СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный подход к формированию межличностных отношений младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы с учащимися младшего школьного возраста. Работа по формированию межличностных отношений младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Современный подход к формированию межличностных отношений младших школьников»

2


Гурьева С. В.

начальное общее образование

МАОУ «СОШ №12 им. В.Ф. Маргелова»

Современный подход к формированию межличностных отношений младших школьников

В условиях введения ФГОС особенно актуальной является проблема социализации младших школьников.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

С приходом в школу ребёнок оказывается в новой для себя социальной ситуации развития. Изменяется его место в системе социальных отношений: он впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, получает новые права и обязанности, попадает в другую систему взаимоотношений с окружающими. Новый социальный статус обуславливает и формирование особенностей его личности в школьном возрасте.

Развитие личности в условиях введения ФГОС не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.

Набирая учеников в 1 класс, я столкнулась с определенными трудностями. Во-первых, в классе формируются 2 группы: одна – дети, пришедшие из детского сада. Они знают, что такое коллектив, требования, правила коллектива. Вторая группа – это «домашние» дети. Их круг общения ограничивался двумя – тремя сверстниками. У таких детей появился дискомфорт, страх быть непонятыми, неуверенность в себе.

Во-вторых, выявились дети, отстающие в развитии, педагогически запущенные и слабо подготовленные к школе. Они не умеют играть со сверстниками, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда и неудачи в игре, трудовых действиях, обидчивость, упрямство, грубость, несдержанность, или, напротив – вялость, инертность.

Работа по преодолению проблем ребёнка, мешающих ему достигать позитивных результатов в общении, основывается на совместной деятельности педагога, родителя и ученика и проводится поэтапно.

Свою деятельность по формированию межличностных отношений первоклашек я условно разделила на несколько стадий, взаимосвязанных между собой:

  1. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

  2. Организация классного самоуправления, создание классных традиций.

  3. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

При планировании воспитательной работы с классом были поставлены следующие основные цели и задачи:

- адаптация учащихся класса к обучению в начальном звене;

- создание и сплочение классного коллектива;

- воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;

- воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и её традициям;

- прививать навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь, чувство ответственности в учёбе.

Следующее, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, - это организовала работу по созданию классного самоуправления.

Конечно, в начале первого класса самоорганизация и самоуправление на низком уровне. Ещё не достаточно сформирован орган самоуправления. Ребята далеко не всегда могут без посторонней помощи что-то делать.

Наряду с работой по организации классного самоуправления закладываются основы классных традиций. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела.

Также, объединению коллектива содействуют всевозможные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают как дети, так и их родители.

В процессе формирования классного коллектива главной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Непременным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности – классный час. На классных часах ребята учатся рассуждать, рефлексировать свои чувства, сотрудничать.

Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Поэтому я стараюсь уделять внимание групповой работе на уроке и во внеурочное время.

Изучение класса (диагностический этап)

На этом этапе осуществляется:

- выявление уровня воспитанности;

- выявление детей требующих индивидуального подхода;

-изучение интересов и увлечений, их взаимодействие со сверстниками и родителями;

- изучение интересов, запросов, ценностей родителей, взаимоотношения в семье;

- определение целей, задач и направлений воспитательной системы.

Для изучения класса можно использовать ряд методик:

Необходимым компонентом формирования межличностных отношений является самооценка.

  • для определения уровня самооценки – методика «лесенка» В.Г. Щур;

На формирование межличностных отношений большое влияние оказывает уровень тревожности.

  • для определения уровня школьной тревожности – проективная методика, предложенная Е. Амен, в модификации А.М. Прихожан;

Социализации личности зависит от уровня учебной мотивации и статуса личности в системе межличностных отношений.

  • для определения уровня учебной мотивации и отношение к школе, одноклассникам, учителю - методика «Анкетирование»;

  • для определения межличностных выборов – методика «социометрия»;

Следует заметить, что сплочение классного коллектива это очень продолжительный процесс. И потому необходимо постоянно отслеживать развитие взаимоотношений ребят.

  • для изучения детского коллектива – теория А.Н. Лутошкина, типологии А.С. Макаренко, Л.И. Уманского.



Таким образом, изучение межличностных отношений детей в классе необходимо для того, чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребёнка в классе благоприятный/эмоциональный/психологический климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.