиться с его художественными концепциями, обстоятельно охарактеризовать основные этапы жизненного и творческого пути.

Намечаются вехи творческого развития писателя или по «степени зрелости таланта (ученичество, достижение творческой зрелости, годы расцвета творчества)», или по «характеру направленности творчества (замыслы, сюжеты, идеи, герои, стиль)» [16, 176].

Для всестороннего изучения произведения, выявления художественной индивидуальности автора целесообразным является поэтапное освещение его жизни и творчества. Обучающиеся, с одной стороны, наглядно убеждаются в том, как биографические сведения характеризуют и объясняют творческое развитие автора, с другой, — что анализируемые произведения являются фактом его жизни.

С.А. Леонов, в дополнение к трем основным, предлагает такой вид жанровой организации биографического материала, как художественно-биографический рассказ, который может не только звучать в исполнении учителя, но и быть результатом самостоятельной творческой деятельности обучающихся. В процессе его подготовки и восприятия усиливается эмоциональное воздействие от соприкосновения с жизнью великого человека. Молодые люди яснее постигают индивидуальность писателя, его внутренний мир, приобщаются к его размышлениям и переживаниям, образно представляют события, участником которых он был, — словом, происходит эмоциональное постижение биографии писателя, что в значительной степени подготавливает восприятие его художественных произведений и пробуждает интерес к ним [10, 65].

Художественно-биографический рассказ может быть иллюстрацией к лекции учителя или одной из составляющих серии рассказов, скрепленных хронологической канвой. Краткие биографические сведения, жизненный и творческий путь писателя и биографический очерк находят свою реализацию в разнообразных методических формах изучения биографии писателя в старших классах.

Уроки изучения биографии писателя в старших классах чаще всего строятся как лекция учителя. В то время как в 5—9 классах «биографические сведения сообщаются в ограниченных размерах, с ориентировкой по преимуществу на материал литературного чтения, лекция в старших классах ставит целью раскрыть весь жизненный и творческий путь писателя в историко-литературном плане.

Как указывает В.В. Голубков, «лекция о биографии писателя должна отразить:

1) в чем особенности писателя как художника и мыслителя;

2) как автор произведения связан с эпохой, с событиями;

3) как развивался стиль писателя, каковы были основные этапы его творческого пути;

4) что нового внес он в общественную жизнь и в историю литературы» [3, 254].

Следует отметить, что монологический способ подачи материала может лишить урок занимательности. В лекции значимы и логичность построения, и яркость содержания, и «артистические» основы мастерства учителя: тональность и темп речи, выразительность мимики и жеста. Ведь «в рассказ о жизни писателя надо включить и живой диалог, и страницу воспоминаний, и отрывок из письма. Голос, выражение лица учителя, его глаза могут заставить зазвучать этот материал или лишить его притягательной силы. Нужно вжиться в строй мыслей и чувств писателя, чтобы передать в лекции задумчивость и восторг, тоску и вдохновение» [12, 6]. Но если такие уроки будут наполнены только речью учителя, встреча учеников с писателем так и не состоится. Необходима активная частично-поисковая и исследовательская деятельность самих обучающихся.

Уроки изучения биографии писателя больше всего испытывают влияние трафаретной схемы: опрос, объяснение, закрепление. В связи с этим следует тщательно обдумать формы опроса и домашних заданий.

К приемам, активизирующим внимание старшеклассников, можно отнести и составление хронологических таблиц, и запись плана лекции, и викторины, и подбор эпиграфа к уроку, и сопоставление фактов биографии с произведениями, лирическими признаниями писателя в его произведениях, и словарную работу. Значимость последней обусловлена тем, что на биографических уроках вводится множество новых понятий.

На уроках изучения биографии художника слова очень важны межпредметные связи. Так, например, уроки истории и уроки изучения биографии писателя будут взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эмоциональному воздействию биографического материала на обучающихся, несомненно, будет содействовать применение музыки, живописи, кино.

Методисты В.В. Голубков, В.А. Никольский выделяют такую сложную организационную форму, как киноурок, в которую органично входят ведущая лекция учителя, показ кинокадров, иногда выступления обучающихся, музыкальные иллюстрации и т.п.

Среди общепринятых методических форм изучения биографии писателя можно назвать беседу. Но при такой форме подачи биографического материала должна быть предусмотрена большая самостоятельная работа обучающихся. Готовясь к уроку-беседе, учителю необходимо тщательно продумать систему проблемных вопросов, логическую их последовательность. «Перед обучающимися ставятся вопросы о причинах и смысле тех или иных поступков или действий писателя (Почему В. Маяковский длительное время поддерживал дружеские отношения и литературные связи с футуристами?), о взглядах писателя на события (Как воспринял А. Куприн революцию 1917 года?)» [16, 194—195]. Учитель предлагает старшеклассникам обобщить биографические факты, раскрыть свое отношение к жизненному опыту писателя. Ученики могут выступить на уроках с небольшими докладами по биографии, например, «Б. Пастернак и музыка», «А. Блок и русские художники».

При изучении жизненного и творческого пути писателя беседа явится неотъемлемой структурной частью каждого урока.

К нетрадиционной относят такую форму изучения биографии, как заочная экскурсия по местам, с которыми связана память о писателе. Она вызывает большой интерес обучающихся, содействует развитию их творческого воображения, знакомит со сложными вопросами. Заочная экскурсия на первый взгляд кажется преимущественно монологической формой проведения занятий. В действительности в процессе проведения ее возникает беседа, дается простор для различного рода самостоятельности обучающихся [18, 184]. Заочная экскурсия может быть включена в урок как часть его.

Изучение биографии писателя в классе углубляется и дополняется внеклассной работой. Это и литературно-музыкальные композиции по письмам и дневникам, читательские конференции о литературных произведениях, посвященных писателю. При проведении уроков по изучению биографии писателя в той или иной организационной форме учителю следует помнить о роли наглядности в преподавании литературы. Роль наглядных пособий трудно переоценить. Применение их, например, на уроках изучения биографии писателя дает возможность обучающмися конкретнее представить образ писателя, историческую обстановку, в которой он жил и создавал свои произведения, общественную и литературную среду, влиявшую на мировоззрение и творчество писателя. В.В. Голубков дает такую классификацию наглядных средств:

- «словесно-образные: использование стихотворений и отрывков из художественной прозы, из мемуаров и писем и т.д.;

- художественно-изобразительные: демонстрация портретов, репродукций картин, снимков с рукописей и т.д.;

- графические: запись на доске словесного и цифрового материала, показ схем, а еще лучше — создание этих схем учителем в классе при активном участии школьников» [3, 57].

Изучение биографии поэта необходимо сопровождать чтением лирических произведений, имеющих к ней прямое отношение, обращенных к людям, оказавшим влияние на писателя, выражающих мысли и чувства поэта в тот или иной период его жизни. С точки зрения Г.В. Амитирова, стихи, привлекаемые во время изучения биографии, не нужно анализировать, достаточно прочитать их выразительно. Комментарии нужны лишь к стихотворениям, которые значатся в программе [1, 9].

При изучении биографии писателя необходимо использовать комплекты демонстрационного изобразительного материала, синхронистические таблицы, картосхемы. В комплект изобразительных пособий можно включить: портреты писателей и тех современников, которые влияли на его творчество, а также групповые их портреты; репродукции картин художников, изображающие наиболее важные исторические события того времени и отдельные эпизоды из жизни писателя; фотоснимки мест, связанных с жизнью и творчеством писателя, копии биографических документов и другое.

Основное назначение данных пособий конкретизировать представления обучающихся об образе писателя, а также общественной и литературной среде, влиявшей на его мировоззрение и творчество.

С помощью синхронистических таблиц можно раскрыть школьникам наиболее существенные факты из жизни и творчества писателя, связав их с общественно-политической обстановкой данной эпохи, с борьбой в литературном движении различных направлений.

Картосхемы знакомят обучающихся с маршрутами путешествий писателя, дающими наглядные представления об этапах жизни художника слова, его впечатлениях. Необходима осмысленная работа над датами, восстановление хода времени.

Исключительно велико значение изучения биографии мастеров слова в эстетическом образовании обучающихся. Решение этой проблемы предполагает усвоение обучающимися знаний исторического, бытового и психологического характера. Изучение биографии должно раскрыть внутреннюю жизнь писателя, развитие и становление его личности и таланта, его место в истории литературы, его отношение к природе, обществу, человеку.

Биография писателя в 5—9 классах — это подступ к чтению текста. Ближайшая ее задача — дать сведения, необходимые для дальнейшей работы над художественным произведением. В старших классах предметом изучения является уже не отдельное произведение, а жизнь и творчество писателя. Программы и предлагают, как правило, несколько произведений, наиболее характерных и в то же время доступных пониманию обучающихся.

Биография писателя в старших классах является одним из важных структурных элементов монографической темы. Биографическое изложение материала в старших классах во многом отличается от биографического рассказа в основной средней школе. Рассказ учителя сопровождается выдержками из высказываний писателя по различным вопросам общественной жизни, включением отрывков из мемуаров писателя и воспоминаний о нем современников. Биография писателя становится документом эпохи.



Список использованной литературы
  1. Амитиров Г.Е. Изучение поэтов в школе: А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов. В.В. Маяковский. Из опыта учителя литературы. — М., 1962.

  2. Биография писателя в системе эстетического развития обучающихся: методические рекомендации / Н. И. Горобец, И. А. Новикова. - Арх-ск : ПГУ, 2006. - 140 с.

  3. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. — М., 1962.

  4. Дробот В.Н. Изучение биографии писателя в школе: Пособие для учителя. — Киев, 2011.

  5. Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: Пособие для учителя. — М., 2002.

  6. Катай И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: Пособие для учителя. — М., 2004.

  7. Колокольцев Е.Н. //Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р.И. Альбеткова— М, 2011

  8. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. — М, 2006

  9. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. —М , 1974.

  10. Леонов С. А. Развитие устной речи обучающихся старших классов на уроках литературы. — М., 1988.

  11. Литература5 классУчебник в 2 частях. Коровина В.Я. и др. 2-е изд. - М.: 2013. Ч.1 - 303с.; Ч.2 - 303с.

  12. Маранцман В. Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников.— М.; Л., 1968.

  13. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н. Колокольцева. —М , 2009

  14. Мурин Д.Н., Кононова Е.Д., Миненко Е.В. Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. — СПб, 2001.

  15. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М, 1971.

  16. Никольский В.А. Преподавание литературы в средней школе: Пособие для учителя. — М, 1963.

  17. Программно-методические материалы. Литература. 5—11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. — М, 2009.

  18. Рез З.Я. Методика преподавания литературы. —М, 1977.