ТЕМА УРОКА: Минеральное питание растений из грунта
Цели урока:
Учебно-образовательная:
-формирование знаний о связи живой и неживой природы, об образовании и разрушении почвы; о значении минеральных и органических удобрений для развития растений, поглощении минеральных веществ корневой системой.
Учебно-воспитательная:
- воспитывать любовь и уважительное отношение к природе;
Учебно-развивающая:
- развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать ответы одноклассников;
- развить логическое мышление, память;
- развитие коммуникативных умений при работе в группах.
Основные понятия: минеральное питание растений, почва, плодородие почвы, удобрения.
Методы и приемы: 1. Наглядные (таблицы) 2. Словесные (беседа с учащимися, рассказ учителя)
Тип урока: Комбинированный
ХОД УРОКА:
Организационная часть (1- 2 мин.)
Приветствие. Перекличка.
Проверка знаний (10-15 мин.)
Дайте короткий ответ на вопросы:
Что такое корень?
Ответ: Корень - это подземный вегетативный орган растений.
Какие виды корней вам известны?
Ответ: Главный, боковые и дополнительные корни. Главный корень развивается из зародышевого корня, дополнительные - формируются на других органах растения. От главного и дополнительных корней могут отходить боковые.
Каковы функции корня?
Ответ: Закрепляющая. Осуществление поглощения и транспорта минеральных соединений и воды. Видоизменения служат для фиксации и хранения питательных веществ. Является органом размножения вегетативным способом. В нем происходит формирование витаминов, гормонов, пигментов.
Какие есть зоны корня?
Ответ: В корне выделяют зоны: корневого чехлика, деления, растяжения, всасывания и проводящую.
Какая зона корня обеспечивает всасывание почвенного раствора питательных веществ?
Ответ: Зона всасывания, благодаря наличию в ней корневых волосков.
3. Изучение нового материала (25-30 мин.)
Из курса «Природоведение» вы знаете, что почва- это верхний рыхлый слой земли. Он сформировался благодаря длительному постоянному взаимодействию живых существ (растений, грибов, животных, бактерий) с неживой природой. А из остатков отмерших организмов формируется органическое вещество почвы. Таким образом, почва состоит из минеральных частиц, органических веществ, почвенной влаги и почвенного воздуха. Существуют различные типы почв, отличающиеся своим составом и свойствами. Например, в песчаных почвах растворы минеральных солей довольно легко проходят вглубь и в такой почве легче расти корням растений. А в глинистых почвах растворы солей приникают в глубь почвы медленно, на длительное время задерживаясь у ее поверхности.
Органическую часть почвы, образованную в результате разложения отмерших остатков организмов, называют гумусом, или перегноем. Он придает почве темную окраску и определяет ее плодородие. В состав гумуса и водного почвенного раствора минеральных солей входят разнообразные химические элементы, необходимые растению: N,P, S,K,Ca,Mg,Fe др.Гумус склеивает мелкие почвенные частицы в более крупные, увеличивая тем самым пористость почвы. Это облегчает поступление воздуха к подземным частям растений.
Большое содержание гумуса в самых плодородных почвах- черноземах. В черноземных почвах самое большое количество перегноя. На них выращивают устойчивые высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур.
Важную роль в питании растений играет и содержание воды в почве. Поэтому в засушливых местностях, например в пустынях, многие виды растений произрастать не могут. Вместе с тем и чрезмерное увлажнение почв также может быть неблагоприятным для растений, поскольку из-за недостатка кислорода корневая система отмирает.
Как вы думаете от чего зависит плодородие почвы? Ответ: Плодородие почвы определяется тем, насколько она может обеспечить растения всеми необходимыми элементами питания. Плодородие почв зависит от содержания в ней гумуса. Но растения не могут поглощать из почвы органические вещества. Поэтому органические вещества должны преобразоваться в доступные. Эти процессы обеспечивают разнообразные обитатели почвы- грибы, водоросли, бактерии. Вместе с тем обитатели почв создают запасы гумуса, поддерживая на постоянном уровне плодородие почвы.
Плодородие почв снижается из-за небрежного хозяйствования человека: уничтожение лесов, строительства водохранилищ, неправильной обработки почв, интенсивного выпаса скота. Вредное влияние оказывают на почвы пестициды - химические вещества, используемые для защиты растений от вредителей и болезней. Для сохранности и повышения плодородия пахотных земель необходимо осуществлять мероприятия, предусматривающие защиту почв от засаливания, правильное применение удобрений, снижение уровня применения пестицидов.
Мы уже знаем, что именно корень обеспечивает поступление в растение питательных веществ, в первую очередь почвенного раствора солей. Вода и минеральные соли поступают в растение в основном через корни из почвы. Этот процесс называется минеральное питание. В этом процессе особо важную роль играют корневые волоски в зоне всасывания. Вот почему почвенное питание еще называют корневым питанием. Корневое питание обеспечивает поступление в растение воды и минеральных солей. Больше всего растению нужны азот, калий и фосфор. Если растение не получает хотя бы одно из нужных веществ, то его процессы жизнедеятельности резко нарушаются. Например, выяснено, что при нехватке азота тормозится рост растений и формируются мелкие листья. Недостаток калия замедляет процессы деления и растяжения клеток, вызывает гибель кончика корня. Нехватка фосфора замедляет обмен веществ. При недостатке магния нарушается образование хлоропластов и хлорофилла. Нехватка серы снижает фотосинтез. Для того чтобы содержание питательных веществ в почве не уменьшалось, в нее вносят определенные органические и минеральные вещества- удобрения.
Органические удобрения - это продукты жизнедеятельности или остатки живых организмов: навоз, торф, птичий помет и т.д.
Минеральные удобрения - нитратные, фосфатные и калийные. Наиболее распространенные нитратные удобрения-калийная и аммонийная селитры; калийные; фосфатные, а также древесная зола.
Минеральные и органические удобрения значительно влияют на рост и развитие растений. Удобрения, содержащие соединения азота, усиливают рост надземных частей растений, а калия - подземных.
Удобрения вносят и во время роста растений. Это называется подкормкой. Подкормка бывает сухой, если удобрения вносят в виде порошков или гранул, и мокрой - в виде растворов.
Домашнее задание (до 3 мин.)
Изучить § 11, 12.
Заполнить таблицу « Элементы питания и их роль в жизни растений».
(N, P, K, Mg, Ca,S, Fe,B,Mn,Cu,Zn,Mo)
Закрепление изученного (3-5 мин.)
Какие типы почв вы знаете?
Что такое пестициды?
Что такое минеральное питание растений?
Для чего осуществляют подкормку растений?
Оборудование урока: коллекции минеральных удобрений, плакаты.