СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир глазами детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок интересен.Использованно много новых технологий. материал доспупен и понятен детям.

Просмотр содержимого документа
«Мир глазами детей»




Дата:17.10.2014

Предмет: Окружающий мир (УМК «Перспектива»)

Класс: 4 класс

Тема урока: «Карта – наш экскурсовод».

Тип урока: урок открытия нового знания

Урок построен с использованием ТРКМ, технологии проблемного диалога (Мельниковой Е.Л.)

Цели:

Формировать предметные умения: умение пользоваться физической картой, находить природные объекты с помощью условных обозначений, работать с текстом учебника, обозначать на контурной карте изученные природные объекты.

Формировать УУД:

познавательные

-сравнивать физическую и контурную карты, объяснять разницу;

регулятивные

-формулировать тему урока;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

коммуникативные

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания;

Оборудование:

- учебник стр. 50-53

- рабочая тетрадь стр. 28-31

- презентация № 1

- презентация № 2 (школьный музей)


Ход урока.

I. ВЫЗОВ (15 мин)

1. Мотивация к учебной деятельности (7 мин)

Дети стоя

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать(дети садятся)

- В 1, 2, 3 классах мы с вами ездили на экскурсию в музеи нашего города: истории города, И. Шишкина, М. Цветаевой, Н. Дуровой.

- В нашей школе тоже есть музей «Этнографический музей народов Прикамья»

- Мы попросим Володю провести экскурсию по нему для вас и наших гостей.

Ученик «проводит» экскурсию, используя слайды презентации № 2.

- Кем сейчас был Володя? ? (Экскурсоводом)

Слайд 2.


2. Сообщение темы урока (1 мин)

- Тема нашего урока сегодня «Карта – наш экскурсовод».

Тема записывается на доске (или прикрепляется лист А 4 с темой).


3. Выяснение знаний по теме (3 мин)

Приём «ЗНАЮ-ХОЧУ УЗНАТЬ-УЗНАЛ».

- Что такое карта? (уменьшенное изображение земной поверхности)

Слайды 3, 4, 5.

-Какие бывают карты? (политические, физические, карта полушарий)



На доске таблица:

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Карта – это …


Карты бывают ….






Фронтальная работа. Учитель фиксирует записи детей в общей таблице.


4. Формулирование проблемного вопроса (цели урока) (4 мин)

Побуждающий от проблемной ситуации диалог, приём 1 (предъявление противоречивых фактов).

Слайд 6.

- Какое заметили противоречие? (Человек – экскурсовод и карта - экскурсовод).

Слайд 7.

- Что делает экскурсовод? (Рассказывает, показывает)

Слайд 8.

- Расскажите о нашей стране, используя карту.

Ученики пробуют рассказать.

1.- Смогли справиться с заданием? (Не смогли)

- Почему не смогли выполнить задание? (Не знаем, как рассказать по карте о нашей стране)

- На какой вопрос будем искать ответ на уроке? (Как рассказать по карте о нашей стране?)


2.(если ответят, что смогли выполнить задание, то

-Что вам понравилось в рассказе Эдика?

-Что бы хотелось узнать из его рассказа подробнее?(название рек, городов и т.д.)

-Так значит выполнили вы задание?(нет)

- Почему не смогли выполнить задание? (Не знаем, как рассказать по карте о нашей стране)

- На какой вопрос будем искать ответ на уроке? (Как рассказать по карте о нашей стране?)


- С помощью чего рассказывает экскурсовод? (С помощью слов)

- Чем показывает? (Руками)

Слайд 9.

- Давайте уточним вопрос. (С помощью чего, каких инструментов «рассказывает» и «показывает» карта?)

Учитель записывает вопрос в таблицу.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ





С помощью чего, каких инструментов «рассказывает» и «показывает» карта?



II. ОСМЫСЛЕНИЕ

5. Открытие нового знания (20 мин)

5.1. Положите перед собой карту(на листочках)

- Какие у вас есть предположения? С помощью чего рассказывает и показывает карта?

Учитель записывает все предположения детей на доску.

Например:

1 – цвет 2 – линии 3 – точки 4 - ….

(зелёный, жёлтый,

коричневый, голубой) (реки) (города)


- Что мы изображаем зелёным цветом (коричневым, голубым, жёлтым)?

- Расскажите по карте.

- Назовите, какие реки вы видите на карте.

- Назовите, какие города вы видите на карте.

- Как одним словом можно назвать цвет, линии, точки, значки?

Учитель записывает все предположения детей на доску.

5.2.

- Сверим свои предположения.

Работа по учебнику стр. 51.

- С помощью каких инструментов «рассказывает» и «показывает» карта? (С помощью условных знаков)

- Какие ещё условные знаки вы видите? (Полезные ископаемые).



- Назовите их.

- Составьте рассказ о нашей стране, используя карту на стр. 50-51

Работа в паре (5 минут).

Выслушать рассказ 2-3 человек.

-Отличаются данные рассказы от тех, которые мы выслушали вначале урока?(эти содержательные, более научные)

5.3.

- Предлагаю вам самостоятельно прочитать текст на стр. 52-53.

После чтения предложить задания:

- Какую информацию, содержащуюся в тексте можно получить с помощью карты? (Уральские горы, озеро Байкал)

Нанести эти объекты на контурную карту (объяснить её особенность) в рабочей тетради на стр. 28-29.

Одновременно показать на физической карте.

-Чем отличается контурная карта от физической?( схожи контурами, отличаются-нет цвета, нет названия объектов-рек, городов и т.д, полезных ископаемых, границы)

- Какую нельзя?

-Выполните задание №5 РТ самостоятельно(после выполнения один ученик читает, остальные проверяют)

-Кто справился с этим заданием? Молодцы!

-О чем говорится в первом предложении? Это много или мало?

-Что значит 1/9 часть суши?(круговая диаграмма)

III. РЕФЛЕКСИЯ (10 мин)

1. Домашнее задание: выполнить задания № 2, 3,4 на стр. 28-29 в рабочей тетради.

2. – На какой вопрос искали ответ?

- Как называются эти инструменты? (условные знаки).

- Какие условные знаки запомнили?

Ученики называют, учитель записывает в колонку «Узнал».

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ





С помощью чего, каких инструментов «рассказывает» и «показывает» карта?

Условные знаки

3. – Оцените свою работу на уроке, используя таблицу.

Каждый ученик получает такую табличку и заполняет её 2 мин. Желающие озвучивают записи.

Сегодня на уроке я узнал


Меня удивило


Мне захотелось