МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
г. Махачкала
РАССМОТРЕНО на ШМО Протокол №_____от «____»__________2024 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ___________/____________/ «___» ____________ 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ №40» ____________ Ольмесов Р.Н. «___» ___________ 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
"МИР ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ"
Учитель: Абубакарова П.А.
Пояснительная записка
"МИР ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА"
"Национальное возрождение России невозможно без осознания молодым поколением родного языка как национальной святыни, как исторической памяти народа, отражающей самобытность русской культуры, русского национального характера, "духа народа",- считает Т.К.Донская ("Русская национальная школа: проблемы и решения". СПб., 1998, с.44) и называет как наиболее актуальный для современного этапа преподавания русского языка "принцип народности", который, в свою очередь, тесно связан с "принципом историзма и культурологическим принципом обучения и воспитания" (Указ, раб., с.47-49).
Одной из целей обучения русскому языку называется сегодня и формирование культуроведческой, или лингвокультурной, компетенции, причем эта цель поставлена не только перед профильной, но и общеобразовательной школой: в ФГОС образования по предмету "Русский язык", наряду с языковой и коммуникативной компетенцией, названа и социокультурная компетенция. Это означает, что на уроках русского языка, на факультативных и различного рода дополнительных занятиях (имеются в виду и внеклассные мероприятия, и индивидуальная работа с одаренными учащимися, и вводимые в экспериментальном порядке элективные курсы) учащиеся должны не только усвоить систему определенных знаний, умений, навыков, но и обеспечить свободное владение русским языком в различных условиях речевого общения, т.е. приобрести необходимую языковую и коммуникативную компетенцию. Особую важность и значимость приобретает интегрированное изучение языка и национальной культуры, постижение русского языка как материальной и духовной ценности народа, как составной части жизни общества; соотношение языка, культуры жизни и общества в целом. Специальные (элективные) курсы интегрированного типа обладают ощутимым потенциалом для реализации этих новых для практики преподавания родного языка идей.
"МИР ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА" - это интегрированный лингвистический курс, который, в первую очередь, предполагается как предпрофильный элективный курс ориентирующего характера для учащихся 9-х классов, и одной из целей преподавания данного курса является подготовка учащихся 9-х классов к профильному обучению в 10-11 классах, оказание помощи в выборе будущего профиля обучения. Курс помогает выполнить задачу предварительной профессиональной ориентации, а отдельные разделы и темы заявленного курса могут стать "отправными точками", базой для последующего углубленного изучения целого ряда специальных курсов общегуманитарной тематики.
Данный курс может быть продолжен и закреплен другими элективными и специальными курсами: "Язык художественной литературы", "Русская словесность", "Стилистика и культура речи", "Риторика", "Введение в языкознание" и др.
Элективный курс "МИР ЯЗЫКА И КУЛЬТУРА" позволяет естественным образом - как на содержательном, так и на технологическом уровне - устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, так как предполагает обращение к гуманитарным предметам, к терминологическому аппарату не только лингвистики, но и литературы, истории, МХК и даже географии. Данный курс привлекает внимание учащихся к малоизвестным либо не актуальным в сознании сведениям и фактам из истории, культуры, литературы и родного языка.
Широко применяется в методике преподавания заявленного курса коммуникативно-деятельностный подход. Практические упражнения и индивидуальные и групповые задания носят творческий характер. Региональный компонент, используемый на занятиях, способствует, с одной стороны, систематизации полученных по всем учебным знаний, с другой стороны, углубленной профилизации, развитию познавательных и будущих профессиональных интересов девятиклассников.
Цели изучения курса «Мир языка и культура»:
формирование профессиональной ориентации учащихся выпускных классов;
расширение и углубление знаний учащихся о родном языке, речевой культуре;
формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции учащихся;
расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в изучении отдельных дисциплин.
Задачи изучения курса «Мир языка и культура»:
способствовать приобщению учащихся к речевой культуре как производной национальной культуры;
сформировать уважительное отношение к литературе как воплощению речевой культуры;
изучить механизмы преобразования лингвистических знаний в интеллектуальное и социальное развитие учащихся;
воспитать уважение к требованиям речевого этикета;
рассмотреть культурные богатства родного языка;
подвести учащихся к осознанию, что владение нормами литературного языка – это проявление высокого уровня культуры речи, охрана литературного языка.
Актуальность и новизна элективного курса «Мир языка и культура».
Содержание курса нацелено на более глубокое, чем позволяет школьная программа, изучение ряда сложных разделов языкознания и лингвокульторологии, способствует изучению вопросов истории языка, диалектологии, современного русского языка Данный курс позволяет рассмотреть роль языка в обществе, расширяет и углубляет знания о внутрисистемных и межпредметных связях родного языка. Элективный курс «Мир языка и культура» способствует формированию мировоззрения - как общенаучного, так и лингвистического в частности, воспитывает сознательно-бережное отношение к языку как феномену духовной культуры, т.е. формирует и воспитывает языковую личность будущего специалиста-гуманитария, что в дальнейшем будет залогом успешности на рынке труда.
Концепция преподавания специального (элективного) курса «Мир языка и культура:
- единство интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития учащихся в ходе работы по программе;
- нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения из ранее изучаемых учебных дисциплин вопросов и проблем;
- вариативность содержательной и организационной составляющих, т.е. возможность выбора объема содержания, форм организации и последовательности изучения материала курса;
реализация универсального и интеграционного подходов при конкретизации тематики и методики изучения специального курса;
индивидуализация и дифференциация обучения;
ориентация в практической части на региональные факты и местный языковой материал;
преимущество самостоятельной работы учащихся в учебной, творческой и исследовательской деятельности.
Новые знания, получаемые учащимися в процессе работы по программе, связаны с расширением сведений о русском языке, о самобытности, своеобразии русского языка, его эстетической ценности, о культурных "наслоениях" языка. Изучение русского языка как материальной и духовной ценности народа, как "зеркале" жизни общества; соотношение культуры, языка и литературы - как составных частей культуры - и жизни общества в целом. Учащиеся при этом совершенствуют умения анализировать тексты разной стилистической принадлежности, работают со справочной литературой, собирают и систематизируют языковые материалы для написания сочинений-рассуждений на лингвистические или морально-этические темы (одно из наиболее сложных заданий ЕГЭ), для подготовки научных сообщений, докладов и рефератов.
Методы деятельности учителя направлены на подготовку лекций и микролекций по темам курса, организацию практических и семинарских занятий, руководство самостоятельной деятельности (создание проектов) - проблемные и поисково-исследовательские методы.
Выбор методов и форм работы обусловлен, в первую очередь, следующими приоритетами:
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
личностно-деятельностный и субъектно-субъектный подход. ( Д.Ермаков, Г.Петрова "Элективные учебные курсы для профильного обучения" // "Народное образование". - 2004.- №2.- С.Л14-119); что позволяет ведущее, главенствующее место в обучении спецпредмету отвести методам поискового, исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся, развивающим их природные способности, формирующим как общеинтеллектуальные, так и профессиональные умения и навыки. Значительна доля практических и самостоятельных работ, работа в группах, ролевые и деловые игры, дискуссии и "круглые столы", практикумы, тренинги и лабораторные работы (например, со словарями или с каталогами) и т.п. Особенно предпочтителен в методике организации данного элективного курса метод проектов.
Ожидаемые результаты изучения курса «Мир языка и культура»:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования (ФГОС);
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию (ФГОС);
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.) (ФГОС);
приобретение практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики (и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ);
приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Формы и приемы работы учащихся: составление конспекта (в том числе и опорного) на основе лекции учителя, комплексный и аспектный анализ текста, организовывать коллективную и групповую работу на основе специального текста, исследование предложенной проблемы (по методу проектов), сбор лингвистических, лингво- и социокультурных фактов, их обработка и систематизация, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), написание рефератов и выступление с сообщениями и докладами на занятиях семинарского типа.
Предлагаемые пути усвоения содержания курса - коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.
Содержательные блоки предлагаемой программы связаны общей идеей формирования лингвокультурной и социокультурной компетенции школьников, проявляющих интерес к гуманитарным знаниям, но каждый из блоков (разделов) может быть свернут до 1-2 занятий или, наоборот, развернут до 8-12 часов, т.е. стать микрокурсом. В этом проявляется высокая степень вариативности содержания предлагаемой программы; за учителем остается и право выбора технологии обучения: коммуникативно-деятельностной, модульной, какой-либо другой - или работать по традиционным методикам.
Предлагаю ниже программу краткосрочного курса «Мир языка и культура», рассчитанного на 9 часов, т.е. по 1 часу (занятию) в неделю в течение одной четверти, выделенного из регионального компонента на предпрофильную подготовку учащихся в 9 классах.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны:
понимать, что русский язык одна из основных национально-культурных ценностей русского народа;
определять роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к родному языку, гордиться им;
иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому самосовершенствованию;
иметь достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
уметь коммуникативно и целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместно выполнять какие-либо задания, участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем;
овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, уметь вести самостоятельный поиск информации.
Содержание занятий по курсу «Мир языка и культура»
Тема 1. Что такое язык? Функции языка. Языковая картина мира. Язык общенародный и язык литературный.
Язык и наука о нем. Ученые о происхождении и назначении языка. Функции языка. Язык - средство общения. Язык - путь закрепления и сохранения коллективного опыта человечества. Язык - способ выражения мыслей, чувств, эмоций. Разделы лингвистики. Язык как система систем. Внутрисистемные и межпредметные связи языка.
Национальный язык - составная часть материальной и духовной культуры народа, средство получения, усвоения и хранения этической информации. Специфика отражения языковой картины мира в языке каждого народа.
Современный русский язык как предмет изучения. Национальный (общенародный) язык. Стилистическая дифференциация языка. Литературный язык как нормированная и "обработанная мастерами" форма общенародного языка. Языковые "периферии".
Тема 2. Народ и язык. Родной язык и национальное самосознание. Менталитет народа и язык.
Язык как составляющая часть культуры, как культурная "память народа"; культура как "система, стоящая между человеком и миром". Русская культура в зеркале языка.
Менталитет народа, особенность восприятия им окружающего мира через культуру и язык.
Тема 3. Экология языка и культуры.
Изменения в русском языке в последние десятилетия. Реформы языка. Речевая культура и охрана языка. Проблемы культуры речи и экологии языка в работах российских ученых.
Тема 4. Место среди других языков и современный статус русского языка. Выдающиеся писатели и общественные деятели о русском языке, его богатстве, силе и выразительности.
Русский язык в современном мире. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык международного общения, один из мировых языков.
Место русского языка в кругу родственных славянских языков. Связи и взаимовлияние русского, украинского и белорусского языков.
Выдающиеся писатели и общественные деятели о русском языке, его богатстве, силе и художественной выразительности.
Тема 5. "Свидетели живые". История, стоящая за словами. Архаизмы и старославянская лексика. Архаизмы и историзмы в художественных произведениях, говорящие об историческом прошлом нашей страны, использующиеся для воссоздания колорита эпохи.
Сущность книжного языка как достижения и достояния национальной культуры. Разговорная разновидность литературного языка. Характеристика и понятие литературно-языковой и стилистической нормы, смысл функционального стиля языка, роль новообразований.
Тема 6. Языковые и стилистические особенности произведений писателей Дагестана
Языковые особенности произведений писателей Дагестана. Народно - поэтические, диалектные, просторечные выражения в авторской речи как средство речевой характеристики произведения.
Тема 7. "Языковая личность" и "языковой паспорт" жителей Апанасенковского района Ставропольского края.
Территориальная, социальная, возрастная, профессиональная, образовательная и прочая дифференциация языка и речи. Понятие о "языковой личности". Язык семьи, язык отдельного человека. "Языковой паспорт". Язык и речь жителей Апанасенковья.
Примерные практические работы в процессе выполнения программы:
составление тезисного плана лекции учителя;
составление схемы/ обобщающей таблицы/ опорного конспекта (ОК) по заданной теме или по материалам лекции учителя;
подготовка сообщений на предлагаемые учителем и самими учащимися актуальные темы, связанные с проблематикой курса;
написание и защита рефератов, научно-исследовательских работ;
самостоятельная работа со словарями, справочниками, научной и научно- популярной литературой.
Примерные темы творческих работ (исследований) по курсу «Мир языка и культура»
Литературный язык - основа культуры речи.
Основные признаки литературного языка.
Современное состояние русского литературного языка.
Формы существования языка.
Связь русского языка с историей и культурой русской нации.
Русский язык среди других языков мира.
Проблема экологии слова.
Основные формулы речевого этикета.
Культура разговорной речи.
Этико-социальные аспекты культуры речи.
Культура дискутивно-полемической речи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Будагов А.А. Толковые словари в национальной культуре народов. М: Изд-во МГУ, 1989
2. Будагов А.А. Писатели о языке и язык писателей. 2-е изд., доп. М., 2000, 2001
3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 1997
4. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Русское слово: Факультативный курс для учащихся 7-8 классов: Пособие для учащихся. - М., 1987
5. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1990
6. Гвоздарев ЮА. Язык есть исповедь народа. М., 1993
7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М.: Русский язык, 1978-1980
8. Доманский В.А. Литература и культура: Культуроведческий подход к изучению словесности в школе: Учебн. пособие. М.: Флинта, 2002
9. Земская Е.А. Как делаются слова: книга для учащихся. М., 1978
10. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. - Изд. 3-е. М., 1994
11. Листрова-Правда Ю.Т. Спецкурс "Русский язык и культура" для студентов-филологов// Русский язык конца XX века. Воронеж, 1998
12. Львова С.И. Язык в речевом общении. М., 1994
13. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник/Под ред. В.В.Кускова.-М., 1994
14. Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений. М., 1989
15. Образ мира в слове и ритуале: Сборник статей. М., 1992
16. Новикова Л.И. Урок-конференция «Имя в реке времени» "Русский яз": Прил. к газ. «Первое сентября»).- 2001.-№ 10
17. Новикова Т. Ф. Специальный (элективный) курс "Язык, культура, общество". Белгород, 2004.
18. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. - М., 1978.
19. Полякова Е. Н. Из истории русских имен и фамилий. М., 1975.
19. Поспелов Е. М. Школьный топонимический словарь. М., 1978.
20.Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь. М., 1998.
21. Русский язык конца XX века (1985-1995гг).- 2-е изд. М., 2000
22. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура (Экология и язык)// Рус. яз. в шк. -1994. - №1
23. Скворцов Л.И. Экология языка, или Поговорим о культуре речи: Кн. для учащихся. М., 1998
24. Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1991
25. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995
26. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка.- 3-е изд., испр. и доп.- М., 1975.
27. Шанский Н. М. В мире слов. 3-е изд.,испр. и доп.- М., 1985
28. Шанский Н. М., Боброва Т.В. Снова в мире слов. М., 2001
39.Энциклопедический словарь по культурологии/ Под ред. А.А.Радугина. М., 1997.
30.Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов.-М.: Педагогика, 1984
Тематический план
№ п/п | Темы занятий | Уроки теории | Дополнительная самостоятельная работа |
| Что такое язык? Функции языка. . | 1 | Работа с текстами сочинения, написание рефератов. |
| Языковая картина мира. | 1 | |
| Язык общенародный и язык литературный | 1 | |
| Народ и язык. | 1 | Составление библиографических списков, работа с текстами. |
| “Богатый мир языков Дагестана” Проектная работа | 1 | |
| Язык и культура | 1 | |
| Взаимосвязь языка и культуры | 1 | |
| Родной язык и национальное самосознание. | 1 | |
| Менталитет народа и язык. | 1 | |
| Экология языка и культуры. | 1 | Составление опорных конспектов. |
| Место среди других языков и современный статус русского языка. | 1 | Сообщения, оформление картотек цитат. |
| Выдающиеся писатели и общественные деятели о русском языке, его богатстве, силе и выразительности | 1 | |
| "Свидетели живые". История, стоящая за словами. | 1 | Комплексный и аспектный анализ текста. |
| «Язык родных просторов». | 1 | Составление опорных конспектов. Написание рефератов, докладов. |
| Языковые особенности произведений писателей Дагестана | 1 | Собирание и анализ материала |
| Известные поэты моего Дагестана | 1 | Собирание и анализ материала |
| Известные писатели моего Дагестана | 1 | Собирание и анализ материала |
| Мой любимый писатель” Проектная работа | 1 | Проект |
| Известные художники Дагестана | 1 | Собирание и анализ материала |
| "Языковая личность" и "языковой паспорт" жителей Дагестана | 1 | Собирание и анализ языкового материала |
| " Можно ли по языку определить уровень культуры человека?" | 1 | Работа с лингвистическими словарями, составление плана по теме. |
| Театры Дагестана | 1 | Собирание и анализ материала |
| Составление презентаций “Театры Дагестана” | 1 | Проект |
| "Мы такие как наш язык или наш язык таков, какие мы?" | 1 | Сообщения, оформление картотек цитат. |
| Национальные песни | 1 | Собирание и анализ материала |
| Народные инструменты моего края | 1 | Собирание и анализ материала |
| Орнамент – характер народа | 1 | Собирание и анализ материала |
| Семейные традиции и праздники ( сбор материала на тему “Традиции в моей семье” | 1 | |
| Я зык – волшебное зеркало мира и национальной культуры | 1 | |
| Взаимоотношение культуры и языков в современном мире | 1 | |
| Язык как отражение культуры народа | 1 | |
| Мир языка и национальной культуры: взгляд из современности | 1 | |
| Язык и культура речи | 1 | |
| Взаимовлияние и взаимодействие языка и культуры в современном мире | 1 | |