СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Милий Балакирев. Его роль в развитии русской музыкальной культуры.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация, раскрывает образ человека, направившего русскую музыку в русло народности.

Просмотр содержимого документа
«Милий Балакирев. Его роль в развитии русской музыкальной культуры.»

Милий Балакирев   Краткая история жизни и творчества Презентацию подготовила преподаватель МАУ ДО «ДШИ» г. Задонска Комова А.В.

Милий Балакирев

Краткая история жизни и творчества

Презентацию подготовила преподаватель

МАУ ДО «ДШИ» г. Задонска

Комова А.В.

      Друзья! Предлагаю Вашему вниманию биографию ярчайшего русского композитора и общественного деятеля второй половины XIX века. Итак – знакомьтесь:    Милий Алексеевич Бала́кирев — русский композитор, пианист, дирижёр, педагог, глава «Могучей кучки».  Дата и место рождения:  2 января 1837 г., Нижний Новгород Дата и место смерти:  29 мая 1910 г., Санкт-Петербург Образование:  Казанский федеральный университет (1853 г.–1855 г.), Нижегородская мужская гимназия Родители:  Елизавета Ивановна Ящерова, Алексей Константинович Балакирев

Друзья! Предлагаю Вашему вниманию биографию ярчайшего русского композитора и общественного деятеля второй половины XIX века. Итак – знакомьтесь:

Милий Алексеевич Бала́кирев — русский композитор, пианист, дирижёр, педагог, глава «Могучей кучки». 

Дата и место рождения:  2 января 1837 г., Нижний Новгород

Дата и место смерти:  29 мая 1910 г., Санкт-Петербург

Образование:  Казанский федеральный университет (1853 г.–1855 г.), Нижегородская мужская гимназия

Родители:  Елизавета Ивановна Ящерова, Алексей Константинович Балакирев

Дом-музей композитора в Нижнем Новгороде на Провиантской улице. Милий Балакирев был наследником старинной дворянской фамилии. Отец будущего композитора, Алексей Константинович был чиновником. А столь необычное имя мальчик получил от мамы, Елизаветы Ивановны, в роду которой оно было достаточно распространено.

Дом-музей композитора в Нижнем Новгороде на Провиантской улице.

Милий Балакирев был наследником старинной дворянской фамилии. Отец будущего композитора, Алексей Константинович был чиновником. А столь необычное имя мальчик получил от мамы, Елизаветы Ивановны, в роду которой оно было достаточно распространено.

Нижний Новгород во времена Балакирева выглядел примерно так:

Нижний Новгород во времена Балакирева выглядел примерно так:

… и так:

… и так:

Красиво, не правда ли? Первые впечатления маленького Милия – необъятные волжские просторы, с песнями бурлаков навсегда остались в душе будущего композитора и стали мерилом всей его творческой деятельности.  Поэтому будучи человеком талантливым, Милий Алексеевич не мог не воспринять и не воплотить в музыке то, что видел вокруг,

Красиво, не правда ли? Первые впечатления маленького Милия – необъятные волжские просторы, с песнями бурлаков навсегда остались в душе будущего композитора и стали мерилом всей его творческой деятельности. Поэтому будучи человеком талантливым, Милий Алексеевич не мог не воспринять и не воплотить в музыке то, что видел вокруг,

А помогла ему в этом его мама. Елизавета Ивановна прекрасно играла на фортепиано сама и с шести лет учила сына основам владения инструментом, а в десятилетнем возрасте свозила его в Москву к известному педагогу А. Дюбюку. У него Милий взял ровно десять уроков. Вернувшись в родной город, юный Балакирев успешно продолжил обучение игре и дирижированию под руководством Карла Эйзериха, который впоследствии и познакомил Милия с местным меценатом и просветителем А.Д. Улыбышевым.

А помогла ему в этом его мама.

Елизавета Ивановна прекрасно играла на фортепиано сама и с шести лет учила сына основам владения инструментом, а в десятилетнем возрасте свозила его в Москву к известному педагогу А. Дюбюку.

У него Милий взял ровно десять уроков. Вернувшись в родной город, юный Балакирев успешно продолжил обучение игре и дирижированию под руководством Карла Эйзериха, который впоследствии и познакомил Милия с местным меценатом и просветителем А.Д. Улыбышевым.

«Судьбоносный» дом Улыбышева в Нижнем Новгороде В доме А.Д. Улыбышева – знатока и ценителя музыки, друга Пушкина и Глинки, первого русского музыковеда, часто проводились музыкальные вечера камерной и симфонической музыки, в которых с пятнадцати лет участвовал Балакирев. В 16 лет закончив дворянский институт, Милий поступил в Казанский университет, но бросил учебу, начав сочинять музыку, а зарабатывал на жизнь преподаванием музыки и выступлениями. Музыкальные критики и зрители с восторгом приняли творчество молодого музыканта и когда Милию исполнилось19 лет, Улыбышев решил вывезти его в Санкт-Петербург.

«Судьбоносный» дом Улыбышева в Нижнем Новгороде

В доме А.Д. Улыбышева – знатока и ценителя музыки, друга Пушкина и Глинки, первого русского музыковеда, часто проводились музыкальные вечера камерной и симфонической музыки, в которых с пятнадцати лет участвовал Балакирев. В 16 лет закончив дворянский институт, Милий поступил в Казанский университет, но бросил учебу, начав сочинять музыку, а зарабатывал на жизнь преподаванием музыки и выступлениями. Музыкальные критики и зрители с восторгом приняли творчество молодого музыканта и когда Милию исполнилось19 лет, Улыбышев решил вывезти его в Санкт-Петербург.

Новые знакомства решают будущее. В Санкт-Петербурге, благодаря связям своего покровителя и несомненному таланту, Балакирев быстро становится известным исполнителем. Затем знакомится с М.И. Глинкой и с критиком В.Стасовым. Глинка поощрил сочинения и начинания Балакирева, а Стасов надолго стал его другом и соратником. Благодаря Глинке, он активно начал сочинять музыку, а вместе со Стасовым они стали идеологами «балакиревского кружка» - «Могучая кучка».

Новые знакомства решают будущее.

В Санкт-Петербурге, благодаря связям своего покровителя и несомненному таланту, Балакирев быстро становится известным исполнителем. Затем знакомится с М.И. Глинкой и с критиком В.Стасовым. Глинка поощрил сочинения и начинания Балакирева, а Стасов надолго стал его другом и соратником. Благодаря Глинке, он активно начал сочинять музыку, а вместе со Стасовым они стали идеологами «балакиревского кружка» - «Могучая кучка».

Великая заслуга перед историей и искусством. Несмотря на недолгое общение, Балакирев вольно или невольно стал верным наследником Глинки, продолжателем нового музыкального движения в отечестве, отказывающегося от всего иностранного и принимающего, развивающего в современной русской музыке прежде всего национальное. Через несколько месяцев знакомства Глинка писал сестре : «В первом Балакиреве я нашел взгляды, так близко подходящие моим во всем, что касается музыки».

Великая заслуга перед историей и искусством.

Несмотря на недолгое общение, Балакирев вольно или невольно стал верным наследником Глинки, продолжателем нового музыкального движения в отечестве, отказывающегося от всего иностранного и принимающего, развивающего в современной русской музыке прежде всего национальное.

Через несколько месяцев знакомства Глинка писал сестре : «В первом Балакиреве я нашел взгляды, так близко подходящие моим во всем, что касается музыки».

1858 год ознаменовался новым симфоническим произведением Балакирева, которое он посвятил своему другу и единомышленнику Владимиру Стасову. «Увертюра на темы трех русских песен» продолжила традиции симфонизма великого русского классика М.И. Глинки.
  • 1858 год ознаменовался новым симфоническим произведением Балакирева, которое он посвятил своему другу и единомышленнику Владимиру Стасову. «Увертюра на темы трех русских песен» продолжила традиции симфонизма великого русского классика М.И. Глинки.
В июне 1860 года Милий Балакирев с поэтом Николаем Щербиной совершает поездку на пароходе по Волге. Русская интеллигенция уже била в колокол, призывая к свержению крепостного права, она стремилась показать красоту и силу русского народа, его талант и самобытность. Проплывая вдоль берегов Балакирев собирал и записывал песни бурлаков, матросов, кочегаров, видя их тяжелый труд. Эти бурлацкие песни вскоре после этой поездки выйдут в сборнике « 40 русских народных песен» составленном  М. Балакиревым. В последствии многие песни из этого сборника обретут  новую жизнь в произведениях  русских композиторов.  А последняя песня этого  сборника «Эй, ухнем!»  станет визитной карточкой  великого певца  Федора Ивановича  Шаляпина
  • В июне 1860 года Милий Балакирев с поэтом Николаем Щербиной совершает поездку на пароходе по Волге. Русская интеллигенция уже била в колокол, призывая к свержению крепостного права, она стремилась показать красоту и силу русского народа, его талант и самобытность. Проплывая вдоль берегов Балакирев собирал и записывал песни бурлаков, матросов, кочегаров, видя их тяжелый труд. Эти бурлацкие песни вскоре после этой поездки выйдут в сборнике « 40 русских народных песен» составленном М. Балакиревым. В последствии многие песни из этого сборника обретут новую жизнь в произведениях русских композиторов. А последняя песня этого сборника «Эй, ухнем!» станет визитной карточкой великого певца Федора Ивановича Шаляпина

 В конце 60-х годов в Петербурге М. Балакирев стал выдающейся фигурой в обществе ценителей музыки. Вместе со Стасовым он решает направить русскую музыку в русло народности. Постепенно Балакирев находит единомышленников, но не из числа профессиональных музыкантов. Первым к его идеям примкнул военный инженер Цезарь Александрович Кюи . Балакирев стал его другом и учителем. Под его руководством  Кюи написал свои первые музыкальные произведения.  Вторым стал Модест Петрович Мусоргский   – гвардейский офицер,  страстный любитель музыки .  Третьим – морской офицер  Николай Андреевич Римский-Корсаков .  Четвертым – ученый химик  Александр Порфирьевич Бородин.
  • В конце 60-х годов в Петербурге М. Балакирев стал выдающейся фигурой в обществе ценителей музыки. Вместе со Стасовым он решает направить русскую музыку в русло народности. Постепенно Балакирев находит единомышленников, но не из числа профессиональных музыкантов. Первым к его идеям примкнул военный инженер Цезарь Александрович Кюи . Балакирев стал его другом и учителем. Под его руководством Кюи написал свои первые музыкальные произведения. Вторым стал Модест Петрович Мусоргский – гвардейский офицер, страстный любитель музыки . Третьим – морской офицер Николай Андреевич Римский-Корсаков . Четвертым – ученый химик Александр Порфирьевич Бородин.
Так сложился круг музыкантов -единомышленников, названный В. Стасовым «Могучей кучкой». Балакирев был учителем, идейным вдохновителем и направником этих талантливых музыкантов. Все композиторы-кучкисты собирали и обрабатывали русские народные песни, применяли в своих произведениях их интонации, а  некоторые из них  вставляли в оперы, как  цитаты. Русская музыка  второй половины ХIХ века  предстала в новом свете,  она обрела яркость и  самобытность, а также  указала путь  последующим  композиторам.
  • Так сложился круг музыкантов -единомышленников, названный В. Стасовым «Могучей кучкой». Балакирев был учителем, идейным вдохновителем и направником этих талантливых музыкантов. Все композиторы-кучкисты собирали и обрабатывали русские народные песни, применяли в своих произведениях их интонации, а некоторые из них вставляли в оперы, как цитаты. Русская музыка второй половины ХIХ века предстала в новом свете, она обрела яркость и самобытность, а также указала путь последующим композиторам.
Не одиноки. Девятнадцатое столетие было временем, когда многие талантливые молодые люди получили возможность проявить себя. Так в первой четверти XIX века в Риме возникло Товарищество назареев (живописцы); во второй четверти, вблизи Парижа, -- Товарищество барбизонцев (живописцы); во второй же четверти, в Лейпциге, -- Товарищество царя Давида (Davidsbündler) (музыканты),  в начале 70-х годов -- Товарищество передвижников, в Петербурге (живописцы); в конце 50-х годов, в Петербурге же - Товарищество Балакирева (музыканты).

Не одиноки.

Девятнадцатое столетие было временем, когда многие талантливые молодые люди получили возможность проявить себя.

Так в первой четверти XIX века в Риме возникло Товарищество назареев (живописцы);

во второй четверти, вблизи Парижа, -- Товарищество барбизонцев (живописцы);

во второй же четверти, в Лейпциге, -- Товарищество царя Давида (Davidsbündler) (музыканты),

в начале 70-х годов -- Товарищество передвижников, в Петербурге (живописцы);

в конце 50-х годов, в Петербурге же - Товарищество Балакирева (музыканты).

Кстати! «Могучей кучкой» кружок балакиревцев уничижительно назвал еще один протеже известного нам Улыбышева – композитор А.Н. Серов. Возможно это было чувство соперничества или даже личная неприязнь, но такое отношение показывает, насколько нелегким был творческий путь этой пятерки композиторов.

Кстати!

«Могучей кучкой» кружок балакиревцев уничижительно назвал еще один протеже известного нам Улыбышева – композитор А.Н. Серов.

Возможно это было чувство соперничества или даже личная неприязнь, но такое отношение показывает, насколько нелегким был творческий путь этой пятерки композиторов.

Еще одна карикатура К. Е. Маковский. Карикатура на Могучую кучку (пастельный карандаш, 1871).

Еще одна карикатура

К. Е. Маковский.

Карикатура на Могучую кучку

(пастельный карандаш, 1871).

Уже догадались кто есть кто? Слева направо изображены: Ц. А. Кюи в виде лисы, виляющей хвостом; М. А. Балакирев в виде медведя; В. В. Стасов (на его правом плече в виде Мефистофеля скульптор М. М. Антокольский, на трубе в виде обезьяны — В. А. Гартман); Н. А. Римский-Корсаков (в виде краба) с сёстрами Пургольд (в виде домашних собачек); М. П. Мусоргский (в образе петуха); за спиной Римского-Корсакова изображён А. П. Бородин; справа вверху из облаков мечет гневные перуны А. Н. Серов.

Уже догадались кто есть кто?

Слева направо изображены: Ц. А. Кюи в виде лисы, виляющей хвостом;

М. А. Балакирев в виде медведя;

В. В. Стасов (на его правом плече в виде Мефистофеля скульптор М. М. Антокольский, на трубе в виде обезьяны — В. А. Гартман);

Н. А. Римский-Корсаков (в виде краба) с сёстрами Пургольд (в виде домашних собачек);

М. П. Мусоргский (в образе петуха);

за спиной Римского-Корсакова изображён А. П. Бородин; справа вверху из облаков мечет гневные перуны А. Н. Серов.

Однажды, в беседе с Гавриилом Ломакиным – руководителем хора графа Шереметьева, Балакирев озвучил свою идею создания бесплатной музыкальной школы, в которой образование мог бы получить любой желающий. И она была создана в 1862 году, а через три года в школе этой уже был свой оркестр, которым руководил Балакирев.

Однажды, в беседе с Гавриилом Ломакиным – руководителем хора графа Шереметьева, Балакирев озвучил свою идею создания бесплатной музыкальной школы, в которой образование мог бы получить любой желающий. И она была создана в 1862 году, а через три года в школе этой уже был свой оркестр, которым руководил Балакирев.

С 1867 года он становится дирижером концертов Императорского русского музыкального общества. Ведет пропаганду русской музыки, особенно музыки М.И. Глинки.   В начале 1870-х Балакирев потерял  влияние на своих друзей кучкистов,  каждый из них, обретя опыт, пошел  своей творческой дорогой. Он  тяжело переживал этот раскол,  отказался от музыкальных занятий,  поступил на далекую от музыки  службу, ушел в религию и даже  хотел уйти в монастырь.

С 1867 года он становится дирижером концертов Императорского русского музыкального общества. Ведет пропаганду русской музыки, особенно музыки М.И. Глинки. В начале 1870-х Балакирев потерял влияние на своих друзей кучкистов, каждый из них, обретя опыт, пошел своей творческой дорогой. Он тяжело переживал этот раскол, отказался от музыкальных занятий, поступил на далекую от музыки службу, ушел в религию и даже хотел уйти в монастырь.

В начале 80-х Балакирев вновь возглавив свою школу и в 1883 году становится руководителем придворной певческой капеллы , где проработал 11 лет, внеся большой вклад в развитие русской хоровой музыки.

В начале 80-х Балакирев вновь возглавив свою школу и в 1883 году становится руководителем придворной певческой капеллы , где проработал 11 лет, внеся большой вклад в развитие русской хоровой музыки.

Творческое наследие Балакирева:  Фантазия на темы оперы «Жизнь за царя», которую он сыграл при первом знакомстве с Глинкой. В 1862 году им написана симфоническая поэма «1000 лет», позже переименованная в «Русь», которая была приурочена к открытию в Великом Новгороде памятника тысячелетию Руси.

Творческое наследие Балакирева:

  • Фантазия на темы оперы «Жизнь за царя», которую он сыграл при первом знакомстве с Глинкой.
  • В 1862 году им написана симфоническая поэма «1000 лет», позже переименованная в «Русь», которая была приурочена к открытию в Великом Новгороде памятника тысячелетию Руси.
После поездки на Кавказ в 1863 году он задумал симфоническую поэму «Тамара»  по мотивам стихотворения  М.Ю. Лермонтова.  Премьера произведения состоялась только через  20 лет.
  • После поездки на Кавказ в
  • 1863 году он задумал
  • симфоническую поэму «Тамара»
  • по мотивам стихотворения
  • М.Ю. Лермонтова.
  • Премьера произведения
  • состоялась только через
  • 20 лет.
 После поездки в Прагу в 1867 году, где Балакирев дирижировал концертами из произведений Глинки, он написал увертюру «В Чехии», в стиле народных моравских песен. Увертюра «Король Лир». Балакиревым написано не много произведений для фортепиано. Они технически сложны. Самые известные из них – «Исламей» (одно из любимых произведений Ф.Листа) и «8 русских народных песен в обработке для фортепиано»

После поездки в Прагу в 1867 году, где Балакирев дирижировал концертами из произведений Глинки, он написал увертюру «В Чехии», в стиле народных моравских песен. Увертюра «Король Лир».

  • Балакиревым написано не много произведений для фортепиано. Они технически сложны. Самые известные из них – «Исламей» (одно из любимых произведений Ф.Листа) и «8 русских народных песен в обработке для фортепиано»
 Две симфонии Балакирева наполнены интонациями русских народных песен и близки симфоническим произведениям Бородина и Римского-Корсакова.

Две симфонии Балакирева наполнены интонациями русских народных песен и близки симфоническим произведениям Бородина и Римского-Корсакова.

У Балакирева четыре хоровых произведения, более 40 романсов и песен на стихи поэтов-современников.

У Балакирева четыре хоровых произведения, более 40 романсов и песен на стихи поэтов-современников.

Главной задачей всей своей жизни Балакирев считал становление русской музыки и музыкальной школы. Как композитор, он всегда завышал свою планку и боялся до нее не дотянуться. Именно поэтому самые лучшие свои задумки он отдавал друзьям и активно помогал их осуществить. Используя свой авторитет, Балакирев участвовал в становлении не только кучкистов, но и других композиторов - П. Чайковского, А. Лядова,  А. Глазунова. Заслуга Милия Алексеевича Балакирева в развитии русской композиторской школы ХIХ века бесценна.
  • Главной задачей всей своей жизни Балакирев считал становление русской музыки и музыкальной школы. Как композитор, он всегда завышал свою планку и боялся до нее не дотянуться. Именно поэтому самые лучшие свои задумки он отдавал друзьям и активно помогал их осуществить. Используя свой авторитет, Балакирев участвовал в становлении не только кучкистов, но и других композиторов -
  • П. Чайковского,
  • А. Лядова,
  • А. Глазунова.
  • Заслуга Милия Алексеевича Балакирева в развитии русской композиторской школы ХIХ века бесценна.
Источники: А. Зорина «Могучая кучка» изд. «Музыка» Ленинградское отделение1977 г. Е. Гордеева «Композиторы «Могучей кучки» изд. «Музыка» 1986 г. https://www.youtube.com/watch?v=hyN4AO2rjXM https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/milij-balakirev https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/iz-zhizni-muzykantov/moguchaya-kuchka

Источники:

  • А. Зорина «Могучая кучка» изд. «Музыка» Ленинградское отделение1977 г.
  • Е. Гордеева «Композиторы «Могучей кучки» изд. «Музыка» 1986 г.
  • https://www.youtube.com/watch?v=hyN4AO2rjXM
  • https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/milij-balakirev
  • https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/iz-zhizni-muzykantov/moguchaya-kuchka