СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методы профессионального обучения как условие повышения эффективности учебно воспитательного процесса в техникуме.»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся направленная на достижение заданной цели обучения. Под методом обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач образования. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Если рассматривать традиционную классификацию, то можно выделить следующие группы методов:

  • практические методы (упражнение, учебно-производительный труд);
  • наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);
  • словесные методы (объяснение, разъяснение дискуссия);
  • методы работы с книгой (чтение, изучение, конспектирование);
  • видео-методы (контроль, обучение).

Выбор методов профессионального обучения не может быть произвольным. Лишь на первый взгляд может показаться, что педагог выбирает те методы и формы обучения, какие ему заблагорассудится. На самом деле, он очень стеснен в определении путей достижения цели. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, случайности сужают диапазон выбора, оставляя педагогу считанные способы эффективной работы. Выбирая тот или иной метод, учитель должен каждый раз учитывать многие факторы. Прежде всего, определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться. Они “задают” группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. И от которых будет зависеть эффективность учебно-воспитательного процесса в техникуме. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.

Можно выделить 6 общих условий, которые определяют выбор метода и формы обучения:

  • закономерности и принципы обучения;
  • содержание определенной науки вообще и предмета, темы в частности;
  • цели и задачи обучения;
  • учебные возможности студентов (возрастные, уровень подготовленности и т.д.);
  • внешние условия.

Просмотр содержимого документа
««Методы профессионального обучения как условие повышения эффективности учебно воспитательного процесса в техникуме.»»

ГБПОУ РК «Феодосийский техникум строительства и курортного сервиса» Методы профессионального обучения как условие повышения эффективности  учебно-воспитательного процесса в техникуме   Подготовила Зав.отделением РОМАНЕНКО Нина Николаевна г. Феодосия, 2016г

ГБПОУ РК «Феодосийский техникум строительства и курортного сервиса»

Методы профессионального обучения как условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в техникуме

Подготовила

Зав.отделением

РОМАНЕНКО

Нина Николаевна

г. Феодосия, 2016г

Методы обучения Современная методика насчитывает свыше 250 различных методов. Все методы подразделяются на те, которые ориентированы на преподавателя, и те, которые ориентированы на обучающегося. Методы сотрудничества (работа в группах, проектная работа) и игровые методы (ролевые и деловые игры).

Методы обучения

Современная методика насчитывает свыше 250 различных методов. Все методы подразделяются на те, которые ориентированы на преподавателя, и те, которые ориентированы на обучающегося. Методы сотрудничества (работа в группах, проектная работа) и игровые методы (ролевые и деловые игры).

Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся направленная на достижение заданной цели обучения. Под методом обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач образования. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Если рассматривать традиционную классификацию, то можно выделить следующие группы методов: практические методы (упражнение, учебно-производительный труд); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся); словесные методы (объяснение, разъяснение дискуссия); методы работы с книгой (чтение, изучение, конспектирование); видео-методы (контроль, обучение).

Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся направленная на достижение заданной цели обучения. Под методом обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач образования. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Если рассматривать традиционную классификацию, то можно выделить следующие группы методов:

  • практические методы (упражнение, учебно-производительный труд);
  • наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);
  • словесные методы (объяснение, разъяснение дискуссия);
  • методы работы с книгой (чтение, изучение, конспектирование);
  • видео-методы (контроль, обучение).
Методы профессионального обучения Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они могут быть разделены на две большие группы — обучение непосредственно на рабочем месте  обучение вне рабочего места (в учебном классе). Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество

Методы профессионального обучения

Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они могут быть разделены на две большие группы —

обучение непосредственно на рабочем месте

обучение вне рабочего места (в учебном классе).

Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество

ИНСТРУКТАЖ  Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.  Инструктаж, как правило, ограничен во времени, ориентированном на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося. Каждый новый сотрудник предприятия получает инструктаж от более опытного коллеги о том, как встречать посетителя, пользоваться кассовым аппаратом, упаковывать заказ, готовить блюдо, пользоваться оборудованием.  Инструктаж на рабочем месте является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков, поэтому он столь широко используется на всех уровнях современных организаций.

ИНСТРУКТАЖ

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж, как правило, ограничен во времени, ориентированном на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося. Каждый новый сотрудник предприятия получает инструктаж от более опытного коллеги о том, как встречать посетителя, пользоваться кассовым аппаратом, упаковывать заказ, готовить блюдо, пользоваться оборудованием.

Инструктаж на рабочем месте является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков, поэтому он столь широко используется на всех уровнях современных организаций.

РОТАЦИЯ

  • Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта, ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте.
  • В немецкой машиностроительной компании поступающие на работу молодые рабочие в течение первого года осваивают все виды производственных операций, выполняемых в их цехе, переходя от одного рабочего места к другому через каждый месяц. Такой метод позволяет обеспечить полную взаимозаменяемость работников цеха и избежать кризисных ситуаций в случае болезни, увольнений, внезапного увеличения объема работ.
  • Крупная фармацевтическая компания систематически направляет молодых менеджеров на полугодовую стажировку в отдел продаж, где они напрямую общаются с клиентами компании — практикующими докторами — и лучше понимают специфику своей профессии.
  • Вместе с названными достоинствами ротация обладает одним серьезным недостатком , который необходимо учитывать при планировании профессионального обучения, — высокими издержками, связанными с потерей производительности при перемещении работника с одной должности на другую.
Ученичество и наставничество Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. В этом смысле данный вид обучения является оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач. В то же время такое обучение часто бывает слишком специальным для развития потенциала студента, формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций, поскольку не дает ему возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Для достижения таких целей более эффективны программы обучения вне рабочего места.

Ученичество и наставничество

Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. В этом смысле данный вид обучения является оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач. В то же время такое обучение часто бывает слишком специальным для развития потенциала студента, формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций, поскольку не дает ему возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Для достижения таких целей более эффективны программы обучения вне рабочего места.

Формы профессионального обучения Форма  – это внешнее очертание или система организации чего-либо. В зависимости от активности учащихся и условий, в которых протекает процесс обучения, можно выделить  массовые  формы (например, лекции),  групповые  формы (практические и семинарские занятия) и  индивидуальные  формы организации обучения (например, консультация или домашняя работа). Как особая форма организации обучения могут выступать экзамен и зачет.

Формы профессионального обучения

Форма  – это внешнее очертание или система организации чего-либо. В зависимости от активности учащихся и условий, в которых протекает процесс обучения, можно выделить  массовые  формы (например, лекции),  групповые  формы (практические и семинарские занятия) и  индивидуальные  формы организации обучения (например, консультация или домашняя работа). Как особая форма организации обучения могут выступать экзамен и зачет.

Самые распространенные формы и методы обучения : работа в парах; работа в малых группах; обсуждения в группах; семинарские и практические занятия; демонстрация трудового опыта; изучение конкретных случаев из практики; проекты; практические задания; обучение с помощью компьютера; посещения предприятия (наблюдение за работой).

Самые распространенные формы и методы обучения :

  • работа в парах;
  • работа в малых группах;
  • обсуждения в группах;
  • семинарские и практические занятия;
  • демонстрация трудового опыта;
  • изучение конкретных случаев из практики;
  • проекты;
  • практические задания;
  • обучение с помощью компьютера;
  • посещения предприятия (наблюдение за работой).
Краткое описание наиболее важных методов : Подгруппы «быстрого обсуждения» . такие подгруппы полезны при организации обсуждения в больших группах. Основная группа делится на подгруппы в 3-6 человек. Во всех подгруппах обсуждают какую-либо тему или ищут решение проблемы. Изучение конкретных ситуаций из практики. Обучающиеся анализируют различные аспекты проблемы и предлагают выработанные решения.

Краткое описание наиболее важных методов :

  • Подгруппы «быстрого обсуждения» .

такие подгруппы полезны при организации обсуждения в больших группах. Основная группа делится на подгруппы в 3-6 человек. Во всех подгруппах обсуждают какую-либо тему или ищут решение проблемы.

  • Изучение конкретных ситуаций из практики.

Обучающиеся анализируют различные аспекты проблемы и предлагают выработанные решения.

Краткое описание наиболее важных методов : Семинарские занятия , как правило, относятся к практическим формам организации учебной деятельности студентов. Принято выделять 2 основные формы семинарских занятий: теоретическое изучение материала, как детальное изучение того, что было начато на лекции, и выработка определенных умений и навыков (здесь семинарские занятия близки практическим). Функции семинарских занятий :  более глубокое и детальное изучение наиболее важных и сложных тем; расширение знаний с учетом специфики профессиональной подготовки специалиста; приобщение студентов к практической работе; проверка, закрепление и совершенствование полученных ими знаний, умений и навыков; приучение самостоятельно работать с книгой по специальности; воспитание потребности высказывать свою точку зрения, свое понимание проблемы, приводить аргументы высказанному суждению.

Краткое описание наиболее важных методов :

  • Семинарские занятия , как правило, относятся к практическим формам организации учебной деятельности студентов. Принято выделять 2 основные формы семинарских занятий: теоретическое изучение материала, как детальное изучение того, что было начато на лекции, и выработка определенных умений и навыков (здесь семинарские занятия близки практическим). Функции семинарских занятий :
  • более глубокое и детальное изучение наиболее важных и сложных тем;
  • расширение знаний с учетом специфики профессиональной подготовки специалиста;
  • приобщение студентов к практической работе; проверка, закрепление и совершенствование полученных ими знаний, умений и навыков;
  • приучение самостоятельно работать с книгой по специальности;
  • воспитание потребности высказывать свою точку зрения, свое понимание проблемы, приводить аргументы высказанному суждению.
Краткое описание наиболее важных методов: Демонстрация трудового опыта Для обучения, направленного на развитие умений, демонстрация имеет первостепенное значение. Она дает участникам возможность получить опыт наблюдения за выполнением какой-либо деятельности профессионалами, за использованием конкретных методов.

Краткое описание наиболее важных методов:

  • Демонстрация трудового опыта

Для обучения, направленного на развитие умений, демонстрация имеет первостепенное значение. Она дает участникам возможность получить опыт наблюдения за выполнением какой-либо деятельности профессионалами, за использованием конкретных методов.

Краткое описание наиболее важных методов : Проекты Учебный проект по структуре практически не отличается от проекта как формы оценки и должен включать в себя: точную формулировку целей и задач проекта; планирование работы; поиск информации; структурирование, обобщение и анализ информации; изучение необходимых теоретических материалов; реализацию проекта; оценку конечного продукта и процесса реализации проекта; презентацию результатов (отчет, доклад, альбом, разработки и т.д.); обратную связь от других обучающихся после презентации проекта;

Краткое описание наиболее важных методов :

  • Проекты

Учебный проект по структуре практически не отличается от проекта как формы оценки и должен включать в себя:

  • точную формулировку целей и задач проекта;
  • планирование работы;
  • поиск информации;
  • структурирование, обобщение и анализ информации;
  • изучение необходимых теоретических материалов;
  • реализацию проекта;
  • оценку конечного продукта и процесса реализации проекта;
  • презентацию результатов (отчет, доклад, альбом, разработки и т.д.);
  • обратную связь от других обучающихся после презентации проекта;
Роль преподавателя в организации и реализации проекта Этап Описание 1 Инструктаж Что делают обучающиеся 2 3 Что делает преподаватель Определяют цели, задачи, критерии Планирование Обратная связь Дает проектное задание 4 Составляют план работы, распределяют обязанности Помогает с информацией Уточняют план Реализация 5 Делает замечания, направляет Самооценка 6 Выполняют проект Оценка Осуществляет мониторинг, советует Сверяют результаты проекта с поставленными задачами, делают отчет Советует Представляют и оценивают результаты Оценивает результаты

Роль преподавателя в организации и реализации проекта

Этап

Описание

1

Инструктаж

Что делают обучающиеся

2

3

Что делает преподаватель

Определяют цели, задачи, критерии

Планирование

Обратная связь

Дает проектное задание

4

Составляют план работы, распределяют обязанности

Помогает с информацией

Уточняют план

Реализация

5

Делает замечания, направляет

Самооценка

6

Выполняют проект

Оценка

Осуществляет мониторинг, советует

Сверяют результаты проекта с поставленными задачами, делают отчет

Советует

Представляют и оценивают результаты

Оценивает результаты

Экскурсии на предприятие Данный вид деятельности помогает обучающимся наблюдать за процессами, процедурами или событиями. Во время подготовки экскурсии необходимо четко согласовать с руководителями предприятия ее цели, задачи, продолжительность и т.д. Обучающиеся тоже должны ясно понимать цели и задачи посещения предприятия, а также, что им предстоит увидеть. В ходе посещения обучающимся нужно вести записи, и фиксировать все возникающие вопросы, чтобы обсудить их после посещения. Следует поощрять применение фотоаппаратов, видеокамер, магнитофонов и т.д.

Экскурсии на предприятие

Данный вид деятельности помогает обучающимся наблюдать за процессами, процедурами или событиями. Во время подготовки экскурсии необходимо четко согласовать с руководителями предприятия ее цели, задачи, продолжительность и т.д. Обучающиеся тоже должны ясно понимать цели и задачи посещения предприятия, а также, что им предстоит увидеть. В ходе посещения обучающимся нужно вести записи, и фиксировать все возникающие вопросы, чтобы обсудить их после посещения. Следует поощрять применение фотоаппаратов, видеокамер, магнитофонов и т.д.

«Учебный журнал» Учебный журнал заполняется обучающимся, который фиксирует там освоение курса обучения, выполнение заданий, приобретенный опыт, возникающие вопросы и т.д. Целесообразно просить обучающихся обсуждать содержание учебных журналов друг друга в группе.

«Учебный журнал»

Учебный журнал заполняется обучающимся, который фиксирует там освоение курса обучения, выполнение заданий, приобретенный опыт, возникающие вопросы и т.д. Целесообразно просить обучающихся обсуждать содержание учебных журналов друг друга в группе.

Лекция Лекции, вероятно, наиболее известный метод обучения, для взрослой аудитории. Тем не менее, он может оказаться наименее эффективным способом обучения. К лекциям можно обратиться, если основной задачей является представление информации, рассчитанной на «короткое хранение», или, если группа слишком большая, чтобы использовать другие методы. Существуют разнообразные способы сделать лекционный материал более привлекательным и интересным для обучающегося.

Лекция

Лекции, вероятно, наиболее известный метод обучения, для взрослой аудитории. Тем не менее, он может оказаться наименее эффективным способом обучения. К лекциям можно обратиться, если основной задачей является представление информации, рассчитанной на «короткое хранение», или, если группа слишком большая, чтобы использовать другие методы. Существуют разнообразные способы сделать лекционный материал более привлекательным и интересным для обучающегося.

Выбор методов профессионального обучения не может быть произвольным. Лишь на первый взгляд может показаться, что педагог выбирает те методы и формы обучения, какие ему заблагорассудится. На самом деле, он очень стеснен в определении путей достижения цели. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, случайности сужают диапазон выбора, оставляя педагогу считанные способы эффективной работы. Выбирая тот или иной метод, учитель должен каждый раз учитывать многие факторы. Прежде всего, определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться. Они “задают” группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. И от которых будет зависеть эффективность учебно-воспитательного процесса в техникуме. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.

Можно выделить 6 общих условий, которые определяют выбор метода и формы обучения:

  • закономерности и принципы обучения;
  • содержание определенной науки вообще и предмета, темы в частности;
  • цели и задачи обучения;
  • учебные возможности студентов (возрастные, уровень подготовленности и т.д.);
  • внешние условия .
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!