СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы изучения природы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Межпредметные связи с другими науками, биологический диктант, алгоритм исследовательской деятельности, единая коллекция ЦОР.

Просмотр содержимого документа
«Методы изучения природы»

Тема урока, № 4

Методы изучения природы

Актуальность использования средств ИКТ

Обеспечение наглядности, освоение материала урока

Цель урока

Выявить основные свойства ,присущие для всех живых организмов

Задачи урока

Предметные

Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные


Личностные

Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов

Регулятивные

1)осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;

2) адекватно воспринимать
предложения и оценки учителей,
товарищей, родителей и других
людей;

Познавательные

использовать знаково-символические
средства, в т.ч. овладеет действием
моделирования

Коммуникативные

строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации, используя в т.ч.
при возможности средства и
инструменты ИКТ и
дистанционного общения

учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;


Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютерная презентация в Power Point

Необходимое аппаратное и программное обеспечение(локальная сеть, выход в интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Компьютер с проектором, программа Microsoft Power Point

Образовательные ресурсы Интернет

Единая коллекция ЦОР

Межпредметные связи

География, физика , химия, анатомия, физиология,экология.

Организационная структура урока

Этап 1

организационная

Цель

Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих. Домашнее задание.

Длительность этапа

3 мин

Основные виды деятельности учителя

Вступительное слово учителя

Настраивает на работу

Этап 2

Повторение

Цель

Проверить усвоение материала,

Продолжительность этапа

10 мин

Основные виды деятельности учителя

Биологический диктант

Функции учителя на данном этапе

Контроль

Промежуточный контроль

  1. Наука о живых организмах

  2. Процесс поступления питательных веществ и энергии

  3. Во время дыхания поглощается

  4. Изменение массы и размеров органов

  5. Свойство организмов производить потомство

Найдите взаимосвязь : дождь, яблоня, свет , яблоко

Этап 3

Изучение нового материала

Цель

Обеспечить восприятие осмысления и первичного запоминания знаний. Выявить, какие свойства присущи всем живым организмам

Длительность этапа

25 мин

Основной вид деятельности со средством ИКТ

Презентация, просмотр слайдов

Формы организации деятельности учащихся

Индивидуальная, участие в беседе

Функция учителя на данном этапе

Организатор

Основные виды деятельности учителя

Показывает презентацию, контролирует работу учащихся, дополняет

Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый. Подумайте над тем, было ли , например, открытие  голландского ученого Антуана Левенгука случайным. Он увлекался шлифованием увеличительных стекол и достиг в этом значительных успехов. Он получал большое удовольствие, любуясь красотой лепестков цветов, насекомых, рассматривая их через увеличительное стекло. Однажды,  он рассмотрел через два сложенных вместе,  увеличительных стекла  каплю воды, которую он взял из лужи, и был потрясен увиденным. Там оказалось огромное количество мельчайших живых существ. Ученый открыл невидимый мир микроорганизмов. Ясно, что без оптических увеличительных приборов – линзы или микроскопа – открыть существующий вокруг нас, рядом с нами и внутри нас невидимый живой мир было бы невозможно.

        Этот пример показывает, что существует неразрывная связь между знанием, добытым ученым,  и методом, которым оно было получено.

Метод – не просто помощник ученого, не только средство получения знаний; метод – неотъемлемая часть самой науки. Роль метода в познании природы можно проследить на любом этапе истории науки.

        Интересно, что когда был найден метод «узнавания» атома по его оптическим свойствам, то сразу, независимо  друг от друга два ученых обнаружили на Солнце в составе солнечного вещества новый вид атомов, который назвали «гелий»  - по имени бога Солнца.

        На этом примере еще раз можно убедиться, что, несмотря на случайные совпадения и открытия, у научного знания есть свое закономерное  движение. Говорят, что случай помогает только подготовленным умам, ищущим ответа на загадки природы всю свою жизнь.

        Ньютону принадлежит большая заслуга в том, что основой достоверного знания в науке стало считаться знание, подтвержденное опытным путем.

        И сегодня, для того чтобы считать знание научным, требуется его экспериментальное подтверждение. В тех случаях, когда это невозможно или не найдены еще другие способы подтверждения истинности, тогда знания относят к «околонаучным» и называют «паранаука». Это – астрология, уфология, парапсихология и некоторые другие.


Промежуточный контроль

 Вопросы для обсуждения:  Что такое метод и какова его роль в познании природы?  Что такое наблюдение?  Чем опыт отличается от наблюдения?  Что необходимо, чтобы провести опыт?

2.4 Составление плана исследования в виде краткого алгоритма действий на доске и в тетрадях.

  1. Зачем проводить исследование? (цель исследования);

  2. Как и что будешь делать?  (ход работы);

  3. Что удалось получить или обнаружить? (результаты работы);

  4. какие выводы можно сделать? (выводы исследования);


Этап 4

Закрепление изученного материала

Цель

Закрепить полученные знания, организовать работу по закреплению умений и навыков применять полученные знания

Длительность этапа

15 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Работа со слайдами презентации

Форма организации деятельности учащихся

Парная, исследовательская (исследовать любую школьную принадлежность)

Основные виды деятельности учителя на данном этапе

Консультация, контроль

Промежуточный контроль

Контроль усвоение новых знаний, правильность выполнения и оформления заданий

Этап 5

Подведение итогов

цель

Проверить уровень усвоения знаний по данной теме; дать анализ и оценку успешности достижения цели; рефлексия занятия

Длительность этапа

2 мин

Форма организации деятельности учащихся

Анализ работы

Функция учителя на данном этапе

Контролирующее и оценочное

Основные виды деятельности учителя

Анализ и подведение итогов

Завершающий контроль

Выставление оценок в журнал и дневник

Домашнее задание

Рабочая тетрадь с.10-12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!