Тема урока: «Одушевлённые - значит живые…»
Класс: 5
Оборудование: ноутбук, карточки, учебник
Цели:
- Учить учащихся классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепить знания об имени существительном.
- Развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность. Пробудить творческую активность учащихся
- Воспитывать сдержанность, умение выслушивать товарищей. Развивать интерес к русскому языку. Воспитывать чувства вежливости, уважения ко взрослым на конкретном материале.
План урока.
- 1. Организационный момент:
- 2. Стихотворение об имени существительном.
- Дом лингвистики. Что изучает морфология. Повторение изученного материала.
- Изучение нового материала
- Словарный диктант. Формулировка новой темы.
- Объяснение понятий категорий одушевленности и неодушевленности. Вывод.
- Закрепление.
- Задание №1
- Задание №2
- Физминутка.
- Работа с текстом.
- Вывод.
- Итоги урока. Задание на дом.
Ход урока.
1. Орг. Момент:
- На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься. Запись числа, классной работы. - А для начала ответьте, о чём пойдёт сегодня речь? Слово учителя.
2. Посмотрите на экран. Перед вами изображён «Домик лингвистики». Ответьте мне, на каком этаже живет Имя существительное?
(Правильно, на этаже МОРФОЛОГИЯ.)
Что изучает морфология? (ЧАСТИ РЕЧИ)
- Мы с вами, изучая морфологию, на прошлых уроках говорили об имени существительном. Сейчас я хочу проверить, что вы знаете об этой части речи.
- Итак, я буду начинать фразу, а вы продолжите ее.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ___________.
Имя существительное отвечает на вопросы _____________?
Имя существительное относится к одному из трёх родов:
Изменяется по ____________ и ____________.
К 1 склонению относятся имена существительные _____________________.
Ко 2 склонению относятся имена существительные ____________________.
К 3 склонению относятся имена существительные ______________________.
В предложении чаще всего является ______________или ______________.
Молодцы!
3. Стихотворение об имени существительном.
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным- полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
(А.Шибаев)
(об имени существительном)
4. Объяснение новой темы.
Запись в тетрадь.
Первую часть темы мы с вами сформулировали, а для того, чтобы определить вторую часть темы, мы должны выполнить словарный диктант.
На экране напечатаны слова с пропущенными орфограммами.
Асфальт, местность, опасность, можжевельник, ровесник, сверстник, солнце, кружка, вестник, человечек, ложь, положение, тетрадь, печь, брошь, меч.
Учитель: - Почитайте эти слова про себя. Какую часть речи представляют эти слова?
(имя существительное)
- Наше задание разделить слова на две группы, записать их, вставляя орфограммы, объясняя их написание.
- На какие две группы мы разделим данные слова? (на одушевлённые и неодушевлённые)
Учитель: - Кто сформулирует тему нашего урока?
(Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые)
Верно.
- А цель нашего урока – учиться грамотно делить имена существительные на одушевлённые и неодушевлённые.
- Визуально разделите страницу пополам.
В первый столбик мы запишем слова одушевлённые, которые отвечают на вопрос – КТО?, а во второй – неодушевлённые, которые отвечают на вопрос – ЧТО?
КТО? ЧТО?
МастерицЫ зАкат
ЕжИ рОсток
ПчЕлка цИфра
ДевчОнка ЖЕлуДь
ДеревЬя
Учащиеся записывают слова в два столбика, разделяя их на одушевлённые и неодушевлённые, вставляя буквы, объясняя их написание.
Учитель: прочитайте только те слова, в которых отразились темы 3 четверти…
Проверьте написание слов по эталону.
Вывод:
Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевлённые.
Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные.
Главный вопрос нашего урока: почему к одним существительным мы задаем вопрос кто?, а к другим – что?
- Сегодня мы продолжим учиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Казалось бы, нет ничего проще – поставил вопрос и определил – одушевлённое или неодушевлённое имя существительное. Но у биологов и лингвистов не совпадают представления о живом. Биологи считают, что росток и поросль живые. Наши предки «видели» мир не так, как мы, поэтому дерево, трава, тюльпан для них были одушевлёнными, мы же считаем сейчас одушевлёнными людей, зверей, насекомых. А что значит одушевлённый? (Живущий, дышащий, имеющий дух.) Какой корень в слове одушевлённый?
- Что означают неодушевлённые существительные? (Неживую материю)
Продолжим разграничивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные? (продолжаем записывать в столбики) Легко ли разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные? Не всегда.
Дитя, ручьи, чудище, лисички?
- Определение категории одушевлённости и неодушевленности.
- Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения
одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот способ должны открыть вы сами. Сначала определите, о каких лисичках идет речь?
В нашем питомнике нет лисичек. (кого? – зверей)
Набрал корзину лисичек. (чего? – грибов)
- Просклоняем существительные. Что это значит? (изменение по падежам)
1 вариант 2 вариант
- И.п. (кто?) лисички (что?) лисички
- Р.п. (кого?) лисичек (чего?) лисичек
- Д.п. (кому?) лисичкам (чему?) лисичкам
- В.п. (кого?) лисичек (что?) лисички
- Т.п. (кем?) лисичками (чем?) лисичками
- П.п. (о ком?) о лисичках (о чем?) о лисичках
-
Какую разницу вы заметили при склонении?
Вывод: Во мн. числе у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.падежом, а у неодушевлённых существительных В.падеж совпадает с И. падежом.
Одушевленные (мн.ч.)
В.п. = Р.п.
|
Неодушевленные (мн.ч.)
В.п. = И.п.
|
Вывод:
Определение категории одушевлённости и неодушевлённости не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе.
Предметы лишены жизни, но категория определяется по-разному.
Поэтому к одушевлённым существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре.
К неодушевлённым относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун.
К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых существ - они "рождаются", "дышат", "развиваются", "цветут", "размножаются" и "умирают", но не способны передвигаться).
Вопрос:
Одушевлёнными или неодушевлёнными являются следующие имена существительные?
Вижу орла – вижу Орёл
Позвать дворника – включить дворники
Вывод: Разграничение одушевлённых и неодушевлённых существительных зависит от их лексического значения. Грамматический способ разделения существительных на одушевлённые и неодушевлённые – это совпадение форм родительного и винительного падежей множественного числа у существительных одушевлённых, а именительного и винительного падежей – у неодушевлённых.
Одушевленность или неодушевленность – это постоянный признак каждого имени существительного.
- Закрепление:
- 1.Задание _________
- 2.Задание _________
- Найдите имена существительные в заколдованных словах.
3.Разминка для глаз.
Открываем глазки - раз,
А зажмуриваем - два,
Раз, два, три, четыре,
раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
Закрепление материала.
Я сейчас буду диктовать слова, а вы определите одушевленные они или неодушевленные. Если слово одушевленное, поднимайте правую руку. Если слово неодушевленное – левую.
Учитель диктует слова: малина, воробей, сорока, горох, земляника, собака, берёза, помидор, медведь, корова, картофель, кукла, толпа.
4.Работа с текстом:
Учитель: - Ребята, послушайте, пожалуйста, текст.
Смысл слова.
Когда-то словом «пожалуйста» выражали почтительность к старшему по возрасту и приглашали в свой дом усталого путника: «Пожалуй, старче!» Друг, спаси тебя Бог – вот, что напоминает нынешнее «спасибо», и оно поэтому (не) являет?ся простой словесной формулой. Именно сознательное произнесение этих слов одухотворяет нашу жизнь. (выделенные жирным шрифтом места в презентации требуют постановки с объяснением)
Задание 1.
- Что означают привычные слова «вежливости»: пожалуйста и спасибо?
- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
- Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните свой выбор.
- Какие существительные чаще всего используются как обращения? (одушевлённые)
Задание 2.
- Выпишите из текста 1 – вариант: все существительные одушевлённые, 2 – вариант – существительные неодушевлённые.
Проверка по эталону
Одушевленные
|
Неодушевленные
|
Старший
Путник
Старче
Друг
Бог
|
Словом
Возрасту
Дом
Формула
Слов
Жизни
|
Задание 3.
Подберите синоним к слову усталого – утомлённого
(вспоминаем, что такое синоним)
Молодцы, ребята!
5.Вывод по уроку. Какие имена существительные относятся к одушевлённым? (Отвечающие на вопрос КТО?)
- Какие имена существительные относятся к неодушевлённым? (Отвечающие на вопрос ЧТО?)
- Какое основное правило нужно помнить при определении одушевлённых и неодушевленных существительных?
Деление на одушевленные и неодушевленные существительные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое.
Во множественном числе у одушевлённых имен существительных совпадают формы В.п. и Р.п., а у неодушевлённых – В.п. и Им. П.
- Рефлексия.
Понравился вам урок?
Захотелось вам еще больше узнать о тайнах русского языка?
Домашнее задание ________________
Выпишите из словаря по 10 слов, отвечающих на вопросы «Что?» и «Кто?»
Выставление отметок.