1 | 1-й организационно- мотивационный | - Здравствуйте, учащиеся! Добрый день, уважаемое жюри! Сегодня мы собрались на увлекательную игру по русскому языку. Участвуют в игре две команды: команда 9-х и 10-х классов. - Ответьте на вопросы: 1) Что такое орфография? (слайд) 2) Что изучает синтаксис? (слайд) 3) Что изучает фонетика? (слайд) 4) Что изучает раздел морфология? (слайд) 5) Что такое морфемика? (слайд) - Все эти термины относятся к русскому языку. Попробуйте определить тему нашего мероприятия. - Тема мероприятия: Мир языкознания. (слайд) - Как вы думаете, какая цель у нашего мероприятия? - Правила игры: команда выбирает категорию. Кто первый отвечает, тот зарабатывает баллы, и меет право выбирать следующую категорию. | - Здравствуйте! - Орфография – это совокупность правил регулирующих: 1) правописание слов; 2) раздельные, полуслитные (дефисные) и слитные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов. - Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себе две основные части: 1) учение о словосочетании; 2) учение о предложении. - Фонетика – раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи. - Морфология – учение о частях речи и присущих им способах словообразования. - Морфемика – учение о значимых частях слова и морфемной структуре слова. (Выдвигают предположения) | 10 минут |
2 | 2-й и 3-й «Актуализация знаний» и «Творческое применение знаний» | - Обратите внимание на доску (на доске) ОРФОГРАФИЯ 5 10 15 20 СИНТАКСИС 5 10 15 20 ФОНЕТИКА 5 10 15 20 МОРФОЛОГИЯ 5 10 15 20 МОРФЕМИКА 5 10 15 20 - Выбирайте категорию и отвечайте на вопросы. Чья команда первая поднимет флажок, те отвечают, если ответ неверный, то право отвечать переходит другой команде. Жюри ведут подсчет баллов. Вопросы: Орфография (5 б.) Что такое орфограмма? (слайд) (10б) От чего зависит написание чередующихся гласных в корнях –кос-/-кас, -бир-/-бер-, -мир-/-мер- и т.д.? (слайд) (15б) Назовите слова исключения, после Ц пишется Ы (слайд) (20б) От чего зависит правописание приставок раз-/рас-, из-/ис-, без-/бес- и т.д.? (слайд) Синтаксис (5б) Какие члены предложения составляют грамматическую основу? (слайд) (10б) Назовите виды сложных предложений. (слайд) (15б) Союзы а, но, или, и являются союзами какого предложения? (слайд) (20б) Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: какой? Чей? Фонетика 5(б) На какие группы делятся все звуки речи? (слайд) 10(б) Сколько звуков в слове ЯГОДА? (слайд) 15(б) По каким признакам классифицируются согласные звуки? (слайд) 20(б) Сколько звуков в слове ЛИСТЬЯ? (слайд) Морфология. 5(б) Самая распространенная часть речи? (слайд) 10(б) Слово «наотмашь» является какой частью речи? (слайд) 15(б) Часть речи, которая является неспрягаемой, неизменяемой формой глагола, обозначающая добавочное действие по отношению к основному передаваемому глаголом- сказуемым, и совмещающая признаки глагола и наречия. (слайд) (20б) Назовите слово, которое может быть и существительным, и глаголом (слайд) Морфемика. (5б) Назовите все морфемы (слайд) (10б) Найдите суффикс в слове ТЁПЛЕНЬКИЙ (слайд) (15б) Найдите суффикс в слове КОЛЮЧИЙ (слайд) (20б) Укажите корень слова ЦИЛИНДР (слайд) - Игра окончена. Сейчас жюри подсчитает количество баллов и определит победителей игры. | Выбирают категорию, номер вопроса, обсуждают и отвечают. - Написание букв в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами. - От суффикса а. - Цыган, цыплёнок, цып-цып, на цыпочках, цыкнуть. - От глухости и звонкости согласного после приставки. - Подлежащее и сказуемое. - Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное. - Сложносочиненное. - Определение. - Гласные и согласные. - 6 звуков. - Глухие и звонкие, сонорные, твердые и мягкие. - 6 звуков - Существительное - Наречие. - Деепричастие. - Печь - корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова. - -ЕНЬК- - - ЮЧ- - ЦИЛИНДР. | 27 мин |