СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир образов полифонической музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 

учебная: дать основные понятия о полифонии, фуге, токкате; познакомить  обучающихся  с особенностями композиторского творчества  И. С. Баха. 

развивающая: способствовать развитию творческих способностей учащихся, умению работать в группах,  анализировать услышанное;  

воспитательная: воспитывать музыкальный вкус, уважение и любовь  к творчеству  немецкого композитора И.С.Баха.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Мир образов полифонической музыки»

Тема урока: Мир образов полифонической музыки

Цели урока: 

учебная: дать основные понятия о полифонии, фуге, токкате; познакомить обучающихся с особенностями композиторского творчества  И. С. Баха.

развивающая: способствовать развитию творческих способностей учащихся, умению работать в группах, анализировать услышанное;

воспитательная: воспитывать музыкальный вкус, уважение и любовь к творчеству немецкого композитора И.С.Баха.

Тип урока: изучение нового  материала.

Оборудование: электронная презентация, портреты И.С.Баха, Е.Крылатова, фотовыставка, раздаточный материал, видеофрагмент исполнения «Токкаты и фуги» ре минор И.С. Баха.

Аудиоматериал:  песня Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина «Прекрасное далеко».

Живое звучание: И.С.Бах Хорошо темперированный клавир, том 1: Прелюдия и фуга № 21 си-бемоль мажор, «Скерцо» из сюиты № 3

Межпредметные связи: мировая художественная культура, русский язык, литература.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие «Добрый день»

Слово учителя. Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. За окошками первые дни весны, светит солнышко, природа обновляется. А с каким настроением вы пришли на урок? (ответы детей).

Живое звучание: И.С.Бах «Скерцо»

- Какое настроение этого музыкального фрагмента? (примерные ответы: веселое, игривое, шуточное)

- Соответствует ли ваше настроение этой музыке?

Слово учителя. Представьте себе 17 век, небольшой немецкий город Эйзенах, двухэтажный дом, комнаты, освещенные канделябрами и множество гостей. Дамы в элегантных платьях, мужчины в напудренных париках и бархатных камзолах, и, конечно, звучание клавесина. Но очень скоро хозяин, веселый мужчина небольшого роста, устает от гостей и начинает гасить свечи в канделябрах. Но гости не торопятся расходиться, они переходят в другую комнату. И все повторяется снова: гасятся свечи, снова гости переходят в другие комнаты. Оказавшись в тесном помещении, гости понимают, что нужно уходить домой. Они благодарят хозяина, нисколько не обижаясь на него, ведь на гениев обидеться невозможно.

- Как, по вашему мнению, звали хозяина этого дома? (ответы детей)

Совершенно верно, это Иоганн Себастьян Бах – великий немецкий композитор 17 века.

Музыкальное приветствие «Нас приветствует великий Бах».

Театрализованный момент (выходи подготовленный ученик):

«Добрый день, уважаемые потомки! Смею вас уверить, моя игра не заслуживает такой похвалы и внимания! Мне нужно только попадать пальцами по нужным клавишам, инструмент играет сам...  Меня считали серьезным музыкантом, хотя я любил пошутить, умел любить и радоваться жизни. Надеюсь, мои невинные шутки с канделябрами мои современники мне простили. А теперь позвольте откланяться, впереди у вас на уроке еще много скажут интересного обо мне, а меня ждет моя музыка».

  1. Изучение нового материала.

  1. Музыкальный фрагмент (живое исполнение учителя Фуги № 21 из ХТК си-бемоль мажор)

Вопросы к учащимся:

- Дети, какая прозвучала музыка: гомофоническая или полифоническая? (ответы детей)

- Как вы понимаете смысл слова «полифония»? (многоголосная музыка) Обратите внимание на орфоэпическое ударение в русском языке в этом слове, в речи музыкантов допускается вариант ударения на предпоследнем слоге полифо́ния. 

- Чем она отличается полифоническая музыка от гомофонической? (в гомофонической музыке внимание уделяется мелодии с аккомпанементом, в полифонической – главного голоса нет, все равнозначные, самостоятельные, одинаково выразительные в мелодии).

2. Слово учителя. Слово полифония состоит из двух частей: поли, что означает «много», и «фон» - то есть звук. Это вид многоголосной музыки. Голоса в полифонии контрастируют между собой, они должны заключать в себе возможность к объединению их в одновременном звучании. Давайте запомним, что главного голоса в такой музыке нет. Одним из видов полифонической музыки является фуга. В переводе с латинского фуга означает бег, движение, в фуге несколько голосов, каждый из которых повторяет заданную тему.

Виртуозом полифонической музыки, безусловно, является немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах.

Бах называл фугу умением вести разговор. При этом он говорил своим ученикам: «Если одному из голосов нечего сказать, пусть помолчит, пока не будет снова втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности».

У нас есть сегодня биографы, которые исследовали жизненный и творческий путь композитора Баха. Давайте предоставим им слово.

Биограф 1. Фамилия «Бах» в переводе означает «ручей». Людвиг ван Бетховен однажды воскликнул: «Не ручьём, а морем надо бы его назвать!» В этой знаменитой семье практически все были музыкантами. Органисты, канторы, капельмейстеры, флейтисты, трубачи, был даже скрипач. Существует мнение, что в Германии раньше называли Бахом практически каждого музыканта.

Биограф 2. Иоганн Себастьян Бах появился на свет 21 марта 1685 года в небольшом немецком городке Эйзенахе. Первый музыкальный опыт он перенял от своего отца – скрипача. У мальчика был превосходный голос, поэтому он пел в школьном хоре. Рано оставшись сиротой, он попадает на воспитание к старшему брату, служившему органистом. По одной из версий именно старший брат привел Баха впервые к органу, хотя тщательно запирал от него нотные рукописи старых мастеров. Украдкой доставая по ночам из шкафа старшего брата сборники, Бах при свете луне читал и переписывал их. Заметив исчезнувший запас свечей, брат застал младшего брата на месте преступления, отобрал ноты и тетради. В слезах Бах воскликнул: «В таком случае я сам напишу музыку — напишу еще лучше!»

Биограф 3. В Лейпциге Бах служил в небольшой церкви. В его обязанности входило управление церковной музыкой, обучение и воспитание учеников церковного хора,   еженедельное сочинение  новой кантаты. Современники обвиняли Баха в том, что его музыка чересчур сложная, что она отвлекает верующих от своих молитв. Поговаривали даже, что вместо Баха сам сатана переодевается и играет на органе. Но музыку Бах все равно  писал такую, какую ему подсказывало сердце.

Биограф 4. В последние годы жизни зрение Баха ухудшалось. Не помогли две операции: он ослеп. Продолжал сочинять музыку, диктуя свои произведения для записи зятю. После смерти о нем скоро забыли. Пройдет практически 80 лет, когда в 1829 году Феликс Мендельсон, известный композитор, исполнит в Берлине «Страсти по Матфею» Баха. Выступление вызвало настоящий триумф, началось возрождение музыка Баха.

Слово учителя. Однажды в 1717 году в Дрездене произошло необычное соревнование: французский органист Луи Маршан поразил окружающих своей виртуозной игрой. Все тут же решили: равных ему нет. Но вдруг вспомнили о Бахе и решили устроить музыкальную дуэль. В назначенный день Маршан сыграл виртуозную французскую арию. Бах тут же безошибочно повторил все вариации французского виртуоза, и, к изумлению толпы, перешел к собственным вариациям, более трудным и изящным.

Самым любимым инструментом Баха был орган. (рассказ учителя об органе, демонстрация фотоматериалов).

  1. Живое исполнение. Одним из величайших произведений композитора является Токката и фуга ре минор. (Прослушивание основных тем, живое исполнение)

Слово учителя. А теперь давайте послушаем это произведение в исполнении виртуоза (видеофрагмент).

- Дети, осталось ли у вас однозначное впечатление от увиденного и услышанного?

Я предлагаю вам поработать в парах и составить синквейн к этому понятию. У вас на партах лежат карточки, заполните, пожалуйста, их.

Примерные ответы:

Что? Токката и фуга ре минор.

Какая музыка? мощная, сильная, волнующая.

Что делает? будоражит, волнует, уносит.

Личное впечатление (ассоциации)? водопад, поток, каскад.

Суть музыки? величие человека, драма.

Слово учителя. Дети, Бах стремился показать в этой музыке именно величие человека. Он был убежден, что за человеком стоит нечто большее. Главным вдохновителем его творчества был Бог. Именно Творцу посвящены почти все произведения как благодарность за ниспосланный талант. Напомним, что Бах творил в эпоху барокко, в музыке этой эпохи проявились драматическая экспрессия, усложнение, сочинение, рассчитанное на исполнителя-виртуоза, а в архитектуре преобладали роскошь, красота и изящество.

Давайте запомним, токката – от слов касаться трогать – виртуозная пьеса. Вспомните, а фуга что обозначает? (примерные ответы детей) Совершенно верно, фуга – бег, движение. А что же бегает в фуге? (бегает один голос - тема) Давайте еще раз прослушаем фугу и обратим внимание на начало тем, мы будем отмечать это начало поднятием руки.

Повторное слушание фуги, дети поднятием руки отмечают начало каждой темы.

  1. Беседа с учащимися.

- Дети, напомню, что после смерти композитора о Бахе забыли на какое-то время, но тем не менее его музыка живет до сих пор. Верите ли вы, что она будет существовать дальше? Почему?

- В чем же сила музыки Баха? (примерные ответы детей: сила музыки Баха в неповторимости, красоте, величии).

Слово учителя: Давайте послушаем стихотворение Ирины Диез:

О, Бах! Начало всех начал,

Бог всех последущих гармоний,

Твой щедрый гений расточал

Потоки дивных полифоний.

Токкат, хоралов, буйство фуг –

Богатств своих, как царь бессмертный,

Дарил векам органный звук –

Что контрапункт к сердцам наследным.

Я согласна с Вами, музыка Баха прекрасная и далекая, у нее, несомненно, есть будущее. А сейчас мы исполним песню Евгения Крылатова «Прекрасное далеко». Сядьте ровно, давайте сделаем зарядку для голоса.

  1. Распевка, работа над ансамблем и художественным исполнением песни.

  1. Подведение итогов урока. Оценивание достижений учащихся.

Рефлексия. Метод «Микрофон»

«Что я возьму с собой из урока…»



Использованные источники:

Интересные факты из жизни Иоганна Себастьяна Баха. [Электронный ресурс] - https://rcmuzyka.com/interesnye-fakty-iz-zhizni-ioganna-sebastyana-baha/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс