ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КУРС
«В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
Разработала классный руководитель 9 класса
Телюк Елена Александровна
Примерный перечень формируемых знаний и умений.
Учащиеся должны знать:
Значение профессионального самоопределения, правила выбора профессии, понятие о профессиях и профессиональной деятельности, понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека.
Учащиеся должны уметь:
Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать информацию о профессиях, пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Общее количество часов, отводимое на курс,-32 часа
Содержание курса «В мире профессий».
Тема 1.Введение. Цели и задачи курса. Формирование у учащихся установки на саморазвитие в рамках занятий по профориентации
Тема 2. Что такое профессия. Становление профессии; определение, специальности, должности, характеристики профессий.
Тема 3. Мотивы выбора профессии. Внешние и внутренние социальные факторы выбора профессии.
Тема 4. Барьеры на пути выбора профессии. Возможные ошибки, возникающие при выборе профессии. Последствия неправильно выбранной профессии. Пути преодоления барьеров.
Тема 5. Классификация профессий. Её роль в выборе профессии. Основные признаки профессий, их характеристики.
Тема 6. Отражение характера личности в выбранной профессии. Определение характера, его влияние на выбор профессии, типичные черты характера для определённых профессий.
Тема 7. Здоровье и выбор профессии. Определение профессиональной пригодности. Взаимосвязь здоровья и профессии. Качества, влияющие на профессиональную пригодность.
Тема 8. Описание профессий. Знакомство с новыми профессиями на рынке труда: общая характеристика профессий, требования к индивидуальным особенностям человека, к профессиональной подготовке, медицинские противопоказания.
Тема 9. Трудолюбие и работоспособность. Зависимость трудолюбия и профессиональной успешности.
Тема 10. На пути к успеху. Влияние самооценки на успех. Факторы, сопутствующие успеху.
Тема 11. Профессиональное образование в России. Пути получения профессионального образования. Виды образования в России. Виды учебных заведений и Уровни профессионального образования. Правила выбора учебных заведений.
Тема 12. Требования современного рынка труда к профессионалу. Общее определение рынка труда. Влияние экономических условий на характер труда и профессиональное становление личности. Правила, необходимые для достижения успеха.
Итоговое занятие.
Учебно-тематический план.
Тема | Количество часов | контроль |
Введение | 1 | |
Что такое профессия? | 3 | Краткий обзор |
Мотивы выбора профессии. | 3 | Сочинение-рассуждение |
Барьеры на пути выбора профессии | 2 | Составление ассоциограммы |
Классификация профессий. | 3 | Доклад |
Отражение характера в выборе профессии. | 2 | Эссе |
Здоровье и выбор профессии. | 3 | Сочинение-рассуждение |
Описание профессий. | 3 | Викторина |
Трудолюбие и работоспособность. | 2 | Тест |
На пути к успеху. | 3 | Выказывание |
Профессиональное образование в России. | 3 | Реферат |
Требования современного рынка труда к профессионалу. | 3 | Доклад |
Итоговое занятие. | 1 | Проект (составление коллажа) |
Литература.
Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Просвещение, 1988
Климов Е.А. Психология профессионала. М.,1996
Немов Р.С. Психология.-М., 2001
Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии, С.-Петербург, 2004