ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРТСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Способствовать восприятию фортепианного цикла П.И. Чайковского "Детский альбом";
Уметь называть пьесы из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Детский альбом»;
Знать композитора П.И. Чайковского;
Знать пьесы из фортепианного цикла П.И. Чайковского "Детский альбом";
2.
Показать неразрывную связь выразительных и музыкальных средств для создания в воображении ребенка музыкального образа;
Развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка, (что бы я нарисовал, если бы был художником, слушая музыку);
Воспитывать эмоционально-целостное отношение к музыке П. И. Чайковского.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Мотивационный этап | Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Игоревна и сегодня, я проведу у вас урок музыки. Проверьте всё ли у вас готово к началу урока. Вы любите преодолевать трудности? – Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. – Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. – Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? – Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке? Тогда начинаем. | Приветствуют. Проверяют готовность к уроку. Поднимают руки | |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в построении системы знаний; | Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Мы перенесемся на 150 лет назад, в то время, когда не было ни электричества, ни радио, ни телевидения. Люди передвигались не на машинах, автобусах и троллейбусах, а в каретах, запряженными лошадьми. А дети получали не такие подарки, как современные дети. Какие подарки сейчас дарят мальчикам? А какие подарки получают сейчас девочки? Много лет назад мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками. А девочкам, также как и сейчас дарили кукол в красивых бальных платьях. Тогда же, почти 150 лет назад жил композитор Петр Ильич Чайковский. Он сочинил пьесы, которые собрал в сборник под названием «Детский альбом». И подарил он их своему племяннику Володе Давыдову, чтобы ему было интересно учиться играть на фортепиано. Петр Ильич так написал в письме отцу Володи: «Скажи Бобику (так называли Володю дома), что напечатаны ноты с картиночками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: «Посвящается Володе Давыдову». Эти пьесы – маленькие музыкальные картинки, о жизни детей, которые жили много-много назад. И сейчас дети, которые учатся в музыкальной школе и у нас, в гимназии, играют пьесы из «Детского альбома». На прошлом уроке вы знакомились с несколькими произведениями из детского альбома П. И. Чайковского, и сейчас я вам предлагаю вспомнить одно из них. А сейчас закрыли глазки и со звуками музыки мы перенесемся в далекие времена и заглянем в дом Володи Давыдова. Дом большой, красивый, топится камин, вкусно пахнет пирогами. Все, взрослые и дети готовятся к приему гостей, и Володя тоже в ожидании праздника. Мы послушаем первую пьесу, и вы мне скажете, какая музыка по характеру, и что в этот момент может делать Володя. Слушание пьесы «Сладкая греза». Какая музыка? А что же делает Володя? Какие эмоции вы испытали? Используйте для ответа эмоциональный ряд. Как называется эта пьеса? | - машинки, телефоны, компьютерные игры. - кукол, телефоны, красивые платья. Воспринимают - нежная, ласковая, немного печальная. - поет, играет на фортепиано, танцует, мечтает. -безмятежность, интерес - «Сладкая грёза» | Видеоряд Слайд 1 |
Выявление причины затруднения | Греза – это сладкая мечта, сладкий сон. Володя мечтает, что же ему принесут в подарок? Это нам с вами и предстоит сегодня узнать. Как вы думаете, о чём сегодня будем разговаривать? Верно, тема нашего урока «Мир ребёнка в музыкальных образах» Какую цель поставим? Верно. | -Не знаем. О пьесах из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Актуализировать знания о пьесах из «Детского альбома» П. И. Чайковского. | Слайд 2 Слайд 3 |
Построение проекта выхода из затруднения | Посмотрите на экран. Как называется этот инструмент? Что вы о нем знаете? Какой еще похожий на него инструмент существует? Посмотрите на эти инструменты. Что схожего между ними, а в чем отличие? Название фортепиано произошло от двух слов – форте – громко, и пиано – тихо. У обоих инструментов основная часть – клавиатура, нажимая на которую можно извлекать различные звуки. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского. П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле. Его маленький племянник в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый "пианист". Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии. "Детский альбом" - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей". Сейчас мы с вами откроем одну из страниц альбома и узнаем какой же подарок приготовил известный русский композитор для своего племянника. | -фортепиано -рояль Высказываются. | Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 |
5. Реализация построенного проекта. | Мы послушаем следующую пьесу, а вы мне скажете, какая музыка по характеру и какой подарок принесли Володе? Слушание пьесы «Игра в лошадки». Какая музыка? Что же подарили Володе? Молодцы! Эта пьеса называется «Игра в лошадки» Я сел на лошадку свою златогривую, Сел и помчался по дому, по комнатам, Мимо стола, этажерки и тумбочки, Мимо кота, на диване лежащего, Мимо сидящей с вязанием бабушки. Какие эмоции вы испытывали при прослушивании данной пьесы? Для ответа используйте эмоциональный ряд, но для начала прослушаем произведение еще раз. Володе подарили большую красивую коробку. А что в ней лежит, мы сейчас узнаем. Мы будем слушать музыку, а вы пальчиками на парте попробуете изобразить, что можно делать под эту музыку. Слушание пьесы « Марш деревянных солдатиков». Что же в коробке? А что делали ваши пальчики? Значит, что мы слушали? А какая была музыка? Молодцы! Пьеса называется «Марш деревянных солдатиков». Гремят наши пушки, штыки блестят! Отличная игрушка, любимая игрушка — коробочка солдат. Какие эмоции вы испытывали при прослушивании данной пьесы? Для ответа используйте эмоциональный ряд, но для начала прослушаем произведение еще раз. | - радостная, игривая, резвая, скачущая. - лошадку Повторное слушание. Эмоции: радость, восторг - солдатики. - маршировали. - марш. - бодрая, задорная, кукольная, игрушечная. Воспринимают. Эмоции: воодушевление. | Видеоряд Слайд 7 Видеоряд Видеоряд Слайд 7 Видеоряд |
Первичное закрепление во внешней речи. | Какая пьеса П. И. Чайковского вам понравилась больше и почему? У вас на парте лежит кроссворд. Мы сейчас разгадаем его. Цифра 1 по вертикали – фамилия русского композитора, который подарил цикл пьес «Детский альбом» своему племяннику Володе Давыдову (Чайковский). Цифра 2 по вертикали – музыкальная загадка. Что это за пьеса? Как она называется? Слушание фрагмента пьесы «Марш деревянных солдатиков» А теперь отгадываем слово – музыкальный жанр, слово из названия пьесы (марш). Цифра 3 по вертикали – жанр песни, которую поют мамы на ночь детям (колыбельная). Цифра 4 по вертикали – музыкальная загадка – слово из названия этой пьесы. Слушание фрагмента пьесы «Сладкая греза». Что же это за слово? - греза. Что оно означает? - мечта. По горизонтали мы получим профессию человека, который сочиняет музыку (композитор). Проверим себя с помощью эталона | Высказывают свое мнение. | Слайд 8 |
Самостоятельная работа с самопроверкой. | Сейчас я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию к понравившейся вам пьесе. (10 минут) | Создают иллюстрации | |
Включение в систему знаний | Итак, сейчас проверим, как вы запомнили пьесы. Отвечаем по поднятой руке. Учитель включает пьесы, задача детей правильно их назвать. | Марш деревянных солдатиков Сладкая греза Игра в лошадки | |
Рефлексия деятельности на уроке. | О чем мы говорили на сегодняшнем уроке? Как называется сборник, в который вошли пьесы для детей? Кому посвятил Пётр Ильич "Детский альбом"? Сколько пьес входит в "Детский альбом"? Что нового вы узнали? Что на уроке вам понравилось больше всего? Что вызвало трудности. Всем спасибо, вы очень старательные и трудолюбивые, мне было приятно с вами работать. Урок окончен. | О пьесах Детский альбом Своему племяннику 24 Ответы детей | |