Президент Туркменистана
Гурбангулы Бердымухамедов:
- К русскому языку и к кириллице мы должны относиться столь же
бережно, как и к туркменскому языку. Всем очевидно, что владение
русским языком – это историческое преимущество нашей нации.
Под руководством Лидера нации Гурбангулы Бердимухамедова ,в эпоху могущества и счастья нашей страны, мы ощущаем всё нарастающий интерес к русскому языку как к средству межнационального общения.
Изучение русского языка, наряду с другими иностранными языками, занимает в нашей стране одно из важнейших мест в культурном воспитании нашей молодёжи. Знание нескольких иностранных языков является показателем культурного уровня человека. Поэтому при обучении русскому языку я большое внимание уделяю развитию речи учащихся.
Учитель «обязан дать упражнение из устной речи детей и руководить этими упражнениями и при том дать такие упражнения, которые возбуждают мысль ребёнка и вызывают желание выразить эту мысль в слове» - говорил К.Д.Ушинский.
Развитие речи - актуальная задача обучения учащихся в школе на всех уровнях, так как здесь закладываются основы будущей личности человека. Речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования.
Основной задачей изучения русского языка в начальных классах
является формирование первоначальных умений и навыков практиче-ского владения русским языком в устной форме.
В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и пони-мать русскую речь на слух и говорить по-русски в пределах доступной
им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических
конструкций и несложных образцов связной речи.
Главным условием развития речи школьника является разнообразие методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках русского языка, и их умелое применение учителем.
Занятия по обучению русскому языку являются органической частью воспитательно-образовательной работы и активно содействует решению задач нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания школьников.
Дети должны научиться:
– понимать и выполнять просьбы учителя, относящиеся к ведению занятий. «Айна, покажи тетрадь», «Аман, иди к доске» (или «напиши на доске», «вытри доску») и т.д.
– уметь отвечать на вопросы, формулировать просьбы, обращаться к учителю и своим товарищам в пределах примерных ситуаций общения, а также уметь высказываться в соответствии с игровой ситуацией в объеме1–2 фраз, уметь использовать считалки, рифмовки, уметь составить простой рассказ, знать потешки, стихотворения, песни.
Эффективность процесса обучения русскому языку определяется
тем, насколько последовательно реализуются его основные закономерности. Поэтому уже на первом году обучения детям предлагаются материал и задания, способствующие развитию воображения, воспитанию навыков культуры;
– в процессе обучения русскому языку важно научить ребенка сопереживать, жалеть, сочувствовать, понимать, помогать. Поэтомуво многих ситуациях дети должны, например, помогать сказочным героям, друг другу, т.е. они ставятся в условия выбора положительного морального действия;
– процесс обучения русскому языку характеризуется коммуникативной направленностью. Усиление коммуникативной направленности обучения осуществляется за счет введения сказочных персонажей, использования ролевых игр.
Задача учителя:
– сделать все возможное, чтобы заинтересовать ребенка и поддерживать его на протяжении всех лет обучения, путем использования естественной среды и разнообразия коммуникативных задач.
Процесс обучения русскому языку будет эффективным, если он строится с учетом возрастных особенностей детей. У детей начального школьного возраста преобладает непроизвольный вид внимания и памяти. Это значит, что они хорошо запоминают то, что им интересно. Поэтому каждое занятие должно быть праздником для детей – праздником общения на русском языке с учителем, друг с другом, со сказочными персонажами.
Обучение говорению и аудированию осуществляется только в общении, которое протекает в форме диалога учителя с учеником, диалога учеников с тематическими игрушками по ходу игровой ситуации, со сказочными персонажами и т.д.
Обучение диалогической речи направлено на развитие умений задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие и несогласие.
Постоянно действующими героями при изучении русского языка могут стать медвежонок Мишутка, куклы Маша, Настя, зайчик, собачка Филя, Петрушка, Незнайка и др.
Овладение устной речью проходит с помощью активного использования игры как методического приема.
С целью выработки навыков правильного русского произношения в работе с детьми школьного возраста могут использоваться следующие приемы:
– имитация или подражание, когда дети учатся произносить звуки и
звукосочетания, подражая воспитателю;
– объяснение и показ артикуляции;
– сопоставление звуков русского языка со звуками родного языка.
С целью преодоления фонетических трудностей учитель может проводить упражнения типа «фонетической зарядки».
Нужно только, чтобы ребенок слышал русскую речь с хорошим произношением, чтобы он сам имел возможность говорить и участвовать в общении, добиваться своего методом проб и ошибок.
Обучение грамматике представляет определенные трудности. Овладение грамматическими навыками строится на базе речевых образцов с использованием принципа аналогии с родным языком. Ребенок должен осознать, что любой язык строится по своим законам, которые необходимо соблюдать, чтобы высказывание было понятно. Для этого можно использовать специально разработанные грамматические игры, сказки, истории и стихотворения.
Для обеспечения более эффективного усвоения детьми русского языка:
– прежде всего, необходимо обратить внимание на повторение материала и его осознанное восприятие. Дети обязательно должны понимать то, о чем они говорят;
– в произношении не должны допускаться ошибки, сразу же надо
поправлять ребенка и закреплять правильное произношение, но делать это незаметно и ненавязчиво;
– все занятия проводить по определенным темам и в игровой форме. Так легче контролировать запас приобретенной лексики и речевых
структур;
– на занятиях использовать наглядный материал, индивидуальные
карточки, игрушки, плакаты, различные предметы, много внимания
уделять прослушиванию. Использовать для этого диски, кассеты с записями сказок, игр, песен по темам;
– реализовывать знание языка на праздниках: привлекать детей к
чтению стихов, показу инсценировок, пению песен на русском языке.
Каждое занятие должно включать в себя выполнение тематических заданий в рабочих тетрадях.
Задание. Какие вопросы задал Аман?
- … ? - … ?
- Да, он дома. – Да, это дом.
Задание. Найдите ответы на вопросы. Напишите вопросы и ответы.
Это Иван? Да, она дома.
Мама дома? Да, лампа.
Там вода? Да, он.
При повторении темы «Род имён существительных» хороший результат даёт такое задание.
Задание. Как вы думаете, какие слова лежат в какой корзине.



Брат, подруга, стол, фото, стул, друг, дом, завод, парк, группа, окно, рыба, суп, комната, лампа, молоко, буква, папа, страна, город, слово, сын, собака, кот, банк, автобус, рассказ, сумка, сыр, торт, вода.
Задание. Скажите: а) как Мурад ответил на вопрос?
б) какой вопрос он задал?
А) - Это школа? Б) - … ?
- Да, … - Да, это наша школа.
-Кто это? Ваш друг? - …?
- … - Да, это мой брат.
- Утром холодно? - …
- … - Наш урок утром.




Задание. Спросите, где?
Вот дом. Анна и Антон дома. Здесь дом. Слева банк. Справа аптека. Там парк. Вот стол. Слева чашка. Там чай. Справа ваза. Там розы.
Игра с учащимися 6-7 лет«Узнай по голосу». Зайчик «отворачивается», он должен отгадать голос того, кто с ним поздоровается.
– Здравствуй, зайчик! – Здравствуй, Акча! (Узнает всех.)
На следующем уроке заяц (или другой сказочный персонаж) хочет уточнить, правильно ли помнит ваши имена.
– Ты Акча? – Да (нет).
– А как тебя зовут? – Меня зовут Азат.
(Большинство имен не отгадывает.)
Игра может продолжаться и другим методом. Учитель завязывает одному ребенку глаза, другой ребенок подходит и говорит: «Привет, Аман!».
Ребёнок с завязанными глазами спрашивает:
– Ты Азат? – Да (нет).
Игра«Сосчитай».
Мишутка:
– Ребята, я хочу сосчитать, сколько у вас мальчиков и сколько девочек. Мальчики, идите сюда. (Мальчики подходят к Мишутке, Мишутка считает мальчиков. Потом зайчик вместе с девочками считает мальчиков.)
Зайчик хочет посчитать девочек.
– Девочки, идите сюда. (Девочки подходят. Зайчик вместе с мальчиками считает девочек.)
Такие формы работы активизируют познавательную активность, внимание, способствуют развитию такого важного умения, как вести диалог, позволяют детям в игровой форме развивать свою устную научную речь.
Хочу выразить глубокую благодарность уважаемому Президенту Гурбангулы Бердимухамедову за неустанную отеческую заботу о будущем нашей страны и пожелать ему здоровья и долгих лет жизни .

Литература
1. Концепция развития 12-летнего образования.
2. Быстрай Е. Формирование межкультурной педагогической компетентности учителя // Вестник высшей школы-2006- №6-с. 14-18
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – Народное образование. Москва, 2005
4. Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса.Часть5.Информационные технологии в образовательном процессе. Методические материалы. 2005