СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир слов всему название дано

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мир слов всему название дано»






Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10» х. Хапачёв




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УВР Цеева З.М. И.о. директора Мерзаканов М.Я.

МБОУ «СОШ №10» х.Хапачёв МБОУ «СОШ №10» х.Хапачёв

____________/__________________ ______________/________________

подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи

Приказ №____от _______2023 г.






Рабочая программа поисково-исследовательской дятельности

курса

«Мир слов- всему название дано»

для обучающихся 2 класса







Составила учитель начальных классов

Яхутлева А.З.








х.Хапачёв

2023-2024 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир слов-всему название дано» для

2 класса

разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами :

-федерального государственного образовательного стандарта начального общего

образования (ФГОС НОО),

-положение об утверждении перечня курсов внеурочной деятельности для

обучающихся

уровней НОО ООО от ______________

-учебного плана МБОУ «СОШ№10» х. Хапачев и рабочей программы воспитания на

2023-2024 учебный год от ________________

-на курс внеурочной деятельности во 2 классе отводится 34 часа (1ч в неделю, 34

учебные недели).


Пояснительная записка

Курс связанный с изучением русского языка в начальной школе, направлен на достижение следующих целей:

  • осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

  • овладение учебными действиями с единицами языка, умение знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

  • практического использования знаний.

В курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

Ценностные ориентиры содержания курса. Важными ориентирами содержания данного курса являются:

  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

  • формирование представлений о языке как универсальной ценности;

изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений,

  • связанных с изучением языкового пространства;

  • развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

  • включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Содержание программы

Правильное ударение и произношение слов.

Универсальные учебные действия:
  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • анализировать информацию, представленную на рисунке;

  • сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

  • наблюдать за функцией и ударением в слове;

  • контролировать правильность постановки ударения в словах;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

  • находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):
  • разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

  • игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов»,

«Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

  • проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

  • мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

Универсальные учебные действия:
  • сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

  • интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

  • наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

Практическая и игровая деятельность:
  • чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

  • экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

  • конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

  • рисование: «Весёлая буква Ё».

Всему название дано

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Универсальные учебные действия:
  • формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

  • составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

  • воспринимать на слух и понимать информационный текст;

  • сравнивать толкование слова в различных словарях;

  • самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

  • оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

Практическая и игровая деятельность:
  • игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

  • мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...»;

  • проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

  • конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

Универсальные учебные действия:
  • моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

  • самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

  • наблюдать образование слов в русском языке;

  • анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями.

Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том,

  • являются ли слова родственными;

  • наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

  • группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

  • взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

  • находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность:
  • игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,

«Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

  • лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

  • конструирование слов по словообразовательным моделям;

  • проект «Как конфеты получают свои названия».

Секреты правильной речи Универсальные учебные действия:
  • наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении.

Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

  • самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

Практическая и игровая деятельность:
  • игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;

  • решение кроссвордов;

  • составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы»,

«Собираю фразеологизмы»;

  • составление шуточных рассказов и стихов.


Планируемые результаты


Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы: познавательный интерес к новому материалу; ответственность за свои поступки, поступки других людей на основе элементарных знаний об обустройстве мира, понимания элементарных проблем – экологических, экономических, гуманитарных.

У обучающихся будут сформированы:

потребность в познавательной деятельности, интерес к событиям, происходящим в мире, научным открытиям, понимание роли человека в развитии общества.У обучающихсяа будут сформированы:

мотивация к познавательной деятельности; положительные эмоции от интеллектуальной деятельности, элементарные научные знания об обустройстве общественного мира, мира природы, человека и его взаимоотношений с окружающим.

У обучающихся будут сформированы:

широкие учебно-познавательные мотивы, желание заниматься интеллектуальной деятельностью, потребность преобразовывать мир на основе научных знаний и представлений об его устройстве.

Метапредметные и предметные результаты освоения программы курса

В процессе изучения данного курса обучающиеся получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.



Календарно-тематическое планирование 2 класс


Тема

Кол часов

Дата по плану

Дата по

факту

1.

Звуки вокруг нас.

1



2.

Бессмыслица +

бессмыслица = смысл.

1



3.

Полоса препятствий.

1



4.

Рисуем звуками.

1



5.

Трудности

1



6.

Буквы старые и новые.

1



7.

Так считали наши предки.




8.

Страницы древних книг.





9.

Загадки русской графики.




10

Рождение языка.

1



11

Сколько слов в языке?

1



12

Имена, имена, имена...

1



13

Увлекательные истории о самых простых вещах.

1



14

Словари — сокровищница языка.

1



15

«Дальние родственники».

1



16

Слова «готовые» и

«сделанные».

1



17

Есть ли «родители» у слов?

1



18

Внимание, корень!

1



19

Такие разные суффиксы.

1



20

Когда нужно

«приставить»,

«отставить» и

«переставить»?

1



21

Что нам стоит слово построить?

1



22

Словарное богатство русского языка. Выбираем точное слово.

1



23

Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик»

1



24

Одно или много?

1



25

Когда у слов много общего?

1



26

Когда значения спорят?

1



27

Слова одинаковые, но разные.

1



28

«Местные жители» и «иностранцы».

1



29

Как рождаются слова

1



30

Выбор фразеологизма в речи.

1



31

Выбор фразеологизма в речи.

1



32

Игры со словами

1



33

Кроссворды




34

Живая и весёлая буква алфавита.






ИТОГО: 34