СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир фантазии курс внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мир фантазии курс внеурочной деятельности»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное

(МБОУСОШ им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное)



РАССМОТРЕНА

Методическим советом

МБОУСОШ им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное

(протокол

от «__»__20__г.№__)

ПРИНЯТА

Педагогическим советом МБОУСОШ им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное

(протокол

от «__»___20__г. №__)

УТВЕРЖДЕНА

Приказом МБОУСОШ им.М.Ю.Лермонтова с.Засечное

от «___»___20__г. №___













Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Мир фантазии»

Уровень: начальное общее образование

3 класс

общекультурное направление



Составители:

учитель начальных классов

Воробьева Н.А.









с.Засечное, 2018 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 3 класса «Мир фантазии» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373) на основе программы по внеурочной деятельности Светланы Гин «Мир фантазии» /Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: пособие для учителя 3 класса/ Школа креативного мышления; Светлана Гин. – 3-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018/ и требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ им. М.Ю. Лермонтова с. Засечное.

Данная программа реализуется на уровне начального общего образования в качестве программы курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 3 классе в общем объёме – 34 часа (1 час в неделю).

I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мир фантазии»

Цель курса:

развитие управляемого творческого воображения на основе теории решения изобретательских задач, обучение способам преодоления психологической инерции, освоение приемов создания творческих продуктов, воспитание ценностного отношения к творчеству и созиданию.

3-й класс

Личностныe:

Ученик получит возможность:

- освоить способы духовного и интеллектуального саморазвития;

- освоить способы деятельности в нестандартных ситуациях;

- освоить способы деятельности в собственных интересах и возможностях;

- получить установку на активную творческую жизненную позицию.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные УУД:

Ученик научиться:

-самостоятельно выделять и формулировать познава­тельные цели;

-выбирать наиболее эффективные способы решения пробле­мы в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять поиск, анализ, отбор, передачу информации;

- творчески преобразовывать информацию;

-осознанно строить сообщения в устной и письмен­ной форме;

Познавательные УУД:

Ученик научиться:

- навыкам общеучебной деятельности;

- креативным навыкам продуктивной деятельности;

- эвристическому методову решения проблем;

Коммуникативные УУД:

Ученик научиться:

-владеть навыками работы в группе;

- владеть различными социальными ролями в коллективе;

- проводить учебные дискуссии;

- проводить презентации результатов деятельности.


Планируемые предметные результаты

К концу 3 класса обучающиеся будут знать:

-критерии оценки творческих работ (адаптированные к данному возрасту);

-о приемах фантазирования «Морфологический анализ», «Метод фокальных объектов»;

-о приемах фантазирования Джанни Родари;

-о типовых приемах фантазирования.

К концу 3 класса будут уметь:

-сочинять загадки про объекты ближайшего окружения при помощи алгоритма;

-сочинять метафоры про объекты ближайшего окружения при помощи алгоритма;

-использовать приемы «Увеличение - уменьшение», «Ускорение - замедление», «Оживление», «Наоборот» для сочинения сюжета сказки.


II.Содержание курса внеурочной деятельности

Программа курса «Мир фантазии» содержит разделы:

1 Знакомство с фантазированием (3ч)

1.1. Понятие о фантазировании

Чтение рассказа. Обсуждение «Легко ли выдумывать?» чем различаются «Фантазия и ложь?», Чем отличается сказка от реальности? Входная контрольная работа. представление курса «Мир фантазии».

1.2. Что мешает придумывать?

Понятие о психологической инерции. Упражнение «Боремся с психологической инерцией» Решение задач «Да-неток».

1.3. Критерии оценки творческих работ

Игра «Теремок». Понятие об уровнях новизна. Упражнение «Кляксы». Практическая работа по приему «Думай о другом».

2. Развитие ассоциативности (4 ч)

2.1. Сочинение загадок

Игра «отгадай-ка». Ознакомление с алгоритмом «Сочинение загадок» практическая работа по сочинению загадок. Анализ применимости алгоритма.

2.2. Придумывание метафор

Игра «Море волнуется…» Упражнения «Превращения» Ознакомление с алгоритмом придумывания метафор. Практическая работа по придумыванию метафор.

2.3. Правила запоминания

Игра «Пол – потолок». Упражнение «Проверка памяти». Тренинг «Цепочка ассоциаций»

2.4. Обобщение изученного

Содержание занятия по выбору учителя

3. Прием фантазирования «Морфологический анализ» (6 ч)

3.1. Прием «Объединение»

Упражнение «Кто больше знает?». Игра «Да-нетка». Беседа «Сказочные животные». Фантазирование «Необычные животные». Рисование

3.2. Морфологический анализ

Упражнение «Домики». Ознакомление с приемом «Морфологический анализ». Упражнение

«Фоторобот охотника». Игра-рисование «Превращалки».

3.3. Игры со словами

Игра «Мальчики или девочки?». Упражнение «Имена и числа в словах». Игра «Почему не говорят?». Отгадывание шарад. Инсценирование.

3.4. Конструктор игр

Упражнение «Игра для слонов». Практическая работа «Синтез учебных игр». Игра «Смешная история»

3.5. Придумывание сказок.

Игра «Герои сказок». Беседа «Из чего состоит сказка?» Практическая работа по сочинению

сказочных сюжетов.

3.6. Обобщение изученного


Содержание занятия по выбору учителя

4. Прием фантазирования «Метод фокальных объектов» (3 ч)

4.1. Признаки объектов

Игра «Аукцион». Игра «Цепочка». Практическая работа по сочинению загадок. Упражнение «Если бы…»

4.2. Действие объектов

Игра «Кто? Что делает?». Игра-театрализация. Практическая работа по сочинению загадок.

Упражнение «Нелепицы». Упражнение «Перевертыши»

4.3. Метод фокальных объектов

Игра «Невпопад». Упражнение «Необычные предметы». Объяснение метода фокальных объектов. Практическая работа по усовершенствованию объектов.

5. Прием фантазирования Дж. Родари (5 ч)

5.1. Прием «Круги по воде».

Игра «Поле чудес». Объяснение приема «Круги по воде». Сочинение историй.

5.2. Приемы «Бином фантазии», «Произвольная приставка».

Игра «Кто? Что?». Объяснение приема «Бином фантазии». Объяснение приема «Произвольная приставка». Фантазирование по приемам.

5.3. Прием «Что потом?»

Загадки-шутки. Практическая работа «Что потом?». Фантазирование «Сказки с тремя концами». Упражнение «Фантастическое продолжение».

5.4. Прием «Творческая ошибка»

Игра «Запрещенное движение». Упражнение «Объясни ошибку». Сочинение сказки по приему «Кит и Кот».

5.5. Обобщение изученного

Содержание занятия по выбору учителя

6 Типовые приемы фантазирования (7 ч)

6.1. Прием «Оживление»

Игра «Одушевленное – неодушевленное». Беседа о приеме «Оживление». Упражнение «Что думают предметы?». Фантазирование по приему.

6.2. Прием «Увеличение – уменьшение»

Игра «Карлики и великаны». Беседа о приеме «Увеличение – уменьшение». Упражнение по

изменению свойств и признаков объектов.

6.3. Прием «Ускорение – замедление»

Игра «Быстро – медленно». Беседа о приеме «Ускорение – замедление». Упражнение «Времена года». Фантазирование «Если бы время могло изменяться…»

6.4. Прием «Дробление – объединение»

Игра «В одном – много». Объяснение приема «Дробление – объединение». Фантазирование по приему. Отгадывание загадок.

6.5. Прием «Наоборот»

Проблемная ситуация. Беседа о приеме «Наоборот». Упражнение «Что делают предметы?». Рисунки с противоречиями. Загадки – ловушки. Игра «Шифровки»

6.6. Прием «Бином антонимов».

Игра «Черное – белое». Объяснение приема «Бином антонимов». Фантазирование по приему. Отгадывание загадок.

6.7. Обобщение изученного

Содержание занятия по выбору учителя

7. Изобретательские ресурсы (2 ч)

7.1. Метод Робинзона

Игра «Необитаемый остров». Обсуждение «Как прожить на необитаемом острове?». Упражнение «Робинзоны». Упражнение «Путаница». Фантазирование «Обмен телами»

7.2. Использование ресурсов

Игра «Маша – растеряша». Упражнение «Ищем замену». Упражнение «Кружок». Решение

проблемных ситуаций. Упражнение «Поиск объяснение».

8. Фантазирование и прогнозирование (3 ч)

8.1. Сказки про животных

Игра «Зоопарк». Беседа «Сказки про животных». Упражнение «Сказки с «объяснениями». Рисование «Сказочные места». Упражнение «А почему?».

8.2. Сказки от слова «Почему?»

Игра «Обмен причинами». Беседа «Почемучки». Фантазирование «Мировые загадки». Упражнение «Найди причину».

8.3. Правила прогнозирования

Игра «Чего раньше не было?». Беседа о правилах прогнозирования. Практические работы по

прогнозированию.

9. Подведение итогов обучения (1 ч)

9.1. Обобщающее занятие

Презентация творческих работ. Итоговая контрольная работа. Анкетирование. Беседа о творчестве.


Формы организации занятий:

• Беседы (с использованием, по возможности, презентаций)

• Проектная деятельность

• Тренинги

• Театрализованный праздник

• Индивидуальная самостоятельная работа (придумывание загадок, сказок, метафор и т.д.)

Виды деятельности:

  • познавательная;

  • игровая;

  • проблемно-ценностное общение;

  • художественное творчество.

III.Тематическое планирование занятий


Наименование раздела

Количество часов

Теория

15 ч

Практика

19 ч

Понятие о фантазировании.

0,5

0,5

Что мешает придумывать?

0,5

0,5

Критерии оценки творческих работ.

0,5

0,5

Сочинение загадок.

0,5

0,5

Придумывание метафор.

0,5

0,5

Правила запоминания.

0,5

0,5

Обобщение изученного.


1

Прием «Объединение».

0,5

0,5

Морфологический анализ.

0,5

0,5

Игры со словами.

0,5

0,5

Конструктор игр.

0,5

0,5

Придумывание сказок.

0,5

0,5

Обобщение изученного.


1

Признаки объектов.

0,5

0,5

Действия объектов.

0,5

0,5

Метод фокальных объектов.

0,5

0,5

Прием «Круги по воде».

0,5

0,5

Приемы «Бином фантазии», «Произвольная приставка».

0,5

0,5

Прием «Что потом?»

0,5

0,5

Прием «Творческая ошибка».

0,5

0,5

Обобщение изученного.


1

Прием «Оживление»

0,5

0,5

Прием «Увеличение - уменьшение».

0,5

0,5

24.

Прием «Ускорение - замедление».

0,5

0,5

25.

Прием «Дробление - объединение»

0,5

0,5

26.

Прием «Наоборот»

0,5

0,5

27.

Прием «Бином антонимов»

0,5

0,5

28

Обобщение изученного.


1

29

Метод Робинзона.

0,5

0,5

30

Использование ресурсов.

0,5

0,5

31

Сказки про животных.

0,5

0,5

32

Сказки от слова «Почему?»

0,5

0,5

33

Правила прогнозирования.

0,5

0,5

34

Обобщающее занятие.


1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!