Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10» х. Хапачёв
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по УВР Цеева З.М. И.о. директора Мерзаканов М.Я.
МБОУ «СОШ №10» х.Хапачёв МБОУ «СОШ №10» х.Хапачёв
____________/__________________ ______________/________________
подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи
Приказ №____от _______2023 г.
Рабочая программа поисково-исследовательской дятельности
курса
«Мир слов- всему название дано»
для обучающихся 2 класса
Составила учитель начальных классов
Яхутлева А.З.
х.Хапачёв
2023-2024 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир слов-всему название дано» для
2 класса
разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами :
-федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (ФГОС НОО),
-положение об утверждении перечня курсов внеурочной деятельности для
обучающихся
уровней НОО ООО от ______________
-учебного плана МБОУ «СОШ№10» х. Хапачев и рабочей программы воспитания на
2023-2024 учебный год от ________________
-на курс внеурочной деятельности во 2 классе отводится 34 часа (1ч в неделю, 34
учебные недели).
Пояснительная записка
Курс связанный с изучением русского языка в начальной школе, направлен на достижение следующих целей:
осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
овладение учебными действиями с единицами языка, умение знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
практического использования знаний.
В курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
Ценностные ориентиры содержания курса. Важными ориентирами содержания данного курса являются:
развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
формирование представлений о языке как универсальной ценности;
изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений,
связанных с изучением языкового пространства;
развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Содержание программы
Правильное ударение и произношение слов.
Универсальные учебные действия:
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
анализировать информацию, представленную на рисунке;
сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
наблюдать за функцией и ударением в слове;
контролировать правильность постановки ударения в словах;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);
находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):
разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов»,
«Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;
проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».
Универсальные учебные действия:
сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.
Практическая и игровая деятельность:
чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
рисование: «Весёлая буква Ё».
Всему название дано
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Универсальные учебные действия:
формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
воспринимать на слух и понимать информационный текст;
сравнивать толкование слова в различных словарях;
самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
Практическая и игровая деятельность:
игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...»;
проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
конкурс «Придумываем название для новых конфет».
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
Универсальные учебные действия:
моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
наблюдать образование слов в русском языке;
анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями.
Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том,
являются ли слова родственными;
наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;
группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);
взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность:
игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,
«Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;
лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
конструирование слов по словообразовательным моделям;
проект «Как конфеты получают свои названия».
Секреты правильной речи Универсальные учебные действия:
наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении.
Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
оценивать уместность использования слов в тексте;
наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
Практическая и игровая деятельность:
игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;
решение кроссвордов;
составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы»,
«Собираю фразеологизмы»;
Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы: познавательный интерес к новому материалу; ответственность за свои поступки, поступки других людей на основе элементарных знаний об обустройстве мира, понимания элементарных проблем – экологических, экономических, гуманитарных.
У обучающихся будут сформированы:
потребность в познавательной деятельности, интерес к событиям, происходящим в мире, научным открытиям, понимание роли человека в развитии общества.У обучающихсяа будут сформированы:
мотивация к познавательной деятельности; положительные эмоции от интеллектуальной деятельности, элементарные научные знания об обустройстве общественного мира, мира природы, человека и его взаимоотношений с окружающим.
У обучающихся будут сформированы:
широкие учебно-познавательные мотивы, желание заниматься интеллектуальной деятельностью, потребность преобразовывать мир на основе научных знаний и представлений об его устройстве.
Метапредметные и предметные результаты освоения программы курса
В процессе изучения данного курса обучающиеся получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ | Тема | Кол часов | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Звуки вокруг нас. | 1 | | |
2. | Бессмыслица + бессмыслица = смысл. | 1 | | |
3. | Полоса препятствий. | 1 | | |
4. | Рисуем звуками. | 1 | | |
5. | Трудности | 1 | | |
6. | Буквы старые и новые. | 1 | | |
7. | Так считали наши предки. | | | |
8. | Страницы древних книг. | | | |
9. | Загадки русской графики. | | | |
10 | Рождение языка. | 1 | | |
11 | Сколько слов в языке? | 1 | | |
12 | Имена, имена, имена... | 1 | | |
13 | Увлекательные истории о самых простых вещах. | 1 | | |
14 | Словари — сокровищница языка. | 1 | | |
15 | «Дальние родственники». | 1 | | |
16 | Слова «готовые» и «сделанные». | 1 | | |
17 | Есть ли «родители» у слов? | 1 | | |
18 | Внимание, корень! | 1 | | |
19 | Такие разные суффиксы. | 1 | | |
20 | Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? | 1 | | |
21 | Что нам стоит слово построить? | 1 | | |
22 | Словарное богатство русского языка. Выбираем точное слово. | 1 | | |
23 | Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик» | 1 | | |
24 | Одно или много? | 1 | | |
25 | Когда у слов много общего? | 1 | | |
26 | Когда значения спорят? | 1 | | |
27 | Слова одинаковые, но разные. | 1 | | |
28 | «Местные жители» и «иностранцы». | 1 | | |
29 | Как рождаются слова | 1 | | |
30 | Выбор фразеологизма в речи. | 1 | | |
31 | Выбор фразеологизма в речи. | 1 | | |
32 | Игры со словами | 1 | | |
33 | Кроссворды | | | |
34 | Живая и весёлая буква алфавита. | | | |
ИТОГО: 34 |