Исследовательская работа на тему:
«Мифы в литературе и искусстве»
Выполнили:
ученики 6 «А» класса
МКОУ гимназии №2
Асриев Владислав и Амбарцумян Александр.
Фридрих Шеллинг в «Философии искусства» писал: «…то, что живет в сказаниях мифологии, несомненно, когда-то действительно существовало, и современному роду человеческому предшествовал род богов».
Фридрих Шеллинг
Цель:
Использование мифологического жанра в литературе и искусстве.
Задачи:
- Проанализировать художественную литературу по данной теме.
- Познакомиться с Мифами Древней Греции.
- Изучить мифологические персонажи славянских и древнегреческих мифов.
- Познакомиться с мифами о русалке, Вие, Прометее.
- Исследовать произведения Лермонтова, Гоголя, Горького.
- Исследовать влияние увлечением мифами на дальнейшую жизнь авторов.
- Выяснить степень использования мифологических героев в литературных произведениях и в искусстве.
МИФ
МИФ (от греч. mythos - предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы.
Олимп - гора в Фессалии, на которой обитают боги. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов.
Боги Древней Греции
Олимпийцы — верховные боги младшего поколения греческих богов во главе с Зевсом, обитавшие на вершине горы Олимп. В греческой мифологии олимпийцы почитались как верховные божества. Традиционно насчитывают двенадцать главных богов-олимпийцев: Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Арес, Афродита, Гермес, Афина, Гефест и Гестия .
Аполлон – бог солнечного света. Аполлон обладал даром предвидеть будущее и считался покровителем всех искусств.
Арес – бог вероломной войны, сын Зевса и Геры. Греки изображали его в виде сильного молодого мужчины.
Артемида – богиня охоты и природы. В ее честь был воздвигнут грандиозный храм – одно из семи чудес света. Основные изображения Артемиды – в виде охотницы в коротком хитоне, с копьем и луком, в сопровождении нимф или нескольких ланей.
Афина (Паллада) — дочь Зевса, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Одна из наиболее почитаемых греческих богинь, богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний
Афродита — богиня любви и красоты . Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде — вышла из морской пены, отсюда ее титул Анадиомена, «пенорожденная»).
Гермес —покровитель странников, ремесел, торговли, воров.. Исполнял роль вестника богов и проводника душ умерших. Изображался, как правило, в виде молодого мужчины в простой шляпе и крылатых сандалиях, с магическим жезлом в руках..
Гефест — бог огня и кузнечного дела. Считался покровителем ремесленников (в особенности кузнецов). Греки изображали Гефеста широкоплечим, низкорослым и хромым человеком, работающим в кузнице, где он кует оружие для богов-олимпийцев и героев.
Гестия — богиня домашнего очага и огня.
Гера — верховная олимпийская богиня, Гера считалась покровительницей брака.
Деметра — богиня плодородия и земледелия.
Посейдон —брат Зевса и Аида, властвующий над морской стихией. Посейдону были также подвластны земные недра, он повелевал бурями и землетрясениями. Изображался в виде мужчины с трезубцем в руке, обычно — в сопровождении свиты из низших морских божеств и морских животных.
Зевс — верховный бог, царь богов и людей. Зевс считался владыкой гроз и громов. Как старший из богов, Зевс был покровителем справедливости, ниспосылал людям богатство и процветание, хранил мировой порядок. Зевса изображали в виде дородного мужчины с пучком молний в кулаке
Миф о Вие
И так кто же такой Вий? Если ,по словам Гоголя, он герой народных преданий, то его образ должен встречаться в произведениях фольклора . Однако сказочного героя с таким именем не существует. Да откуда взялось имя – Вий? Обратимся к словарю. В украинском языке имя персонажа малороссийских преданий Вий идет, видимо, от слов «вия», «вийка» - ресницы (а «повико» - веко). Ведь самое запоминающаяся черта Вия – огромные веки, поэтому имя его произошло как раз от них. Или же его волосатость заставляет вспомнить одного из древнейших и к тому же главных восточнославянских богов времен язычества – Велеса (волоса).
Функцию Велеса, главенствующего в преисподней, видимо, взял на себя образ Вия – персонажа сугубо отрицательного, «нечистой силы». Вий - злобный грозный дух, хозяйничающий в преисподней, олицетворение смерти и могильного мрака, предводитель нечисти.
Мифы в жизни писателей
М.Ю. Лермонтов
Легендами окутаны и имена наших писателей, о которых рассказывают современники.
Когда М.Лермонтов был уже мертв и лежал на том же месте, где упал после дуэли, черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу. Когда его хотели приподнять и оттащить в сторону, спертый воздух выступил из груди с таким звуком, что показалось, что это живой вздох.
Н.В.Гоголь
Н.В.Гоголь очень часто думал о смерти, и смерть его была странной, как и его произведения. Перезахоронение породило легенду, что Гоголь умер дважды, и второй раз воистину ужасно – под землей, в темноте и тесноте гроба. При эксгумации обнаружили, что обшивка гроба изнутри была вся изорвана! Это значит, что, возможно, похоронили Гоголя живым – в состоянии летаргического сна. Именно этого он боялся всю жизнь.
М.Горький
М.Горький, умирая, слабо двигал рукой, как прощаются при расставании. И тут вдруг произошло чудо, о котором пишут все очевидцы. Позвонили и сказали, что навестить Горького едут Сталин, Молотов и Ворошилов. И Горький ожил! Совсем как в средневековых легендах, когда прикосновение или взгляд исцеляли недужных.
Изучив жизнь писателей мы видим, что увлечение мифами отразилась на их судьбе.
Мифы в скульптурах
Скульптуры Санкт-Петербурга
Мифами обычно считают сказания, в которых передаются представления людей первобытного общества и древности о происхождении мира, всего живого на земле, о божествах и обожествленных героях. Поэтому скульпторы тоже использовали в создании своих творений образы мифологических героев. В частности, в Санкт – Петербурге очень много статуй, созданных по мотивам греческой мифологии .
Санкт-Петербург
Скульптуры Санкт-Петербурга
Среди мифологических античных героев основатель Петербурга выделял двух олимпийских богов: дочь Зевса Афину и Посейдона. Неслучайно в Петергофе есть скульптура бога морей, выполненная по рисунку самого Петра Великого.
Посейдон
Афина
Скульптуры Санкт-Петербурга
А что же прельщало Петра Великого в Афине? Скорее всего то, что она вела справедливые войны и знала толк в кораблестроении. Ее мы видим стоящей рядом с Петром, которому вручает трезубец бог морей на горельефе «Заведение флота в России», украшающем арку главной башни адмиралтейства.
Афина
Скульптуры Санкт-Петербурга
В 1808 г. по проекту выдающегося русского зодчего Андрея Воронихина был построен Горный институт. На боковых фризах - скульптурные рельефы. Один из них рассказывает о визите Афродиты к богу кузнечного мастерства Гефесту за доспехами для Ареса. На другом рельефе – Аполлон, пришедший за колесницей в кузнецу Гефеста.
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Аполлон
Гефест и Афродита
Санкт-Петербург
Вторая композиция «Геракл, удушающий Антея» выполнена по модели скульптора С.С. Пименова. Она рассказывает об одном из последних подвигов Геракла.
Неподалеку от Аполлона в Летнем саду – три музы: Талия, Терпсихора и Эвтерпа. Музы всегда сопровождали этого бога.
Санкт-Петербург - Летние сад
Эвтерпа – муза лирической комедии
Талия – муза комедии
Терпсихора – муза танца
Скульптуры Санкт-Петербурга
У кинотеатра «Прометей» на проспекте Просвещения в 1981 г. была установлена скульптура Прометея. Часто ее называют «Летящий Прометей». Титан изображен с факелом в руке. Он летит к людям. Рядом орел, посланный Зевсом покарать Прометея. Автор этой композиции - выпускник академии художеств Роман Красницкий. Она была последней из скульптур города, созданных на темы античных мифов.
Санкт-Петербург
Вывод:
- Можно не сомневаться в том, что композиторы, скульпторы, филологи, поэты и прозаики будут обращаться к мифам как к неиссякаемому источнику, щедро одаряющему тех, кто припадает к его живой воде.
- Мы, читатели, должны использовать знания мифологии для изучения литературных произведений на уроках литературы и МХК.
- Мы должны помнить жизнь своих предков, основываясь на изучении мифологии.
Литература:
1.Великие Россияне: Биографическая б-к Ф.Павленкова. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007.
2.Историки античности. В 2-х т. Т.1. Древняя Греция. – М.: Правда, 1989.
3.Лаврин А. Хроники Харона: Энциклопедия смерти – М.: Московский рабочий, 1993.
4.Парандовский Я. Мифология – М.: Дет. лит.,1971.
5.Раков Ю.А. Античные стражи Петербурга. – СПб.: Химия, 1996.
6.Универсальный словарь – СПб.: ИГ «Весь», 2009.