СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межличностные отношения в младшем школьном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте

Просмотр содержимого документа
«Межличностные отношения в младшем школьном возрасте»

Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте

В младшей школе дети динамично овладевают навыками общения. Младшие школьники активно устанавливают дружеские связи. Способность взаимодействовать с другими членами общества, приобретать друзей среди сверстников – важная задача развития на данном этапе1.

Коллективные связи и взаимоотношения уменьшаются среди младших школьников по сравнению с подготовительной группой в детском саду. Это связано с появлением новых членов коллектива, с появлением новых видов деятельности – учёба.

На данном возрастном этапе от ребёнка требуется научиться социальному взаимодействию со своими сверстниками и завести друзей.

В первом классе повышается уровень конформности, что обусловлено новой социальной ситуацией и новыми правилами поведения. В это же время посредством общения со сверстниками у ребёнка выравнивается самооценка, лучше проходит процесс социализации.

Отношения между одноклассниками регулируются учителем через образовательный процесс. Посредством учителя формируются статусы и межличностные отношения в классе. Исследования показывают, что предпочитаемыми становятся дети, которых учитель чаще хвалит, которые хорошо учатся2.

Во втором и третьем классе для школьников авторитет учителя спадает, но отношения с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными.

Дети начинают выбирать себе друзей по симпатиям и общим интересам. Важную роль также играют близость места проживания и половой признак.

Для младших школьников характерно выбирать в друзья по общим жизненным обстоятельствам или случайным интересам. Дружба установится между теми, кто сидит за одной партой, рядом живёт, любит рисовать или читать и т.д. В этом возрасте сознание ребёнка ещё не может выбирать друга по существенно обоснованным качествам личности. Тем не менее, к третьему-четвёртому классу дети глубже осознают качества личности другого человека и его характер. В третьем классе, выбирая одноклассника для совместной деятельности, примерно 75 процентов ориентируются на нравственные качества другого3.

Материалы исследований утверждают, что именно успехи в школьных делах и в учёбе воспринимаются младшими школьниками как главная характеристика личности4. Отвечая на вопросы: «С кем ты хочешь сидеть за партой и почему?», «Кого ты хочешь пригласить на день рождения и почему именно его?» 85% учащихся 1-го класса и 70% ‒ 2-го класса мотивировали свой выбор успехами или неуспехами сверстников в учебе. Если выбирался не самый успешный ребёнок, то предлагалась помощь. В большинстве случаев при оценке одноклассников делалась ссылка на мнение учителя.

В младшей школе у детей формируется понятие дружбы как личный выбор в соответствии с симпатиями, взаимной привязанностью. Чаще остальных у младших школьников встречается групповая дружба. Дружба выполняет важную функцию в развитии самосознания. При наличии дружеских отношений ребёнок начинает осознавать причастность к обществу таких же, как и он.

Общение ребёнка подразделяется на товарищеское и приятельское. Товарищеское общение реализуется при общении в классе со своим полом. Оно в меньшей степени эмоционально. Приятельское общение реализуется и в классе, и за его пределами. В основном со своим полом, только 8% мальчиков и 9% девочек с противоположным полом.

Межличностные отношения между мальчиками и девочками подвержены стихийному проявлению.

Гуманистические отношения, возникающие между мальчиками и девочками, характеризуются симпатией, товариществом и дружбой. При развитии этих показателей стремление к общению возрастает. Товарищество и симпатия в младшей школе устанавливаются легко. Личная дружба проявляется довольно редко. Активную роль в установлении этих процессов играет учитель.

Характерными антигуманными отношениями между мальчиками и девочками являются (по Ю.С.Митиной):

- отношение мальчиков к девочкам: грубость, развязность, заносчивость, драчливость, отказ от каких-либо отношений;

- отношение девочек к мальчикам: застенчивость, жалобы на поведение мальчиков или в отдельных случаях противоположные явления, например, детский флирт5.

Межличностные отношения должны находиться под контролем, во время корректироваться.

Среди младших школьников складываются отношения разного характера: одних одноклассников ученик выбирает, других не выбирает, третьих отвергает; отношение к одним устойчиво, к другим не устойчиво.

В каждом классе для каждого ученика существует три круга общения. Первый круг формируется из тех одноклассников, которые являются объектом постоянных, устойчивых выборов. Это ученики, вызывающие устойчивую симпатию, эмоциональное тяготение. Среди них есть те, кто в свою очередь симпатизирует данному школьнику. Тогда их объединяет взаимная связь. Некоторые ученики не формируют первый круг общения, когда не испытывают ни к кому устойчивой симпатии. Первый круг общения может включать как групповое общение, так и частные случаи общения. Группу составляют ученики, которых объединяет взаимная связь, то есть те, кто входит в первый круг общения друг с другом.

Второй круг общения состоит из учеников, которые вызывают симпатию. Психологической основой первичного коллектива становится такая часть общего коллектива, где ученики взаимно составляют друг для друга второй круг желаемого общения.

Эти круги представляют собой динамичные образования. Одноклассник, который раньше был для ученика во втором круге общении, может войти в первый, и наоборот. Эти круги общения взаимодействуют и с наиболее широким третьим кругом общения, который включает всех учеников данного класса. Но школьники находятся в личных взаимоотношениях не только с одноклассниками, но и с учениками из других классов.

В младшей школе ученики уже хотят занимать определённое положение в структуре межличностных отношений. Дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием.

На установление личных отношений напрямую воздействует школьная действительность. Основу этой системы составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.

В проявлении и развитии потребности детей в общении, у учеников начальных классов наблюдаются значительные индивидуальные особенности. Можно выделить две группы детей в соответствии с этими особенностями. У одних общение с товарищами в основном ограничивается школой. У других общение с товарищами уже занимает немалое место в жизни.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить6.

На положение ребенка в системе личных взаимоотношений влияет и такой феномен как речевая культура.

Речевая культура общения состоит не только в том, что ребенок правильно произносит и правильно подбирает слова вежливости. Ребенок, обладающий только этими возможностями, может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним, так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувстве собственного достоинства.

Именно усваиваемые и использованные ребенком средства эффективного общения в первую очередь определят отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Именно в условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений.

Таким образом, в основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которые влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а конце 3-4 класса и индивидуальные нравственные качества.


Методики диагностики межличностных отношений между младшими школьниками

Учитель играет определяющую роль в установлении межличностных отношений в классе среди младших школьников. Учитель выявляет, изучает особенности межличностных отношений в классе, корректирует поведение детей, определяет возникающие проблемы в общении. Для этого используются различные диагностические методики.

Метод социометрии изучает эмоционально-психологические отношения в детском коллективе, роль каждого ученика в классе. Метод социометрии был разработан Дж.Морено (1951)7. Этот метод применяется как для диагностики межличностных отношений. так и для изучения межгрупповых взаимодействий для улучшения, изменения и совершенствования их. Посредством социометрического метода можно изучить типы социального поведения в группе, социально-психологическую совместимость членов группы.

Для диагностирования используется анкета с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил (а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)

  2. С кем бы ты не хотел(а) сидеть за одной партой?

  3. Кого ты считаешь свои другом (подругой)?

Спасибо!»8

Учитель задает поочередно вопросы каждому ученику, которые являются критериями выбора (положительные и отрицательные выборы). Дети, отвечая на вопросы, записывают фамилии трёх своих одноклассников, которых выбрали. Первым в списке указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. В каждом пункте фамилии могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После заполнения бланков, листы проверяются учениками и учителем: указаны ли три фамилии в каждом пункте. Правильное заполнение облегчит проверку бланков.

Все результаты должны быть собраны в единую таблицу – социоматрицу.

Методика одномоментных срезов структуры группы Т. Репиной (актометрия) (1989)9. Методика заключается в наблюдении за учащимися во время самостоятельных занятий и игр. Именно в непосредственном общении у младших школьников формируются межличностные отношения. Наблюдать за классом следует во время перемены, когда дети самостоятельно играют. В каждый момент наблюдения группа детей будет находиться в различных состояниях. Эта методика даёт возможность собрать сведения о контактирова­нии детей, на основе собранных данных можно выстроить модель групповой структуры.

Заключается диагностика в том, что учитель наблюдает и многократно фиксирует все группы, имеющиеся на данный момент, а также одиночных учащихся. Сбор данных следует проводить через каждые 1-2 дня в течение 5-7 минут в повторяющихся условиях и в то же время. Достаточно будет провести 30-40 срезов, но не менее 20. В диагностических протоколах каждый ученик записывается под тем же номером, под каким он указан в классном журнале. Номера учащихся должны сохраняться во всех замерах. Учитель во время диагностики находится в опреде­ленном месте. По завершении замеров проводится количественно-качественная обработка результатов10.

Тест «Дом. Дерево. Человек» (как познать себя и научиться ладить с людьми), предложенный Дж. Буком в 1948 г., помогает определить оценку личности испытуемого, уровень его развития, работоспособности и интеграции, а также получить данные, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

В процессе диагностики школьникам предлагается белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15х21. Первая страница предназначена для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся ученика, последующие три страницы отведены для рисунков и соответственно озаглавлены: «Дом», «Дерево», «Человек»; также понадобятся несколько простых мягких карандашей, ластик. Методика предназначена как для группового исследования, так и для индивидуальной диагностики. При индивидуальной диагностике возникает больше возможностей для наблюдения.

Перед началом диагностики проводится инструкция: «Возьмите один из этих карандашей. Нарисуйте дом настолько хорошо, насколько сможете. Вы можете нарисовать дом любого типа, какой вам захочется. Можете стирать нарисованное сколько угодно – это не отразится на вашей оценке. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше»11.

Каждый объект (дом, дерево, человек), нарисованный учащимся отдельно или в композиции, следует рассматривать как автопортрет, поскольку каждый ученик изображает его с некими особенностями, имеющими для него по каким-либо причинам существенное значение, причем эти особенности имеют реальную подоплеку, отличную от того, что могут говорить об этом сами учащиеся.

Учитель, проводящий диагностику по этой методике, должен иметь в виду, что тот или иной элемент в одной конфигурации может иметь значение, полностью отличающееся от присвоенного ему значения в другой конфигурации, а также и то, что он может иметь больше одного значения.

Личность ребёнка активно устанавливается в младшей школе. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей межличностных отношений в детском коллективе и тех трудностей, которые у них при этом могут возникнуть, может оказать серьезную помощь взрослым при организации работы с младшими школьниками. Общение с детьми ‒ необходимое условие психологического развития ребенка. Общение является основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни младшего школьника. Через общение ребёнок формирует свои социальные качества, учится взаимодействовать с коллективом во внеучебной совместной деятельности. Основными мотивами выбора являются игровой, трудовой и нравственный. Удачным фактором, способствующим формированию коллектива и коллективных взаимоотношений, является дополнительная совместная деятельность.





1 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Система работы психолога с детьми разного возраста. В 2-х кн. Кн.1. – М.: Владос Пресс, 2008. – 384 с.


2 Стрыгина М.Н. Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника//Наука и школа. - №6, 2011. – с.117-123

3 Попова-Денисова С.В. Развитие межличностных отношений у младших школьников//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. ‒ №41 [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-mezhlichnostnyh-otnosheniy-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 20.03.2017)


4 Тодорова М.С. Самооценка как фактор социометрического статуса детей в группе//Перспективы науки и образования. - №5, 2014. – с. 94-98

5 Митина Ю.С. Влияние родителей на агрессивное поведение детей//Проблемы инновационного развития Балтийского региона. – Калининград: Витрина, 2011. – с.314-318

6 Колоненко Ю.В. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на игровых занятиях // Молодой ученый. — 2014. — №20. — с. 657-659

7 Чернова О. В. Влияние ролевой игры на улучшение межличностных взаимоотношений учащихся начальных классов/Открытый урок. Первое сентября [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/52631/ (дата обращения 22.03.2017)

8 Егорихина С.Ю. Организация межличностного взаимодействия в социально-образовательной среде: Современные научные исследования и инновации. – октябрь, 2011. [Электронный ресурс] URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3100 (дата обращения 22.03.2017)

9 Трофимова М. Секреты дружного класса // Здоровье школьника. — 2010. — № 6.

10 Утратина О.Г. Исследование межличностных отношений детей школьного возраста/Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2015/09/15/issledovanie-mezhlichnostnyh-otnosheniy-detey (дата обращения 22.03.2017)

11 Бережковская Е. Л. Становление отношения к другу в школьном возрасте / Е. Л. Бережковская, О. В. Лачина // Вестник РГГУ. — 2009. — № 7


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!