СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир детства в литературе и живописи 19 века

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок литературы и искусства. Использованы произведения А.Н.Некрасова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого,В.Е.Маковского, И.Е.Репина.

Просмотр содержимого документа
«Мир детства в литературе и живописи 19 века»





















































Тема: «Мир детства в литературе и в живописи XIX века».


Цель: формирование высоких эстетических вкусов школьников;

восстановить и углубить сведения о биографии писателей;

вызвать интерес у учащихся к подлинной литературе, живописи, научить детей видеть и понимать прекрасное в искусстве;

развивать у школьников образное мышление.


Оборудование: портреты Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского,

картины В.Е. Маковского «Свидание», Н.П.Богданова-Бельского

«Крестьянские мальчики», «Сочинение», И.Е.Репин «Стрекоза»,

В.А.Серова «Дети» портрет Мики Морозова, карточки-тесты.


Словарная работа: самопожертвование, благодарность, сострадание.


Оформление доски: эпиграфы

Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

(Н.А. Некрасов)

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминание о ней.

(Л.Н. Толстой)

Знаете, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание из детства, из родительского дома.

( Ф.М. Достоевский) (Пишу в процессе)

Ход урока:

I. Орг. момент.

  1. Слово учителя:

Мир детства предстает иногда как нечто особенное. Взрослые часто говорят, что во времена их детства люди были добрее, и небо выше, и трава зеленее. О людях добрых, весёлых, чутких говорят, что они сохранили детство в своей душе. Глядя на человека грубого, жестокого, не хочется верить, что он когда-то был ребёнком.

Вопрос классу: - Почему это происходит? Что особенного в мире детства?


(Любой человек от рождения стремится к добру и справедливости, он ещё не ведает лжи, клеветы, притворства. Он чист душой.)

Слово учителя:

Поэтому к миру детей часто обращаются писатели, поэты. Художники.

Мы с вами вспомним произведения литературы XIX века, которые посвящены или рассказывают о детях.

  • Обратите внимание на эпиграфы.

  1. Работа по теме урока.

1.1. Какой поэт XIX в. посвящал стихи детям? (Р.А.Некрасов)

Викторина
  1. 2. Какие стихи Некрасов писал о детях и для детей?

(«Крестьянские дети», «Плач детей», «дедушка Мазай и зайцы», «Школьник», «Железная дорога»)


  1. 3.Как зовут Мужичка с ноготок и сколько ему лет?

(Власом, шестой миновал)


  1. 4. С чем сравнивает поэт ребячьи глаза в стихотворении «Крестьянские дети» «все серые, карие, синие глазки – смешились, как…»?

(…в поле цветы)


  1. 5. Кого ставит в пример сельскому школьнику Некрасов:

«Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик?» (Ломоносов)


  1. 6. Кому посвящено стихотворение «Железная дорога»?

(детям)


  1. 7. Как зовут мальчика, к которому обращается автор в стихотворении «Железная дорога»?

(Ване)


Некрасов, рассказывая о детях. Верил в силу России, в её светлое будущее.

2. К этой же теме обращаются и художники XIX в. Вот несколько примеров.

Николай Петрович Богданов-Бельский, рассказывая о себе, подчёркивал: «Я ведь от земли». Художник родился в сельской местности. Героев своих произведений Богданов-Бельский искренне любил. Среди них немало крестьянских детей. Одну из них он так и назвал «Крестьянские мальчики». В рубахах-косоворотках, закатанных штанах, босые стоят они у цветущего куста. Летнее яркое солнце освещает всё вокруг. Лица мальчишек серьёзны.

Но самые излюбленные сюжеты художник черпал из жизни учеников народной сельской школы. «Сочинение» - лучшая из картин живописца. На ней крупным планом изображён крестьянский мальчик. Он сидит за партой, лицо задумчиво. Ученик как бы проговаривает мысли, которые потом запишет на бумаге.

Фамилию Маковский мы не раз встречаем в истории русского искусства. Владимир Егорович Маковский изображает трогательную сцену в картине «Свидание». Деревенская женщина приехала в город навестить своего сына, отданного в учение. Вот он стоит перед матерью совсем ещё мальчик босой, на каменных плитах, давно не стрижен. Смотрит мать на своего сына и печалится: как жадно он схватил калач – её гостинец, видно , голодно ему живётся в чужих людях.

Вопрос классу: Чем близко творчество поэта Н.А. Некрасова и

художников Маковского, Богданова-Бельского?

3. 1) Беседа

  • В какое время жил Л.Н.Толстой? (1828 – 1910)

  • К какому сословию относился Л.Н. Толстой? (дворянин)

  • Какое первое печатное произведение Толстого появилось под псевдонимом «Л.Н.» в «Современнике»? (повесть «Детство»)

  • Чем был огорчён и возмущён начинающий писатель, прочтя заглавие своей повести в журнале «Современник»? (Вместо «Детство» - «История одного детства», т.е. вместо общих закономерностей частная история, единичная.)


2) Главы из повести «Детство» вы уже прочитали, знаете, что главный герой – Николенька Иртеньев. Он не лишён автобиографических черт, но и не является автопортретом Толстого ранних лет его жизни.

Проверим ваши знания при помощи теста. Вы должны ответить на вопрос, выбрав один вариант ответа.

ТЕСТ

  1. Какова главная черта в характере Николеньки?

А) несговорчивость;

Б) самонадеянность;

В) высокомерие;

Г) склонность к самоанализу.

  1. почему Николенька плачет, после того как Наталья Савишна попросила у него извинения за свою несговорчивость?

А) он продолжает сердиться на Наталью Савишну;

Б) ему стыдно за свои мысли о «доброй старушке»;

В) он понимает, что отплатить за обиду не удастся.

  1. почему Наталья Савишна отказалась от вольной?

А) решила, что от неё хотят избавиться;

Б) очень сильно любила барыню;

В) и без «вольной» чувствует себя хозяйкой в доме;

Г) она понимала, что ей будет сложно жить в другом месте.

  1. В чём причина волнения Карла Ивановича?

А) он должен расстаться с детьми;

Б) он может потерять место;

В) считает, что к нему были недостаточно признательны.

  1. Какой представляется автору жизнь в дворянской усадьбе?

А) скучной и безрадостной;

Б) полной и содержательной;

Б) суетной и бездуховной;

Г) поэтической и одухотворённой взаимной любовью.



Словарная работа «Нравственные понятия»

Карточки для подсказок.

Продолжи предложение: как называют….

  • Жертвование собой, своими личными интересами для блага других? (самопожертвование)

  • Кто жертвует собой ради других? (Наталья Савишна)

  • Как называют чувство признательности за оказанные услуги, добро? (Благодарность)

  • К кому испытывает благодарность Николенька? (Карл Иваноич)

  • Как называется одинаковое чувство с кем-нибудь? (сочувствие)

  • Кому сочувствует главный герой? (Иленьке Грапу)




Слово учителя:

  • Посмотрим ещё картины.

Илья Ефимович Репин (1844 – 1930) – один из самых прославленных русских художников. Художник писал картины самых разных жанров. Репин – мастер портрета. Его портреты – целый мир. Одной из своих картин художник дал название «Стрекоза». На ней изображена дочь художника «Вера». Девочка сидит на перекладине забора-плетня и с любопытством смотрит на нас, а в следующую минуту, как непоседа-стрекоза, она побежит играть и резвиться.

Валентин Александрович Серов (1865 – 1911) художник середины XIX - нач. XX тоже рисовал детей. Портрет Мики Морозова полон внутренней динамики. Стремительная поза, движение рук, взгляд наивных карих глаз передают момент сильной детской взволнованности.

А мальчики на картине «Дети» (1899), набегавшись, наигравшись, стоят на крыльце и задумчиво смотрят в морскую даль.


Вопрос классу: Чем дети на этих картинках отличаются от детей на

картинах Маковского, Богданова-Бельского?


5. Слово учителя:

В 1876 году в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевский сообщал: «Я давно уже поставил себе идеалом написать роман о русских теперешних детях, ну и , конечно, о теперешних их родителях».

Вопрос:

  • В каком романе Достоевский осуществил свой замысел?

( «Братья Карамазовы», главы из романа объединены под названием «Мальчики»)


Трудно читать Достоевского. Он втягивает в тяжёлые переживания, заставляет страдать вместе со своими героями. Писатель изображает их не в обычной жизни, а в напряжённые, переломленные моменты, когда все чувства накалены, душа страдает.

Вопрос классу: 1)

  • Назовите главных героев отрывка.

Алёша Карамазов – послушник, готовится стать монахом. Илюша Снегирёв, Коля Красоткин – гимназисты.


  • Вспомните самые яркие и горькие эпизоды.

(Унижения Николая Ильича Снегирёва. История с Жучкой. Болезнь и смерть Илюши.)


  • Кто произносит следующие слова: «Будем, во-первых и прежде всего, добры, потом честны, , а потом - никогда не будем забывать друг о друге» (Алёше Карамазову)


2) И ещё одно понятие нравственности.

  • Как называют: жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем?

(Сострадание)


Достоевский заставляет думать о сложностях жизни, возбуждает жалость и сострадание к униженным и оскорблённым, воспитывает доброе чувство в человеке и побуждает видеть в жизни не только светлые стороны, но и зло, с которым можно бороться и можно одолеть.


  1. Выводы.

  • Чему учат нас произведения Некрасова, Толстого, Достоевского? (Состраданию, жалости, любви к ближнему)

  • С какими нравственными понятиями познакомились? (Самопожертвование, благодарность, сочувствие, сострадание)

  • Фамилии каких русских художников прозвучали на уроке?

Маковский, Богданов-Бельский, Репин, Серов.

Заключительное слово учителя:

У Некрасова заострена социальная сторона детской темы, поэт поднимает проблему детского труда, отношение общества к ребёнку.

Л.Н. Толстой пристально вглядывается, во внутренний мир ребёнка в то же время мы наблюдает за детской с позиции взрослого.

Совершенно по-иному рисует детство Достоевский. Он изображают страдающий, униженных, задумавшихся детей. Сострадания ускоряют взросление.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!