Тема: «Минувших лет святая память…» «Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока ещё живы, передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу…»
Е.Носов.
Цели: - воспитывать патриотические чувства на примере «крылатых людей».
-Развивать умение проводить исторические параллели, осознавать перекличку разных исторических эпох и уметь выразить своё мнение об этом.
-Создать культуроведческий фон урока посредством использования военной поэзии, произведений живописи, комментирования фактов истории, позволяющий учащимся понять особенности русского национального характера.
- Показать значимость памяти как связующей нити поколений.
Оборудование: Репродукция картины П.Д.Корина «Александр Невский», иллюстрации к рассказу «Живое пламя» С.Бордюга, фотографии обелисков, песня «Журавли» в исполнении М.Бернеса, плакат «Память – это…», свеча, бумажные журавли.
ХОД УРОКА
1.Вступительное слово учителя .
Тема нашего урока: «Минувших лет святая память…»
Эпиграф.
При помощи искусства, музыки, литературы: и поэзии, и прозы (рассказ Е.Носова «Живое пламя») мы попытаемся разобраться в особенностях русского национального характера. Узнаем, в чём особенность русского человека, человека-защитника, идущего на подвиг. А поможет нам в этом наша память, она как связующая ниточка проведёт нас через века, с 1242год, в 1942г. и до современности. Мы должны понять, что слово память - священно. Согласитесь, задача сложная, но разрешимая.
2.Работа по картине.
За окном апрель, оживает земля, скоро распустятся первые цветочки. И когда не просто пробегаешь мимо всей этой красоты, спеша в школу, а приостановишься, задумаешься и удивишься, что было бы, если не мужество наших защитников, отстаивавших всю эту красоту, мир и нашу с вами жизнь. Мы живём чужим подарком, их подарком, жизнью, которую они сохранили.
Вот таким же апрельским днём, ровно 765лет назад – 18 апреля (по новому стилю) встал на защиту родины могучий русич – Александр Невский. На Чудском озере развернулось одно из самых крупных сражений средневековья "Ледовое побоище". Войско, которым командовал Александр Невский, разбило немецких рыцарей. Это событие произошло в 1242году.
-Что происходило в нашей стране в 1942году?
Между этими событиями лежит временная пропасть в 700 лет, и, тем не менее, они оказались тесно связаны друг с другом в сознании известного русского художника Павла Дмитриевича Корина. Он рисует портрет князя-героя в 1942году - в дни борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Холодно было в Москве, тревожно. До дома на Малой Пироговской долетало и эхо Сталинградской битвы, и артобстрелы блокадного Ленинграда, не отпускала боль за поруганный Новгород. Вот в такие дни конца 1942года и рождался прекрасный образ защитника земли русской. Художник стремился отразить непокорный гордый дух народа.
Дело в том, что перед лицом грозного врага люди по-особому смотрят на прошлое своей страны. К далёким событиям обращаются словно за поддержкой: ведь было и раньше трудно, как же выстояли? Накануне ВОВ известный режиссёр Эзенштейн поставил художественный фильм "Александр Невский", а уже во время войны были утверждены ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова. Словно великие полководцы прошлого становились в строй вновь, чтобы в трудную минуту помочь родине одолеть врага.
В это грозное военное время для художественной выставки было решено написать картину "Александр Невский", и предложили это сделать художнику Корину. Писать было трудно. Оружейная палата эвакуирована. А художнику нужно было писать шлемы, мечи… В Историческом музее он находит копию шлема отца А. Невского, и пишет с него небольшой этюд. Вспоминает, что во время путешествия по городам России был сделан карандашный набросок меча князя Гавриила – теперь пригодился и он. Так по крупицам и рождается полотно…
Картины молчаливы, но настоящая картина многое может рассказать пытливому зрителю. Обратите внимание на фигуру Александра Невского - она огромна, грандиозна. Александр Невский возвышается над зрителями. Перед нами человек, готовый к трудному бою: губы его плотно сжаты, брови сдвинуты. В его глазах нет страха, а только решимость идти до конца - князь готов отдать жизнь за свободу русской земли.
Именно о таких самоотверженных защитниках сказал летописец: "Се бо люди крылаты". И веришь, благодаря таким Россия, Русь была навеки непокорённой, независимой.
"Я хотел, - говорил Павел Дмитриевич, - передать характер русского человека, воплотить тот дух отваги, что составляет неотъемлемую черту нации, что побуждал людей России насмерть стоять в битвах".
Дело в том, что писался этот портрет с одного из бойцов, сражавшихся на фронтах ВОВ, и потому можно говорить о том, что это портрет - символ защитника земли русской.
- Вы согласны?
Правильно, "Александр Невский" Корина - это гимн человеку, исполнившему свой долг, и мы должны это помнить.
3. ВОВ. Многогранность памяти.
Память... она имеет своё начало, но не имеет конца. 700 лет - временной промежуток между ВОВ и Александром Невским, но память, которая хранила эти события помогла встать героям-богатырям, чтобы поддержать в тяжёлые минуты советских солдат. Давайте и мы вспомним, как это было...
Но вспомним не с исторической точки зрения, а как потомки. Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, количество убитых с точностью подсчитывают историки. Но они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдания и слёзы в глазах 18летней девушки-санитарки, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки.
Они легли на поле боя, -
Жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зелёная трава.
Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
Как души, рвутся из земли.
(Р.Казакова «На фотографии в газете»)
Память... это первый день мира.
Но путь к победе 45го лежал через июнь 41. Как могучие бастионы встали на пути вражеских полчищ Москва, Ленинград, Сталинград, Тула, Мурманск, Севастополь, Смоленск, Одесса, Керчь, Минск. Воины Красной армии, труженики тыла, взрослые и дети, не жалея сил, день за днём ковали Победу. Ни разрывы бомб и снарядов, ни яростные атаки врага не сломили боевой дух советского народа.
Мы уже вспоминали Сталинградскую битву, когда произошёл перелом в войне, ту тяжёлую битву, когда не только солдаты, но и вся история встала на защиту Родины. Эта битва началась в середине лета и продолжалась больше полугода. К Сталинграду была стянута огромная армия фашистов. Израненный, обугленный город сражался из последних сил. Из воспоминаний члена Военного Совета Сталинградского фронта: "С правого берега привезли раненых. Один из них обратился к бойцам с просьбой закурить. Ему протянули несколько кисетов с махоркой. Кто-то спросил: "Что там делается?" - "Да сам чёрт не разберёт. Видишь? - раненый хмуро показал рукой в сторону Волги. - Весь город в огне. Немец забрался на Мамаев курган. Туго нашим приходится. Всё горит: дома, заводы, земля, металл плавится..." - "А люди?" - "Люди? Стоят!.."
Отстояли. Закрыли солдаты родину своим сердцем, простым человеческим сердцем...
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе...
Остались там, но не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь.
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же...
(А.Твардовский)
Память - это седина.
Двадцатилетние - тогда, с висками седыми, как белый цвет тополиного пуха, - теперь. У них рано появилась седина и ранние морщины…Это - неизгладимый след войны, её отметины. У тех, кто вернулся. А возвращались только трое из каждой сотни того поколения, которое родилось сразу после гражданской войны. Так и осталось это поколение 20х годов вечно двадцатилетним.
Память - это солдаты.
Простые советские солдаты, молодые и старые, рядовые и старшины, пехотинцы и матросы, воздушные асы. Все они были патриотами своей Родины, сумели отстоять свою землю от фашистской орды. Они, простые воины, достойны восхищения за их стойкость, мужество и отвагу, за их героизм.
В русской традиции память неотделима от совести: подлинная литература не просто честно описывает события, она всё берёт на себя: и боль, и вину, и ответственность. Слова, сбережённые в сердце, и рождённые болью и надеждой, стали постепенно оформляться в поэзию и прозу. И вырвались... из самого сердца, из обожжённой памяти.
4. АНАЛИЗ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ. (РАССККАЗ Е.НОСОВА «ЖИВОЕ ПЛАМЯ») Теперь уже не спросишь у Евгения Носова, почему он, солдат артиллерист, шагнувший в войну после окончания 8 класса, избегал в своих произведениях описания боёв, наступлений, атак. А ведь в составе армии К.К.Рокоссовского он участвовал в форсировании Днепра, в боях за Минск и Белосток. Уже в 1945-м, на подступах к Кёнигсбергу, был тяжело ранен.
Война в судьбе любого её участника не эпизод. Прожитое, испытанное на войне уплотняло, спрессовывало жизнь человека, делало детей взрослыми, юных – мужчинами.
Из-за войны Е. Носов из детства вынырнул прямо взрослым парнем, минуя юность. Перевязал верёвочкой свои физики-химии, недоделанные планеры на чердаке спрятал и потопал... Думал, приду - доделаю. Школу Носов заканчивал уже после победы. В гимнастёрке и солдатских сапогах, с пенсионным удостоверением инвалида войны. Он пришёл, непохожий на всех ученик, старше на целую войну. Сейчас мы обратимся к его рассказу "Живое пламя".
-Понравился ли вам рассказ?
-Чем живёт в настоящей жизни т. Оля?
Почему она разводит цветы? Может быть, пытается этим занятием унять свою душевную боль?
(Одинокая женщина не жалуется на свою судьбу, уже не плачет, но глубокая скорбь переполняет её сердце. Она ранена войной на всю жизнь)
(Стих-е: Оля Безмаева)
Постарела мать за 20лет,
А вестей от сына нет и нет,
Она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло!
А она ждала - вот-вот в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.
(А.Дементьев "Баллада о матери")
-Как тётя Оля относится к макам в начале рассказа?
("Пыхнул и сразу сгорел" - так объясняет тётя Оля своё нежелание сеять)
Но наш герой всё-таки сыпнул тайком щепотку мака в самую середину клумбы.
-Какое впечатление рассказчика от цветения мака?
(Пламя, быстрая красота.)
-Перечитаем эпизод, где герой-рассказчик и тётя Оля рассматривают отцветший мак.(Два дня буйно пламенели маки… Вдруг заторопилась в дом…)
- Отчего вдруг как-то сгорбилась тётя Оля?
-Почему, глядя на цветы, мать вспоминает погибшего на войне сына?
(Трепетно-яркий огонь, которым вспыхивают маки, символизирует яркую, но короткую жизнь сына тёти Оли, героя ВОВ).
В природе всё повторяется и возобновляется, но в душе-то ничего повториться не может. Память – это раны. Зажившие, но всегда открытые. Как осколок или пуля, которые живут с тобой, дышат с тобой и душат тебя. И никакие лекарства, никакие операции не способны освободить твоё сердце от тяжести. Время – не лечит.
-О судьбе Алексея, сына тёти Оли, Носов сказал в одном предложении. Достаточно ли этого, чтобы мы представляли его?
( Это и «есть крылатый человек». Рассказ мал, но каждое слово в нём значительно, поэтому в одном предложении Носов ярко очертил образ Алексея )
(Стих-е: Власов Денис)
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновий привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу холодному ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поёшь
И вместе со мною к далёким победам
Солдатской дорогой незримо идёшь.
И чем бы в пути мне война не грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу.
(Э. Асадов «Письмо с фронта»)
Перечитаем строки, где описывается клумба, полностью засеянная маками. (А рядом на клумбе…)
-Почему тётя Оля полюбила маки?
( Горе Ольги Петровны помогли утешить маки, которые своей короткой, но яркой, пламенной, безоглядной жизнью напомнили ей погибшего сына. Это живой вечный факел, горящее сердце Алексея. Они своими огоньками поддерживали постоянный костёр памяти в саду.)
-Почему рассказ так озаглавлен?
(Живое пламя – это память о героях ВОВ, не гаснет огонь пламени, огонь жизни. Всё новые маки, посаженные матерью, пламенеют, словно говоря о том, что жизнь не проходит бесследно, что она постоянно возрождается.)
-Можно ли назвать маки его полноправными героями?
-Сумел ли писатель на страницах небольшого рассказа показать жестокость войны?
(Здесь действительно выражены и сострадание, и потрясение, и смертоносность войны, и боль потерь, и пожизненная память)
(Стих-е: Оля Шатилова, Богданова Света, Климакова Люда, Настя)
Воздух наполнился громом, гуденьем.
Мир был изломан, был искажён.
Это казалось ошибкой, виденьем,
Страшным, чудовищным миражом.
Только видение не проходило…
Следом за танками, у моста,
Пыльные парни в серых мундирах
Шли и стреляли от живота.
Дыбились шпалы, насыпь качалась,
И от разрывов не видно ни зги,
Будто бы эта планета кончалась
Там, где сейчас наступали враги,
Будто её становилось всё меньше…
Ежась от близких разрывов гранат,
Чёрный, растерянный, онемевший,
В жёстком окопе лежал лейтенант.
Мальчик лежал посредине России,
Всех её пашен, дворов и осин.
Что же ты, взводный! – «Докажем! Осилим!» -
Вот он – фашист. Докажи и осиль.
Вот он – фашист. Оголтело и мощно
Воет его знаменитая сталь.
Знаю, что это почти невозможно.
Знаю, что страшно. И всё-таки встань!
Встань, лейтенант! Слышишь, просят об этом,
Вновь возвращаясь из небытия,
Дом твой, овеянный солнечным светом,
Город, Отечество, мама твоя.
Просит высокая звёздная россыпь,
Просит излучина каждой реки,
Маршал приказывает и просит:
«Встань, лейтенант! Постарайся, смоги!»
Просят деревни, пропахшие гарью,
Солнце, как колокол, в небе гудит…
Просит из будущего Гагарин:
Ты не поднимешься – он не взлетит!
Просят твои нерождённые дети,
Просит История… И тогда
Встал лейтенант! И шагнул по Планете,
Выкрикнув не по уставу: «Айда!»
Встал и пошёл на врага, как вслепую,
Сразу же сделалась влажной спина…
Встал лейтенант! И наткнулся на пулю –
Большую и твёрдую, как стена.
Вздрогнул он, будто от зимнего ветра.
Падал он медленно, как нараспев.
Падал он долго – упал он мгновенно,
Он даже выстрелить не успел!
И для него наступила сплошная
И бесконечная тишина…
Чем этот бой завершился? Не знаю.
Знаю, чем кончилась эта война.
(Р.Рождественский. Отрывок из поэмы «Двести десять шагов»)
5 ИВАН ЕЛИСЕЕВ.
Неужели эти кровопролития ничему не научат людей? ВОВ должна быть последней. Последней? А Афганистан? Чечня?
Я хочу рассказать вам про афганца Елисеева Ивана, чьё имя с гордостью носит наша Ключёвская школа. Родился и вырос Иван в нашем селе. В семье он был третьим, младшим сыном. Ванюшка, так ласково звала его мать. Отец умер, когда мальчику было шесть лет. Ему вместе с двумя братьями пришлось с раннего детства помогать матери по хозяйству – сажать, полоть, заготавливать сено и дрова, ухаживать за коровой и пасекой. Эти обычные крестьянское заботы не мешали Ване хорошо учиться и интересоваться техникой.
В 15 лет началась самостоятельная жизнь – учёба в Оренбургском техникуме железнодорожного транспорта.
В октябре 1983 года Ваня стал солдатом, пошел служить в ряды воздушно-десантных войск. После шести месяцев учёбы и тренировок его направили в Афганистан.
Память – это воздух России, родной, помогающий солдату воздух. Воздух Афганистана не родной: сухой и знойный. Пустыня, выжженная солнцем, залитая кровью земля. Лишь жаркий ветер, сметая пепел и прах, хозяйничал в чёрных развалинах. Иван попал в подразделение разведки – автоматчиком, а потом снайпером.
В письмах он не жаловался на тяжёлые солдатские будни, ничего не писал о жестокости войны, о гибели своих товарищей. Не хотел расстраивать свою маму. В одном из писем Иван просил Раису Кирилловну не забирать его одежду из Оренбурга – так надеялся вернуться домой, в Ключи.
Но только в сказках Иван всегда выходит победителем. А в жизни такое бывает не всегда. Особенно на войне. Она не пощадила Ивана. Всё было впереди. Вся жизнь. И любовь. И весна. Именно весной, когда всё пробуждается к жизни, в село пришла страшная весть. Погиб Иван. Ваня. Ванюшка – так звала его мама. Как она ждала его. Считала каждый день, каждый час, каждый миг. Память – это мгновения. Время измерялось не часами, минутами и секундами. Оно измерялось мгновениями, в которые вкладывались жизнь и смерть, боль и страдания. Там, в Афганистане, полмига означало часто – вернуться домой. Ивану этого полмига не хватило…
Вместо сына пришло письмо, где говорилось, что 19 апреля 1985года Иван был тяжело ранен и умер, выполняя свой священный долг.
Вот что рассказал о подвиге Ивана его друг: «Всё произошло как-то неожиданно. Мы потеряли точки расположения мятежников. Иван своими перебежками вызвал огонь на себя и точно указал их расположение. Пока мы уничтожали точки, Иван лежал в укрытии и почему-то не открывал огня. Он был тяжело ранен. По прибытии вертолёта я не отходил от Ивана, менял мокрую тряпочку на лбу и смачивал губы. Придя с боевых, мы узнали, что Иван погиб».
Привезли железный заколоченный гроб. Даже проститься Раисе Кирилловне с сыном не было возможности. Не верилось. Вот он, живой. И смотрит мать на фотографию сына. Какой он молодой, красивый, весёлый, полный жизни.
20 июня 1985 года Елисеев Иван был награждён орденом Красной звезды, а вторым орденом – посмертно. Ордена вручили матери героя.
Пуля, убившая Ваню, убила через год его мать. Не пережила Раиса Кирилловна. Завтра, 19 апреля, день памяти Ивана и Раисы Кирилловны Елисеевых. Давайте почтим их память минутой молчания.
6. ТЕМАТИЧЕСКАЯ МИНУТКА (Минута молчания).
В проломах стен гудит и пляшет пламя,
Идёт война родимой стороной.
Безмолвная, бессонная, как память,
Старушка-мать склонилась надо мной.
Горячий пепел жжёт её седины,
Но что огонь, коль сын в глухом бреду?
Так повелось, что мать приходит к сыну
Сквозь горький дым, несчастья и беду.
А сыновья идут вперёд упрямо,
Родной земле, как матери, верны.
Вот потому простое слово «мама»,
Прощаясь с жизнью, повторяем мы.
(В.Жуков «Мама»)
Так уж случилось, что все наши представления о войне – мужские. Это и понятно: ведь воевали, в основном, мужчины. Но с годами мы всё больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, её величайшую жертву, принесённую на алтарь Победы. Вспомним «Балладу о 5 тополях», которая каждый год звучит в Тюльгане – это боль матери, которая в память о 5 погибших сыновьях посадила у дома 5 тополей. В нашей области планируют возвести памятник Матери солдата, провожающей сына на войну. Прототипом может стать жительница села Подгородняя Покровка Оренбургского района Екатерина Ивановна Стуколова , проводившая на защиту Отечества восьмерых сыновей. Пятеро из них остались на поле боя навечно, трое, вернувшись израненными, вскоре умерли совсем молодыми. Мать восьмерых солдат – это символ самой Родины, которая никогда не покорялась врагу. А в Северной Осетии есть памятник братьям Газдановым. Семерых сыновей проводила мать на войну и не дождалась. Не вынесла потери – сошла с ума. Семь журавлей, вылетевших из отчего дома, мы видим на обелиске.
Память – это обелиски. Они стоят в каждом городе, в каждом селе – солдаты, одетые в шинели. Они стоят как памятники воинам – известным и неизвестным, фамилии которых высечены на граните, чтоб не стёрлось за давностью лет то, что в жизни зовётся бессмертием. Ветераны говорят с обелисками, как с погибшими товарищами. Молча говорят. Они имеют на это право. Мы же, потомки тех воинов, вчитываясь в эти фамилии, пытаемся мысленно представить себе какими были – те, которые своей жизнью оплатили нашу жизнь?
Песня «Журавли»
Память везде: она живёт в горестном сердце матери, она звенит в песне жаворонка, в самой середине голубого колокола неба, огромного и удивительного, как жизнь.
Память – это мы…
Эпиграф.
Откроем свои сердца для памяти?
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Война затронула каждую семью, вошла в каждый дом. Напишите сочинение: «Себя в бою не пожалел и Родину сберёг…». Это может быть сочинение о ваших родных, которые воевали на фронте или по образу Алексея из рассказа «Живое пламя».
8. ОЦЕНКИ
9.ИТОГ.
Как связан материал этого урока с нашим временем? Какие чувства волновали вас?