СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Межпредметные связи на уроках иностранного языка в условиях введения ФГОС ОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рассматривает межпредметные связи на уроках иностранного языка в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Практическая направленность иностранного языка даёт возможность не только формировать иноязычную коммуникативную компетенцию и закладывать основы иноязычной культуры у обучающихся, но и использовать при этом знания из различных областей, формируя целостное мировоззрение школьников.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи на уроках иностранного языка в условиях введения ФГОС ОО»

Межпредметные связи на уроках иностранного языка

в условиях введения ФГОС ОО


Статья рассматривает межпредметные связи на уроках иностранного языка в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Практическая направленность иностранного языка даёт возможность не только формировать иноязычную коммуникативную компетенцию и закладывать основы иноязычной культуры у обучающихся, но и использовать при этом знания из различных областей, формируя целостное мировоззрение школьников. Перечисляя заложенные в стандарте образования личностные результаты, необходимые для развития школьников, можно проследить межпредметные связи урока «Иностранный язык» почти со всеми учебными дисциплинами.

Ключевые слова: иноязычное образование, предметное содержание, межпредметные связи, личностные результаты, целостное мировоззрение.


Ключевую роль в формировании универсальных учебных действий, в том числе познавательных исследовательских на этапе основного общего среднего образования, играет содержание учебных предметов и способы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества, определяемые примерной программой по учебным предметам. Ориентируясь на решение задач образования, программа каждой учебной дисциплины в своем предметном содержании направлена и на расширение межпредметных связей, нацеливающих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.

Уроки иностранного языка строятся на темах, значимых для развития и интересующих обучающихся. В школе предмет «Иностранный язык» полифункционален, являясь не только предметом и целью обучения, но и средством приобретения знаний почти по всем учебным дисциплинам. Таким образом, реализация межпредметных связей на уроках иностранного языка на основе разнообразной тематики является важным средством интеграции знаний учебных предметов и формирования у обучающихся целостной картины мира. Стоит отметить, что системно-деятельностный подход, лежащий в основе обучения иностранному языку, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта теперь является фундаментом образовательных программ. И практическая направленность иностранного языка даёт прекрасную возможность не только формировать иноязычную коммуникативную компетенцию и закладывать основы иноязычной культуры у обучающихся, но и использовать при этом знания из различных областей. Межпредметные связи также способствуют развитию познавательных способностей, умственной деятельности, активности, интересов учеников, что влияет на формирование предметных и метапредметных результатов.

Иностранный язык как учебный предмет наряду с русским языком и литературой и татарским языком и литературой в Республике Татарстан входит в образовательную область «Филология», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника. На уроках проводится сравнение языковых явлений, выделяя сходство и различие при изучении грамматического и лексического материала. Нередко иностранный язык не только опирается на базовые знания родного языка, но и способствует их более точному пониманию.

Межпредметные связи на основе тематики программ и страноведческого материала затрагивают области истории, географии, литературы, искусства и

составляют хорошую основу освоения личностных результатов образовательной программы основного общего образования.

Родные языки и литература наряду с иностранным языком формируют коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве, готовность и способность вести диалог со сверстниками и другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Историческая тематика способствует  воспитанию российской гражданской идентичности и толерантности; обществоведческие темы - освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, формированию нравственных чувств и нравственного поведения, осознанию значения семьи в жизни человека и общества. Темы «Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода» связаны с биологией, экологией и географией и формируют основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; «Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка)» развивают эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческую деятельность эстетического характера. Тема «Выдающиеся люди. Их вклад в науку» соприкасается с дисциплинами естественно-математического цикла.

К тому же рациональное использование межпредметных связей может быть одним из резервов повышения мотивации к обучению и познанию, ведущих к готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Предметное содержание речи «Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.» соотносится с физической культурой и основами безопасности жизнедеятельности и формирует ценности  здорового и безопасного образа жизни; учит правилам индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правилам поведения на транспорте и на дорогах.

Так на мастер-классе для слушателей республиканских курсов учителей физической культуры и преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности были предъявлены наработки использования межпредметных связей на уроках иностранного языка.

Учителя узнали, что в рамках концепции здоровьесберегающего образования на разных ступенях проводятся уроки по темам «Режим дня», «Климат и его влияние на здоровье человека», «Спорт и здоровый образ жизни», «Здоровое питание и влияние его на здоровье», «Экстремальные виды спорта», «Здоровый образ жизни», «У врача», «Защита окружающей среды», «Проблемы молодежи», «Здоровье и культура общения», «Технический прогресс и человеческие способности», «Походы и путешествия» и другие.

Учитывая физиологические и психологические особенности детей на уроках, предусматриваются виды работы, снимающие напряжение и усталость. Учителя ознакомились с видами упражнений, используемых для проведения физкультминуток. Это могут быть отработка любой лексики с показом обучающимися значения перевода в виде действий или жестов, игры пантомимы, дыхательные упражнения с описанием команд на английском языке. Слушатели курсов с удовольствием побыли учениками, отрабатывая три формы неправильных глаголов английского языка, повторяя их и показывая перевод действиями; выполняли необычные упражнения на развитие памяти и мышления. Участвуя в социологическом опросе, определили степень риска видов деятельности, включающих виды спорта, выполнение физических упражнений и вредные привычки. Также побывали в роли знатоков английского языка, соотнося английские и русские спортивные термины.

Таким образом, мы видим, что иностранный язык, как ни какой другой предмет обучения, способствует формированию целостного мировоззрения школьника, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. И в связи с этим можно отметить его универсальность.