СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ломоносов Михаил Васильевич

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана к дню рождения М.В.Ломоносова, ученого, писателя.

Просмотр содержимого документа
«Ломоносов Михаил Васильевич»

Михаил Васильевич Ломоносов 19 ноября 1711 –  04 апреля 1765 Презентацию выполнила библиотекарь МОУ «СОШ № 43» г. Воркуты Острова Татьяна Геннадьевна

Михаил Васильевич Ломоносов

19 ноября 1711 – 04 апреля 1765

Презентацию выполнила библиотекарь

МОУ «СОШ № 43» г. Воркуты

Острова Татьяна Геннадьевна

Вступление Михаил Васильевич Ломоносов является одним из великих учёных, которого без сомнений можно поставить на одно из первых мест среди разносторонне одаренных людей в истории человечества. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия - вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след. А. С. Пушкин писал, что, “соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей”. В то время, когда родился М. В. Ломоносов, в Российском государстве существовало всего лишь два высших учебных заведения – славяно-греко-латинская академия в Москве и Киевская духовная академия. Однако требования высших кругов общества не позволяли людям из низших сословий научиться более существенному, кроме как читать и писать, по традиции крестьянину заниматься науками считалось пустым и ненужным занятием.

Вступление

Михаил Васильевич Ломоносов является одним из великих учёных, которого без сомнений можно поставить на одно из первых мест среди разносторонне одаренных людей в истории человечества.

Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия - вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след. А. С. Пушкин писал, что, “соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей”.

В то время, когда родился М. В. Ломоносов, в Российском государстве существовало всего лишь два высших учебных заведения – славяно-греко-латинская академия в Москве и Киевская духовная академия.

Однако требования высших кругов общества не позволяли людям из низших сословий научиться более существенному, кроме как читать и писать, по традиции крестьянину заниматься науками считалось пустым и ненужным занятием.

Место рождения д. Мишанинская  Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии

Место рождения

д. Мишанинская Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии

Деревня Мишанская, позже слившаяся с деревней Денисовкой, находилась на Курострове, против города Холмогоры, на одном из девяти островов дельты Северной Двины, примерно в 140 км от места её впадения в Белое море. С давних времён эти острова были густо заселены. Здесь имелись хорошие пахотные земли, богатые выгоны для скота, а главное - открытый выход в море.

Деревня Мишанская, позже слившаяся с деревней Денисовкой, находилась на Курострове, против города Холмогоры, на одном из девяти островов дельты Северной Двины, примерно в 140 км от места её впадения в Белое море. С давних времён эти острова были густо заселены. Здесь имелись хорошие пахотные земли, богатые выгоны для скота, а главное - открытый выход в море.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в семье черносошного крестьянина помора Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны, урожденной Сивковой. Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVI веку, ко временам Ивана Грозного. Дед будущего учёного, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич, и многие родственники были жителями Курострова. Как и большинство куростровских крестьян-поморов, они занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел. В начале XVIII века семья Ломоносовых имела Средний достаток. Она располагала сравнительно крупным земельным наделом - около 67 сажен, но главным источником благосостояния являлся морской промысел.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в семье черносошного крестьянина помора Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны, урожденной Сивковой.

Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVI веку, ко временам Ивана Грозного. Дед будущего учёного, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич, и многие родственники были жителями Курострова. Как и большинство куростровских крестьян-поморов, они занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел.

В начале XVIII века семья Ломоносовых имела Средний достаток. Она располагала сравнительно крупным земельным наделом - около 67 сажен, но главным источником благосостояния являлся морской промысел.

Галиот «Чайка»,  принадлежащий семье Ломоносовых

Галиот «Чайка», принадлежащий семье Ломоносовых

Плавания в суровых северных морях были нелёгким делом. Поморы объединялись в артели. Почти все Ломоносовы деревни Мишанинской до начала 20-х годов XVIII века жили одной семьёй, мужчины сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Документы свидетельствуют, что ещё в 1710 Лука Ломоносов, двоюродный дед будущего учёного, был кормщиком - старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, то есть знал навигационное дело. В 1722 отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, получил 34 сажени пашни, построил собственный дом и стал жить самостоятельно, по-прежнему занимаясь в основном морским промыслом. Позже, в 1753, Ломоносов писал, что отец «довольство кровавым потом нажил».

Плавания в суровых северных морях были нелёгким делом. Поморы объединялись в артели. Почти все Ломоносовы деревни Мишанинской до начала 20-х годов XVIII века жили одной семьёй, мужчины сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам.

Документы свидетельствуют, что ещё в 1710 Лука Ломоносов, двоюродный дед будущего учёного, был кормщиком - старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, то есть знал навигационное дело.

В 1722 отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, получил 34 сажени пашни, построил собственный дом и стал жить самостоятельно, по-прежнему занимаясь в основном морским промыслом. Позже, в 1753, Ломоносов писал, что отец «довольство кровавым потом нажил».

Лучшими моментами в детстве Ломоносова были, по-видимому, его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом Ломоносов ходил как в дальние плавания - в Северный Ледовитый океан - к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние - до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше - всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора». .. (Вернадский «Ломоносовский Сборник», II, 144).

Лучшими моментами в детстве Ломоносова были, по-видимому, его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом Ломоносов ходил как в дальние плавания - в Северный Ледовитый океан - к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние - до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше - всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора». .. (Вернадский «Ломоносовский Сборник», II, 144).

Первые учебники  В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.

Первые учебники

В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте. Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.

» «принужден был читать и учиться…в уединенных и пустых местах

» «принужден был читать и учиться…в уединенных и пустых местах

Ещё от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению; позднее она, по-видимому, была поддержана в нём поморами-старообрядцами. Рано, по-видимому, зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учёности» для него делаются откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.

Ещё от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению; позднее она, по-видимому, была поддержана в нём поморами-старообрядцами.

Рано, по-видимому, зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учёности» для него делаются откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.

Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. Годы, проведённые Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрения, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества.

Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву.

Годы, проведённые Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрения, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества.

Пешком в Москву

Пешком в Москву

В Москву Ломоносов ушёл с ведома отца, произошло это в конце 1730 года; один из местных крестьян поручился даже во взносе за него податей; но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился «в бегах». Уход из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России - в Москве, Киеве и Петербурге - можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву.

В Москву Ломоносов ушёл с ведома отца, произошло это в конце 1730 года; один из местных крестьян поручился даже во взносе за него податей; но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился «в бегах». Уход из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России - в Москве, Киеве и Петербурге - можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву.

Путь Ломоносова В Москву Холмогоры Москва

Путь Ломоносова В Москву

Холмогоры

Москва

Славяно-греко-латинская академия

Славяно-греко-латинская академия

В «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов вступил в 1731 и пробыл там около 5 лет. Никто не ожидал в Москве юношу с далёкого Севера. Из дошедшего до нас письма Ломоносова к И. И. Шувалову видно, какие физические лишения, какую душевную борьбу пришлось выдержать Ломоносову за время пребывания его в академии. Позже Ломоносов вспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться».

В «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов вступил в 1731 и пробыл там около 5 лет. Никто не ожидал в Москве юношу с далёкого Севера. Из дошедшего до нас письма Ломоносова к И. И. Шувалову видно, какие физические лишения, какую душевную борьбу пришлось выдержать Ломоносову за время пребывания его в академии. Позже Ломоносов вспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться».

В научном отношении пребывание в академии принесло ему немалую пользу: он не только приобрёл вкус вообще к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился и вообще с тогдашней «наукой», хотя и в обычной для того времени схоластической форме разных «пиитик», «риторик» и «философий». Удивительная целеустремлённость была присуща Ломоносову. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, он читал летописи, книги духовного и светского содержания в библиотеке Заиконоспасского монастыря.

В научном отношении пребывание в академии принесло ему немалую пользу: он не только приобрёл вкус вообще к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился и вообще с тогдашней «наукой», хотя и в обычной для того времени схоластической форме разных «пиитик», «риторик» и «философий».

Удивительная целеустремлённость была присуща Ломоносову. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, он читал летописи, книги духовного и светского содержания в библиотеке Заиконоспасского монастыря.

Петербургская академия наук

Петербургская академия наук

В ноябре 1735года в числе 12-ти лучших учеников Ломоносова отправили в Петербургскую академию наук. Михаил Васильевич Ломоносов прибыл в Петербургскую Российскую Императорскую Академию Наук, когда она вступила во второе десятилетие своей деятельности. Это было уже сложившееся научное учреждение, которое имело большой для того времени штат сотрудников. В Академии были представлены все ведущие научные дисциплины того времени.

В ноябре 1735года в числе 12-ти лучших учеников Ломоносова отправили в Петербургскую академию наук.

Михаил Васильевич Ломоносов прибыл в Петербургскую Российскую Императорскую Академию Наук, когда она вступила во второе десятилетие своей деятельности. Это было уже сложившееся научное учреждение, которое имело большой для того времени штат сотрудников. В Академии были представлены все ведущие научные дисциплины того времени.

Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный помор с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам. Под руководством Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биографов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургской академии Ломоносов «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии».

Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный помор с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам. Под руководством Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биографов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургской академии Ломоносов «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии».

Ведя, длительную переписку по поводу приезда из Москвы новых студентов, Академия Наук так и не позаботилась об их устройстве. В первые дни пребывания в Петербурге Ломоносов и его товарищи поселились при самой Академии Наук, а в конце 1736 года переехали на жительство в снятое Академией каменное здание новгородской епархии на 1-й линии Васильевского острова около Невы. Здесь Ломоносов прожил почти полгода до отъезда в Германию. По отчётам о расходах за февраль-апрель 1736 года, затраченных на нужды 12 студентов, можно представить их скромный быт в Петербурге. Для них были куплены простые деревянные кровати с тюфяками, по одному маленькому столу и стулу, на всех три платяных и три книжных шкафа. Им были выданы необходимые одежда, обувь, бельё и т. д.

Ведя, длительную переписку по поводу приезда из Москвы новых студентов, Академия Наук так и не позаботилась об их устройстве. В первые дни пребывания в Петербурге Ломоносов и его товарищи поселились при самой Академии Наук, а в конце 1736 года переехали на жительство в снятое Академией каменное здание новгородской епархии на 1-й линии Васильевского острова около Невы. Здесь Ломоносов прожил почти полгода до отъезда в Германию. По отчётам о расходах за февраль-апрель 1736 года, затраченных на нужды 12 студентов, можно представить их скромный быт в Петербурге. Для них были куплены простые деревянные кровати с тюфяками, по одному маленькому столу и стулу, на всех три платяных и три книжных шкафа. Им были выданы необходимые одежда, обувь, бельё и т. д.

1736 год , Марбург, Германия

1736 год , Марбург, Германия

В 1736 трое из них, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл пять лет: - около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Вольфа, и около года в Фрейберге, у Геннеля; - около года провел он в переездах, был в Голландии. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения. На лекциях Вольфа Ломоносов мог выработать свои взгляды в области тогдашнего так называемого естественного права, в вопросах, касающихся государства. Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова.

В 1736 трое из них, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл пять лет:

- около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Вольфа, и около года в Фрейберге, у Геннеля;

- около года провел он в переездах, был в Голландии. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения. На лекциях Вольфа Ломоносов мог выработать свои взгляды в области тогдашнего так называемого естественного права, в вопросах, касающихся государства. Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова.

С ноября 1736 года (после 4 числа) Михаил Ломоносов жил в доме вдовы марбургского пивовара, члена городской думы и церковного старосты Генриха Цильха, Екатерины-Елизаветы Цильх (урожденной Зергель).

С ноября 1736 года (после 4 числа) Михаил Ломоносов жил в доме вдовы марбургского пивовара, члена городской думы и церковного старосты Генриха Цильха, Екатерины-Елизаветы Цильх (урожденной Зергель).

Возвращение в Москву Возратясь в Москву в 1745 году, Ломоносов стал первым русским профессором, членом Академии наук

Возвращение в Москву

Возратясь в Москву в 1745 году, Ломоносов стал первым русским профессором, членом Академии наук

Он занимался исследованиями по математике, физике, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознанию, философии, истории

Он занимался исследованиями по математике, физике, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознанию, философии, истории

Ломоносов по-новому осознал роль и значение химии, её место среди наук, изучающих природу. Химия «Слово о пользе Химии»

Ломоносов по-новому осознал роль и значение химии, её место среди наук, изучающих природу.

Химия

«Слово о пользе

Химии»

Ломоносов в своей  химической лаборатории В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751

Ломоносов в своей химической лаборатории

В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751

Открытия в области химии Открыл первую химическую лабораторию в России  Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс  Разработал принципы новой науки «Физической химии»

Открытия в области химии

  • Открыл первую химическую лабораторию в России
  • Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс
  • Разработал принципы новой науки «Физической химии»
Открытия в области физики Открыл закон сохранения материи Сконструировал термометр

Открытия в области физики

  • Открыл закон сохранения материи
  • Сконструировал термометр
Открытия в области астрономии  Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света»  Открыл атмосферу на Венере

Открытия в области астрономии

  • Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор «для сгущения света»
  • Открыл атмосферу на Венере
Открытия в области поэзии и литературы  Разработал правила русского языка, составил книгу «Русская грамматика»  В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова»

Открытия в области поэзии и литературы

  • Разработал правила русского языка, составил книгу «Русская грамматика»
  • В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова»
Открытия в области истории Написал 1-ый том Российской истории Составил «Краткий Летописец с родословием»

Открытия в области истории

  • Написал 1-ый том Российской истории
  • Составил «Краткий Летописец с родословием»
Открытия в области географии *составил «Полярную карту»; * разработал приборы для морского кораблевождения; *доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды); *доказал возможность Северного морского пути в Индию.

Открытия в области географии

*составил «Полярную карту»;

* разработал приборы для морского кораблевождения;

*доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды);

*доказал возможность Северного морского пути в Индию.

Открытия в области геологии Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Михаил Васильевич составил каталог минералов России. *Теория возникновения минералов и металлов *О причине землетрясений

Открытия в области геологии

Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Михаил Васильевич составил каталог минералов России.

*Теория возникновения минералов и металлов

*О причине землетрясений

Ломоносов - художник * Открыл секрет изготовления смальты * Изготовил 40 мозаичных картин * Избран почетным членом Петербургской Академии художеств * Открыл мозаичную мастерскую

Ломоносов - художник

* Открыл секрет изготовления смальты

* Изготовил 40 мозаичных картин

* Избран почетным членом Петербургской Академии художеств

* Открыл мозаичную мастерскую

Смерть М.В.Ломоносова  Среди этих неустанных трудов Ломоносов умирает от случайной простуды 4 апреля 1765 года в возрасте 53 года  Ломоносов похоронен в Александро-Невской лавре. Надгробие М. В. Ломоносова – мраморная стела с латинской и русской эпитафией и аллегорическим рельефом. Мастер Ф. Медико (Каррара) по эскизу Я. Штелина, 1760-е годы.

Смерть М.В.Ломоносова

  • Среди этих неустанных трудов Ломоносов умирает от случайной простуды 4 апреля 1765 года в возрасте 53 года
  • Ломоносов похоронен в Александро-Невской лавре. Надгробие М. В. Ломоносова – мраморная стела с латинской и русской эпитафией и аллегорическим рельефом. Мастер Ф. Медико (Каррара) по эскизу Я. Штелина, 1760-е годы.
Могила М.В.Ломоносова  в Александро – Невской лавре

Могила М.В.Ломоносова в Александро – Невской лавре

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян

В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян

НАГРАДЫ – Орден Ломоносова Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

НАГРАДЫ – Орден Ломоносова

Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

Потомки Ломоносова Так как Михаил Васильевич не имел сыновей, линия рода Ломоносовых, которую он представлял, пресеклась.  Единственная оставшаяся в живых дочь Елена Михайловна Ломоносова (1749-1772) вышла замуж за Алексея Алексеевича Константинова, домашнего библиотекаря императрицы Екатерины II. От брака Елены Ломоносовой и Алексея Константинова родился сын Алексей (ок. 1767-1814) и три дочери Софья (1769-1844), Екатерина (ок. 1771-1846) и Анна (ок. 1772-1864). Софья Алексеевна Константинова вышла замуж за Николая Николаевича Раевского-старшего, генерала, героя Отечественной войны 1812 года.  Все дети, внуки, правнуки и последовавшие поколения, происходящие от Алексея Алексеевича и Елены Михайловны Константиновых, являются непрямыми потомками М. В. Ломоносова.

Потомки Ломоносова

  • Так как Михаил Васильевич не имел сыновей, линия рода Ломоносовых, которую он представлял, пресеклась.
  • Единственная оставшаяся в живых дочь Елена Михайловна Ломоносова (1749-1772) вышла замуж за Алексея Алексеевича Константинова, домашнего библиотекаря императрицы Екатерины II. От брака Елены Ломоносовой и Алексея Константинова родился сын Алексей (ок. 1767-1814) и три дочери Софья (1769-1844), Екатерина (ок. 1771-1846) и Анна (ок. 1772-1864). Софья Алексеевна Константинова вышла замуж за Николая Николаевича Раевского-старшего, генерала, героя Отечественной войны 1812 года.
  • Все дети, внуки, правнуки и последовавшие поколения, происходящие от Алексея Алексеевича и Елены Михайловны Константиновых, являются непрямыми потомками М. В. Ломоносова.

Источники:

  • 1. Артемов, В. В. Русские ученые и изобретатели [Текст] / В. В. Артемов; [ил. А. Н. Позиненко]. – М.: Росмэн-Пресс, 2003. – 334, [1] с.: ил. – (Великие русские).
  • 2. Астафуров, В. И. М. В. Ломоносов: для славы народа российского [Текст] : книга для учащихся 8-11 кл. / Владимир Иванович Астафуров. – М.: Просвещение, 2001. – 239 с.: ил.
  • 3. Баландин, Р. К. Великие русские люди: детство и юность [Текст] / Р. К. Баландин. – М.: Педагогика-Пресс, 2002. – 259, [2] с.
  • 4. Варшавский, А. Сыны Отечества / А. Варшавский. – М.: Детская литература, 1987. – 301, [2] с.: ил. – (Люди. Время. Идеи).
  • 5. Воскобойников, В. М. Жизнь замечательных детей [Текст] : [для младшего и среднего школьного возраста] / Валерий Михайлович Воскобойников. – М.: ОНИКС, 2008. – 220, [2] с.: ил.; 22 см. – (Библиотека российского школьника). – (Читаем по школьной программе).
  • 6. Ишлинский, А. Ю. М. В. Ломоносов – великий русский ученый / А. Ю. Ишлинский, Г. Е. Павлова; редкол. И. В. Петрянов, И. Л. Кнунянц, А. Л. Нарочницкий. – М.: Педагогика, 1986. – 126, [2] с.: ил. – (Библиотечка детской энциклопедии ученые – школьнику).
  • 7. Карпеев, Э. П. М. В. Ломоносов – великий русский ученый-энциклопедист [Текст] : к 275-летию со дня рождения / Э. П. Карпеев. – Л., 1986. – 30, [2] с.
  • 8. Кудрявцев, Б. Б. М. В. Ломоносов [Текст] / Б. Б. Кудрявцев. – М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во мин-ва просвещения, 1955. – 124, [3] c. – (Классики физики).
9. Лебедев, Е. Михаил Васильевич Ломоносов [Текст] / Е. Лебедев. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 636, [2] c.  10. Ломоносов, М. В.: Имя Россия. Исторический выбор 2008 [Текст] / [Е. П. Карпеев]. – М.: АСТ : Астрель : Телеканал Россия, 2008. – 188, [2] с. : ил. ; 21 см. – На обл. и тит. листе авт. не указан. – Авт. указан на обороте тит. листа. – Библиогр.: с. 190.  11. Ломоносов, Михаил Васильевич — Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. — Загл. с экрана. – Яз. рус.  12. Михаил Васильевич Ломоносов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mvlomonosov.narod.ru/. — Загл. с экрана. – Яз. рус.  13. Перевезенцев, С. Михайло Ломоносов [Текст] / С. Перевезенцев; худож. Е. Орлов. – М.: Белый Город, 2004. – 48 с.: ил. – (История России).  14. Равич, Н. Повесть о великом поморе [Текст] / Николай Равич. – М.: Сов. Писатель, 1955. – 228 с.  15. Самин, Д. К. Сто великих ученых [Текст] / Д. К. Самин. – М.: Вече, 2001. – 590 с.: ил. – (100 великих).  16. Энциклопедия для детей. Т. 27 [Текст] : Великие люди мира / ред. кол.: М. Аксенова, О. Елисеева, Ю. Антонова и др. – М.: Астрель: Мир энциклопедий Аванта +, 2008. – 635, [2] с.: ил.
  • 9. Лебедев, Е. Михаил Васильевич Ломоносов [Текст] / Е. Лебедев. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 636, [2] c.
  • 10. Ломоносов, М. В.: Имя Россия. Исторический выбор 2008 [Текст] / [Е. П. Карпеев]. – М.: АСТ : Астрель : Телеканал Россия, 2008. – 188, [2] с. : ил. ; 21 см. – На обл. и тит. листе авт. не указан. – Авт. указан на обороте тит. листа. – Библиогр.: с. 190.
  • 11. Ломоносов, Михаил Васильевич — Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. — Загл. с экрана. – Яз. рус.
  • 12. Михаил Васильевич Ломоносов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mvlomonosov.narod.ru/. — Загл. с экрана. – Яз. рус.
  • 13. Перевезенцев, С. Михайло Ломоносов [Текст] / С. Перевезенцев; худож. Е. Орлов. – М.: Белый Город, 2004. – 48 с.: ил. – (История России).
  • 14. Равич, Н. Повесть о великом поморе [Текст] / Николай Равич. – М.: Сов. Писатель, 1955. – 228 с.
  • 15. Самин, Д. К. Сто великих ученых [Текст] / Д. К. Самин. – М.: Вече, 2001. – 590 с.: ил. – (100 великих).
  • 16. Энциклопедия для детей. Т. 27 [Текст] : Великие люди мира / ред. кол.: М. Аксенова, О. Елисеева, Ю. Антонова и др. – М.: Астрель: Мир энциклопедий Аванта +, 2008. – 635, [2] с.: ил.

Главнейшие труды М. В. Ломоносова:

  • Сочинения, СПб., 1891-1898, т. 1-IV: Л., 1934, т. VI, VII (в т. IV: Слово о явлениях воздушных, от Електрической силы происходящих; Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее и др.; в т. V: Слово о пользе химии; Слово о рождении металлов от трясения земли; Рассуждение о большей точности морского пути; Рассуждение о твёрдости и жидкости тел; Явление Венеры на солнце, наблюдённое в Санктпетербургской Академии Наук Майя 26 дня 1761 года; Слово об усовершенствовании зрительных труб и др.; в т. VI; О морозе, случившемся после тёплой погоды в апреле месяце сего 1762 года; Испытание причины северного сияния и других подобных явлений; Dissertatio physica de corporum mixtorum differentia quae in cohaesione corpusculorum consistit; Theoria Electricitatis, methodo mathematico concinnata; Tentamen Chymiae Physicae in usum studiosae juvenutsis adornatum. Dromus ad veram chymian Physiam и др.; в т. VII: Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Северным океаном в восточную Индию; Первые основания Металлургии или Рудных дел с двумя прибавлениями; Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях; Dissertatio de motu aeris in fodinis observato и др.). Физико-химические работы. М. – Пг., 1923; Стихотворения, Л. 1935; Избранные философские произведения, М., 1940.
Интернет источники https://ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов,_Михаил_Васильевич  https://24smi.org/celebrity/5146-mikhail-lomonosov.html

Интернет источники

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов,_Михаил_Васильевич
  • https://24smi.org/celebrity/5146-mikhail-lomonosov.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!