СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир птиц. Проект.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мир птиц. Проект.»

Паспорт проекта.

Название проекта «Мир птиц»

Руководитель проекта: Мусатова Юлия Николаевна

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: окружающий мир.

Состав учащихся:2 класс А (8-9 лет)

Тип проекта: информационный

Цель: расширить знания детей о птицах, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи:

  • Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле;

  • Развивать интерес к жизни птиц;

  • Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения;

  • Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами и поговорками.

Проблемные вопросы:

1.Как могут школьники помочь перелетным птицам?

2. Что следует сделать, чтобы сохранить многообразие пернатых и облегчить их жизнь в весенний период?

3. Какие скворечники надо делать?

Предполагаемые результаты:

-изучая и наблюдая за птицами, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.

-учащиеся научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. (развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы).

- научатся контролировать свои поступки, ухаживать за птицами.



 

Актуальность: Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, птицы являются санитарами леса, сами служат пищей животным и человеку, занимают важное место в цепи питания живых организмов. Важное место занимают птицы в научных исследованиях – на птицах ведутся поиски механизмов ориентации животных. И, наконец, человек наслаждается пением и красотой птиц, воспитывая свои эстетические чувства. Но в последние годы описано множество случаев массовой гибели птиц из – за хозяйственной деятельности человека. Проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего человеческого сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю природу. А человек часть природы и вне её существовать не может. Мы - педагоги, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга. Помочь школьникам получить знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать.

Проблема: В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно знаний о птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.

Участники проекта:

  • Учитель

  • Дети.

  • Родители.

Формы и методы работы:

  • Классные часы;

  • Наблюдения за птицами;

  • Создание альбома «Перелётные птицы»;

  • Подборка стихов, загадок, пословиц, поговорок,

  • Выставки рисунков;

 Выводы:

1. Расширились знания детей о птицах.

2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.

3. Повысился познавательный интерес у детей.







Классный час

1. Самоопределение к деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вас приветствовать. Настройтесь на хорошую, совместную работу.

(Включаю песню «Кто ж такие птицы?»)

2.Операционально – технологический этап

А скажите, кто догадался, чему будет посвящено наше занятие?

(Птицам)

- Правильно, а как называется наука об изучении птиц?

- Орнитология. Запомните это слово. Повторите.
Слово это пришло к нам из греческого языка, “орнитос” – означает птица, «логос»- учение. 
Какие мы задачи поставим?

(Вспомнить: Особенность птиц, на какие группы делятся птицы, расширить знания о птицах, охрана птиц)

Какую первую задачу мы поставили?

(Чем отличаются птицы от других животных)

-Птицы везде- над нами, вокруг нас, в лесу,в поле, в горах. Птиц очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит.

- Как мы будем отличать птиц от других животных (тело покрыто перьями, способность летать, хороший слух, передвигаются при помощи пары ног)

Игра «Рыба, птица, зверь»

Игроки стоят по кругу, водящий в центре. Он произносит: «Рыба, птица, зверь»… и при этом по очереди показывает на игроков пальцем. Тот, на ком он решит остановиться, должен соответственно назвать птицу, рыбу или зверя. Если ошибся или думает очень долго – выбывает из игры.

- Молодцы! Поиграв в игру, вы сами убедились, что не должны путать птиц от других животных.

1 апреля – Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана международная конвенция об охране птиц. В России , по инициативе юных натуралистов День птиц появился в 1926 году.

- Какую вторую учебную задачу мы ставили перед собой?
(На какие группы делятся птицы)

Ученик: Бывают птицы разные

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму,

На добрый, теплый юг.

Другие- те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

- На какие группы делятся птицы(перелетные, зимующие(оседлые, кочующие))

- Отгадайте загадки, и скажите к какой группе относятся:

1.Кто на елке , на суку

Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку?» (кукушка, перелетные)

2.Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь, зимующий)

3.Черный, проворный,

Кричит «крак»-

Червякам враг (Грач, перелетные)

4. Воздух режут без усилья,

Как серпы кривые крылья.

Промелькнет- не разглядишь,

Так летает только…(Стриж, перелетные)

- Молодцы! Какую задачу мы решили?

(На какие группы делятся птицы)

-Давайте решим третью учебную задачу. Какую?

(расширить знания о птицах)

Ученик: «Красив и нежен лес весенний
Сияет солнышко с небес.
А кое – где расцвел подснежник,
В цветы одет весенний лес.
И вот настал тот самый день
Для насекомых и зверей ,
Для птиц и всех, всех, всех в лесу

Встречать красавицу весну»

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- О какой группе птиц пойдет речь?( о перелетных)

(Сообщения детей о птицах)

Грач (пение птицы)

Весной грач прилетает рано, еще лежит снег на полях. Грачи всеядны, питаются червями и личинками насекомых которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю. Гнездятся на деревьях большими колониями. Гнездо строит из сухих сучьев, выстилает сухой травой, иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а также использует различный мусор. Гнездовая колония существуют очень долго даже десятилетия. Один раз в год бывает одна кладка из 3-7 яиц. Птенцы появляются через 16-20 дней. Вылет грачат из гнезда происходит через 30 дней.

Ласточка(пение птицы)

Ласточки прилетают около середины мая и приступают к постройкам гнезда и откладыванию яиц. Насиживание продолжается 12-13 суток, выкармливание птенцов - около 20 дней. В конце июня наблюдается вылет птенцов. Пение ласточек напоминает щебет, который заканчивается характерной трелью. Ведут общественный образ жизни, собираясь в большие группы и вместе усаживаясь на провода и другие возвышения. Они гнездятся большими колониями. Питаются ласточки насекомыми: мухи, кузнечики, сверчки, стрекозы, жуки и другие летающие насекомые. Большинство жертв они ловят в полёте, и на лету способны кормить своих питомцев.

Скворец(пение птицы)

Весной первыми прилетают самцы, которые тут же начинают искать себе место для будущего гнезда - дупло, отверстие в стене дома или скворечник. Самки прибывают спустя несколько дней, и пары приступают к обустройству гнезда. Строят гнездо оба родителя, в качестве подстилки используются сухие веточки деревьев, корешки, стебли, листья, шерсть и перья других птиц. Обычно кладка состоит из 4-6 светло-голубых яиц без крапинок. Птенцы появляются через 11-13 дней. Добычей корма для птенцов занимаются как самец, так и самка, причём на его поиски они улетают одновременно, оставляя птенцов в гнезде одних. В первое время родители кормят птенцов мягкой пищей, но по мере роста приносят им и более жёстких насекомых: кузнечиков, жуков, крупных гусениц и улиток. Птенцы покидают гнездо через 21-23

Соловей(пение птицы)

Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда на земле или очень низко, в кустах. В кладке 4-6 зеленоватых или голубоватых с пятнами яиц. Насиживает только самка 13 суток. Питается пауками, насекомыми, червями, ягодами

Кукушка(пение птицы)

Кукушки ведут одиночный образ жизни, гнёзд не строят, яиц не насиживают. Самки подкладывают свои яйца в гнёзда других птиц. Хозяева обнаруживают подмену в очень редких случаях. Птенцы появляются на 12-13 день. Птенец кукушки выбрасывает из гнезда яйца или новорожденных птенцов птицы-хозяина. Широко открывая свой ярко окрашенный оранжевый рот, птенец постоянно требует еды, поэтому родители просто игнорируют упавших птенцов. Птенец кукушки быстро растёт. На 20—22 сутки он покидает гнездо, в два-три раза превосходя своих родителей по размеру. Родители докармливают птенца ещё 2—3 недели. Кукушка питается крупными мохнатыми гусеницами дубовых и сосновых шелкопрядов, которых не едят мелкие певчие птицы,

Полевой жаворонок(пение птицы)

Полевой жаворонок размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперения. Спина у него серого цвета, иногда коричнево—жёлтая с пёстрыми вкраплениями , оперение живота белого цвета, грудь, довольно широкая для изящной птички, имеет коричневые пёстрые перья. Голова полевого жаворонка, аккуратная и более утончённая, чем голова воробья, украшена небольшим хохолком, хвост окаймляют белые перья. Над тёмными глазами  — светлая бровь. Окраска полевого жаворонка покровительственная, она помогает ему маскироваться в траве и на земле. Самца можно отличить от самки по более крупным размерам и по песне, которая отсутствует у самки.

- Какую задачу мы решили?(расширить знания о птицах)

Важной составной частью всех систем планеты являются птицы. Роль птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, птицы являются санитарами леса, сами служат пищей животным и человеку, занимают важное место в цепи питания живых организмов. Важное место занимают птицы в научных исследованиях – на птицах ведутся поиски механизмов ориентации животных. И, наконец, человек наслаждается пением и красотой птиц, воспитывая свои эстетические чувства. Но в последние годы описано множество случаев массовой гибели птиц из – за хозяйственной деятельности человека. Проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего человеческого сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю природу. А человек часть природы уничтожая природу, уничтожаем себя.

- Вспомним правила охраны птиц. (учащиеся называют правила)

Творческая работа «Домик для скворушки»

Рассказ ученика:Мы с папой построили домик для скворцов. Я узнала о том, что нельзя делать птичьи домики из фанеры: в них холодно и беспокойно. Скворечники изготавливают из досок толщиной не менее 1 см. В передней стенке сверлят круглое или квадратное отверстие. Крышку делают плоской, шире дна, чтобы впереди был небольшой навес для защиты гнезда от попадания дождя или снега через отверстие. Мы повесили скворечник …….


3.Рефлексия

- Какие познавательные задачи урока мы решили?

Оцените свою деятельность на уроке. По смайликам

Вспомогательные слова:

Я познакомился..

Мне захотелось..

Мне понравилось..

Я затруднялся…

Пригодятся ли вам знания об орнитологии?












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!