СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Милосердие и сострадание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Милосердие и сострадание»

а

4-й класс. ОРКСЭ. Основы православной культуры.

Урок № 17.

Тема: Милосердие и сострадание.


Наглядность (дополнительный материал)

Слова учителя

1-й этап. Организационный (1 минута)

2-й этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (7 минут)

2.1.

На доске (экране):

Тема урока: «Милосердие и сострадание».










В планшетах:

Получив добро – помни, а сделав – забудь (Менандр)







МИЛОСЕРДИЕ

СОСТРАДАНИЕ




Рассказ А. Круглова «В канун Сочельника» (в сокращении)

Вечер стоял прекрасный. Небо темно-синее, чистое, все звездочками усеяно, а звездочки так и мигают в безбрежной высоте, точно улыбаются оттуда. Снег, как белою скатертью, обтянул все улицы. Идешь — под ногами хрустит. И что-то праздничное, бодрящее разлито в воздухе, будто не только люди, но и вся природа напряженно и нетерпеливо ждет Рождества. Улицы против обыкновения людны, во всем городе оживленно, потому что открылась мясная ярмарка и продажа елок, разных украшений и игрушек в балаганах уже началась. Нам было весело, шутя и болтая, бежали мы по Копленской улице.

Мы уже заранее ходили на рынок — приглядеться и прицениться, теперь шли мы, чтобы покончить дело с покупками.

Вдруг в воздухе пронесся резкий свисток локомотива.

— А ведь сейчас Володя Козырев уезжает! — произнес я в виде замечания.

— Давай забежим? — предложил Петя.

Я согласился, и мы свернули в переулочек, который вел прямо к вокзалу.

Мы везде искали отъезжающего товарища, но не могли его найти. Между тем пробил уже первый звонок.

— Да где же он? — недоумевали мы, ходя по платформе.

— Верно, уж уехал, — решил Воронцов.

— Да когда же?

— Вчера, видно!

— Поздно было…

— Ну, завтра… далеко ли ему ехать?

— Батюшки мои! Родимые! Ох, беда-бедешенька! — вдруг точно вырвался откуда-то болезненный крик, выделившись отчетливо среди общего говора и гама, царивших на платформе.

— Что это? — вопросительно посмотрели мы с Петей друг на друга.

И мы бросились туда, где уже собралась небольшая кучка людей.

— Батюшки мои! Сердешные! Что же мне теперь делать-то?

Какая-то старуха в нагольном полушубке, в поношенном платке на голове сидела на холодных плитах платформы и рыдала.

— Что ты ревешь? Что такое случилось? — спрашивали ее.

— Ох, батюшки! Тошнехонько мне… помрет он теперь… не видючись со мной, помрет…

— Да что у тебя?.. Эй, бабка, слышь: что случилось? — обратился к ней жандарм, протискиваясь сквозь толпу.

— Билет, родненький, билет…

— Что — билет? Утеряла?

— То-то и есть, милые мои… утеряла…

— Да ты поищи хорошенько!

— Искала уж, касатик, сбилась искамши… да нету-ти!.. Что мне теперь делать-то?

— Без билета нельзя! Оставаться придется!..

— Ну, ничего, в городе веселее, — пошутил кто-то, но сейчас же, поняв всю непристойность шутки, юркнул в толпу и скрылся.

— Ох, горе мое лютое!.. Умрет он теперь… умрет! — рыдала баба.

— Кто умрет?

— Сыночек мой, сыночек, болезные!

— Отчего умрет?.. Болен он разве?

— Дюжо (очень) болен… дюжо… Грамотку получила… Без надеждушки болен… И деньги-то я у чужих людей заняла, хоть последние-то минуточки захвачу, думала… увижу его… А што теперь мне?

И она в отчаянии упала лицом на холодные камни.

— Экая беда! — пожалел кто-то из толпы.

— Внимательней надо быть… не так, — посоветовал солидный господин в енотовой шубе.

— Жалко, бедную, жалко! — покачал головою купец и отошел в сторону.

— А ты далеко едешь, бабушка? — вдруг обратился к лежавшей старушке Петя.

Он все время стоял сосредоточенный и несколько бледный. Его, видимо, взволновало горе старухи. Он и теперь говорил не совсем твердым голосом.

— До Н-ой станции, кормилец! — произнесла она, не подымая головы. — До Н-ой станции…

— Далеко это?

— Далеко, далеко…

Рыдания душили ее.

Петя посмотрел на меня.

Я понял его взгляд. Мне и самому было глубоко жаль бедной старухи…

— Далеко ведь, — шепотом произнес я, желая помочь и в то же время чувствуя, что дать надо много, пожалуй… все!

— Сын умирает… Неужели, Саша, тебе… Я вспыхнул и поспешно ответил приятелю:

— Нисколько…

— Тогда…

Он не кончил и бросился бегом в вокзал. Я последовал за ним и догнал его уже у кассы. Все деньги были у него.

— Что стоит до Н-ой станции? — дрожащим голосом промолвил Петя, подходя к оконцу кассы.

— Которого класса?

— Третьего!

— Пять рублей сорок!

Петя молчал с секунду, видимо еще колеблясь.

— Дайте! — произнес он громче обыкновенного и подал кассиру две трехрублевые бумажки — все наше богатство!

Через минуту мы были уже около бабушки …





— Бабушка, бабушка, возьми вот! — сказал Петя, подавая ей билет.

— Касатик ненаглядный! Да где же ты нашел? — воскликнула старуха.

— У дверей нашли!..

— Милые вы мои!.. Дай вам Бог…

Она быстро упала на колени и поклонилась нам в землю.

Петя побежал от нее с такой поспешностью, будто он спасался от погони.

Я бросился за ним.

Когда мы уже сбегали с крылечка вокзала, раздался второй звонок.

Едва переводя дух, уставшие, остановились мы посреди улицы и молча взглянули друг на друга.

Я не знаю, что в эту минуту чувствовал Петя, но мне было как-то особенно хорошо, так хорошо, как никогда еще я не чувствовал себя… именно в эту минуту…

— Домой? — спросил я тихо Петю.

— Куда же? — отвечал он вопросом. И мы пошли домой…

Почти всю дорогу мы молчали. Только подходя к дому, Петя обратился ко мне:

— Тебе не жаль?

Я ничего не отвечал.

— Нельзя было, Саша… ведь сын умирает, а мы… Как она рыдала!.. Обойдемся и без елки один год! Я рад… ей-Богу рад!

Я и сам был рад. Мне было жалко, что мы остались без елки, но в то же время чувствовалось, что дело сделано хорошее, что иначе и не следовало… Я сердцем сознавал, что, поступи иначе, может быть, воспоминание о рыдающей старухе отравило бы все наше веселье…

Мы остались без елки — и все-таки нам было весело…

При виде нарядной елки у купца мне стало невольно грустно от мысли, что вот и у нас могла бы быть такая же… Но только на одну минуту смутилось мое сердце, полное счастья.

Это было то внутреннее, глубокое счастье, которое испытываешь только тогда, когда чувствуешь себя виновником чужой радости, когда сознаешь, что хотя чуточку людского горя да убавил, что чрез тебя хотя одною слезою меньше стало в мире!.. Года пройдут, и не забудешь этих минут… Счастье, счастье!.. Есть одно только счастье, друзья мои! Наше счастье — в счастии других. Счастлив тот, кто разливает вокруг себя радость, свет: облегчает горе, осушает слезы! И нет тяжелее муки, как сознание, что чрез тебя плачет кто-нибудь в мире. Скоро ли, долго ли, но эти слезы отравят всю твою радость, все твое шумное, блестящее веселье — мнимое, ошибочное счастье жизни!

2.1.

- Всякому человеку свойственно стремление к радости – каждый

ищет пути к ней. Но что такое совершенная радость, как вы думаете?

- Что можно сказать об этих изображениях?

- Почему мальчик плачет?

- Что можно сделать? (помочь)

- Каким образом?

Послушайте рассказ А. Круглова «В канун Сочельника». Давайте посмотрим, какой выход из сложившейся ситуации придумали мальчики.


Учитель читает рассказ до слов «…Через минуту мы были уже около бабушки».

- Работая в группах, подумайте, каким будет окончание рассказа. Что скажут дети? Какое размышление вы разместили бы в самом конце рассказа?


Обсуждение.


Учитель зачитывает конец рассказа.


- Почему ребята не сказали, что это они купили билет? Древний грек Менандр сказал замечательные слова, запишите их в планшетах:

Получив добро, помни, а сделав – забудь.

(Не жди похвалы и награды за доброе дело. Только бескорыстное добро, без оглядки на вознаграждение, может быть настоящим).

- Как из уст ребят звучит главный рецепт счастья? («Внутреннее, глубокое счастье испытываешь только тогда, когда чувствуешь себя виновником чужой радости, когда сознаешь, что хотя чуточку людского горя да убавил, что чрез тебя хотя одною слезою меньше стало в мире...»)


Сформулируйте тему нашего урока (Милосердие и сострадание).

2-й этап. Основная часть. Усвоение новых знаний (25 минут)

3.1.


Сострадание – это сочувствие чужой беде.

Жертвенность – христианская добродетель, заключающаяся в самоотречении ради исполнения заповедей любви к Богу и ближнему.

Милосердие – это сердечное участие в жизни другого человека, помощь.


















3.1. - Одно из самых красивых слов в нашем языке – слово милосердие (это способность сердца миловать, любить и жалеть).

- Сталкивались ли вы с выражением «Милости просим»?

- Кто обычно произносит эти слова и в какой ситуации? (Хозяин, например, приглашает человека в дом со словами: «Милости просим»).

- Можно себе представить, как в дом стучится нищий и просит милости – хлеба, воды, приюта.

- Так почему же эти слова произносит хозяин дома?


В планшетах:

Сострадание – это сочувствие чужой беде.

Приставка СО означает причастность к чему-либо, присоединение.

- Оказывается, можно даже забыть о своих нуждах ради другого человека.


В планшетах:

Жертвенность – христианская добродетель, заключающаяся в самоотречении ради исполнения заповедей любви к Богу и ближнему.

В планшетах:

Милосердие – это сердечное участие в жизни другого человека, помощь.

Чем заканчивается рассказ?

- У человека есть две радости. Одна радость, когда ты от кого-то что-то принимаешь. Другая - когда что-то отдаешь. Вторая радость – больше.


Стараться сделать счастливыми своих ближних — это путь и к собственному счастью.

Один грузинский поэт 12 века сказал удивительные слова: «Что отдал – то твое». Как вы понимаете их?

- Сделайте вывод: что означает выражение «Милости просим»? (Человек, оказывающий милость, получает ее во сто крат больше, и сам становится счастливым).

3.2. Изображение

3.2.

Святая Елизавета Федоровна, внучка английской королевы Виктории, с детства сопровождала мать во время визитов в больницы и привозила больным огромные букеты цветов. Поставив их в воду, говорила: «Теперь вы обязательно поправитесь!» Ей казалось, что красота и благоухание цветов помогают переносить боль.

Когда она выросла, полюбила Россию, став женой русского князя Сергея Александровича.

По-прежнему она посещала больницы для бедных и приюты для беспризорных детей. Каждый день она привозила им еду, деньги, одежду. Самых маленьких брала на руки, целовала им пальчики и называла «мой ангел».

Когда Сергей Александрович погиб от бомбы террориста, великая княгиня посвятила всю свою жизнь Богу. В Москве ею была основана Марфо-Мариинская обитель – обитель труда, милосердия и молитвы.

Княгиня сказала сестрам обители: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих…»

Именно сюда из больниц Москвы везли больных с самыми тяжелыми заболеваниями.

После революции она была арестована, ее сбросили в глубокую шахту старого рудника. Она стала одной из русских святых.

Задание. Создайте синквейн на тему милосердия.

3.3. Задание. Работа в группах.

Впишите ниже, кто понимается в притче под этими образами:


Царь: ______________________ .

Должник Царя: ________________.

Должник должника: _____________________________.

Смысл притчи:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Привести детям молитву Отче наш в планшетах.



В планшетах:

Если человек все время думает о других, о нем все время думает Бог.

3.3. - Иисус Христос говорит: всё то доброе, что человек сделает ближнему не ради выгоды, а ради Христа – он сделает Самому Богу. Все это Бог принимает на Свой счет. Даже самые маленькие дела!

– Послушайте евангельскую притчу.


Человек был должен царю десять тысяч талантов. Талант – это самая крупная денежная единица в Римской Империи I века. Сумма, о которой говорится в притче, фантастически большая, и выплатить такую сумму должник не мог. Он бросился на колени перед своим царем и просил дать ему время. Царь сжалился над ним и… весь долг простил.


Какая радость охватила бывшего должника! Если бы не это прощение, то жизнь должника и его близких была бы ужасной. Но вот он, еще находясь под впечатлением от этой внезапно свалившейся на него радости, видит на улице знакомого и вспоминает, что тот должен ему 100 динариев. Это одна пятисоттысячная от суммы прощенного ему долга. Есть разница в долгах? Колоссальная! Но должник, прощенный Царем, начинает требовать от своего знакомого, чтобы тот отдал ему деньги немедленно. Он его даже отправляет в темницу, требуя возврата долга.

- Как вы думаете, что сделал царь, когда узнал об этом? (Вызвав его к себе, Царь укоряет его за то, что тот не поступил со своим должником так же милосердно, как и Он поступил с ним, и требует теперь отдать весь долг, до последней копейки).


Задание. Работа в группах.

Впишите ниже, кто понимается в притче под этими образами:


Царь: ______________________ .

Должник Царя: ________________.

Должник должника: _____________________________.

Смысл притчи:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обсуждение.


- Итак, чему учит эта притча? Бог готов простить человеку грехи, которые он никогда бы не мог оплатить своими добродетелями (которых к тому же нет). Чтобы грех был побежден, пришел на землю и отдал Свою жизнь Сын Божий. Эта милость столь велика, что будет точнее назвать ее иначе — жертвенной Божественной любовью.

Нет на земле такой разменной монеты, которая бы оплатила такую цену.

Единственное, что можно сделать человеку в ответ на эту Божественную любовь – прощать так же, как и Бог готов простить ему. Нужно простить других от всего сердца, от всей души.


Знаменитая молитва христиан называется «Отче наш».

Какие слова этой молитвы могли бы стать ключом к пониманию этой притчи? («И оставь нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим»).

Привести детям молитву Отче наш в планшетах.


Господь смотрит на человека, как он относится к окружающим людям, чтобы то же самое воздать и ему. А иногда Он подает неизмеримо больше.

В планшетах:

Если человек все время думает о других, о нем все время думает Бог.

4-й этап. Подведение итогов (12 минут)

4.1. Задание.

Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.


Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не напоказ; посетить больного; дать добрый совет.



Не для себя деревья плодоносят,

И реки чистых вод своих не пьют,

Не просят хлеба для себя колосья,

Дома не для себя хранят уют.

Себя мы с ними сравнивать не будем,

Но каждый знает, эту жизнь любя,

Что чем щедрее отдаешь ты людям,

Тем радостней живешь и для себя.

Л. Татьяничева


4.1. Задание.

Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.


Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.



Задание. На слайде высвечиваются даты знаменательных дней:


9 мая – День Победы.


12 мая - Международный День сестры милосердия.


1 июня - Международный день защиты детей.


9 июня – Международный день друзей.


1 октября - День пожилых людей.


3 декабря - Международный День инвалидов.


- Ребята, обратите внимание на слайд. Вы видите особые даты, которые отмечаются многими людьми. Попробуйте объяснить, что эти даты символизируют.


- В какой из этих дней нужно творить больше добра? Почему?

(В любой. Каждый день должен быть наполнен милосердием).


Как вы думаете, можно ли научиться милосердию? (Если человек тренируется с гантелями, он укрепляет мускулы. Если совершает дела милосердия, то эти дела со временем изменят сердце). Главное — не оставаться безучастным к чужому горю, проявить деятельную любовь к человеку, которому сейчас плохо. А уж каким образом это лучше сделать — каждый для себя решает сам.

Задание.

Приведите свои примеры, написав на листочках, какие дела милосердия по силам совершить четверокласснику.

Обратите внимание: не пишите того, что ребенок в 10 лет не может сделать. Например, если взрослый просит помощи – нужно постараться найти других взрослых, например, полицейского, врача, потому что ребенок помочь взрослому не в силах (к тому же, и взрослые бывают разные – есть преступники, которые могут обмануть). Любая добродетель должна твориться с духовным рассуждением.


Положите записки в мешочек.

Домашнее задание.

Достаньте наугад по одной записке из мешочка, прочитайте – это и есть ваше домашнее задание.